Однако ж , как и все предприятия, колхозы и прочая, университет должен был выполнять план пятилетки, а тут не все шло гладко. Вот длинный , но любопытный доклад ректора от 1974 года :
Информация КГУ Министерству высшего образования РСФСР
«О мерах по обеспечению выполнения пятилетнего плана деятельности Калининградского государственного университета»
1 июля 1974 г.
Меры по обеспечению выполнения пятилетнего плана развития КГУ определялись решениями XXIV съезда КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей школе от 18 июля 1972 г.33, приказами Министерства высшего образования.
На этой основе университетом были разработаны и выполнялись оперативный и перспективный планы мероприятий по ректорату, деканатам и кафедрам, а также партийным бюро КГУ, комитету ВЛКСМ.
Планы и их выполнение систематически обсуждались и утверждались на ученых советах и партгруппах факультетов, на ученом совете университета и на открытых совместных заседаниях партбюро и ученого совета КГУ. Выполнение принятых решений проверялось как ректоратом, так и партийными организациями университета.
Особенностью условий развития КГУ являлось то, что университет был создан на базе педагогического института, ранее существовавшего в Калининграде и в последствии (1967 г.) преобразованного в университет по инициативе областного комитета КПСС, решением Политбюро ЦК КПСС.
Пединститут успешно справлялся с поставленными перед ним задачами, но в первые годы реорганизации он недостаточно интенсивно перестраивался на университетские рельсы, не придавал должного значения как усилению кафедр кадрами высшей квалификации, так и укреплению научной работы. Так, в 1970 г. на всех кафедрах университета было всего лишь 7 докторов-профессоров, в его научной работе не сформировалось научного профиля. Ярко проявлялось мелкотемье, а все договорные работы оценивались суммой в 80 тыс. руб.
С 1971 г., то есть с начала девятой пятилетки, в свете Директив решений партии и правительства, приказов Министерства началась энергичная реорганизация всей работы университета — по подбору кадров, по совершенствованию учебного процесса, по расширению и укрупнению научной деятельности, углублению идейно-воспитательной работы.
Мы считали, что важнейшими задачами, стоящими перед университетом, являются:
1. Усиление научно-педагогических кадров
В этом направлении были разработаны и осуществлены следующие меры: заключен шефский договор с ЛГУ, по которому на учебно-научную работу пришло шесть докторов наук. По шефскому договору, заключенному с ДКБФ (дважды Краснознаменный Балтийский флот), на новой кафедре — географии океана — было организовано чтение организационных спецкурсов высшим командным составом и сотрудниками Гидрогеографического управления.
Вторым источником поступления докторов-профессоров были конкурсы, объявленные на заведывание кафедрами, утвержденными Минвузом РСФСР, а также установленные контакты с ведущими заведующие всех кафедр общественных наук, математического анализа, ядерной физики, теоретической физики, органической химии, теории международного права, английского языка и др.
В самом университете также были созданы условия и контроль для подготовки докторских кадров. В 1971 — 1972 гг. 2 диссертации защищены, 3 сданы к защите в 1973 г. и 4 будут завершены в 1974 г.
В итоге сегодня в КГУ работает 25 докторов наук, из них 18 находятся в основном штате, в то время как по утвержденному пятилетнему плану в 1975 г. предполагалось иметь в штате 16 докторов. Следовательно, по этим кадрам мы работаем уже на десятую пятилетку.
Если учесть, что кандидатов и докторов наук у нас 145, то всего преподавателей со степенями 60% (от 248).
Значительный рост докторско-профессорского состава повлек за собою и рост аспирантуры. С 20 человек к 1971 г. число аспирантов по всем кафедрам университета сейчас возросло до 65 человек, то есть в 3 раза. Из них 28 человек обучаются в очной аспирантуре и 35 в заочной.
За этот же период рост доцентского состава был обеспечен путем замены части старших преподавателей кандидатами-доцентами.
Использовалась и возможность подготовки кадров в годичной аспирантуре. Первоначально планировалось посылка 2 человек, фактически же послано — 12 (в основном в ЛГУ и МГУ).
Возросло и обеспечение докторами общеобразовательных кафедр, а именно: биологических на 100%, экономико-правовых на 80%, географических на 75%, химических на 67%, физико-математических на 57% и гуманитарных на 30%.
