Парк , называемый ныне "Центральный" находится в северо-западной части Калининграда на высоком южном склоне Самбийского плато и занимает в настоящее время территорию в 23,5 га между пр. Мира и ул. Дм. Донского. Рельеф парковой территории достаточно сложен и представляет собой сочетание плоских и всхолмлённых участков, глубоюго "ущелья" ручья, образованного двумя рукавами, и ложбин их русел. Положение парка на местности, безусловно, являлось интересной и привлекательной основой для формирования зелёной зоны в "английском" ландшафтном стиле. Этот самый известный в Калининграде парк имеет долгую, временами романтическую историю, связанную, в основном, с его владельцами, и в этой истории можно выделить несколько временных периодов:
- период первый, который предваряет, но не относится к этапам формирования приватного, а затем общественного парка: будущая территория парка - это земли, до 1786 г. находившиеся во владении помещика Пойнтера;
- период второй, длящийся 10 лет , с 1786 по 1796 года - романтический "английский " сад обер - бургомистра Кенигсберга, адвоката , писателя и поэта Теодора фон Гиппеля - GippelsGarten ;
период третий - с 1796 по 1872 годы - приватный сад Louisenwahl , принадлежавший советнику Г.К.В. Бузольт) и его семье, и с 1872 до 1914 г. - королевской семье (название сада писалось до войны с Наполеоном на французский манер, а со времени войны - по-немецки Luisenwahl);
- период четвёртый жизни парка совпадает с периодом формирования системы озеленённых территорий в Кенигсберге 20-х годов XX столетия, и новый расцвет бывшего приватного сада связан с изменением его планировочной структуры и включением общественной территории Luisemvahl в общий зелёный наряд города;
- пятый этап истории парка начался в послевоенный период, когда он становится Парком культуры и отдыха им. Калинина, а в последние годы - парком "Центральный", земельный участок которого принадлежит одноимённому муниципальному учреждению культуры и в схеме генерального плана города определён как озеленённая территория общего пользования.
Для того, чтобы попытаться оценить историко-художсственную ценность и природно-рекреационный потенциал парка "Центральный", следует хотя бы коротко ознакомиться с начальными этапами его истории.
В 1786 г, начальник криминальной полиции и обер-бургомнстр города, где проживало 50 тыс. жителей, велась оживлённая торговля и где в этот период отмечался расцвет гуманитарных наук, Теодор фон Гиппель {1741-1796), назначенный на свой пост королём Фридрихом Великим, когда ему исполнилось 40 лет, купил у некоего Пойнтера имение в Miltellhufen, престижном близком пригороде Кенигсберга. Земли имения простирались от современного пр. Мира (в те времена - узкой просёлочной дороги Hufenallee, по которой владельцы загородных домов добирались на лошадях в свои резиденции) до современной улицы Дм. Донского и, располагаясь на откосах ручья Фрайграбен (Freigraben), были последними, самыми южными в череде загородных вилл состоятельных кёнигсбержцев.
В молодости Т. Гиппель с друзьями посещал некий сад Гессена , который также располагался в этом романтическом пригороде н соответствовал тогдашним взглядам на красоту парков - был естественным. Гиппель надолго сохранил память об этом тронувшем его душу саде и, даже будучи уже зрелым человеком, арендовал сад по соседству, чтобы в отсутствие инспектора Д. и его семьи свободно гулять в этом саду своей молодости. В итоге Гиппель купил старое имение, находящееся очень недалеко (не более 0,5 км) от Штайндаммских ворот, имеющее небольшой дом с 5 или 7 жилыми комнатами и приусадебную территорию, тянущуюся по берегам ручья Фрайграбен.
