Кто разрушил Кёнигсберг?

История, архитектура, культура, люди.

Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 11:18:40

Кто разрушил Кёнигсберг?

Город Калининград архитектурно всегда будет напоминать Кёнигсберг –
исторический фундамент Калининграда.
В статье речь пойдет о людях, действия и решения которых разрушили Кёнигсберг и Восточную Пруссию, как историческую культуру – заложив тем самым фундамент современного Калининграда и его области в 21 веке.

Кто эти люди?
Кто начинал строить фундамент Калининграда?



Первая десятка архитекторов:

№1 Адольф Гитлер – лидер нацистской Германии, 12 лет правил страной.
Не доверял восточным немцам, неоднократно посещал Кёнигсберг.
Приказал защищать провинцию от большевиков в 1945 году до последнего солдата.
Вложения
Hitler_portrait_HU_5239.jpg
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН


Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 11:21:20

№ 2. Иосиф Сталин – лидер большевистской России, 30 лет правил страной.
Никогда не был в Восточной Пруссии. В 1942 году изъявил желание навсегда отобрать у немцев эти земли. По его приказу территория провинции была захвачена, немецкое население частью уничтожено, частью изгнано.
Вложения
сталин1.jpg
сталин1.jpg (12.6 КБ) Просмотров: 24032
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 11:25:15

№ 3. Уинстон Черчилль – премьер министр Великобритании.
По его приказу бомбили германские города, и Кёнигсберг в конце августа 1944 года.
Ратовал за уничтожение Пруссии как государства, и передаче земель большевикам.
Вложения
черчиль.jpg
черчиль.jpg (20.45 КБ) Просмотров: 24029
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 11:27:13

№4. Отто Ляш – генерал, последний комендант крепости Кёнигсберг, выполнял приказ по обороне города до последней возможности. Капитулировал, когда город превратился в руины.
Вложения
lasch.gif
lasch.gif (107.47 КБ) Просмотров: 24028
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 11:41:01

№ 5 Александр Василевский – маршал, командовал войсками красной армии в дни штурма города. Давал приказы на уничтожение и разрушение вражеской крепости, его подчиненные почти окончательно ликвидировали Кёнигсберг, как населенный пункт.
Благодаря военной деятельности этого маршала, Калининград и область имеют свой нынешний вид.
Вложения
василевский1.jpg
василевский1.jpg (15.01 КБ) Просмотров: 24018
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:26:56

№ 6 Артур Харрис – главнокомандующий британской бомбардировочной авиацией.
По его приказу был стерт с лица земли исторический центр Кёнигсберга.
Вложения
харис1.jpg
харис1.jpg (12.04 КБ) Просмотров: 24003
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:27:43

7. Эрих Кох – губернатор Пруссии, призывал жителей защищать свой дом, обращаясь к их патриотическим чувствам. Благодаря его действиям, убиты тысячи людей и уничтожена немецкая культура в этом регионе.
Вложения
эрих кох1.jpg
эрих кох1.jpg (10.91 КБ) Просмотров: 24003
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:28:13

8. Илья Эренбург – советский пропагандист, воодушевленная его агитационными статьями, красная армия превратила Пруссию в пустыню, а немецкую культуру приговорила к долгому забвению.
Вложения
эренбург.jpg
эренбург.jpg (92.19 КБ) Просмотров: 24003
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:29:04

9.Дж. Вудрофф – командир британского 5-го авиакрыла, 189 бомбардировщиков которого, превратили исторический центр Кёнигсберга в каменоломни.
Пустой центр Калиниграда – прямая заслуга этого человека, он находился над Кёнигсбергом в самолете в августе 1944 года - руководил бомбометанием.
Вложения
дж вудрофф.jpg
дж вудрофф.jpg (11.63 КБ) Просмотров: 24003
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:30:36

Все эти, и многие другие – первые архитекторы и демографы Калининграда.
Они в большей степени неосознанно создавали фундамент нового города, имя которого многие так и не узнали.
Спустя почти 70 лет мы можем взглянуть на групповое фото:
Вложения
ав1.jpg
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:31:38

конец
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 23-10-2009 13:34:10

to: chen du hvan

Почитайте документы и приказы - они доступны в сети... :wink:
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение serg » 24-10-2009 19:50:22

Краткость - сестра таланта! Да, Товарищ Министр Пропаганды? :wink:
В механике чудес не бывает!..
"видишь суслика? - нет!- и я не вижу, а он есть!" :-)
Аватара пользователя
serg
инженер-механик
 
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 27-02-2006 00:52:02
Откуда: Калининград

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение gsm_689 » 24-10-2009 21:04:35

logo писал(а): Первая десятка архитекторов:

Девять человек только насчитал. Где десятый :D
logo писал(а):Все эти, и многие другие – первые архитекторы и демографы Калининграда.

Список можно продолжать до бесконечности
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение chen du hvan » 25-10-2009 09:12:49

По Василевскому - все его приказы касаються опорных пунктов противника.
В этом и коренное отличие , например, от Британской авиации.
Кстати, список просто необходимо продолжить - не секрет, что и сам город и провинцию использовали , по сути, как каменоломню. Кто-то же подписал это распоряжение
chen du hvan
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 14-02-2009 20:18:19

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 26-10-2009 09:22:29

Спасибо всем за замечания... :wink:
Действительно, список можно продолжать очень долго.
Кто построил Калининград?
Может кто раскроет эту тему.. :roll:
Сергей, да сначала написал много слов, потом все стер и получил ТОП 9 - так точнее на мой взгляд.. :wink:
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 16-11-2009 16:20:18

Книжка про 5 авиагруппу королевских ВВС разбомбившая центр Кенигсберга...
Вложения
РАФ5 ГРУППА.jpg
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение Сидор Матрасов » 08-12-2009 03:04:52