2. Развитие и укрепление научно-исследовательской работы
Большое внимание мы уделяли расширению и укреплению научно-исследовательских работ, развитию хоздоговорной тематике, формированию новых научных направлений и научного профиля.
Сегодня научная работа сформировалась в 3 группы.
а) Темы, группирующиеся вокруг проблемы океана. Их удельный вес в работах 32—33%. В них принимают участие кафедры: географии океана, математического анализа, теоретической физики, физиологии растений, филологии, международного права. Они ведутся по договорам с НИИ, промразведками и СЭКБ Министерства рыбного хозяйства, которые тесно соприкасаются с их теоретическими и прикладными исследованиями. Кроме того часть этих тем ведется по заданиям и тематике геофизических институтов АН СССР и Литовской ССР. Береговые группы сотрудничают с инженерными и проектными организациями, проектирующих берегозащиту и разрабатывающих теоретические вопросы переноса взвешенного материала водными турбулентными потоками. (См. схему.)*
В качестве консультантов и рецензентов по работам этого направления привлекаются Институт акустики АН СССР, Институт им. Сеченова АН СССР, специальные конструкторские бюро и др.
Имеются все основания предполагать, что это направление может перерасти в проблемную лабораторию.
б) Темы, группирующиеся вокруг проблемы исследования ионосферы. Их удельный вес в работах НИСа в настоящее время
составляет 30%. Все они сосредоточены на кафедре экспериментальной физики и ведутся по договорам с обсерваторией Института земного магнетизма АН СССР. Основные темы — разработка теоретических и экспериментальных исследований строения ионосферы, ее математическое моделирование и использование полученных результатов для расчета траектории радиоволн. Значительную долю занимает закрытая тематика.
в) Темы, группирующиеся вокруг проблемы комплексного изучения Калининградской области. Удельный вес этих тем 25%. В них участвуют кафедры физической географии, экономической географии, географии океана, кафедры химико-биологического факультета, кафедра политэкономии и
кафедра истории партии. Работа ведется по договорам с облисполкомом, Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР, промышленными предприятиями области. В 1974 г. по ней сдается монография, охватывающая вопросы природы области, ее ресурсов и народного хозяйства. Также подготавливается атлас области. Выдаются рекомендации по расчету и реконструкции мелиоративной сети.
Таким образом, в научном профиле университета главными являются проблемы «океан — материк — область», .«земля — космос», природные ресурсы.
Перечисленные здесь основные научные направления в сумме общей тематики имеют 90%. В будущем предстоит относительный рост первого и третьего направлений, при некотором снижении второго. Можно с уверенностью сказать, что такая структура научно-исследовательской тематики университета сохранится до конца века.
* Схема опущена из документа.
Анализ тематики научно-исследовательских работ показал, что среди них имеются и мелкие темы. Удельный вес таких мелких тем (по отношению к общей сумме расходов на договорные работы)
составляет сейчас 10—15%. Для ликвидации этого было прекращено заключение мелких договоров, то есть по темам, не укладывающимся в основные проблемы. Таким образом, удельный вес их снижен до 5—6%. По-видимому, большего достигнуть невозможно, так как у местных организаций всегда является необходимостью решение того или иного числа локального вопроса. При заключении новых договоров будет учитываться возможность отнесения такого рода работ тому или иному основному направлению.
3. Улучшение учебного процесса
В КГУ были разработаны и заново пересмотрены программы, практически всех основных курсов и спецкурсов гуманитарных факультетов, физико-математического, химико-биологического и географического факультетов. Закончена работа пятилетнего плана геофака (нового факультета).
Заново разработаны программы и начали по ним спецкурсы по вероятностным методам (доктор В. М. Максимов), по ядерной физике (доктор В. С. Гречишкин), по экспериментальной физике (доктор Р. В. Гострем), по специальным разделам физической химии (доктор С. М. Белоглазов), по органической и аналитической химии (доктор А. А. Морозов), по вопросам демографии (доктор Н. Т. Агафонов), по экономической географии зарубежных стран (доктор С. Б. Лавров), по теории систем в применении к физической географии (доктор М. М. Ермолаев) и др.
