Waldburg-Capustigall, (не сохранился)

Районы, города, посёлки, имения, фольварки.

Waldburg-Capustigall, (не сохранился)

Сообщение Serg_08 » 11-12-2011 15:10:31

В данной теме , являющейся , в сущности частью "Парки старого Кенигсберга", хотелось бы частично осветить создание, развитие и нынешнее состояние памятника ландшафтно-природного комплекса имения, парка и сопутствующей территории. Поскольку данная тема сопрягается как минимум с несколькими ветками - буду, как всегда, признателен за дополнения, исправления и советы.


Итак :
Один из старинных усадебных парков, живой памятник культуры и искусства, расположенный вблизи Калининграда и связанный с фамильной историей двух аристократических родов, заслуживающий внимания как пример особенностей формирования восточной русских садово-парковых территорий - парк большого поместья Вальдбург. К этому владению относились земли пяти близко расположенных друг от друга имений на побережье Frisches Haff (Калининградский залив) между Кенигсбергом, Heiligenbeil (г. Мамоново) и Preussisch-Eylau (г. Багратионовск): Waldburg, 1375 га (пос. Прибрежный), Seepothen, 1250 га (пос. Голубево), Maulen, 500 га, Wesdehlen, 1000 га, и ещё одно примерно в 20 км южнее - Wilmsdorf, 875 га, располагавшееся в окруте небольшого городка Zimcn (пос. Корнево).
Юго-западнее Кенигсберга, в двух километрах от залива Frisches Haff (Калининградский залив), неподалёку от озёр, которые ныне называются Голубыми, в XVI веке находилось орденское поместье, из первых владельцев которого известны господа von Lehndorf , в сущности, проживавшие рядом в поместье Maulen. Позже, в 1637 г. имение перешло в руки кёнигсбергского аристократического семейства, известного в Пруссии с 1569 г. Некоторое время после 1700 г. владельцем являлся граф фон Крейцен (Joliann Albert Кreutzen). Более подробными сведениями об этих ранних владельцах земель мы не располагаем.
В имении долгое время никто не жил, владельцы имели дома в других местах Пруссии и в отношении обустройства этого владения до 1711 г. мало что известно. Владения назывались Капустигалль (Capustigall), что в переводе со старопрусского, в зависимости от написания этого слова, может обозначать либо "капустный сад", либо "белый холм" ("Kupsie"). И то и другое название вполне оправданно природными условиями окрестностей - место влажное, с сырыми и даже заболоченными лугами, низкое, метра на два ниже залива, подходящее для выращивания капусты, а белые пески пляжей, столь характерные для ландшафта побережья залива, вполне объясняют второй вариант названия.
История имения и парка достоверно прослеживается лишь с 1711 г., когда эту землю приобрел Фридрих Вильгельм фон Чизе (von Chize) (1672-1740), построивший здесь дворец в стиле барокко и окруживший его обширным регулярным садом.
Владелец поместья был сыном известного архитектора Филиппа де Чизе (de Chize, della Chiesa, von Chaise), проектировавшего в Потсдаме и Бранденбурге многие престижные здания, а том числе Потсдамский дворец курфюрста. Фамилия Чизе происходила из Италии, одна из ветвей семейства, к которой принадлежал архитектор, осела в Голландии, но впоследствии из-за религиозных гонений на гугенотов, лишившись высокопоставленных покровителей и рассчитывая на поддержку властей в Пруссии, де Чизе перебрался в Бранденбург (курфюрст Бранденбургский был женат на даме из голландского дома и по этой причине оказал семье гугенотов содействие) и с 1664 г. строил там замки, дома, успешно продвигался по службе (за усердие ему был подарен курфюрстом дом в Потсдаме). И вот, инспектируя военные укрепления в Восточной Пруссии, он, к тому времени уже вдовец, встречает 19-летнюю Луизу Катарину фон Раутер (Luise Kaiharina von Rauiter) и вступает с нею в брак в 1669 г. Брак оказался недолгим, потому что супруг умирает в 1673 г. в возрасте 43 лет, но плодотворным: во-первых, рождается сын Фридрих, будущий владелец поместья Капустигалль, во-вторых, осуществляется грандиозный проект осушения земель обширной низменности, примыкающей к Куршскому заливу.
Предпосылкой к проекту и крупномасштабным работам по его осуществлению явился свадебный подарок, преподнесённый курфюрстом семейству Чизе - тринадцать деревень на 3400 гектарах, расположенных в дельте р. Мемель (р. Неман). Очевидно, курфюрст преследовал цель, чтобы эти переувлажнённые и поэтому малоценные земли были осушены за счёт средств Филиппа Чизе. Действительно, фон Чизе с супругой начали строить каналы, получившие названия "Малый" и "Большой Фридриха", с целью наладить судоходство между реками Мемель, Дейма и Прегель. (Большой Фридрихский канал связывал р. Мемель с устьевым рукавом р. Прегеля, р. Деймой, которая впадает в Куршский залив).
На современной карте этот путь прослеживается от р. Неман а р. Матросовку, далее Приморский и Полесский каналы, затем р. Дейма, по которой можно подняться до р. Преголи и следовать далее в Калининград.
Эти каналы способствовали созданию безопасного водного пути через Восточную Пруссию, который обеспечивал бы возможность избегнуть штормов и других опасностей во время прохода судов с товарами по открытому морю на пути из Польши и России в Берлин и далее.
Одновременно, благодаря работам, была осушена часть низменности , которая впоследствии станет имением , которое в честь Луизы Катарины назвали "Рауттенбург". Их дом, как и все дома в той местности, стоял на сваях (Rauttenburg, в XX веке - Rautersdorf, Малые Бережки).
После смерти супруга Луиза фон Рауттер не оставила начатое дело и закончила строительство каналов, которые до 1713 г. принадлежали ей лично, затем перешли в государственные владения, а Луиза Катарина, которая, по мнению современников, совершила социально-политическое деяние, имевшее существенное значение для общества и государства, заняла своё историческое место среди выдающихся женщин Пруссии. По прошествии шести лет вдовства она становится супругой 36-летнего генерал-майора, коменданта крепости Пиллау (г. Балтийск) Вольфганга Кристофа Трухзесе цу Вальдбург. Рождается сын Карл Людвиг, но в 1688 г., в 45 лет, второй супруг Луизы Катарины умирает, и она остаётся со своими сыновьям, младшему из которых, Карлу из рода Вальдбургов, впоследствии в наследство переходит имение Рауттенбург, а старшему сыну от первого брака с фон Чизе за отказ от наследства были выплачены деньги, на которые он, Фридрих Вильгельм фон Чизе, в 1711 г. покупает у графа Крейцен имение Капустигалль, строит замок, закладывает парк в стиле барокко, соответствующий представлениям того времени. Начинается 300-летняя история поместного парка, впоследствии получившего название Вальдбург.
140-kenig14.jpg
140-kenig14.jpg (28.3 КБ) Просмотров: 8135