Не касаясь персоналий я бы так классифицировал разрушителей:
1. сами немцы до примерно 1850 года. Какой-то государственной программы по сохранинию памятников истории и архитектуры не существовало... под снос шли здания орденского периода, государство и общественность мало интересовалось ценностью исторических строений.
2. Сами немцы в период 1910-12 гг. Расширение Кенигсберга за пределы городского вала уничтожило множество памятников градостроительства и фортификации, а сам город мест местами изменил планировку кардинально.
3. Сами немцы в период 1933-39 гг. Многие здания, построенные в ту эпоху существенно подпортили вид города... У нацистов был свой взгляд на архитектуру... и в этот взгляд старая кенигбергская застройка и стилистика не очень-то вписывались...
4. Союзники в августе 1944. Вклад этих орлов в разрушение переоценить трудно. Достаточно пройтись сейчас по районам тогдашних бомбардировок.... Буквывально ни одного немецкого здания. Между тем, общепризнанно, что именно эти налеты не нанесли сколь чувствительного удара по военной экономике Третьего рейха.
5. Штурм в апреле 1945 и предшествующие артиллерийские и авиационные удары. Сравнивая с п. 4 замечу, что даже в местах главных ударов кое-какие здания стоят до сих пор... да и вообще... Ответственность за этот этап должны нести обе стороны: да потому что и брать и защищать Кенигсберг не являлось стратегической необходимостью...
6. Первые послевоенные годы. Глупо требовать от переселенцев восстановления города, кварталов и отдельных зданий... Просто ломали все, чтобы на этом месте возвести хоть что-то пригодное для жилья.. Но и не признать, что разрушение многих руин (которые вполне могли быть восстановлены) было чрезмерным и неоправданым...
7. Вся последующая советкая эпоха. Все как обычно... Строим как и что можем... Зато оберегать имеющееся - не видим смысла... Результат - хрущевки на месте городских кварталов Кенигсберга... и еще эти... ужасные серые девятиэтажки....
8. Наше время. Сейчас вроде особо старые здания не рушат... Хотя отдельные случаи имеются... Но вот эти ТРК!!!! Сейчас у нас отнимают последнее что почти осталось без изменений - планировку улиц, парков, скверов. А то что возводят..... Ну да на это уже сил нет вещать... Сами все видите...
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Аватара пользователя
Сидор Матрасов
Собиратель
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 08-12-2009 09:27:22

Алексей, спасибо за дополнения и уточнения... :wink:
В своем перечне я не искал причины разрушения - перечислил только следствия.
Вопрос разрушения - это вопрос: готовы русские жить среди европейской культуры - архитектуры?
Граждане СССР - не способны, весь послевоенный опыт об этом говорит.
Граждане России (современной) - способны жить по Европейски? :roll:
Ответа у меня пока нет, поживем увидим... :D
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение uran238 » 09-12-2009 12:18:37

каждый решает для себя сам....
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение preussen » 09-12-2009 16:29:47

logo писал(а):Алексей, спасибо за дополнения и уточнения... :wink:
В своем перечне я не искал причины разрушения - перечислил только следствия.
Вопрос разрушения - это вопрос: готовы русские жить среди европейской культуры - архитектуры?
Граждане СССР - не способны, весь послевоенный опыт об этом говорит.
Граждане России (современной) - способны жить по Европейски? :roll:
Ответа у меня пока нет, поживем увидим... :D


время покажет......
"Понаблюдаем..." (с) "Собачье сердце"
"Калининград - это продолжение города другими средствами" (Карл Шлёгель)
Аватара пользователя
preussen
Краевед
 
Сообщения: 1080
Зарегистрирован: 15-11-2005 12:28:59
Откуда: Koenigsberg

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 10-03-2010 16:26:37

Список имен разрушителей:

- Адольф
- Иосиф
- Уинстон
- Отто
- Александр
- Артур
- Эрих
- Джон

Много разных имен и не одного Оттокара - к сожалению... :wink:
нет людей - одни людишки.. :lol:
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение пруссак » 10-03-2010 16:31:10

ответим массированной цитатой:

Либеральный город

Век XIX по всей Европе знаменовался забвением градостроительства как искусства и науки. Крайний либерализм, введённый в Пруссии государственными реформами 1807–1810 годов, сумел нарушить градостроительные традиции, не обрывавшиеся ни при реформации, ни при смене светских властей, ни при смене стилей. Появились несколько «параллельно» существовавших структур: город пара, город армии, город отдыха...
Унаследованный от дореформенного королевства и герцогства кооптационный магистрат (см.), орган столь же безжизненных к тому моменту цехов, оказался бессилен перед вызовами нового века. Наполеоновское нашествие пробудило в горожанах гражданский дух – и они отняли бразды управления у прежнего градоначальства. Гимном бюргерской активности, от которой исходила бы всякая инициатива, и стали реформы отмена крепостного права, свобода ремёсел, выборное самоуправление, причём не по куриям и не по гильдиям, а по месту жительства… Горожанин обязывался делать всё возможное для процветания города, должен был вмешиваться и участвовать: период градских уложений окочился.
Впервые власть не вмешивалась в право горожанина-землевладельца на распоряжение своим участком, ни кульмскими, ни фридриховыми статутами; «благопристойность» или «сообразность», к которым можно было отсылать в прежние века, некая высшая инстанция с помазанным или осенённым некими степенями посвящения земными представителями утратила право на окончательный приговор. Одним из первых это испытал на себе кронпринц Вильгельм, будущий император, пытавшийся сохранить старую берлинскую ратушу, апеллируя к её историческому и художественному значению: общепрусское Городовое право (с 1853 г.) таких понятий не знало, и ратушу снесли.