Университет принимал участие в создании новых учебных программ по географии для университетов СССР, имея своего представителя в научно-методическом Совета Минвуза СССР (профессор М. М. Ермолаев).
Составлены и подготовлены к изданию учебные пособия на ряде факультетов, а также кафедрой педагогики и психологии — всего 9 пособий. Работают методические советы, лаборатория умственного труда.
Реальным стал вопрос о создании экономического отделения на базе кафедр политэкономии и экономической географии.
С пополнением докторов и кандидатов наук, а также вовлечением студентов в научную работу резко повысились требования к знаниям студентов, хотя в первое время успеваемость снижалась (88%), зато теперь она 89,7%.
По этому разделу в работе университета имеются некоторые недостатки: отстают с защитами аспиранты прежних приемов. В 1973 г. окончили аспирантуру 9 человек, из них 2 защитились, 7 представлены к защите. Это заставило официально предложить руководителям вновь принятых аспирантов усилить текущий контроль за соблюдением сроков ответственными за аспирантуру.
Очень важно получить право проведения защит в университете, о чем мы просим министерство.
4. Ряд специальных мероприятий был проведен для улучшения социальной структуры приема и контингента студентов
Для широкого ознакомления всех желающих поступить в университет и для широкой информации о работе его факультетов, кафедр, читаемых курсов и т. д. был издан справочник «Калининградский университет». Статьи по поводу университета неоднократно появлялись в местной печати, передавались по телевидению и радио, были опубликованы в газетах Архангельска, Мурманска, Свердловска, Киева и ряда других городов. Работе университета — учебной и научной деятельности — были посвящены доклады на заводах «Стройдормаш», КБЗ и др., а также в сети партпросвещения, особенно на курсах повышения квалификации инструкторов сельских райкомов, райисполкомов и т. д. Существенным фактором преобразования социальной структуры студенческого контингента явилась организация подготовительного отделения. В 1971 и 1972 гг. эта возможность была использована не полностью, но в 1973 г. набор составил 100%.
Если рассматривать результат по суммарному признаку «дети рабочих и колхозников», то дело обстоит неплохо: против предлагавшегося плана по набору этого контингента задание выполнено в 1971 г. на 106%, в 1972 г. на 111% и в 1973 г. на 118%. Однако при анализе этих цифр обнаруживается, что этот результат получен за счет рабочего контингента. Такое положение почти не меняется на протяжении 3 лет. Объяснение этому лежит в некоторых особенностях области: в ней распространены польдерные и другие земли, нуждающиеся в интенсивной и технически сложной открытой и подземной мелиорации. Поэтому сельская молодежь охотнее идет в сельхозвузы Белоруссии и Литвы, предпочитая становиться инженерами, а не преподавателями, что их ждет по окончании университета. В качестве меры для выполнения запланированных наборов колхозной молодежи можно предложить открыть при Калининградском университете кафедры мелиорации и гидрологии суши. Это поддерживают и местные организации.
5. Завершение подготовки проектно-сметной документации и другие вопросы строительства и расширения материальной базы
Дальнейшее расширение развития Калининградского университета уже сейчас тормозится недостаточностью материальной базы и, в первую очередь, учебных площадей. В этом направлении были приняты следующие меры. Оформлен отвод земельного участка (площадью в 65 га) для строительства большого комплекса университета. Осуществлено проектирование и проведено обсуждение проекта как в строительных организациях, так и в министерских и областных организациях, а также с подрядными организациями. В ноябре 1973 г. проектирование полностью завершено, проект одобрен Госстроем, прошел все экспертизы и передан в Совмин РСФСР.
В качестве временной меры, хотя бы для небольшой разгрузки площадей главного здания университета, арендована часть стандартной школы (400 кв. м) и в нее переведен юридический факультет, что очень осложнило работу и может рассматриваться как сугубо временная мера, не решающая общей проблемы университета.
В силу этих обстоятельств КГУ стоит сейчас перед реальной опасностью растерять свои высококвалифицированные кадры, вследствие того, что он не обеспечит им условия, необходимые для проведения учебной и исследовательской работы на соответствующем, современном уровне. В первую очередь, следует подчеркнуть, что абсолютно необходимым для работы всех кафедр является наличие вычислительного (ЭВМ) центра. Фактически же для него нет мало-мальски подходящего помещения, и его создание лежит вне пределов возможностей университета. Необходимо создание экономического отделения и расширение НИИС.