На акварели 1808 г. изображён двухэтажный, с высокой мансардной крышей дворец в стиле барокко, перед ним огороженный круглый парадный двор с непременным стриженным зелёным газоном, симметрично украшенным по углам цветочными клумбами и четырьмя статуями, символизирующими времена года; главный въезд в усадьбу фланкирован двумя домиками для охраны, двумя высокими деревьями и стриженной живой изгородью. По обе стороны дворца, в глубине двора, расположены двое интересных по форме ворот, украшенных башенками, через которые можно было попасть в находящийся за дворцом роскошный для того времени огороженный сад, занимающий тогда тридцать гектаров. Главная широкая аллея длиной в 400 метров, служившая основой планировки сада и обрамлённая липами, чередующимся с бутсами и вязами, заканчивалась воротами. До настоящего времени сохранился план сада, относящийся к началу XX века, на котором отчётливо видна ,несмотря на многочисленные более поздние преобразования парка, сохранённая поколениями потомков барочная "звёздная" его часть, так называемый "звёздный лес" (Sternvald) - восемь аллей, сходящихся к небольшой поляне. Сад XVIII столетия в соответствии с законами регулярной планировки разделялся на отдельные небольшие части стриженными зелёными изгородями.
рисунок_4.jpg

Такими или примерно такими замок и парк эпохи барокко оставались до 1816 г., то есть чуть более ста лет.
В имении Капустигалль тем временем сменилось поколение владельцев, происходили интересные события, появлялись весьма известные в будущем люди, например, И. Кант, в тот период домашний учитель в доме, где часто проводила время графиня Каролина Шарлотта Кейзерлинг.
Дело в том, что у Ф.В. Чизе была дочь Шарлотта София, а у его сводного брата по матери, Луизе Каролине, сын Фридрих Людвиг I, впоследствии генерал-лейтенант, которые сочетались браком и жили в Капустигалль. Сестрой Фридриха Людвига 1 и была графиня Кейзерлинг, которая в 17 лет вышла замуж за курляндского графа Гебхардта Кейзерлинга. Супруги приобрели имение Rauttenburg в округе Тильзит-Нидерунг, находившееся в дельтовой низменности р. Мемель, то самое, что построил для своей семьи Филипп фон Чизе. Интересно, что отец Г. Кейзерлинга, курляндский граф Карл Кейзерлинг, выпускник Кёнигсбергского университета, при русской императрице Анне Иоанновне был назначен президентом Российской Академии наук, а позже служил в России по дипломатическому ведомству. Имя Каролины Кейзерлинг впоследствии стало известным не только в Пруссии, но и за её пределами. Образованнейшая женщина своего времени, имевшая философское и литературное образование, являлась членом Прусской академии художеств, признанным знатоком искусств и всегда играла важную роль в жизни современного ей Кенигсберга. Дом Кейзерлингов в Кенигсберге, расположенный в городском районе Фордерроссгартен на восточном берегу Замкового пруда, привлекал внимание великосветской публики литературным салоном, "Домом муз", главной музой которого была графиня Каролина. Искусство и политика, наука и культура, офицеры, учёные, государственные чиновники, аристократы - всё это блестящее разнообразие объединялось в роскошном саду дома на Фордерроссгартен.
Имя крупнейшего философа XVIII столетия Иммануила Канта связано с именем графини Кейзерлинг и имением Капустигалль: биограф И. Канта профессор Шуберт (F.W. Schubert) пишет, что И. Кант в первые свои преподавательские годы после окончания университета, в 1753 г., приезжал в Капустигалль из Кенигсберга (на лошадях один час пути), будучи домашним учителем старшего сына владельца замка, т.е. Фридриха Людвига II, а может быть, также и двух сыновей графини К. Кейзерлинг, Отто и Карла, которые, как и их мать, были частыми гостями в имении своего дяди Капустигалль. По семейной легенде, в замке даже была комната И. Канта на верхнем этаже, но на самом деле этот этаж был надстроен гораздо позже.
Фридрих Людвиг II получил имение в наследство в 1764 г. Известно, что в этот период имение увеличилось, но подробности о судьбе сада и замка неизвестны.
Причина, подтолкнувшая к переделке сада с его аккуратными аллеями, стриженными изгородями, партерами и прочими требующими постоянного ухода парковыми атрибутами барочного стиля, в более простой, природный, "английской" моды парк с прудами, полянами и сетью пересекающихся дорожек, возможно, заключалась в частом отсутствии хозяев имения в связи с дипломатической деятельностью графа. Позже, в период 1830-1840 гг. Фридрих Людвиг II перестраивает фасад барочного дворца своего прапрадеда в более современном виде.
Скрытая символика садов, заложенная устроителями, печаль и радость, вера в жизнь и память о смерти, может быть прочитана современниками, но чаще остается непонятой. В любом случае, сады раздвигают для человека пространство и, главное, время...