Пожертвованные прогрессу, транспорту, канализации, пожарной охране и общественной безопасности – но только на улицах, до тротуаров и дверных звонков включительно – «берлинской ратушей» Кёнигсберга явились Штейндамские ворота . Устоявшие века, в городе в начале XX века были снесены последние средневековые дома , а беседки-миловиды, выросшие за столетия у их входов и составлявшие своими террассами и верандами неотъемлемую часть городского променада отсзейских городов, уже в 1860е года были повсеместно пожертвованы трубам водопровода и канализации – или же всевластным конке и трамваю. Новый фасон окончательно утвердил 1882 год, когда в Берлине были объявлены неправомочными видовые линии на Крейцбергский монумент. По злой иронии судьбы он был памятником той самой победе над Наполеоном, что штейновы реформы и породили.
Либерализм торжествовал.
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение пруссак » 10-03-2010 16:31:59

Город войска

Уже в 1815 году на валах Кёнигсберга, объявленного «открытым городом», силами «Общества благоустройства» доктора Кесселя были устроены променады и высажены аллеи: вся Европа избавлялась от крепостных оков, непригодные для обороны зубчатые стены и бастионы отходили в прошлое, города распахивались к новому веку кольцами бульваров, ожерельями императорско-королевских форумов, встатвавших на месте низложенных стен, недалёк был триумф венского Ринга – но и противоположное движение не заставило себя ждать.
Обороне каждого населённого пункта теперь предполагалось предпочесть концентрацию на некоторых лишь, стратегически избранных городах и узловых точках: в Восточной Пруссии Кёнигсберг являлся и тем, и другим, а потому, не успев укрепления снять, вооружился вновь.

Кёнигсбержцы уже в 1834 году от променадов «устали» – или же впечатлились свежевозведёнными укреплениями Лиона и Парижа – требовали у трона усиления и расширения своих стен, и своего добились: в 1843 году началось строительство новых валов и бастионов, продлившееся до 1862 года. Псевдоготические ворота по сей день служат символами города, красный же кирпич бастионов, оттенённый зеленью валов – его цветовой маркой; что это, как не доказательство характерной огороженной сущности прусского города, вне периметра стен себя не мыслящего? Уже с начала XVIII века городской гарнизон был вторым, позднее – третьим по величине в Германии; здесь стояли три гренадёрских полка, два полка полевой и один полк пешей артиллерии, пехота, кирасиры, два сапёрных батальона – значительная градообразующая сила! В Инстербурге изрядную долю новых районов, выросших в 1880–1913 годах, составили пехотные, артиллерийские и уланские казармы, их склады, офицерские собрания и плац-парады, пусть и оставались большинство из них за караульным ограждением, и абстрагированная регулярность их самодостаточного плана, место в городе занимая, в жизни его непосредственно не участвовала . На юге провинции, в Алленштейне им с 1884 года отвечал пятитысячный «военный город» – площадь его, а равно и гарнизон, ничуть не уступали «городу гражданских». Прочие не отставали, в Ангербурге подобным же образом стояли конные егеря, в Гольдапе, к тому же, ещё и пехота, в Гумбиннене – полевая артиллерия, фузилеры и уланы, в Даркемене – пехота, в Ортельсбурге – егеря, в Пиллау – пехота, в Растенбурге – гренадёры, в Тильзите – драгуны и снова пехота, в Шталлупёнене – кавалерия. Многие полки частями занимали несколько гарнизонов, но всё же, не достигали значений 1780 года, когда 46 городов провинции расквартировывали в своих стенах роту или эскадрон.

Почти сразу же по завершении строительства кёнигсбергских валов оказалось, что разросшемуся городу недостаточно ворот, в валах проложенных, а воротам недостаёт ширины проездов: 318 гектаров шведского ещё оборонительного пояса, некогда свободно опоясывавшие городские кварталы, обернулись ошейником новых бастионов и казематов, не в пример эшелонированнее прежних . Не в силах побороть прусское военное ведомство, проектировавшее, разрешающее и строящее себе само , город начал, после столетий равномерно плоской застройки, расти ввысь, застраивать свои последние резервы, засыпать каналы и протоки. Лишь в 1906 году магистрат Кёнигсберга добился точечного прокола у башни Врангеля, где немедленно стали расти коттеджного стиля «Марауненгоф» и «Пальве» , и настаивал на ещё более широком раскрытии у Штейндамских ворот, где уже стояли «Амалиенау» и «Ратсгоф» ; лишь к 1910м годам противоборство муниципалитета и крепости окончилось победой горожан. Вскоре эта победа привела к повторению «берлинского прецедента» и сносу наиболее украшавших города ворот (Трагхеймские ворота, 1911 г.; Штейндамские ворота, 1912 г. ).
Градоначальство другой крепости провинции, Пиллау (с 1791 г., подтверждённа таковой в 1903 г.), напротив, ценило гарнизон и его форты как неоспоримую силу городского развития, и прибегало к ней не раз, как иные города прибегали к силе пара (см.) или отдыха (см.). Город рос, пусть и не образуя единого топологического целого, городками рабочих и служащих, вдоль казарм, верфей и гласисов, так что даже и границы его описывались как «земельные и водные пространства, ограниченные молами и валами». Формы расселения оказались полностью подчинены портовой и защитной функциям, простиравшимися и вовне его пределов. Непосредственно перед Первой мировой войной (1913 г.) гарнизон ещё раз расширился.
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение пруссак » 10-03-2010 16:32:47