Для закрепления полученного результата по всем разделам деятельности университету необходима помощь министерства, а именно:
1. Для размещения наиболее стесненной части лабораторий и кафедр ассигновать в начале 1974 г. 300 тыс. руб. для их включения в план строительства Калининградстроя (на долевое участие) стандартной школы для перевода в нее части факультетов. Принципиальное согласие областных организаций на это есть. Конечно, это не полное решение вопроса, но во всяком случае облегчит положение до ввода нового учебного корпуса. Часть этих средств пойдет на получение жилплощади на долевом участии. Областные и городские организации на это охотно идут.
2. Университет просит учесть, что состояние готовности проекта строительства первой очереди таково, что оно может быть начато в 1974 г. Для этого необходимо изыскать соответствующие средства. Университет просит министерство найти такую возможность, рассматривая ее как прямую необходимость. Мы просим разрешения открытия факультета общественных наук с экономическим отделением (30 человек). Ведется подготовка к созданию комплексного НИИ, городской научной библиотеки.
Итоги выполнения решений XXIV съезда КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля на 1 декабря 1973 г. показывают, что университетом эти директивы выполняются по всем основным направлениям его работы: в университете создан большой коллектив ученых, ведущих преподавание на современном уровне, выполняя большую и интересную, практически важную, а в некоторых случаях уникальную научную работу. Нет оснований сомневаться в том, что такое положение сохранится до конца девятой пятилетки, но дальнейшая сохранность достигнутых позиций подвергается сейчас реальной опасности потери завоеванных позиций, если не оказать ту небольшую помощь, которую университет просит у министерства и на которую он вправе рассчитывать. Приложение: таблица цифровых данных выполнения плана.*
Ректор КГУ, профессор А. А. Борисов
ГАКО.Ф.
Однако ж , как и все предприятия, колхозы и прочая, университет должен был выполнять план пятилетки, а тут не все шло гладко. Вот длинный , но любопытный доклад ректора от 1974 года :
[attachment=5]кгу9.jpeg[/attachment]
[attachment=4]кгу8-1.jpeg[/attachment]
[attachment=3]кгу10.jpeg[/attachment]
[attachment=2]кгу11.jpeg[/attachment]
[attachment=1]кгу12.jpeg[/attachment]
[attachment=0]кгу13.jpeg[/attachment]
[b] Информация КГУ Министерству высшего образования РСФСР
«О мерах по обеспечению выполнения пятилетнего плана деятельности Калининградского государственного университета»
1 июля 1974 г.[/b]
Меры по обеспечению выполнения пятилетнего плана развития КГУ определялись решениями XXIV съезда КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей школе от 18 июля 1972 г.33, приказами Министерства высшего образования.
На этой основе университетом были разработаны и выполнялись оперативный и перспективный планы мероприятий по ректорату, деканатам и кафедрам, а также партийным бюро КГУ, комитету ВЛКСМ.
Планы и их выполнение систематически обсуждались и утверждались на ученых советах и партгруппах факультетов, на ученом совете университета и на открытых совместных заседаниях партбюро и ученого совета КГУ. Выполнение принятых решений проверялось как ректоратом, так и партийными организациями университета.
Особенностью условий развития КГУ являлось то, что университет был создан на базе педагогического института, ранее существовавшего в Калининграде и в последствии (1967 г.) преобразованного в университет по инициативе областного комитета КПСС, решением Политбюро ЦК КПСС.
Пединститут успешно справлялся с поставленными перед ним задачами, но в первые годы реорганизации он недостаточно интенсивно перестраивался на университетские рельсы, не придавал должного значения как усилению кафедр кадрами высшей квалификации, так и укреплению научной работы. Так, в 1970 г. на всех кафедрах университета было всего лишь 7 докторов-профессоров, в его научной работе не сформировалось научного профиля. Ярко проявлялось мелкотемье, а все договорные работы оценивались суммой в 80 тыс. руб.
С 1971 г., то есть с начала девятой пятилетки, в свете Директив решений партии и правительства, приказов Министерства началась энергичная реорганизация всей работы университета — по подбору кадров, по совершенствованию учебного процесса, по расширению и укрупнению научной деятельности, углублению идейно-воспитательной работы.