Владелец имения любил всё итальянское, потому что долго жил в солнечной, яркой Италии, к тому же это нравилось королю, Фридриху Вильгельму III, архитектор которого, Фридрих Шинкель, много строил в Берлине и Потсдаме в итальянском стиле, поэтому итальянская классика была тогда в большой моде. К слову сказать, король Фридрих Вильгельм IV, сын королевы Луизы и Фридриха Вильгельма III, в 1840 г., в год своей коронации, происходившей в Кенигсберге, посетил Капустигалль, прогуливался по дорожкам обширного парка, охотился в принадлежавших графскому семейству лугах и болотах, где всегда в изобилии водились звери и птицы.
Как дипломат, друг сардинского короля и состоятельный человек, Ф. Людвиг III мог позволить себе выписать из Италии строительные материалы и рабочих по доступным для него ценам. Вполне понятно его желание привнести в туманную Восточную Пруссию немного итальянского солнца, наверное, поэтому в строительстве дома было использовано довольно много каррарского мрамора, что являлось весьма и весьма необычным для провинциальных поместий. Из этого благородного камня были выполнены четыре колонны главного портала дворца, парадная лестница и двенадцать больших ваз, обрамлявших фасад замка. Есть и другая семейная версия о том, как итальянский мрамор, пошедший на строительство дворца и ваз, попал в поместье: судно, которое перевозило мрамор, предназначенный для строительства дворцов в Петербурге, вследствие перегруза село на мель в заливе, не дойдя до Кенигсберга, как раз в том месте, где располагалось имение графа цу Вальдбург. Часть груза пришлось снять с судна, и состоятельный хозяин Капустигалля приобрёл мрамор, но, возможно, что эта часть груза заранее предназначалась именно для строительства в Капустигалле, и только чуть больше было выгружено из-за того, что судно село на мель.
В начале XX века дом перестраивался вновь, и можно сказать, что его итальянское архитектурное "столетие" длилось от Фридриха Людвига
III до его зятя графа Эберхарда I цу Дона, потомка другой династии, которой принадлежало имение с 30-х годов XIX в. вплоть до 1945 г.
Поскольку мужская линия графов цу Вальдбург прекратилась, когда 68-летний дипломат Ф. Людвиг III цу Вальдбург умер в Турине, имение угаснувшего рода унаследовал зять графа Рихард Фридрих граф цу Дона из Шлобиттена (замок и роскошный сад в Шлобиттене, где владельцы с увлечением выращивали редкие заморские растения, были одной из достопримечательностей Восточной Пруссии).
Четыре дочери дипломата Ф. Людвига 111, как в сказке Г.Х. Андерсена о бедном принце, розе и соловье, получили наследство: старшая Мария, жившая в Италии, - украшения своей матери -принцессы; вторая. Термина, вышедшая замуж в Швейцарии, - деньги; третья, Матильда, - имение Капустигалль, впрочем, приносившее не много доходов, четвёртая, Филиппина, супруга графа Фридриха цу Дона-Lauk, -дорогую китайскую ширму, стоимостью не меньше, чем Капустигалль.
Собственно, в этот период, когда в замке поселилась молодая пара, имение Капустигалль получило своё новое название - Вальдбург.
Интересно, что к середине XIX столетия в Восточной Пруссии два имения и два интереснейших в дендрологическом отношении парка назывались "Вальдбург". Один из них - Вальдбург близ Кенигсберга, о котором идёт речь, второй - в округе г. Гердауэн (ныне пос.Железнодорожный Правдинского р-на), принадлежавший с 1822 г. роду фон Врангель (одна из праправнучек Луизы Катарины фон Рауттер, внучка Фридриха Людвига I вышла замуж за Людвига Ф. фон Врангель, и, возможно, поэтому впоследствии их имение стало называться Вальдбург). Оба парка были почтительно переименованы их владельцами в честь графов Трухзесс цу Вальдбург в связи с пресечением прусской линии этого рода, известного с XV столетия.
Поскольку Матильда и Рихард цу Дона уехали жить сначала в Италию, затем в Шлобиттен, поместье Вальдбург опустело, но отнюдь не было оставлено заботами владельцев. В этот период, очевидно, несколько позже 1844 г., в начале широкой аллеи, ведущей в парк, устанавливаются высокие каменной кладки пьедесталы с лежащими бронзовыми оленями, выполненными в натуральную величину, напоминая "олений портал" в старом зоопарке в Нойстреметц. Благородные фигуры оленей отлиты по модели берлинского скульптора Кристиана Даниэля Рауха (Chr. D. Rauch). Фигуры оленей, украшающие входы в парки, очень характерны для Пруссии того времени: олени Рауха в 1842 г. установлены также в парке Глинике (Германия), принадлежавшем принцу Карлу Прусскому, несколько позже, в 1870 г. у ворот парка в Растеде. Много позже на каменном мосту через р. Роминте (ныне р. Красная) при подъезде к кайзеровскому охотничьему ансамблю в Роминтенской пуще {Виштынецкий Красный лес) установлены четыре фигуры оленей - по две на каждой стороне моста (работа архитектора проф. Рихарда Фризе). Каждый из этих оленей нёс на голове рога, выполненные с достоверностью по образцам рогов оленей, убитых на охоте лично Вильгельмом II (1888-1918), последним императором Германии. Очень вероятно, что владелец поместья Р.