Железнодорожный тоннель под площадью Победы

Железные дороги ВП, включая узкоколейные, станции, мосты и всё остальное

Модератор: Serg_08

Ответить
sergkenig
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 26-08-2007 20:11:05
Откуда: Tragheim , wrangel-str.
Поблагодарили: 1 раз

Туннель у Северного вокзала

Сообщение sergkenig »

Ценный писал(а):И ещё - на немецких снимках от проезжей части до ограды путепровода широкий косой газон, а сейчас там замковая ограда и только тротуар. Что это было - обрушение, взрыв? Может, это и подскажет, почему понадобилось ставить новую ограду.
Меня заинтересовал этот момент.
Сегодня специально прошелся к путепроводу.
Похоже , действительно у немцев закрытая ( туннельная ) часть путепровода была метров на 20 больше , чем сейчас.
Если пройтись вдоль путепровода со стороны мэрии , то можно обнаружить прежнее ограждение из песчанника и обдомками чугунной решетки , которое обрывается к рельсам.
Видно , во время бомбардировки произошло обрушения части туннеля , восстанавливать эту часть свода не стали , выровнили и оставили как есть , перетащив сюда замковую ограду.
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

sergkenig писал(а):
Ценный писал(а):И ещё - на немецких снимках от проезжей части до ограды путепровода широкий косой газон, а сейчас там замковая ограда и только тротуар. Что это было - обрушение, взрыв? Может, это и подскажет, почему понадобилось ставить новую ограду.
Меня заинтересовал этот момент.
Сегодня специально прошелся к путепроводу.
Похоже , действительно у немцев закрытая ( туннельная ) часть путепровода была метров на 20 больше , чем сейчас.
Если пройтись вдоль путепровода со стороны мэрии , то можно обнаружить прежнее ограждение из песчанника и обдомками чугунной решетки , которое обрывается к рельсам.
Видно , во время бомбардировки произошло обрушения части туннеля , восстанавливать эту часть свода не стали , выровнили и оставили как есть , перетащив сюда замковую ограду.
Мне тоже кажется, что изменение конфигурации "портала" туннеля это результат боевых действий в конце войны.
Возможно и на противоположном конце туннеля при выходе из под здания вокзала не все сохранилось в первозданном виде. Надо бы найти подходящие фотки что бы убедиться так ли это.
Еще меня заинтересовал своеобразный "козырек-балкон" в нескольких десятков метров от туннеля.
Что это за сооружение никак не могу понять? Смотровая площадка? А что там смотреть? Недостроенный мост или что-то еще? Может кто знает?
Вложения
nordbahn_tunnel2.jpg
nordbahn_tunnel3.jpg
platz05.jpg
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение uran238 »

Судя по немецкой фотографии, этот балкончик тоже был. Но на этой же фотографии видно, что въезд в тоннель гораздо ближе к нему, и от балкончика до въезда - закугления дороги отсутствуют. На советских же фотографиях - там радиус.

Можно конечно предположить, что современны балкончик - часть немецкого перекрытия - но мне тэта версия представляется маловероятной из-за дальности расположения балкончика.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
Ценный
Интересующийся
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 14-07-2009 11:56:56
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 142 раза

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение Ценный »

uran238 писал(а):Судя по немецкой фотографии, этот балкончик тоже был. Но на этой же фотографии видно, что въезд в тоннель гораздо ближе к нему, и от балкончика до въезда - закугления дороги отсутствуют. На советских же фотографиях - там радиус.

Можно конечно предположить, что современны балкончик - часть немецкого перекрытия - но мне тэта версия представляется маловероятной из-за дальности расположения балкончика.
Балкончик тот же самый.
У немцев тоже радиус есть, только на снимках он "съеден" из-за того, что тоннель у них был немного длинее.
Думаю, балкончик был для любования Северным вокзалом) А что? Тридцатый год, только выползли из инфляции/разрухи, а тут - новенький вокзал!
А под балкончиком никакого помещения нет?
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

Ценный писал(а): ... Думаю, балкончик был для любования Северным вокзалом) А что? Тридцатый год, только выползли из инфляции/разрухи, а тут - новенький вокзал!
А под балкончиком никакого помещения нет?
Из увеличенного фрагмента фотки видна тонкая плита (ж.бетон?) балкончика, под ним полость высотой с легковушку (спасибо поставили для масштаба :)). В полости ряд колонн, за ним, в глубине может еще есть ряд колонн и что-то еще. Вобщем для обычной смотровой площадки, мне кажется, довольно странная конструкция. Что-то здесь не так, ИМХО. Ну и на месте надо посмотреть что и как.
А где стояли Штайндамские ворота? Где-то поблизости? Может это какие-то остатки от сноса вальных укреплений приспособили под балкончик при строительстве Северного вокзала.
Вложения
fragm_tunnel.jpg
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

Получился вот такой вариант реконструкции происхождения "балкончика" перед порталом туннеля
на площади. Направление слева направо на фото это "север-юг", что и по солнцу, примерно, видно.
Рисую на уровне Остапа Бендера из "12-ти стульев", так что не взыщите ... :lol:
Вложения
steindamertor.jpg
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение uran238 »

Мысль с балкончиком от ворот конечно имеет право на существование...Но как, ИМХО, как уж ОООЧЕнь сильно приятнута за уши. Немцы были прагматиками в первую очередь....Не похоже на них.