Мы считали, что важнейшими задачами, стоящими перед университетом, являются:
[b]1. Усиление научно-педагогических кадров[/b]
В этом направлении были разработаны и осуществлены следующие меры: заключен шефский договор с ЛГУ, по которому на учебно-научную работу пришло шесть докторов наук. По шефскому договору, заключенному с ДКБФ (дважды Краснознаменный Балтийский флот), на новой кафедре — географии океана — было организовано чтение организационных спецкурсов высшим командным составом и сотрудниками Гидрогеографического управления.
Вторым источником поступления докторов-профессоров были конкурсы, объявленные на заведывание кафедрами, утвержденными Минвузом РСФСР, а также установленные контакты с ведущими заведующие всех кафедр общественных наук, математического анализа, ядерной физики, теоретической физики, органической химии, теории международного права, английского языка и др.
В самом университете также были созданы условия и контроль для подготовки докторских кадров. В 1971 — 1972 гг. 2 диссертации защищены, 3 сданы к защите в 1973 г. и 4 будут завершены в 1974 г.
В итоге сегодня в КГУ работает 25 докторов наук, из них 18 находятся в основном штате, в то время как по утвержденному пятилетнему плану в 1975 г. предполагалось иметь в штате 16 докторов. Следовательно, по этим кадрам мы работаем уже на десятую пятилетку.
Если учесть, что кандидатов и докторов наук у нас 145, то всего преподавателей со степенями 60% (от 248).
Значительный рост докторско-профессорского состава повлек за собою и рост аспирантуры. С 20 человек к 1971 г. число аспирантов по всем кафедрам университета сейчас возросло до 65 человек, то есть в 3 раза. Из них 28 человек обучаются в очной аспирантуре и 35 в заочной.
За этот же период рост доцентского состава был обеспечен путем замены части старших преподавателей кандидатами-доцентами.
Использовалась и возможность подготовки кадров в годичной аспирантуре. Первоначально планировалось посылка 2 человек, фактически же послано — 12 (в основном в ЛГУ и МГУ).
Возросло и обеспечение докторами общеобразовательных кафедр, а именно: биологических на 100%, экономико-правовых на 80%, географических на 75%, химических на 67%, физико-математических на 57% и гуманитарных на 30%.
[b]2. Развитие и укрепление научно-исследовательской работы[/b]
Большое внимание мы уделяли расширению и укреплению научно-исследовательских работ, развитию хоздоговорной тематике, формированию новых научных направлений и научного профиля.
Сегодня научная работа сформировалась в 3 группы.
а) Темы, группирующиеся вокруг проблемы океана. Их удельный вес в работах 32—33%. В них принимают участие кафедры: географии океана, математического анализа, теоретической физики, физиологии растений, филологии, международного права. Они ведутся по договорам с НИИ, промразведками и СЭКБ Министерства рыбного хозяйства, которые тесно соприкасаются с их теоретическими и прикладными исследованиями. Кроме того часть этих тем ведется по заданиям и тематике геофизических институтов АН СССР и Литовской ССР. Береговые группы сотрудничают с инженерными и проектными организациями, проектирующих берегозащиту и разрабатывающих теоретические вопросы переноса взвешенного материала водными турбулентными потоками. (См. схему.)*
В качестве консультантов и рецензентов по работам этого направления привлекаются Институт акустики АН СССР, Институт им. Сеченова АН СССР, специальные конструкторские бюро и др.
Имеются все основания предполагать, что это направление может перерасти в проблемную лабораторию.
б) Темы, группирующиеся вокруг проблемы исследования ионосферы. Их удельный вес в работах НИСа в настоящее время
составляет 30%. Все они сосредоточены на кафедре экспериментальной физики и ведутся по договорам с обсерваторией Института земного магнетизма АН СССР. Основные темы — разработка теоретических и экспериментальных исследований строения ионосферы, ее математическое моделирование и использование полученных результатов для расчета траектории радиоволн. Значительную долю занимает закрытая тематика.