Город пара

Гордость поясом стен была быстротечна, в 1853 году в город вошла новая сила и заставила считаться с собою: в Кёнигсберге открывается вокзал Восточной дороги и без единого выстрела берёт валы. Тонким ниточкам ранних дорог, перерезанным притом железнодорожными воротами на Восточной и на Пиллауской ветках (Берлин не продвинулся далее проектирования таких ворот) вскоре последовало обширное вокзальное хозяйство, поглотившее и юго-западные бастионы, и крепость Фридрихсбург.
Железные дороги пришли в Восточную Пруссию сравнительно поздно , лишь немногим ранее в провинции появились первые мощёные шоссе , теперь же, с приходом пара, открывались и вовсе небывалые перспективы и перед городами, и перед сёлами: отсутствие вывоза, грозившее и самый лучший урожай превратить из награды в обузу, более не стояло преградой к процветанию, облегчался и привоз, будь то угля для локомобилей или газовых заводов , будь то удобрений и мануфактуры. Перерабатывающая промышленность, ранее невозможная или технически отсталая, стала распространяться по прежде исключительно аграрной Восточной Пруссии, промышленность требовала рабочих , рабочие – дома, дома – новые кварталы; города осветились и обзавелись, через 400 лет после орденского, современным водопроводом ...
...
Удачные планировочные сочетания старой сложившейся застройки и новых систем путей покажет Кёнигсберг Самбийским и Кранценским вокзалами (ценою сноса ворот, и засыпки крепостного вала, см.), правильно, хоть и совершенно случайно вставшими к городской планировочной оси север – юг, а также Инстербург.
...
В иных же городах путевые дирекции безжалостно резали те только муниципальные планы, но и самоё предшествовавшую застройку, разбухающими путевыми дворами (в Кёнигсберге) игнорировали заданные кварталами рамки, а типовые станции, при всей формальной геометричности привокзальных площадей, не приспосабливали к городам, а, как некогда и орденские городские схемы, лишь сколько-нибудь прилично – устанавливали на местности. Правильной взаимосвязи с городами или учёта их планировочных традиций не возникает – вокзальные площади, небывалые прежде ворота в город , третий тип городских пространств, наряду с площадями рыночными и церковными, Восточная Пруссия оформлять не умела.
...
Право отчуждения участков под градоустроительные нужды муниципалитетам было даровано лишь законами 1875 года (см.) и оставалось трудноосуществимым вплоть до введения в Восточной Пруссии «закона Адикеса» (см.), тогда как железные дороги подобным правом владели ещё с 1838 года . Прокладывая, наравне с путевым хозяйством, и дороги, и посёлки своих служащих (см.), дороги могли выступить и организатором всей прилегающей к станциям застройки, но прибегали к своим правам лишь для непосредственной служебной надобности, организацию подъезда таковой не считая.
...
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение пруссак » 10-03-2010 16:33:29

Город дельца

Высвобожденные производственно-деловые силы, державшиеся под спудом средневеково-гильдейскими правилами, вкупе с появлением новых, несравнимых с прежними источников силы (пара) и сообщения (дороги) вновь, как и в прежние века, привели к скачку урбанизма. Устремившихся в города вчерашних крестьян ждали не только предприниматели-заводчики, но и предприниматели-домовладельцы, породившие понятие «доходного дома» как «средства производства», тогда как градостроительство уступило место интересам невозбранного частного предпринимательства; благоустройство стало делом благотворительности, пусть статутами фом Штейна от «вольной игры предпринимательских сил» и ожидалось прямо противоположное, расцвет гражданского самосознания общин...
Застройщики, в основном среднего класса (позднее их сменили более крупные) обеспечивали себя, и вовсе не задумывались о высоких материях, конструктивном единство формы и отделки, тем менее – формы и содержания, при полной поддержке закона и общественного мнения заполняли доставшиеся им старогородские участки и продолжали их рядами домов вне прежних городских пределов, копировали столицы даже и в самом маленьком городке; разрывали на своих участках некогда единый строй высоких черепичных крыш и палевых штукатурок новомодными шифером и толем, эркерами и щипцами, глазурованным кирпичом и витринами хрустального стекла. Механический прирост городской территории или не менее механическое, без упорядочения, включение в городскую черту – нерегулируемо ли выросших за прошедшие столетия предместий, или же частным образом, без согласования с материнским городом вставших за его окраиной доходных посёлков, как и вообще обожествление всего механического , стали отличительной чертой XIX века едва ли не во всех германских городах, даже и в Кёнигсберге, удерживавшегося в рамках стен им самим устроенными валами . Кёнигсберг явился тем городом Восточной Пруссии, где либеральное градостроительство проявилось во всей полноте, тогда как прочие города провинции переняли лишь некоторые его черты – впрочем, не менее разрушительные для целостного характера городских образований, и вызванные не осознанным предвосхищением последовавшего периода обновления (см.), а лишь экономической слабостью и малочисленностью даже и возросшего здесь числа горожан. Пышные композиции парижских бульваров (с 1853 г.) и венской Рингштрассе (с 1857 г.) сияли недостижимыми образцами вкуса торговцев и ремёсленников; «дворцы для дельца» вставали по улицам, чью прокладку определяла, в первую очередь, инженерия труб канализации и водопровода.

