Уважаемые участники форума, предлагаю вашему вниманию отрывок из документа, который я нашла на
http://www.kalte-heimat.de/
В нем содержится описание четырехдневного путешествия из Кенигсберга по Земландскому полуострову (Гермау, Фишхаузен, Пиллау, Лохштедт и Пальмникен). Автор этого текста господин Х. из Натангана.
Здесь я размещаю начало текста и затем отрывок, касающийся Фишхаузена. Планирую и на ветке Лохштедт разместить отрывок из этого текста.
«Фишхаузен 1783 (Das Amt Fischhausen 1783)
Описание путешествия из Кенигсберга в Фишхаузен (Das Amt Fischhausen) в августе 1783.
Господин Х. из Натангана.
Вы действительно хотите, мой дорогой друг, чтобы я Вам описал мое четырехдневное путешествие? Хорошо, так и быть! Вы уже знаете, что 11 августа в компании двух своих друзей я отправился в путешествие верхом на лошадях. Изначально мы хотели только посетить кирху в Гермау и провести там несколько приятных дней у местного священника Т.; однако уже в пути мы решили навесетить еще некоторых наших друзей, проживающих в этой местности. Мы наслаждались хорошей погодой: стоявшая до сих пор жара сменилась приятной прохладой; небо было в облаках, которые стояли так высоко, что дождя можно было не бояться. Поэтому мы и поехали не через Капорнскую пустошь (Kapornsche Heide), хотя, конечно, с большим удовольствием мы бы посетили Четырех братьев (Vierbrüder), а выбрали путь через Метгетен, Шоршенен и Крагау и уже к вечеру добрались до цели своего путешествия.»
Далее следует очень поэтичное описание кирхи Гермау и ее окрестностей, но
« уже после обеда мы отправились в путь, чтобы добраться до городка Фишхаузена, находящегося в 2 милях от Гермау. Здесь я посетил достопочтенного магистра Ф., человека, который, как Вам известно, делает очень много на благо сельских школ. Из своих собственных средств он выделил тысячу гульденов на постройку школы для девочек; а также 2000 райхсталеров на совершенствование семинарии классных наставников в Даргене. А что он еще сделал на благо своего преемника и вдовы диакона, и для многих других, узнаем мы после его смерти, когда будет прочитано завещание.
Его представительная библиотека после смерти будет завещана местному священнику; также и малооплачиваемые школьные учителя смеют надеяться на существенную надбавку к жалованию.
Чем реже сегодня встречаются такие завещания и пожертвования, тем более их надо предавать огласке! Об улучшении школ в сельской местности сегодня редко кто думает.
Да и во всей Пруссии сегодня очень мало деревенских школ: особенно в прусской Польше, а также и в Литве, где на 4 – 5 деревень имеется только одна школа. И не удивительно, что немногие родители пускают своих детей в школу, которая находится в полумиле от дома (1 Meile = 7,53 km). Зимой, весной , осенью они не могут посещать школу из-за глубокого снега и наводнений. И где Фонду взять средства, чтобы каждая деревня имела свою школу? Даже такой большой капитал как 50000 райхсталеров (zu der Zeit: 1 Reichsthaler = 3 Gulden = 30 Groschen), так называемый Mons pieratis, который Фридрих Вильгельм Второй выделил для Школьного фонда, не является достаточным. Учителя после уплаты квартирной платы могут влачить лишь бедственное существование, т.к. никто не получает более 10 райхсталеров. Ни один директор школы (Schulhalter) не имеет более 30 райхсталеров, даже если перевести на деньги все продукты, которые он получает, а многие не имеют даже и этого.
И какой же нормальный человек согласится на такой образ жизни, чтобы в здравом уме терпеть нужду?
И если бы не еще большая нужда, то вряд ли кто легко согласился бы работать в школе…»
К сожалению, на этом и все о Фишхаузене. Далее путешественники отправляются в Пиллау:
« Этим же днем мы покинули Фишхаузен; и поспешили, чтобы добраться до Пиллау. Дорога была достаточно песчаной, но приятная местность, где слева залив, а справа море, возмещает путешественникам все убытки. Кроме того по краям дороги высажены деревья и она имеет вид красивой аллеи. Так называемый Прусский рай (der Lochstädter Wald ?), описанный с большим воодушевлением одним из наших ученых
(Der ehemalige Herr Professor Rappolt. Man s. Erl. Preußen, Bd. V, S. 583), также придает большое разнообразие.»