В то время загородный дом обер-бургомистра был самым последним в череде других приватных резиденций пригорода Хуфен, и домик имения находился почти возле улицы Alte Pillauer Landstrasse (Дм. Донского), в нижней части парка. К дому, спрятанному в тенистой глубине естественного массива буков и грабов, вела вдоль ручья аллея старых лип. В середине XVIII века вдоль старой дороги на Пиллау, рядом с загородным домом ещё располагались дома ремесленников, кузницы и трактир "Молочный дом", где подавали молоко, сметану, творог и сливки вплоть до 1914 года.
Стены загородного дома были немедленно украшены картинами и гравюрами, которых у любителя живописи коллекционера Гиппеля было множество, а земля поделена на два сада: сад-огород, находившийся вплотную к дому, и романтический, ставший вскоре широко известным, сад Гиппеля - воплощение его идей и познаний о садово-парковом искусстве, которые отражали кое-что виденное им в Берлине и Висбадене, но с существенными изменениями и в его интерпретации. Глубокий ручей под сенью естественного лесного массива из мрачноватых грабов, лип и буков, сложный рельеф, высокие берега были удачно использованы для формирования структуры сада в английском стиле, для которого не хватало только одного - пространства: сад был относительно узким. Впрочем, этот недостаток был характерен для большинства садов Кенигсберга и пригородов - земля стоила дорого.
Облик сада и личность его создателя, как правило, достаточно тесно связаны: что за человек был Т. фон Гиппель и как выглядел его сад?
Т. фон Гиппель - сын ректора школы в Gerdauen (Гердауен, ныне нос. Железнодорожный), ещё в детстве выделявшийся своим интеллектом, изучавший теологию в Кёнигсбергском университете, увлекавшийся поэзией и воспитывающий в себе аскетизм, после Семилетней войны в составе делегации, сопровождавшей груз Янтарной комнаты, преподнесённой в подарок русскому царю Петру I, посетивший Россию, очарованный ею и находящий её "невозможной для его понимания страной", после возвращения в Кенигсберг ринувшийся изучать юриспруденцию и ставший впоследствии блестящим адвокатом, занимает в конце концов высокую чиновничью должность. Писатель и поэт, член масонской ложи "Трех корон", куда входили ряд высших чиновников, профессора, офицеры, крупные коммерсанты и дворяне, друг многих выдающихся личностей того времени, "главная голова", как называл его И. Кант, Т. Гиппель был человеком противоречивым, жил аскетично, но имел роскошную коллекцию картин, которые спустя 40 лет после его смерти были переданы городу его племянником и стали основой городского Музея искусств. Обербургомистр и начальник полиции, он был чрезвычайно работоспособен как администратор, но остался известен в истории как загадочная фигура немецкой литературы, перу которого принадлежали романы, трактаты о браке, сатирические произведения, но во многих его стихах звучали одновременно мотивы смерти, поисков Бога, назидательность и чрезвычайная ирония.
...Всё в его саду напоминало о смерти, певцом которой он был, и отображало его странное, болезненное отношение к ней. Парк представлял собой сентиментальный, полный грусти ландшафт с обилием многозначительных изречений, которые должны были заставить посетителя задуматься и, сообщая ему бесконечно грустные мысли, давали пищу для размышлений о бренности жизни.
Одна часть сада походила на сельское кладбище, усеянное надгробиями, холмиками, украшенное кладбищенскими цветами. На первой плите открывавшей этот сад, было написано: "я, ты, он, мы, вы, они". Невольно обращаешь внимание, что местоимения "она' - нет... В центре участка находилась плита с надписью: "Здесь все равны, господин и его холоп, великий и ничтожный, благородный и плохой. На небесах и внизу - всё одинаково". Счастливая жизнь будет продолжаться без меня и тебя. Учись, путник, быть достойным этого!".
В высокой части сада, там, где находился в ту пору открытый луг, под серебристым тополем стояла скамья, откуда можно было видеть Кенигсберг, р. Прегель и её луга. Часть сада на западном склоне (где сейчас большая поляна) была занята фруктовыми деревьями, но даже вид цветущих яблонь и вишен во время прогулки по гнппелевскому саду "не приносил посетителям радости, оставляя чувство подавленности и тревоги". Это был очень личностный сад, сад своего хозяина и для своего хозяина.