в) Темы, группирующиеся вокруг проблемы комплексного изучения Калининградской области. Удельный вес этих тем 25%. В них участвуют кафедры физической географии, экономической географии, географии океана, кафедры химико-биологического факультета, кафедра политэкономии и [b]кафедра истории партии.[/b] Работа ведется по договорам с облисполкомом, Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР, промышленными предприятиями области. В 1974 г. по ней сдается монография, охватывающая вопросы природы области, ее ресурсов и народного хозяйства. Также подготавливается атлас области. Выдаются рекомендации по расчету и реконструкции мелиоративной сети.
Таким образом, в научном профиле университета главными являются проблемы «океан — материк — область», .«земля — космос», природные ресурсы.
Перечисленные здесь основные научные направления в сумме общей тематики имеют 90%. В будущем предстоит относительный рост первого и третьего направлений, при некотором снижении второго. Можно с уверенностью сказать, что такая структура научно-исследовательской тематики университета сохранится до конца века.
* Схема опущена из документа.
Анализ тематики научно-исследовательских работ показал, что среди них имеются и мелкие темы. Удельный вес таких мелких тем (по отношению к общей сумме расходов на договорные работы)
составляет сейчас 10—15%. Для ликвидации этого было прекращено заключение мелких договоров, то есть по темам, не укладывающимся в основные проблемы. Таким образом, удельный вес их снижен до 5—6%. По-видимому, большего достигнуть невозможно, так как у местных организаций всегда является необходимостью решение того или иного числа локального вопроса. При заключении новых договоров будет учитываться возможность отнесения такого рода работ тому или иному основному направлению.
[b]3. Улучшение учебного процесса[/b]
В КГУ были разработаны и заново пересмотрены программы, практически всех основных курсов и спецкурсов гуманитарных факультетов, физико-математического, химико-биологического и географического факультетов. Закончена работа пятилетнего плана геофака (нового факультета).
Заново разработаны программы и начали по ним спецкурсы по вероятностным методам (доктор В. М. Максимов), по ядерной физике (доктор В. С. Гречишкин), по экспериментальной физике (доктор Р. В. Гострем), по специальным разделам физической химии (доктор С. М. Белоглазов), по органической и аналитической химии (доктор А. А. Морозов), по вопросам демографии (доктор Н. Т. Агафонов), по экономической географии зарубежных стран (доктор С. Б. Лавров), по теории систем в применении к физической географии (доктор М. М. Ермолаев) и др.
Университет принимал участие в создании новых учебных программ по географии для университетов СССР, имея своего представителя в научно-методическом Совета Минвуза СССР (профессор М. М. Ермолаев).
Составлены и подготовлены к изданию учебные пособия на ряде факультетов, а также кафедрой педагогики и психологии — всего 9 пособий. Работают методические советы, лаборатория умственного труда.
Реальным стал вопрос о создании экономического отделения на базе кафедр политэкономии и экономической географии.
С пополнением докторов и кандидатов наук, а также вовлечением студентов в научную работу резко повысились требования к знаниям студентов, хотя в первое время успеваемость снижалась (88%), зато теперь она 89,7%.
По этому разделу в работе университета имеются некоторые недостатки: отстают с защитами аспиранты прежних приемов. В 1973 г. окончили аспирантуру 9 человек, из них 2 защитились, 7 представлены к защите. Это заставило официально предложить руководителям вновь принятых аспирантов усилить текущий контроль за соблюдением сроков ответственными за аспирантуру.
Очень важно получить право проведения защит в университете, о чем мы просим министерство.
[b]4. Ряд специальных мероприятий был проведен для улучшения социальной структуры приема и контингента студентов[/b]
Для широкого ознакомления всех желающих поступить в университет и для широкой информации о работе его факультетов, кафедр, читаемых курсов и т. д. был издан справочник «Калининградский университет». Статьи по поводу университета неоднократно появлялись в местной печати, передавались по телевидению и радио, были опубликованы в газетах Архангельска, Мурманска, Свердловска, Киева и ряда других городов. Работе университета — учебной и научной деятельности — были посвящены доклады на заводах «Стройдормаш», КБЗ и др., а также в сети партпросвещения, особенно на курсах повышения квалификации инструкторов сельских райкомов, райисполкомов и т. д. Существенным фактором преобразования социальной структуры студенческого контингента явилась организация подготовительного отделения. В 1971 и 1972 гг. эта возможность была использована не полностью, но в 1973 г. набор составил 100%.