Первую половину либерального века новые градостроители заполняли и перестраивали старые города, существенный рост вовне отмечается лишь с 1860х годов, когда из переполненных и хаотичных городов началось бегство среднего класса. Бежал он по праву: центры городов были и промышленными центрами, перенос чадящих производств вовне произойдёт лишь полувеком позднее (см.), а полного перехода к конторскому «сити» провинция и вовсе не увидит – и бежал в новые пригороды, выстроенные к тому времени.
...
На смену «градостроительству» пришло, со всеми сопутствующими правилами, «благоустройство» как фискально-полицейское мероприятие, направленное всего лишь на предотвращение наихудших бед. Любые более значительные планы требовали частных жертвователей – даже и удачными парками, закладывавшимися на месте выносимых вовне, по санитарным соображениям, кладбищ или вокруг мельничных прудов, как мы их находим в Инстербурге , Кёнигсберге или Тильзите , провинция обязана филантропам. Что Пруссия – даже и прославленный парижский барон Осман был не более чем полицейским префектом, следовавшим, во многом, полустолетней давности «Плану комиссии художников» (1794 г.)! В Восточной Пруссии такого плана не было, как не было их и в большинстве городов Германии , и столетние формы и стиль размывались, нового пока ещё совсем не предлагая – в Алленбурге, Гумбиннене, Даркемене, Крейцбурге, Норденбурге, Тапиау, Фишгаузене, Фридланде, Хейлигенбейле, Цинтене, повсеместно...
Парки же, заложенные частным образом и переданные городу, нередко застраивались некими театрами, эстрадами, курзалами и народными домами, зарастали или заболачивались.

Площадь, душа и центр поселений, в руках новых локаторов (в частных проектах обычно соединявших в своих руках роли землевладельца, градостроителя, застройщика и архитектора ) ужалась до шифра, воспоминания о самой себе. Четырёх-, шести- и восьмиугольные, круглые и овальные скопища, классифицировавшиеся современниками как «необходимые», «транспортные», «архитектурные» или «украшательные» – как будто подразумевающая, что «архитектурная» площадь не может быть «полезной», и даже является её противоположностью – разбрасывались через километр или два, словно стараясь доказать изобретательность своих авторов, на деле же исполняя норму: 30–40% территорий отводить на общественные пространства. Пустынные геометрические фигуры новых площадей, не вызванные никакой конкретной потребностью, вскоре засаживались с великой любовью к деталям – цветниками, парадными аллеями, фонтанами и беседками. Иногда площади, как и парки, и вовсе застраивались, предпочтительно – церквями, охотно даруемыми властями предержащими , или же новыми ратушами, зданиями судебных установлений и прочим –, но чаще они городом и вовсе ингнорировались, вплоть до того, что не бывали ничьим адресом: входы в дома и лавки располагались вне узорчатых партеров, на улицах, за углом. Целенаправленное наполнение узловых точек значимыми постройками (ратушами, школами, почтами, хотя бы лавками или ресторанами!) по всей стране, даже и в столице Берлине сменила планировка по «остаточному принципу», отводившая общественно-важным казённым учреждениям нераспроданные неудобицы участков – тем более выделялась Восточная Пруссия, где ратуши малых городов ещё с орденских времён были доминантами городских пространств; лишь кёнигсбергские управления города и обеих столиц в худшую современную сторону выделялись из общего ряда, и строились на малозначительных улицах вне качественной взаимосвязи с другими важными зданиями, исключительно по причине наличия там казённых площадей (на что справедливо указывали в проекте реконструкции 1940 г., см.).

Было ли озеленение мерой работы с «ненужными» площадьми, или же ненужность была результатом графичного озеленения – уже в 1850х годах любая площадь, старая или новая, из места встреч и обменов стала синонимом чинного отдыха, детской или гимнастической площадки, а потому подверглась зачастую агрессивной обсадке. Предпочитались крупнолистые и высокие деревья, за считанные годы затенявшие и замещавшие вид на постройки, у ног которых (старые) площади некогда раскладывались. Новым же, за отсутствием таких доминант, невыгоды в том не было ни малейшей – градостроительство из системы взаимосвязей домов и пространств зримо распадалось на некоторые герметические темы, пусть даже и соседствующие друг с другом: дома отдельно, фасады отдельно, пространства – тоже отдельно.
...
Улицы, в подобных районах прокладываемые, также упростились, ведь прокладка и мощение их обязательно должны были предшествовать застройке участков, а один-единственный проспект стоил застройщику дешевле набора дифференцированных улиц и улочек. Покупатели участков, на улицы выходивших, соответственно протяжённости фасада обязывались участвовать в прокладке под этой улицей коммуникаций, мощении и прочем, что застройщик неукоснительно и исполнял: территория нарезалась на участки минимальной длины фасада, что можно было бы счесть обращением к орденским традициям, но участки те были непропорциональной глубины, так что с каждого домовладельца коммунальный сбор был минимален, выход же полезной площади – высок.
Подобная нарезка участков применялась и в пригородах, и в посёлках, при том, что если выработанный уже архетип доходного дома с глубинным развитием через несколько продольных и поперечных флигелей позволял выгодное использользование получающихся площадей, то в строительстве вилл и особняков вёл к неудобным узким коридорообразным садам – но, всё же, продолжала использоваться и здесь: жизнь на проспекте или бульваре стала самостоятельной, безотносительной ценностью. Горожанам любой широкий проспект казался непременным атрибутом прогресса: прежний город таких не знал, как не знал он и подобных потоков транспорта, а потому составление проектов, могущих ответить ожидаемым массам карет и телег, конок, трамваев и автомашин стало на долгие годы синонимом совершенного современного планирования – пусть даже ценой сноса собственного наследия (см.), пусть даже возведённые магистрали, вновь, как и в орденские года, пустовали по неприбытию ожидавшегося потока людей и лошадей .