Ф. цу Дона, отец которого, напоминаем, был владельцем прекрасного сада в Шлобиттене и членом "Общества по распространению садового искусства в Прусском государстве" (его имя указывается в списке членов общества 1838 г.), приглашал к себе в Вальдбург самого Директора прусских садов и парков, известнейшего ландшафтного архитектора Питера Иозефа Ленне (1789-1866), который принимал участие в обустройстве некоторых садов в Восточной Пруссии и являлся основоположником и организатором Дендрологического общества Германии, начавшего функционировать в 1822 г. Исследователь деятельности П. Ленне Гарри Понтер, на которого ссылается Урсула графиня цу Дона, в книге "Каталоги Ленне1*, отмечает: "...мы не можем достоверно утверждать, что знаем все сады и парки, в обустройстве которых он принимал участие...". Но очень возможно, что именно консультации П. Ленне отражены в тогдашнем устройстве парка, который к концу XIX века уже представлял собой показательный вариант дендрологической коллекции, где было много деревьев - интродуцентов, впоследствии отмеченных в протоколах Дендрологического общества за 1922 г.
По обеим сторонам главной аллеи Рихард Ф. цу Дона спроектировал два пруда: большой, получивший название "пруд Лорелеи" и был украшен огромным валуном с романтическим названием "утёс Лорелеи", выкопан в 1875'76 г. (к западу от него чуть позже высажена туя гигантская), и малый (1876/77 г.) с двумя названиями: "Островной", или "Офелия", посередине которого был насыпной остров, доступный для прогулок благодаря мостику, перилами которого служили цепи. Именно в этот период увлечения общества модными иноземными растениями существенно изменился характер парка: вместо куртин и массивов деревьев местных пород парковые пейзажи теперь определялись интересными, необычными деревьями - интродуцентами, одиночно растущими на больших открытых пространствах полян, окаймлённых по-прежнему липами и дубами. Эти деревья-солитёры (т.е. одиночные) придавали парку новый, интригующий вид. В 1861 г. король Вильгельм 1, очевидно, в связи со своей коронацией находившийся в Кенигсберге, посетил имение Вальдбург, в честь чего здесь была устроена охота, которую любили все прусские курфюрсты, короли и помещики.
В прусских парках того времени появилось множество деревьев с необычной формой кроны или окраской и формой листьев. В Восточной Пруссии с её влажным и холодным климатом акклиматизация растений из более тёплых зон часто приносила огорчительные потери, но количество и разнообразие экзотических деревьев в парках Пруссии указывает, что многолетние усилия любителей иноземной флоры привели к определённому успеху.
Сын Матильды и Рихарда Ф. цу Дона, граф Эберхард цу Дона (1846-1905), человек творческий, одухотворённый, неплохой художник, много путешествовавший по свету, писавший картины в Египте, Италии и других странах Европы, женившись в 1874 г., приезжает жить в Вальдбург. Он запечатлевает парк на многих своих картинах, оставшихся его потомкам. На некоторых из них, более ранних, парк выглядит запущенным, это не удивительно, ведь в Вальдбург с уже некоторое время никто не жил: овдовевший владелец имения Р. Фридрих цу Дона покинул его, вступив в другой брак. Теперь в Вальдбурге обосновались молодые супруги.
Молодая хозяйка дома, прелестная Элизабет графиня фон Канитц (Elisabeth Grafin v. Kanitz), прекрасно умела вести хозяйство, играла на фортепиано и хорошо пела. С её приездом в дом и сад снова вошла жизнь, в этот период поместье увеличилось, росли доходы семьи. Граф любил охоту, лошадей, много средств тратил на обустройство замка и парка, делая это в память о своей матери, графине Матильде. В парке вновь царит порядок, кроны деревьев подстрижены, парковый массив расчищен, высажено много новых деревьев, в том числе расширена коллекция растений - интродуцентов, но вдоль аллеи по-прежнему растут старые липы, вязы и 200-летняя ольха чёрная из барочного сада XVIII века (на акварели 1806 г. они выглядят уже очень высокими, очевидно, что в эти годы деревьям уже более полутора веков). Граф Эберхард I посадил тую гигантскую, которая жива и в наше время, а к 1922 г. 45-летняя туя выросла до 25 м в высоту и её приросшие к почве нижние ветки дали вокруг неё многочисленную поросль молодых туй. В этот год туя гигантская была отмечена в материалах экскурсии в парк членов Дендрологического общества Германии как дендрологический объект первого ранга, как "kunststuck", что означает "чудо, фокус". В 2004 г. вокруг туи можно видеть лишь 6-8 пеньков, сохранившихся от поросли, приведшей в восторг увлечённых дендрологов.
Граф Эберхард I, в отличие от своего отца и деда, увлекался не Италией, а немецкой историей и, в частности, историей своего рода по линии графов Трухзесс цу Вальдбург. Для нас может быть интересным его мнение о том, что ранее родовое имя и название имения писалось как "Walpurg", т.е. являлось производным от имени девы Вальпургии, которая была сестрой героев англосаксонского эпоса - Виллибальда и Вунибальда. Может быть, поэтому архитектура итальянского замка Вальдбургов - Дона ещё раз была несколько изменена, и после этого в ней уже не просматривался ни барочный, ни итальянский стили. Когда отец графа Эберхарда 1 увидел эти "немецкие" изменения, он сел в парке на скамью и долго молча смотрел, может быть, прощался с "итальянским столетием" родового замка графов цу Вальдбург
