В том же 1932 г. правительством рейха был предпринят шаг, ставший знаменательным для общественности. В соответствии с условиями Версальского договора рейх имел возможность возведения укреплений в центре Восточной Пруссии, правда, на значительном удалении от границы. Если очертить на карте район, на который не распространялись ограничения, он окажется похож на треугольник с вершиной возле старого города Бишофштадт Хайльсберг. Правительство рейха решилось теперь воспользоваться своим ограниченным правом.
С большой энергией и в чрезвычайном темпе вермахт, с помощью бывших офицеров-саперов и инженеров, приступил к решению задачи возведения укреплений страны, задаче - давно уже ставшей первостепенной. Больше не должны были, как прежде, возводиться отдельные укрепления подобные фортам, представлявшие собой крупные цели. Вместо этого строилось множество небольших оборонительных сооружений, хорошо скрытых, приспособленных к местности, защищенных от артиллерийского огня. Они представляли собой цели, трудно обнаруживаемые при визуальном наблюдении, были способны обеспечить взаимную огневую поддержку, и, кроме того, были обеспечены связью на соответствующую глубину обороны. Основная часть этих сооружений была оборудована широкими полосами проволочных заграждений. Железобетонные укрытия пулеметных гнезд частично фронтального, частично фланкирующего огня, были способны противостоять действию польской артиллерии того времени. Уже через год первый этап строительных работ был завершен.
С постепенным ослаблением версальского диктата стало возможным, без увеличения тактической опасности, некоторое расширение тесного пространства «Хайльсбергского треугольника». При этом, с учетом использования благоприятных условий местности, образовалась дуга между заливами Фришес Хафф и Куришес Хафф, для обороны которой по всей длине требовалось более семи дивизий. В основном ее очертание имело примерно следующий вид:
Занкау возле Фрауенбурга — район Тидманнсдорф — по р. Пассарге — пригородный лес Вормдитта — местность южнее Хайльсберга — район между Бартенштайном и Шиппенбайлем — по р. Алле — Тапиау — по линии р. Дейме до Лабиау.
На линии протяженностью до 200 км располагало примерно 1100 отдельных оборонительных сооружений. Перед всей позицией была подготовлена полоса обеспечения в запретной зоне шириной от 15 до ... (совсем не читается, прим.) км, в которой в случае военных действий, к которым в мире явно ощущалась подготовка, должны были быть произведены разрушения, с целью затруднить противнику устройство боевых позиций.
На этой позиции все еще продолжались работы по усовершенствованию. Хотя на ней не были созданы никакие оборонительные сооружения, сравнимые с линией Мажино во Франции или с немецкими укреплениями по Одеру-Варте, она вполне могла создать планомерно наступающему противнику значительные трудности и обеспечить обороняющимся выигрыш во времени. Примерно 1/3 провинции, являвшей сильно развитым сельскохозяйственным районом, со столицей Кенигсберг и доступом к Балтийскому морю через Пиллау получала прикрытие. Кёнигсберг превратился, в какой-то мере в пространственно расширенную «крепость Земланд», в которой фортам устаревшего фортового пояса не отводило никакой роли.
Созданием оборонительных сооружений в «Хайльсбергском треугольнике» не исчерпывались возможности обороны важной провинции. Своеобразие восточно-прусского ландшафта, особенно многочисленные мазурские озера, создавало, с учетом тактических требований, дополнительные возможности. Последние предполагалось использовать после начала боевых действий, и они здесь лишь кратко упоминаются. Дополнительные способ обороны отличались большим разнообразием и были рассмотрены лишь отчасти, но с выяснением всех подробностей и с точным планированием. Поэтому их выполнение в «особый период» могло начаться безотлагательно подобно тому, как в 1939г. и организованно, в соответствии с планом, силами строительных батальонов, государственной строительной службы гражданских рабочих, было начато строительство Мазурского канала. Речь шла о следующих позициях:
1. Позиция Мазурского канала. Отсечная позиция протяженность примерно 50 км начиналась возле оз. Мауэрзее у Ангербурга и доходила до Алленбурга, где соединялась с Хайльсбергской позицией. В зависимости от участка она проходила по обеим сторонам канала.
2. Позиция у Хохенштайна. Ее задача была прикрывать средину юга Восточной Пруссии, в частности, район прилегающий к важного транспортному узлу Алленштайн. Протяженностью от 60 до 65 км, oна широкой дугой огибала Хохенштайн, начинаясь юго-восточнее Остероде доходя до окрестностей Пассенхайма. В 1938-39 г. она была усовершенствована, причем особенно сильными были участки позиций, оборудованные инженерными заграждениями, выполненными из бетона, пулеметными огневыми точками и наблюдательными пунктами. К oceни 1939 г. эта позиция считалась полностью обороноспособной.
3. Позиция Ортельсбург. Ее длина составляла лишь 10-12 км, в 1938 г. oна была полностью готова и располагалась, огибая с юга важный узел дорог Ортельсбург. Промежуток между ней и позицией Хохенштайн прикрывал естественными препятствиями - озерами южнее Пассенхайм. Оборонительный рубеж прикрывался мощными проволочными заграждениями, на которые было подано электрическое напряжение. Северо-восточнее Ортельсбурга была произведена рекогносцировка прилегающей территории, для целей организации прикрытия промежутка со стороны Иоханесбургской лесной позиции.
4. Иоханесбургская лесная позиция. Протяженностью неполных 25 км, большой частью проходила среди лесного массива Иоханисбургер Хайде. Это была самая старая из всех восточно-прусских позиций; так как она была построена еще за десять лет до Первой мировой войны. Она была возведена по настоянию тогдашнего командующего 1 армейским корпусом генерала Кольмара фрайгера фон дер Гольц-Паша (Colmar Freiherr v. d. Goltz-Pascha) для предотвращения прорыва русских кавалерийских масс. Ее сооружения состояли из «цепи» блокгаузов, защищенных мощными земляными валами и окруженных проволочными заграждениями. Хотя эта позиция в дальнейшем не усовершенствовалась, все же поддержанная в исправном состоянии, она в 1914 г. уже своим наличием выполнила поставленную задачу.
Этими четырьмя позициями и укрепленным районом Летцена, усовершенствованным в то время, было почти полностью завершено создание пояса возводимых укреплений, протянувшегося от Остероде до оз. Шпирдингзее. В результате этого оказалась сооружена лишь линия обороны против противника, наступавшего с востока или с юга. Нужно было обезопасить себя, также и с запада, так как Западная Пруссия была еще в польских руках. Позиции вдоль западной границы провинции в начале боевых действий находились еще в рекогносцировке или в начальном периоде усовершенствования; нужно иметь в виду, что полное воссоздание вермахта должно было завершиться по плану только к 1944-45 г. К этим позициям принадлежала, прежде всего, протяженная позиция Кристбург; она начиналась южнее оз. Драузензее в окрестностях Альт Дольштадта и продолжалась в направлении Прёкельвитц - Альт Христбург - Заальфельд до окрестностей Остероде. Отдельную оборонительную позицию, в виде дуги открытой с севера, оборудованную рядом долговременных оборонительных сооружений, получил в 1939 г. важный железнодорожный узел Дойч Эйлау. И, наконец, в качестве обеспечения против предполагаемого развертывания войск противника у крепости Грауденц в 1939 г. была развернута позиция войск по обе стороны дороги Мариенвердер - Гарнзее - Грауденц.