Расставленные по красным линиям дома периметральной застройки стремительно потеряли объёмность, превратились в холсты фасадов, украшавшиеся даже с некоторым неистовством. За трёхметровыми палисадниками, описанными в том же законе как образцовые (а значит, обязательные для застройщика-минималиста), начинались внутренности участков, находившиеся в исключительном ведении полицейских пожарных уложений, предписывавшим минимальные размеры задних дворов не по освещённости выходящих в них окон, и не по вентилируемости помещений, а по габариту разворота пожарной лестницы. Неудивительно, что при подобных требованиях дворы точно соответствовали этим минимумам – колодцы, не более! Тем более подчёркивали подобное «фасадничество» распространившиеся планировки жилых этажей, с парадными анфиладами на проспект, и дешёвыми комнатами во дворы . Между тем, во дворы эти, по старой традиции . выходили и мастерские, и фабрики, и конюшни – неудивительно, что число межзастройщицких распрей выросло, обратив мечту фон Штейна о саморегулирующемся обществе сознательных горожан в её собственную противоположность. Сочетание же развившихся новых производств с жильём для новоприбывавших (неквалифицированных) рабочих при одновременном исходе из этих же районов города более состоятельных жильцов вело не только к удобству компактного заселения в непосредственной близости от рабочего места, но и к ничем не сдерживаемой спирали всё более и более плотной застройки (для компенсации метражом более высоких квартплат съезжающих состоятельных жильцов), всё более сырых и тёмных дворов, всё худшему их санитарному состоянию . Всего за несколько десятилетий был пройден путь от достойного адреса взыскательной публики, доказательства саморегулирующихся возможностей рынка – небывалый объём домов был построен безо всякого казённого вмешательства и даже с существенной выгодой – до рассадника всех и всяческих болезней, олицетворения «антинародной» сущности спекулятивного города: молоха, во имя барыша пожирающий сотни и тысячи лучшего немецкого крестьянства , чудовища, под изукрашенной скорлупой варьирующихся фасадов скрывающее свою бесчеловечную сущность, врага семьи и рассадника безнравственности ... Некогда города всем им обещали вольности и самоуправление – теперь они ставились в зависимость от такой подати, что многие кёнигсбержцы, бывшие полноправными горожанами при прежнем магистрате, перед вступлением в силу законов цум Штейна предпочли быть вычеркнутыми из списков. В иных городах избирательный ценз , вкупе с правом голоса для корпораций, приводил к тому, что первую треть палат депутатов составляли заводы, вторую – заводчики с юнкерами, жители не находили себя ни в массе города, ни в его политике, ни в благосостоянии: кто бы мог подумать, что именно такие несогласованные постройки эклектического периода сформируют облик Восточной Пруссии, известный нам ныне!.. Вновь размах, первоначально казавшийся чрезмерным, поколения спустя оказался сегодняшним постройкам по плечу, если даже не маловат – повторилась история крепостных валов, до которых города здесь дорастали столетиями

Этим конфликтам периода государственного невмешательства в дела застройщиков города обязаны требованием совершенного разделения жилых и иных кварталов, проявившем себя с сокрушающей силой, и ставшем непреложным законом в течении большей части XX века.
...
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение uran238 » 10-03-2010 16:37:12

В принципе можно сказать, что в 1944 году было разрушено то, что строилось немцами на протяжении чуть менее 70 лет. А за это время, ИМХО, нельзя говорить о том, что сложился какой то определенный архитектурный стиль.... Немцы сами сломали что, что строили на протяжении веков - лицо того самого самобытного Кенигсберга.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение пруссак » 10-03-2010 16:40:26

Новые саженцы: Веймарская республика

...
Кёнигсберг (1920 г.) после отдельных планов северного, восточного (1912 г.) и южного (1915 г.) берегов Преголи обзавёлся единым общегородским генеральным планом, зарезервировав площади для новых жилых кварталов (вплоть до бастионов), парка и ярмарки (на бастионах) и промышленных площадей (вне бастионов, непосредственно у железной дороги) – и упростил железнодорожную сеть. Исчезли пути Лабиауской дороги, ограничивавшие Гуфен едва ли не с четырёх сторон, заменивший их транзитный маршрут пролёг в заглублении по линии вальных рвов , а разрозненные тупиковые станции сменились единым главным вокзалом (1929 г.) на южном полукольце бастионов. Вокзальная площадь – впервые! – планомерно развивалась к многомодальному транспортному центру: здесь сходились магистрали-дублёры центра и оси новых районов южного берега (см.), по другую сторону путей, за товарной станцией, рос морской порт и связанные с ним предприятия; после многих столетий безуспешных попыток предполагалось перешагнуть, двигаясь от вокзала, Преголю и освоить Ломзинский остров – там тоже предполагался промышленный район и порт речной , удобно связанный, улицами и узкоколейной дорогой, и с вокзалом, и с аэропортом (1919 г.). Притом если вокзалы встали на площадях достойных размеров, с выходом на главную городскую магистраль, то аэровокзал, на довоенном плац-параде, не обладал ни площадью, ни магистралью.
Бастион Трагхейм, у северного вокзала, отводился «Восточной ярмарке» (1921 г.): наследница старо-орденских рынков, собиравших купцов из ближних и дальних стран, она привносила толику всемирных выставок в островную провинцию. Не пытаясь возобновить ярмарочные права на организацию вокруг себя жизни всего города, новое образование всей своей планировкой, осевой композицией, ориентированной одной полуосью на городское управление и другой – на «Дом техники», оформляло выходы из этого «внешнего мира» – в город, удачно отметив перелом оси размещением круглого корпуса ресторана.