Стиль дворцового фасада приобрёл черты неоренессанса, на юго-восточной стороне дома появилась застеклённая терраса, от которой каменные ступени из песчаника вели к большому прямоугольной формы розарию, заложенному в 1910 г. и ставшему украшением парка. Место это было низкое, называлось Тифенталь - Глубокая долина, и прелесть розового сада, Rosengarten, была хорошо видна из окон библиотеки...
Граф Эберхард II цу Дона, юрист, последний владелец имения Вальдбург (1875-1957) имел в жизни два увлечения - генеалогию своего рода и свой прекрасный парк. В 20-е годы прошлого столетия парк вместе с лесной его частью занимал площадь около 25 га, его окружали принадлежавшие графской семье 80 га леса и почти 80 га торфяных болот, мокрых лугов и водных угодий, где гнездились дикие утки, бекасы и лебеди, ведь парковый ландшафт располагался всего лишь на три метра выше уровня Frisches Haff (Калининградский залив) на одном из многочисленных поднятий между бесконечными торфяными болотами и заболоченными лугами побережья залива.
Ландшафтный парк представлял собой сложное сочетание аллей, дорожек и полян. Его главная аллея из старых лип, делящая сад надвое, перед замком уступала место цветочному партеру. При этом лучше просматривались некоторые парковые пейзажи. С парадной лестницы, обращенной на юго-запад, можно было видеть круглый парадный цветник, далее аллею из дуба красного, дальний конец которой акцентировал бук лесной пурпурнолистный, а там уже располагался фруктовый сад. Ещё одна большая аллея огибала парк: окружная аллея по северо-восточной стороне была обсажена дубами и отдельными каштанами, отличие западного полукружья аллеи состояло в том, что среди дубов в центральной её части были вкраплены куртины буков и поляны с интродуцентами. В нижней части парка, ближе к "Оленьим" воротам, возвышался довольно большой искусственный холм "Кукушкина гора", с которого зимой катались на санках. Два пруда, большой в северо-восточной части парка и малый в юго-западной, были "судоходны" - здесь можно было кататься на лодках. Вся территория парка была огорожена и двое его ворот по обе стороны главной аллеи запирались на замки. Последний граф цу Дона безжалостно выгонял из сада даже случайно забежавших туда кур. Лишь в воскресенье парк был доступен для работников имения и их детей, живших в так называемой "деревне", располагавшейся в верхней части территории имения (4 дома на 14 квартир, кузница, парники, теплицы, птичник, хлев, конюшня - два хозяйственных двора и "Малый двор" - бывший господский дом (вероятно, XVII века), ставший домом для управляющего, дворецкого и шофёра).
Возле замка в 1907 г., в годовщину своей свадьбы с Ренатой графиней фон Хохберг (Renaia GrSfin v. Hochberg), девицей из богатого аристократического семейства, выросшей при блестящем берлинском дворе, Эберхард II высадил два саженца дуба черешчатого пирамидальной формы, обвив их стволы друг за друга и после каждый год добавлял по витку, пока деревья не стали толстыми: стволы срослись, а их вершины устремились к небу параллельно друг другу.
Благодаря пристрастной любви владельца к своему парку; сегодня нам известна и его планировка и особенности дендрария. Граф не только высаживал новые деревья, но и вёл их точнейший список с 1913 г. до 1944 г., и с 1933 г. отмечал ежегодные приросты у разных видов деревьев и особенности их акклиматизации в условиях Восточной Пруссии. Граф и два его брата Лотар из Виллкюнена (пос. Шолохово Нестеровского р-на) и Генрих из Тольксдорфа по семейной традиции были членами Дендрологического общества Германии (записаны под номерами 46, 48 и 47 в списке 1922 г.) и чрезвычайно активно в своих поместьях занимались акклиматизацией различных видов деревьев, в основном, из Северной Америки. Поэтому в 1922 г. Вальдбург посетили члены этого общества во главе с председателем графом Шверин, которые отметили, что парк представляет собой ценный историко-культурный и дендрологический объект. Лесничий (Oberforster) Вальдбурга Вильд (Wild) также состоял в обществе.
В списке растений парка Вальдбург, опубликованном в ежегодном отчёте Немецкого дендрологического общества за 1922 г., отмечено 37 заслуживающих особого внимания видов растений, в основном, древесных, большая часть которых представляла собой интродуценты из Северной Америки и Юго-Восточной Азии в возрасте 20-45 лет: в западной части парка - тсуга канадская (2), туя западная (2), лиственница европейская, туя гигантская (25 м в высоту, 1,9 м в окружности, 45 лет), туя западная карликовая шаровидной формы (пихта одноцветная, пихта бальзамическая, пихта Винчи - молодые экземпляры), орех чёрный (2), пихта кавказская или Нордмана, ясень великолепный, липа сердцелистная (мелколистная), можжевельник Пфитцера, дуб болотный, физетовое дерево; вдоль