Законодательство в области археологии
Добавлено: 05-07-2013 14:29:25
2 июля 2013 года ГосДумой во втором и третьем чтении были приняты поправки в действующее законодательство, которые похоронили перспективы на развитие отечественной археологии, которая и без того представляет из себя жалкое зрелище.
Не для кого не секрет, что российская наука в наше время абсолютно не развивается, мало того – она серьезно снизила показатели в сравнении с наукой советской. Археология, в частности, существует в основном как «охранная», не отличается качеством обработки материала ввиду нехватки времени, финансов и квалифицированных кадров. Качество проведения раскопок оставляют желать лучшего. Хранение, реставрация и консервация археологических находок, полученных в результате раскопок, всегда вызывает серьезные трудности по тем же причинам. Кроме того, находки часто негде хранить. Частично археология перешла в коммерческую сферу, т.е. проведение изысканий за счет застройщика – этот момент создал условия для получение прибыли от собственников земли, на которой обнаружены археологические памятники. Соответственно, здесь начинается «война» за сферу влияния, сплошная коррупция. Бюрократия в отечественной археологии достигла тех же масштабов, что и в других государственных организациях… В таких условиях развитие науки невозможно.
Но археологи предпочли еще сильнее усугубить положение. Определенной группой сотрудников РАН был инициирован законопроект, получивший номер 217902-6. Если говорить коротко о его сути, то основная его направленность – пресечение незаконных археологических изысканий, путем запрета на любые поиски находок, залегающих в «культурном слое» старше 100 лет. Однако новые формулировки позволяют считать «культурным слоем старше 100 лет» любое колхозное поле, лес и иные площади, где в прошлом велась хозяйственная деятельность. Фактически запрет касается всей площади страны без исключения.
Были установленные новые размеры наказания – штрафы для физических лиц определяются сотнями тысяч рублей, а сроки лишения свободы доходят до 6 лет. Ужесточение законодательства касается и самих археологов, которым так же светит серьезное наказание за отступление от правил, не соизмеримое с деяниями. Поправки в различные законодательные акты способствуют развитию коррупции и совсем не пресекают незаконных археологических изысканий. Неэффективность проекта была ясна еще на начальном этапе, но почему то он был принят. Почему это случилось, становится ясно, если посмотреть на закон не со стороны охраны археологического наследия, а под углом влияния на земельные отношения.
Но речь о науке, а не коммерции. Закон фактически запретил деятельность «искателей», которых поставили в один ряд с «черными копателями», что в действительности не равнозначно. Простые «искатели» в отличие от «черных» не нарушали закон, а действовали в его рамках. Они не преследовали финансовый интерес от своих поисков, а по большей части их целью было краеведение и мелкое коллекционирование. Но кто то счел нужным запретить и тех и других, поставив знак равенства не верно.
Причем здесь «искатели» и развитие науки? Для этого стоит обратиться к зарубежному опыту, к примеру, Дании и Великобритании, где археологи тесно сотрудничают с «искателями». Система довольно простая – если любитель поиска находит какой либо археологический артефакт в неизвестном ранее культурном слое, он сообщает об этом археологам, которые выезжают на место для исследований. Найденные предметы передаются в музейный фонд либо возвращаются находчику, если не имеют научного значения. В результате такого взаимодействия, археология этих стран каждый год пополняется многочисленными открытиями.
В нашей стране попытки сотрудничества «искателей» с археологами были – передавали находки, показывали обнаруженные археологические памятники. Но интереса со стороны ученых практически не было. Исключения крайне редки и практически не известны даже в кругах специалистов. Обнаруженные «искателями» памятники, до сих пор даже не поставили на учет, не говоря о внесении в реестр и исследовании на местности. Это еще раз говорит о несостоятельности системы ИА РАН, который по всей видимости, действительно нуждается в реформе.
В России «искателей» значительно больше чем в Англии или Дании, и конструктивное взаимодействие могло положительно сказаться на развитие археологии и принести многочисленные плоды, но археологи знают, что это очень сложно, долго и затратно. Поэтому они выбрали самый простой путь, который заведомо бесполезный, и даже вредный. Выбранный ими вариант положил конец и самой РАН. Они сами показали свою несостоятельность – и получили ответ.