Что касается конструкции балкончика....Конструкция странная... Первое что мне приходить на ум - колонны для уменьшения вибрации на основу внизу...Зачем - это вопрос уже другой....
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
Ценный
Интересующийся
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 14-07-2009 11:56:56
Благодарил (а): 83 раза
Поблагодарили: 142 раза

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение Ценный »

Смотрел карты начала 20 века. Если взять угол, образованный Театральной-Ленинским, то на всех картах Штайндаммские ворота стоят практически на медиане этого угла, слегка смещаясь в сторону Пл.Победы, то есть как раз там, где торчит наш балкончик. Я практически уверен, что положение балкончика совпадает с положением моста Штайндаммских ворот, а Королевская учебная кузница должна была находится на месте нынешней мэрии и проезжей части перед ней.
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

Ценный писал(а):Смотрел карты начала 20 века. Если взять угол, образованный Театральной-Ленинским, то на всех картах Штайндаммские ворота стоят практически на медиане этого угла, слегка смещаясь в сторону Пл.Победы, то есть как раз там, где торчит наш балкончик. Я практически уверен, что положение балкончика совпадает с положением моста Штайндаммских ворот, а Королевская учебная кузница должна была находится на месте нынешней мэрии и проезжей части перед ней.
Прикинул тоже самое по картам - совпадение даже слишком хорошее! И главное сравнивать надо только углы медианы, длину радиус-вектора на картах до Штайндаммских ворот (ШВ) и балкончика (Б) сравнивать между собой не надо, она совпадет автоматически. Об этом позаботились немецкие строители Северного вокзала, проложив ж/д колею по дну рва вальных укреплений в районе ШВ.
Наш Б явно выглядит как какое-то незавершенное или "усеченное" сооружение непонятного предназначения. Думаю, что если бы была цель соорудить что-то "эстетическое", то авторы не ограничились бы таким "обрубком", торчащем из откоса выемки, а соорудили бы что-то традиционное, как на других бывших вальных укреплениях.
Вобщем надо еще поискать факты для обоснования или опровержения версии с мостом от ШВ.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5572
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение gsm_689 »

panart писал(а):Прикинул тоже самое по картам - совпадение даже слишком хорошее!
Совместил в фотошопе старый план и современный гугль: смотрите сами - балкончик получается как раз напротив Штайндаммских ворот!!!
Вложения
площадь2.jpg
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

gsm_689 писал(а):
panart писал(а):Прикинул тоже самое по картам - совпадение даже слишком хорошее!
Совместил в фотошопе старый план и современный гугль: смотрите сами - балкончик получается как раз напротив Штайндаммских ворот!!!
Спасибо, Василий!
Собственно тоже собирался вечером проделать. Но пока занялся фотками на эту тему.
Так что, похоже, идея оказалась правильной и балкончик есть не что иное как "остаток" береговой части моста у Штайндаммских ворот. Естественно, я думаю, были внесены какие-то конструктивные доработки в связи с изменением назначения сооружения. Узнать бы еще об этом назначении. Мне как-то не верится, что
это была просто смотровая площадка в виде балкона над ж\д выемкой. На паровозы да деревья напротив что ли смотреть? Или в проекте была запланирована вторая (третья) очередь типа планов сооружения в центре подземного трамвая (кёнигсбергское метро)?
chen du hvan
Читатель
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 14-02-2009 20:18:19
Поблагодарили: 1 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение chen du hvan »

Почему бы и нет??? Паровоз не самое скучное зрелище.. Да и панорама нового Нордбаннхофа
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

chen du hvan писал(а):Почему бы и нет??? Паровоз не самое скучное зрелище.. Да и панорама нового Нордбаннхофа
Я собственно ничего против паровозов и городской панорамы не имею!
Я только к тому, что это было бы оформлено соответствующим образом, ну как, например, площадка на
Обертайхе или дюкер возле Остмессе ... :wink:
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

Штайндаммские ворота - фортификационное сооружение в стиле неоготики, являвшееся элементом внутреннего оборонительного обвода Кёнигсберга. Были расположены в районе нынешней пл.Победы на пересечении ул.Штайндамм (Ленинский пр-т) и Краузенэкше Валль-штрассе (Гвардейский пр-т). Здесь надо отметить, что в то время ул.Штайндамм пересекала Валльштр. не как сейчас Ленинский - Гвардейский справа от нынешней мэрии, а слева, делая соответствующий изгиб. Это хорошо видно на старых планах города, где примерно на месте мэрии располагались строения Королевской кузницы, как отметил ранее камрад Ценный. И ворота, таким образом, попадают на место перед выемкой за кинотеатром "Россия" и мост через ров упирается прямо в нынешний балкончик, что дает основание считать его построенным на месте старого моста с использованием его элементов.
Даже такое простое визуальное сравнение планов, приводит к аналогичным результатам, полученным камрадом Василием (gsm_689.) наложением с гуглем.
Вложения
blk_gugl2.jpg
mp_ST.jpg
schmiede und tor.jpg
Аватара пользователя
panart
Архивариус
Сообщения: 2633
Зарегистрирован: 18-01-2008 11:27:21
Откуда: экс-калининградец
Благодарил (а): 1291 раз
Поблагодарили: 1897 раз

Re: Калининград. Послевоенные фото.