Если рассматривать результат по суммарному признаку «дети рабочих и колхозников», то дело обстоит неплохо: против предлагавшегося плана по набору этого контингента задание выполнено в 1971 г. на 106%, в 1972 г. на 111% и в 1973 г. на 118%. Однако при анализе этих цифр обнаруживается, что этот результат получен за счет рабочего контингента. Такое положение почти не меняется на протяжении 3 лет. Объяснение этому лежит в некоторых особенностях области: в ней распространены польдерные и другие земли, нуждающиеся в интенсивной и технически сложной открытой и подземной мелиорации. Поэтому сельская молодежь охотнее идет в сельхозвузы Белоруссии и Литвы, предпочитая становиться инженерами, а не преподавателями, что их ждет по окончании университета. В качестве меры для выполнения запланированных наборов колхозной молодежи можно предложить открыть при Калининградском университете кафедры мелиорации и гидрологии суши. Это поддерживают и местные организации.
[b]5. Завершение подготовки проектно-сметной документации и другие вопросы строительства и расширения материальной базы[/b]
Дальнейшее расширение развития Калининградского университета уже сейчас тормозится недостаточностью материальной базы и, в первую очередь, учебных площадей. В этом направлении были приняты следующие меры. Оформлен отвод земельного участка (площадью в 65 га) для строительства большого комплекса университета. Осуществлено проектирование и проведено обсуждение проекта как в строительных организациях, так и в министерских и областных организациях, а также с подрядными организациями. В ноябре 1973 г. проектирование полностью завершено, проект одобрен Госстроем, прошел все экспертизы и передан в Совмин РСФСР.
В качестве временной меры, хотя бы для небольшой разгрузки площадей главного здания университета, арендована часть стандартной школы (400 кв. м) и в нее переведен юридический факультет, что очень осложнило работу и может рассматриваться как сугубо временная мера, не решающая общей проблемы университета.
В силу этих обстоятельств КГУ стоит сейчас перед реальной опасностью растерять свои высококвалифицированные кадры, вследствие того, что он не обеспечит им условия, необходимые для проведения учебной и исследовательской работы на соответствующем, современном уровне. В первую очередь, следует подчеркнуть, что абсолютно необходимым для работы всех кафедр является наличие вычислительного (ЭВМ) центра. Фактически же для него нет мало-мальски подходящего помещения, и его создание лежит вне пределов возможностей университета. Необходимо создание экономического отделения и расширение НИИС.
Для закрепления полученного результата по всем разделам деятельности университету необходима помощь министерства, а именно:
1. Для размещения наиболее стесненной части лабораторий и кафедр ассигновать в начале 1974 г. 300 тыс. руб. для их включения в план строительства Калининградстроя (на долевое участие) стандартной школы для перевода в нее части факультетов. Принципиальное согласие областных организаций на это есть. Конечно, это не полное решение вопроса, но во всяком случае облегчит положение до ввода нового учебного корпуса. Часть этих средств пойдет на получение жилплощади на долевом участии. Областные и городские организации на это охотно идут.
2. Университет просит учесть, что состояние готовности проекта строительства первой очереди таково, что оно может быть начато в 1974 г. Для этого необходимо изыскать соответствующие средства. Университет просит министерство найти такую возможность, рассматривая ее как прямую необходимость. Мы просим разрешения открытия факультета общественных наук с экономическим отделением (30 человек). Ведется подготовка к созданию комплексного НИИ, городской научной библиотеки.
Итоги выполнения решений XXIV съезда КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля на 1 декабря 1973 г. показывают, что университетом эти директивы выполняются по всем основным направлениям его работы: в университете создан большой коллектив ученых, ведущих преподавание на современном уровне, выполняя большую и интересную, практически важную, а в некоторых случаях уникальную научную работу. Нет оснований сомневаться в том, что такое положение сохранится до конца девятой пятилетки, но дальнейшая сохранность достигнутых позиций подвергается сейчас реальной опасности потери завоеванных позиций, если не оказать ту небольшую помощь, которую университет просит у министерства и на которую он вправе рассчитывать. Приложение: таблица цифровых данных выполнения плана.*
Ректор КГУ, профессор А. А. Борисов
ГАКО.Ф.