Кёнигсберг тех лет не был ни чрезмерно историческим городом (большинство средневековых построек были утрачены уже в либеральный период), ни восстановленным в едином духе городом (война не нанесла ему разрушений) – а значительный его объём не давал новым жилмассивам значительно повлиять на строительный облик всего города. Деревьям это удавалось гораздо успешнее: по новому распланированные и озеленённые окраинные посёлки, вкупе с «парковым кольцом», опоясавшем его центр, создали славу «Кёнигсберга в зелени садов».
Проволочки в передаче валов от военного ведомства много способствовали городу к украшению: и валы, и бастионы довоеные дельцы грозили застроить сплошь , снести все ворота в деловом ожидании потока транспорта – но и промедление грозило тем же: созванный после Ноябрьской революции Совет рабочих и солдатских депутатов видел в крепостных воротах символы прежнего режима, и лишь вмешательство нового бургомистра Ломейера и приданных ему войск, разогнавших Совет, предотвратили третью попытку ликвидации ворот . Совет, пытавшийся строить новое общество, оказался – в своих строительных решениях – совершенным последователем либерального магистрата (см.), а сторонники последовательного развития вновь были вынуждены прибегать к военной силе.. Эрнст Шнейдер сохранил их, превратив вальные укрепления в кольцо зелёных насаждений (1919 г.), пропустил транспортные потоки мимо ворот, тем обнажая глухие подпорные стены, некогда скрытые валами – попыток связать «расчищенные» ворота с новой застройкой или же парком не производилось, вероятно, в ожидании, что те смогут и «садовыми павильонами» выстоять без ансамблевой поддержки.
Идея бульварного кольца восходит ещё к 1815 году: гуляя по валам и рвам, тогда уже, пусть и ненадолго, обходили весь старый город. Променад прекратила волна нового военного строительства, но удачная идея венка парков не утратила за столетие своей привлекательности – ныне, впрочем, гуляли не затем, чтобы глядеть дальше, а, напротив, чтобы не видеть окружения вовсе: парки и Кёнигсберга, и Инстербурга (1928 г.) значительно ниже уровня улиц, обращёны в себя, не замечают окружающие их задние дворы и сараи. Города – и владельцы прилегающих к паркам участков – лишь в редких нескоординированных случаях воспользовались возможностью обзавестить дополнительным к уличному, обращённым в парк фасадом.
...
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение пруссак » 10-03-2010 16:42:51

Город Третьего рейха

Став в январе 1933 года канцлером, Гитлер уже летом того же года заявил в кабинете, что население Восточной Пруссии надлежит увеличить на 1½ миллиона, «чтоб навсегда сохранить её немецкой». Средством к тому должны были стать малые производства на местном сырье, новая колонизация, «возвращение к земле» – и, по опыту предшественников, размещение новых гарнизонов. Строительство последних оказалось более успешным и быстрым, чем заявленная программа нового строительства, хоть и ускоренная отменой усложнённо-демократических согласовательных процедур и свободным распоряжением над значительными фондами некогда частной земли – недолговечный рейх остался в памяти временем строительства казарм и залов собраний, население же с 2333301 жителей (1933 г.) увеличилось всего лишь до 2488122 (1939 г.).

Партийное строительство: гауфорум

Кёнигсберг, столица одной из сорока новых провинций-гау, не стал одним из «городов фюрера» (Берлин, Мюнхен, Нюрнберг и Гамбург) , хоть магистрат и требовал (1938 г.) себе места в этом почётном списоке личного внимания вождя, дополнительных фондов для назревшей реконструкции городского хозяйства. Гитлер собственноручно выбирал «Генеральных инспекторов по переустройству» , из которых столичный Альберт Шпеер задавал направление работ всем прочим городам и инспекторам: берлинские оси Север – Юг и Запад – Восток, с главной площадью в перекрестьи и торжественным залом на ней, стали новым градостроительным образцом, даже и малых городов – но изобретателем их ни тот, ни другой не были.

Масштабные проекты Третьего рейха во многом следовали направлениям, заложенным, но не завершённым Веймарской республикой – даже и в прокладке парадных осевых композиций, даже и в автобанах, «дорогах фюрера» – и, не будучи закончены и при нём, продолжались после войны. Неминуемой при этом была идеологическая перетрактовка: берлинские оси Север – Юг и Запад – Восток изобретены были ещё в 1920 году как средство решения проблем развития города и его железнодорожного узла, затем были превращены в отражение двуединой столичности Берлина – но вошли в историю как гитлеровский проект столицы мира –; в Кёльне проектирование набережных Рейна и обходных магистралей было завершено до 1933 года, тогда как претворение их в жизнь и вовсе стало задачей для 1950х годов, чьим отражением эти проекты ныне и считаются. Очевидно, что и в Кёнигсберге, где, пусть и с опозданием, происходили обычные процессы замещения населения в центре города конторами, лавок – универсальными магазинами, транспорт от такой пространственно-функциональной сегрегации всё прибывал, реконструкции того или иного рода требовало само время. Неизвестно, какую трактовку заслужили бы назревшие проекты реконструкции Кёнигсберга или вообще Восточной Пруссии, будь они осуществлены как задумано, по веймарской или по имперской мерке, и сохранились до наших дней – в них предполагалась санация, расчистка старой застройки при сохранении ценных «сполий» как свидетелей великого прошлого (особенно подчёркивалось в присоединённых районах (см.)), общее снижение плотности и оздоровление застройки – там, где подобные работы не были бы уже проведены после Первой Мировой войны.
...
Обербургомистр Гельмут Вилль не преуспел в привлечении в город особого государственного уполномоченного, что проектировал бы автономно, помимо муниципалитета, и даже указывая ему, в каких районах ему угодно распланировать новые проспекты и эспланады; план превращения Кёнигсберга в образцовую столицу нацистсткого гау был подготовлен самим городским строительным управлением . Он стал законом в 1940 году, а город объявлен «переоформляемым» .