Длинные аллеи сада вели вниз по течению ручья, в конце одной из сырых, тёмных аллей находился небольшой грот со скамьёй, перед которым росли две липы (это место находится в настоящее время около лестницы, что ведёт из парка наверх, к ул. Дм. Донского, липы Гиппеля сохранились, им не менее 250 лет, но никто не охраняет их и не ухаживает за ними).
Полуротонда памяти королевы Луизы, сооружённая в парке столетием позже, расположена симметрично этому гроту; напоминает его своими очертаниями, а в центре полуротонды также высажена липа -очевидно, полуротонда выполнена по подобию грота Гиппеля.
Затратив на обустройство своего сада много средств и усилий, обустроив загородный дом по своему вкусу, он и здесь, как и в своих стихах, воспел тему смерти. В загородном доме Теодора фон Гиппеля верхние комнаты были оформлены в виде беседок. Отдельно стоящая в саду кухня была обустроена в виде грота отшельника, в котором находилась небольшая часовня (одна из комнат-беседок была посвящена памяти "двух покойников", под которыми Т. Гиппель подразумевал себя и свою умершую возлюбленную: здесь в аллегоричных рисунках была воспета Его любовь к Ней, начиная от имени возлюбленной, вырезанном в стволе молодого дерева, и до изображения её могилы). Свой сад обербургомнстр посещал ежедневно, в любое время года и в любую погоду..,
В своём завещании Т. фон Гиппель распорядился непременно продать этот сад, ставший к тому времени широко известным и за пределами Кенигсберга, в связи с чем его часто посещали заезжие аристократы, к великому неудовольствию хозяина, искавшего здесь лишь уединения и покоя.
В то время в Кенигсберге и за городом было немало садов, но сад Гиппеля был среди них особенным, и покупка его считалась престижным приобретением, поэтому после смерти знаменитого хозяина, который был не только обербургомистром Кенигсберга, но и по решению короля "президентом" города - подобное звание имел только обербургомистр Берлина", имение с домом в 1796 г. переходит в руки весьма состоятельного Готтхильда Кристофа В. Буэольта (1771-1831), которому в ту пору было 25 лет, и удачный брак с Луизой Граммацки цу Райхтум {Louise Gramatzkie zu Reichtum) привел его к богатству. Может быть, поэтому новое имение он и назвал в честь супруги - "Louisenwahl" -"Выбор Луизы". В 1806 г. Г. Бузольт - последователь педагогических взглядов и идей известного педагога Песталоцци - становится церковным и школьным советником.
В годы войны с Наполеоном королевская супружеская пара, вместе с детьми вынужденная бежать из оккупированного французами Берлина, находила гостеприимство и кров у крупных купцов и других состоятельных кёнигсбержцев. В том числе и Г. Бузольт принимал их у себя в I806 и 1809 гг. в бывшем Гиппелевском саду. Дом Г.К.В. Буэольта находился на северной стороне Хуфен-аллее, в то время неширокой, мощенной брёвнами улице, и был окружён небольшим аптекарским огородом, цветниками и фруктовым садом.
Впоследствии, в память о приятном для королевской семьи пребывании в доме Г. Бузольта, король Фридрих Вильгельм III украсил стену в своей спальне небольшой акварелью, нарисованной, вероятно, одним из его сыновей, на которой был изображён этот загородный дом. На друтой акварели изображена часть сада - цветник у южной стороны дома с раковиной - беседкой, предназначенной для отдыха и увитой растениями. Известно, что с друтой стороны дома располагался непременный огород с традиционными овощами и приправами -несколько изменившийся, но вполне барочный "аптекарский огород". От дома в южном направлении тянулся узкий овраг с ручьём (Фрайграбен) и парком вдоль ручья, который занимал примерно 600 м в длину.