главной аллеи, в основном, липа мслюлистная (очень старые экземпляры); на семейном кладбище (эта территория находилась вне парка, в настоящее время занята дачными участками) - псевдотсуга Дугласа (Дугласова пихта, дугласия), пихта кавказская, пихта одноцветная, пихта аризонская, можжевельник золотистый , кипарисовик Лоусона, старая груша с букетной кроной (три ствола); школка саженцев "Воловий сад" - пихта одноцветная, пихта кавказская, тсуга канадская, криптомерия японская, сосна колючая, поздняя слива, липа крупнолистная; неподалёку от пруда "Лорелея" - тсуга канадская, сосна жёлтая, пихта гребневидная (2), туя западная (растения образовывали зелёную "стену"), ясень великолепный (150 лет, диаметр кроны 35 м), кария белая, вяз раскидистый, увенчанный душистым виноградом (Vhis odorata), клён псевдоплатановидный пурпурнолистная форма; розарий с гуевиком японским и кипарисовиком нутканским (5); питомник растений [10-12 лет) - сосна колючая, пихта одноцветная, тис жемчужный, псевдотсуга Дутласа, ель ситхинская, ель колючая голубая, сосна скрученная, ель белая или канадская, лиственница тонкочешуйчатая. Некоторые деревья в списке 1922 г. уже тогда были 120-150-летними (300-летние липы главной аллеи барочного сада в то время уже не сохранились): граб обыкновенный, липа сердцетистная, сосна обыкновенная, ясень высокий, вяз раскидистый.
Несколько позже, в тридцатых годах, дендропарк стал ещё более насыщенным флорой интродуцентов. Последний владелец поместья на девяти листах изобразил план парка 1936 г. и нанёс на него все деревья -старые и молодые, обозначая немецкими названиями деревья местной флоры (дубы, липы, вязы, сосны, буки) и латинскими названиями -растения-интродуценты. Если в парке в 1922 г. насчитывалось 56 экземпляров деревьев иноземной флоры, включая и опытные посадки в школках, то перед войной здесь было не менее 335 деревьев (не считая погибших по разным причинам), из них 112 экземпляров - интродуценты, в том числе: пихта Виччи, пихта одноцветная, тсуга канадская, орех чёрный, лиственница тонкочешуйчатая, туя гигантская, пихта бальзамическая, каштан конский, дутласия или псевдотсута, туя западная, гикори или кария белая, пихта благородная, тюльпанное дерево [лириодендрон), ель белая, сосна жёлтая, пихта аризонская, кипарисовик Лоусона (достигающий в природе до 50 м в высоту и 3-4 м в обхвате), кипарисовик путинский. Кроме экэотов в парке отмечено множество экземпляров дуба черешчатого Qercus robur (краснолистная форма) и бука лесного (пурпурнолистная форма, у которой весной листья красно-фиолетовые).
К 2004 г. в парке преобладают, в основном, хорошо возобноаляющиеся : липа мелколистная (Tilia cordaia), клён остролистный (Acer platanoides), граб обыкновенный (Carpinus betulis), ясень высокий [Fraximis excelsior) и бутс лесной (Fagus silvauca). В юго-западной части парка среди 160 деревьев отмечены 4 экземпляра бука лесного пурпурнолистной формы, 4 экземпляра тун гигантской, 4 экземпляра тсуги канадской, 7 деревьев дуба черешчатого и I каштан конский. В северо- восточной части из более чем двухсот деревьев, представленных, в основном, клёнами, грабами и липами, встречаются ольха черная и берёза повислая и отмечено потомство старых парковых деревьев - семь экземпляров бука лесного, в том числе один бук пурпурнолистной формы, два каштана конских, шесть деревьев ясеня высокого, восемь деревьев дуба черешчатого, пять тсуг канадских, две туи гигантские, один тис ягодный (Taxus baccaia). Большая часть площади северо-восточного участка парка занята агрессивно стелющимся по почве и жадно приподнимающимся по деревьям плющом обыкновенным Hedera helix из сем. аралиевых (Araliaceae), потомком тёмно-зелёного, безудержно тянущегося вверх растения, в прошлом покрывающего одну из узких торцевых стен дворца. Прошло полвека, но деревья и лианы (кроме плюща в парке сохранился виноград, отмечающий место, где когда-то стоял дом с мраморными колоннами и вазами) всё ещё пытаются докричаться до нас, объяснить, что здесь был и, может быть, ещё будет культурный парковый ландшафт... Но густота крон старых и молодых деревьев уже снижается за счёт мёртвых и усыхающих ветвей {20-60% изреженность крон) - результат влияния загущения лесопарка и избыточного увлажнения почвы в связи с нарушенной системой осушительной мелиорации (здесь ещё в конце XVI11 века была налажена дренажная система, состоящая из деревянных коробов, изготовленных из лиственницы - дерева, не подверженного гниению, позже замененных на керамические трубы).