Хаотично-либеральной застройке противопоставлялась единая градостроительная воля от края и до края. От северного вокзала, по территории «Восточной ярмарки» и до берега Верхнего пруда должен был размахнуться двухкилометровый общественно-административно-парадный форум, новый центр города – его даже можно было бы счесть новым прочтением парно-параллельной улицы орденских времён, громадным выгоном 80-метровой ширины. Здесь вставали новая гигантская (и бесправная) ратуша, дворец имперского уполномоченного по Восточной Пруссии, партийное управление, «Фронт труда» (см.) и «Зал 20000» – оканчиваться этот форум должен был бы новым оперным театром на берегу Верхнего пруда, напротив главного стадиона. Этот последний встал бы на месте ипподрома в Каролиненгофе. Им всем, каждому и по отдельности, предстояло затмить орденский замок, с общегородской доминанты низводимый до рядового, хотя и значимого объекта второй, перпендикулярной оси север – юг. Со скульптурными памятниками подобным образом не церемонились.
Ось Север – Юг 60-метровой ширины, по берлинскому образцу, пробивалась от форума к вокзалу. По пути она «оздоровляла» сносимый старый центр зданиями железнодорожного управления, суда, командования военного округа, промышленно-торговой палаты, образцовыми магазинами и развлечениями. Создав в Трагхейме первый в городе чисто административный район-«сити» (жилое строительство предусматривалось в малом объёме), новая магистраль перемахивала бы через пути железных дорог, пронизала новый училищный городок Эрнстгофа, и выходила за дуговую магистраль в Бейдриттене. В Замиттене она встречала жителей центра города, чьи дома были ей пожертвованы (другие 4000 строились бы в городе-саде Метгетене , расширяемом между железной дорогой на Пиллау и Ландграбеном), и достигала университетского городка на южной оконечности Фриценского леса , где, в ещё одном, шеститысячном районе переселенцев, ось Север – Юг заканчивалась бы. Лейтмотивом парадной застройки служил увеличенный квартал «реформ», с высокими корпусами-карэ по красной линии улиц и обширными зелёными дворами. Выселяемым за пределы оси горожанам, напротив, преподносилась анти-урбанистическая концепция крепких городов-посёлков ограниченного радиуса. Во избежание безбрежной «большой деревни» низкой плотности, малые, но концентрированные городки и районы перемежались бы полями и перелесками: градостроительная программа НСДАП одновременно выступала против крупных городов (а также крупных магазинов и крупной индустрии) – и за «городской дух» своих парадных магистралей (и в поддержку трестов и конгломератов).

Существенным отличием большой кёнигсбергской оси от её берлинского прототипа стала пространственная законченность копии, не присущая образцу: в Берлине ось, несмотря на обширный набор достопримечательностей, её перекрывавших, всё дальше и дальше продолжалась в пригороды , постепенно выдыхаясь и теряя свой стройный вид – здесь же лишь западно-восточные лучи продолжались вовне, тогда как северный луч замыкали клиники и факультеты университета, а на южном портал вокзала ось не только завершал, но и переламывал, под прямым углом отправляя к выставочному комплексу Южного парка. Ярмарка, исчерпавшая все резервы своего первоначального местоположения, не просто переезжала, но и получала непосредственный железнодорожный подвод; шоссе на Берлин входило в город непосредственно через неё, подчёркивая, а не оспаривая главенство вокзала на Рейхсплаце. Обе завершающих площади, и северная, и южная, не претендуя на повторение орденских мотивов и значительно превосходя те размахом, точно так же, как и предшественницы, получали магистральные транспортные вводы не по продольной своей оси, а через один из углов.
Другим транспортным мотивом, совпадавшим с берлинским, но решённым, благодаря предшествовавшим проектам веймарского времени, гораздо удачнее, стало внутреннее кольцо дорог, легшее, в проекте, по всей линии вального укрепления – оно вполне ответит послевоенным идеям советских архитекторов. Торжественная магистраль таким обходным кольцом освобождалась ось от непрезентабельных потоков транспорта и людей; отдельные сегментные полудуги, запроектированные далее вовне, соединяли по два-три радиуса шоссе в ступенчатое полукольцо северных районов. По внешнему контуру, город описывал трёхчетверной круг объездной магистрали, переходящей в. берлинский и самбийский автобаны. В Кранце магистраль Ахен – Берлин – Кёнигсберг триумфально завершалась бы многотысячным новым районом у моря; оформление скоростного выхлеста на Велау и Гумбиннен не было завершено.

В бухте Шпикинг, словно отразив аэропорт Девау относительно зеркальной оси Север – Юг, проектировался гидроаэропорт: расположение, обосновываемое географией, но и им город приближался к абсолютному прототипу подобных переустройств, «столице мира – Германии» , где аэропорты также вставали бы по квадрантам. Как и в Девау и, ранее, в случае с железнодорожными станциями, сообщение аэровокзала с городом должного оформления не получило.

Из грандиозных замыслов осуществлено было немногое: вместо очистки территорий будущих реконструкций ограничивались выселением гражданских жильцов или иных пользователей из демилитаризованных в веймарское время казарм, строительством, более масштабных городков и офицерских к ним, домов – в Девау, Баллите, Понарте...
...
Также после 1937 года замкнулся бульварный пояс Кёнигсберга – для этого пришлось на Замковом пруду конфисковать участки распущенных масонских лож. Города Германии тогда, впервые в своей истории обзаводились заслуживающими своего имени набережными, и Кёнигсберг не был исключением: прежде реки обстраивались по самому урезу воды, а к берегам озёр спускались лишь частные виллы – теперь они возвращались народу.
...
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Кто разрушил Кёнигсберг?

Сообщение logo » 10-03-2010 16:46:11

спасибо, но вектор развития изменился - теперь он дует с востока уже последние 65 лет, с момента разрушения
теперь можно посмотреть, а что сделали соотечественники?
вижу что не мало, самое главное достижение - это коренной житель Калининграда - он основа и начало, в ближайшее время остатки первых переселенцев похоронят, как всех остальных - но остались дети, те, кому сейчас до 40 лет - они будут определять, как жить Калининграду в ближайшем будущем..
Из россии вы смотритесь плацдармом в неведомое и неизвестное, но очень привлекательное... :lol:
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5588
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

След.

Вернуться в Кёнигсберг

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.