От себя добавлю, что в разговоре с одним подмосковным краеведом, последний с горечью высказался о новом законе – «раньше я получал много ценной информации от «искателей», теперь же этому пришел конец… с таким законом…».
Поздравляю…
Не для кого не секрет, что российская наука в наше время абсолютно не развивается, мало того – она серьезно снизила показатели в сравнении с наукой советской. Археология, в частности, существует в основном как «охранная», не отличается качеством обработки материала ввиду нехватки времени, финансов и квалифицированных кадров. Качество проведения раскопок оставляют желать лучшего. Хранение, реставрация и консервация археологических находок, полученных в результате раскопок, всегда вызывает серьезные трудности по тем же причинам. Кроме того, находки часто негде хранить. Частично археология перешла в коммерческую сферу, т.е. проведение изысканий за счет застройщика – этот момент создал условия для получение прибыли от собственников земли, на которой обнаружены археологические памятники. Соответственно, здесь начинается «война» за сферу влияния, сплошная коррупция. Бюрократия в отечественной археологии достигла тех же масштабов, что и в других государственных организациях… В таких условиях развитие науки невозможно.
Но археологи предпочли еще сильнее усугубить положение. Определенной группой сотрудников РАН был инициирован законопроект, получивший номер 217902-6. Если говорить коротко о его сути, то основная его направленность – пресечение незаконных археологических изысканий, путем запрета на любые поиски находок, залегающих в «культурном слое» старше 100 лет. Однако новые формулировки позволяют считать «культурным слоем старше 100 лет» любое колхозное поле, лес и иные площади, где в прошлом велась хозяйственная деятельность. Фактически запрет касается всей площади страны без исключения.
Были установленные новые размеры наказания – штрафы для физических лиц определяются сотнями тысяч рублей, а сроки лишения свободы доходят до 6 лет. Ужесточение законодательства касается и самих археологов, которым так же светит серьезное наказание за отступление от правил, не соизмеримое с деяниями. Поправки в различные законодательные акты способствуют развитию коррупции и совсем не пресекают незаконных археологических изысканий. Неэффективность проекта была ясна еще на начальном этапе, но почему то он был принят. Почему это случилось, становится ясно, если посмотреть на закон не со стороны охраны археологического наследия, а под углом влияния на земельные отношения.
Но речь о науке, а не коммерции. Закон фактически запретил деятельность «искателей», которых поставили в один ряд с «черными копателями», что в действительности не равнозначно. Простые «искатели» в отличие от «черных» не нарушали закон, а действовали в его рамках. Они не преследовали финансовый интерес от своих поисков, а по большей части их целью было краеведение и мелкое коллекционирование. Но кто то счел нужным запретить и тех и других, поставив знак равенства не верно.
Причем здесь «искатели» и развитие науки? Для этого стоит обратиться к зарубежному опыту, к примеру, Дании и Великобритании, где археологи тесно сотрудничают с «искателями». Система довольно простая – если любитель поиска находит какой либо археологический артефакт в неизвестном ранее культурном слое, он сообщает об этом археологам, которые выезжают на место для исследований. Найденные предметы передаются в музейный фонд либо возвращаются находчику, если не имеют научного значения. В результате такого взаимодействия, археология этих стран каждый год пополняется многочисленными открытиями.
В нашей стране попытки сотрудничества «искателей» с археологами были – передавали находки, показывали обнаруженные археологические памятники. Но интереса со стороны ученых практически не было. Исключения крайне редки и практически не известны даже в кругах специалистов. Обнаруженные «искателями» памятники, до сих пор даже не поставили на учет, не говоря о внесении в реестр и исследовании на местности. Это еще раз говорит о несостоятельности системы ИА РАН, который по всей видимости, действительно нуждается в реформе.
В России «искателей» значительно больше чем в Англии или Дании, и конструктивное взаимодействие могло положительно сказаться на развитие археологии и принести многочисленные плоды, но археологи знают, что это очень сложно, долго и затратно. Поэтому они выбрали самый простой путь, который заведомо бесполезный, и даже вредный. Выбранный ими вариант положил конец и самой РАН. Они сами показали свою несостоятельность – и получили ответ.
От себя добавлю, что в разговоре с одним подмосковным краеведом, последний с горечью высказался о новом законе – «раньше я получал много ценной информации от «искателей», теперь же этому пришел конец… с таким законом…».
Поздравляю…