С 29 на 30 января 1945 г. Вальдбург был занят войсками Советской армии. Во время трёхнедельных ожесточённых боёв имение почти не пострадало, дворец немного выгорел от попавшей в него бомбы. Войска ушли вперёд, а во дворце был размещён госпиталь (склянки от лекарств и мелкое госпитальное имущество ещё совсем недавно находили на месте исчезнувшего с лица земли старинного дома). Впоследствии парк был использован в качестве военного полигона, поэтому до сих пор заметно, что он изборождён окопами. В шестидесятые годы прошлого столетия дворец с его мраморной лестницей и колоннами, тремя этажами и мансардной крышей был разобран населением по кирпичику. В конце восьмидесятых ещё оставались остатки фундамента, под которым уходили в глубину обширные подвалы. В девяностых годах по инициативе общественной организации фонда культуры "Зов" глубокие подвалы были засыпаны, фундамент разобран. Бронзовые олени сторожили парк, по устным свидетельствам очевидцев, до начала семидесятых.
...Теперь, если быть очень внимательным, можно разглядеть остатки постаментов в виде нескольких обломков, всё ещё указывающих, где находился парадный въезд в имение.
Сформированный в течение 300 лет парковый ландшафт с известной дендрологической коллекцией, правильной структурой, в которой сочетались открытые поляны, закрытые тенистые участки, стриженные зелёные стены и галереи, полуоткрытые места с игрой светотени, превратился в мрачный заболоченный лес, в котором сложились неблагоприятные условия не только для коллекции акклиматизированных растений, сформированной в течение 50-70 лет и теперь почти полностью утраченной, но и для большинства обычных лесных деревьев - дубов, сосен, лип, буков, и только граб обыкновенный да неприхотливый клён остролистный создают здесь мрачную густую тень, смыкаясь кронами так, что лучи солнца не могут проникнуть под полог деревьев и высушить почву даже в течение летних месяцев.
Старые деревья в таких условиях выпадают, молодая поросль состоит из малоценных пород, некоторая часть дендрологической коллекции в виде отдельных, самосевом распространяющихся всходов и подроста, не имеет шансов на долгую жизнь в связи с конкуренцией клёна и граба. Натурные исследования показывают, что среди 18 таксонов (т.е. различных по рангу классификационных наименований) растений преобладают лиственные, большая часть деревьев представлена местными (автохтонными) видами, интродуцентов (иноземных растений) сохранилось не более 5 видов и форм. Среди автохтонных деревьев преобладают представители двух семейств - кленовые (Асегасеае) и берёзовые (Beiulaceae), составляя около 40% от всех деревьев, буки, дубы и ясени составляют не более 3-6%.
Из всех планировочных особенностей парка Вальдбург сохранилась и ещё хорошо просматривается уже не трёхметровая, как прежде, а заросшая, узкая (не более 1,5 м) центральная "Оленья" аллея, искусственный холм "Кукушкина гора" и два высохших пруда "Лорелея" и "Офелия" - грунтовые воды, постоянно подтопляющие парк, по какой-то причине перестали наполнять пруды. Мостик пруда с островом, на котором под четырьмя молодыми тсутами в качестве последней точки выкопана "чёрными копателями" глубокая яма, разобран...
Долгие годы небольшой лесной массив неподалёку от Голубых озёр, окружённый с юго-запада автодорогой и подступившими вплотную дачными участками, использовался жителями как транзитная территория к посёлку Голубево, где можно было по дороге выкопать саженцы красивых, непривычных глазу иноземных растений. Парк с трёхсотлетней территорией вступил после войны во второй этап своей жизни - он стал никому не нужен и неизвестен, однако хранит свои очень старые деревья (230-летний ясень, 127-летнюю тую гигантскую, тсугу канадскую, 122-летнюю псевдотсугу; краснолистные буки) и их молодое потомство, которое сегодня могло бы стать основой возрождённого парка.
В 1991 г. парк имения Вальдбург, находившийся до тех пор в ведении Багратионовского лесхоза, был передан общественной организации фонда культуры "Зов" "для возрождения и использования в культурных целях". Парк очищен от мусора, засыпаны подвалы под фундаментом замка, заложены небольшие "школки" саженцев ценных пород, на фундаменте дворовых строений вырос выставочно-конфсрснционный зал. он же гостевой дом. заложен фруктовый сад.
Председатель фонда художник Андрей Пузиков пытается превратить парк в культурный центр, в л кол ого-дендрологический музей под открытым небом, где могли бы творить художники, обучаться рисованию и благоговению перед природой дети, проходить выставки и конференции. По его мнению, реконструкция парка, может быть, н не нужна, но нужно возродить новый парк для новых целей. Многое уже сделано: есть электричество, водоснабжение, построен выставочно-конференционный зал. Впереди огромная работа по расчистке парка, уборке малоценных деревьев, может быть, удастся сформировать хотя бы часть аллей и восстановить "Звездный лес" барочного сада, наполнить водой пруды... До осуществления этой мечты - непочатый край работы.
Какова будет и будет ли третья жизнь бывшего поместного парка Вальдбург, которому не повезло со статусом "памятника природы"? Здешняя земля трёх пространствен на: прусское, советское и российское пространство всё ещё смешиваются между собой, а "деревья что-то шепчут по-немецки" (И. Бродский). Но хочется надеяться, что "но мере одомашнивания чужого "свой" и "чужой" миры объединятся в единственный жизненный мир" (Э. Гуссерль).
kosm0.jpg
вид из космоса


