Немного истории здешних мест.
Исторические летописи - единственные свидетели древнего происхождения нашего города. Первое упоминание о его предшественнике-поселении Циммербуде датируется серединой XV века в хронике немецкого рыцарского Ордена. Однако еще раньше, в Фишхаузенской рукописи 1305 года (Германия), встречается упоминание о полуострове Пайзе («Пойзарт»-местность у леса Пойз), со стороны которого в первой половине XIII столетия немецкие рыцари вторглись на земли пруссов. Время не сохранило крепостных стен некогда стоявшего здесь замка «Королевского рыбацкого поместья», возведенного в середине XV века и вначале принадлежавшего Земландскому епископу. После конфискации церковного имущества поместье перешло во владение Освальда фон Таубенхайма, который принадлежал к самому знатному дворянству Земланда и владел Циммербуде вплоть до 1661 года.
В 1669 году поместье было подарено бывшему воспитателю короля Фридриха I Ебенхарду фон Данкельману в качестве награды. С 1720 года Циммербуде включало в себя, наряду с 16-ю наделами земли, 12 крестьян и примерно столько же рыбаков, основным занятием которых было рыболовство, в основном для собственных нужд.
Постепенно замок разрушили время и воды залива, но память о нем продолжала жить еще ни в одном поколении. После того, как замок перестал существовать, жители поселка длительное время влачили жалкое существование. Жили бедно, кормились только за счет рыбной ловли, которая никогда не обеспечивала им сытой жизни. Кроме нескольких закисленных лугов, они не имели земли, и поэтому почти не держали скот. Их жилища были крайне тесными и грязными, дым из очагов выходил через камышовые крыши и оседал толстым слоем сажи на стенах черных кухонь. Длинными зимними вечерами в избах жгли лучины, отчего лица у жителей были постоянно черными. Одежду пряли, ткали и шили собственноручно. К этой жизни добавлялись еще наводнения, которые повторялись из года в год.
Важную роль в жизни поселка занимала религия: проведение религиозных обрядов, служб и т.д. Длительное время в Циммербуде не было своей церкви, и поселок относился к церковному приходу Меденау (Логвино). Но из-за плохих дорог посещать церковь в Меденау жители поселка могли лишь несколько раз в своей жизни: там крестили детей, венчались, ходили по самым большим праздникам в случае хорошей погоды. В остальное время сильно выраженные религиозные чувства жители удовлетворяли в виде церковных проповедей, которые проводились в школьном здании. А с 1 апреля 1901 года Циммербуде с соседними деревнями Пайзе и Неплекен с 1500 жителей образовали собственную церковную общину и выкупили маленькую церквушку, которую двумя годами раньше Меденау построило в Циммербуде, как свой филиал.
В 20-е годы нашего столетия была построена новая школа, которая стала административным центром. В 30-е годы поселок Циммербуде превратился в довольно оживленный, хотя и небольшой, населенный пункт. В поселке осуществлялась продажа мануфактуры, гастрономии, рыбацких товаров, были трактир и пекарня. Можно было заглянуть в гостиницу под названием «Вальдпшосхен» («Лесной замковый домик»). В Циммербуде находился пост жандармерии. Роды принимала своя поселковая акушерка. Украшала поселок церковь.
Количество жителей Циммербуде составляло по годам: 1829 - 388 чел., 1844 -460 чел., 1858 - 634 чел., 1905 -797 чел., 1919-742 чел. Рыбацкая деревня Пайзе основана в начале XIV столетия, после того, как епископ Бартоломей представил право начать отсюда заселение новых земель в Земланде. В течение столетий жители деревни Пайзы вели очень скромное существование, так как зарабатывать на жизнь в одиноко стоящей деревне было сложно. Население Пайзе по годам составляло: 1831- 209 чел., 1844 - 305 чел., 1858 - 361 чел., 1944 -2196 чел. В конце 30-х годов прошлого века в Пайзе были три небольшие гостиницы, универмаг, булочная и мясная лавки. Имелось также спортивное общество. Особенно жители увлекались футболом.
Так бы и оставались эти маленькие поселки обычным захолустьем, если бы не счастливые для них обстоятельства. В 1894 году началось строительство канала Кенигсберг - Пиллау, которое продолжалось до 1901 года. После отсыпки косы вода возле поселков успокоилась, в рыбацких селениях были подняты мостовые, устроены удобные гавани, оборудованы сигнальные станции. Затем постройка электростанции, открытие железной дороги с вокзалом, строительство двух портовых причалов, комбикормового завода и перевод из Пиллау моторных катеров привели к оживлению жизни в поселках, увеличению населения и улучшению его благосостояния.
Рыбаки получили работу и возможность доступного сообщения с Кенигсбергом. Кроме того, оживление в жизнь поселка внесло длительное проживание в этих местах рабочих, которые принимали участие в строительстве канала и Восточно-Прусской электростанции.
Вторая мировая война для Пайзе и Циммербуде закончилась в апреле 1945 года, не оставив значительных разрушений. Непосредственно на современной территории города Светлого военные действия не проходили, но два бывших немецких поселка имели тогда тесную привязку к войсковой операции советских войск по взятию военной базы города Пиллау.
Данная информация и фотографии взяты с официального сайта администрации Светловского ГО
http://www.svetly.gov39.ru/index.php
Вот есть ещё интересная информация по Кулакову. Он пишет следующее: Двигаясь от посёлка Взморье на запад, путник углубляется в лесные угодья песчаного полуострова Пайзе, вдающегося на юг в Калининградский залив. Этот полуостров является остатками некогда обширной суши, опустившейся на дно залива в XIV веке в результате крупной экологической катастрофы. Многие сотни человеческих жизней унесли тогда разбушевавшиеся волны. На этой равнине, некогда соединявшей земли Южной Самбии и окрестности замка Бальга, ещё в 1258 году существовало множество прусских посёлков. Среди них - деревни Каймен, Лейтен, Боноде и Люнтове, над которыми ныне волнуются воды залива, разрезаемые штевнями кораблей, направляющихся в Калининградский порт.
Кстати, многие из древних кораблей также не миновали гнева морской стихии. По сей день находят на дне залива якоря и части морских судов, верно хранящие тайны былых трагедий. Эти свидетельства старинного мореходства можно увидеть в экспозициях Областного историко-художественного музея и Музея Мирового океана. Да и жителям прусских берегов Ульмеригии в языческие времена морская стихия приносила много горя. В прусском пантеоне бог моря Барсдойтис, аналог античного Нептуна, славился своим зловещим нравом. Под водами залива скрыты не только свидетельства многочисленных кораблекрушений, но и замок, расположенный на северном краю бухты Сконе-Вик, на территории современного Приморска.