Источники :
www. klgd.ru
http://www.rudnicov.com
http://bief.ru/LIBRARY/PDF/Istorija/63. ... i_2008.pdf
Последний - основной..
Вложения
дворец вальдбург (из коллекции А. Терехова).jpg
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2547
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54


Re: Waldburg-Capustigall, (не сохранился)

Сообщение МёбиуС » 22-12-2011 11:54:40

...
Вложения
Waldburg 113487.jpg
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
Аватара пользователя
МёбиуС
Дитя Роминты
 
Сообщения: 6224
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen

Re: Waldburg-Capustigall, (не сохранился)

Сообщение Serg_08 » 02-09-2012 16:12:02

Проезжая сегодня в тех районах на велосипеде, сначала наткнулся на такое объявление на Мамоновской трассе :
IMG_4055_новый размер.JPG

Заинтересовался, свернул на Голубево..
IMG_4056_новый размер.JPG

IMG_4059_новый размер.JPG
все еще узнаваемые аллеи парка

и то же убогое объявление на главной аллее :
IMG_4061_новый размер.JPG

IMG_4065_новый размер.JPG
вид на парк с южной стороны

А вот на поле , прилегающем к парку , и далее активно началась застройка :
IMG_4066_новый размер.JPG

IMG_4068_новый размер.JPG

IMG_4069_новый размер.JPG

Проехав еще с километр на юг, видим такую картину :
IMG_4072_новый размер.JPG

IMG_4075_новый размер.JPG

Такие дела..
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2547
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54


Вернуться в Населённые пункты Восточной Пруссии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.