Сообщение panart »

В ходе развертывания строительства и реконструкции городской территории к северо-западу от центра Кёнигсберга магистрат принял решение о сносе Штайндаммских ворот, которые были полностью демонтированы в 1912г.

И последние два снимка Штайндаммских ворот.
На первом можно усмотреть элементы сходства береговой опорной стенки моста (слева) с аналогичной
частью балкончика. Если бы еще удалось найти фотку с видом под мост, но скорее всего это нереально.
Вложения
Steindammtor3.jpg
st1.jpg
ПАДОНАК
Исследователь
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 657 раз
Контактная информация:

Железнодорожный тоннель под площадью Победы

Сообщение ПАДОНАК »

В конце 1920-х годов в превращенном в выемку оборонительном рву были проложены железнодорожные пути, напрямую соединившие Главный вокзал и Замландский и Кранцский вокзалы через недавно построенный мост Имперской железной дороги (ныне 2-х ярусный). Под площадью Ганзаплатц был построен туннель. Только после того, как город скупил большую часть акций частной Кранцской железной дороги, стало возможным постройка общего вокзала. Была создана организация "Приемное здание Северного вокзала ГмбХ", учредителями которой были администрация Кенигсберга и частные железные дороги. Эта организация и выступила в роли застройщика. Архитекторы здания: строительные советники магистрата Шэфф и Мартин Штальман.
После Великой Отечественной войны тоннель был восстановлен, однако капитальный ремонт не проводился с середины прошлого века.
В сентябре 2008 года началась масштабная реконструкция единственного в регионе железнодорожного тоннеля. Официальное название работ "Реконструкция земляного полотна и железнодорожного тоннеля на 5-6 км участка Калининград-пасс. - Советск Калининградской железной дороги." На реконструкцию 156-метрового тоннеля выделено более 400 млн рублей. Реконструкцию вела ООО «Финансово-Cтроительная компания «МостГеоЦентр»
Одним из основных видов работ стало искусственное понижение уровня железнодорожного пути на 1,5-2 метра, а также обустройство систем гидроизоляции и коммуникаций. Кроме того, преобразился внешний вид тоннеля, своды которого стали более эстетичны и имеют подковообразную форму.
Существует информация, что туннель соединялся с близлежайшими зданиями, такими как здание Земельного и Административного суда (КГТУ) и гестапо (ФСБ), но никакких даннын подтверждающих сей факт не имеется.

План-схема положения тоннеля
01 План-схема положения тонеля.jpg
И на местности
02 И на месности.jpg
02 И на месности2.jpg
Обратим внимание на колючку по бокам рва ;)
03 Обратим внимание на колючку.jpg
03 Обратим внимание на колючку2.jpg
03 Обратим внимание на колючку3.jpg
Послевоенные фото
04 Послевоенные фото.jpg
Возможно ранее в тунеле было 2 пути. На фото видно 2 пути при подъезде в туннель
05 Возможно ранее в тунеле было 2 пути.jpg
05 Возможно ранее в тунеле было 2 пути_2.jpg
05 Возможно ранее в тунеле было 2 пути_3.jpg
05 Возможно ранее в тунеле было 2 пути_4.jpg
05 Возможно ранее в тунеле было 2 пути_5.jpg
До реконструкции
06 До реконструкции.jpg
06 До реконструкции.jpg (15.92 КБ) 11955 просмотров
В 2005 году были заменены рельсошпальная решотка на подъездах к тонелю
07 В 2005 году.jpg
07 В 2005 году_2.jpg
А в конце 2008 года стартовала реконструкция
08 А в конце 2008 года.jpg
08 А в конце 2008 года_2.jpg
08 А в конце 2008 года_3.jpg
08 А в конце 2008 года_4.jpg
08 А в конце 2008 года_5.jpg
08 А в конце 2008 года_6.jpg
ноябрь 2009
09 ноябрь 2009.jpg
09 ноябрь 2009_2.jpg
09 ноябрь 2009_3.jpg
09 ноябрь 2009_4.jpg
09 ноябрь 2009_5.jpg
29 Июля 2010 года состоялось торжественное открытие туннеля
10 29 Июля 2010 года.jpg
10 29 Июля 2010 года_2.jpg
10 29 Июля 2010 года_3.jpg
10 29 Июля 2010 года_4.jpg
10 29 Июля 2010 года_5.jpg
В настоящее время в тоннеле располагается куча датчиков, в общем там палево )
11 В настоящее время.jpg
11 В настоящее время_2.jpg
11 В настоящее время_3.jpg
11 В настоящее время_4.jpg
PS При написании обзора использованы как собственные фотографии, так и фотографии взятые из архивных источников и сети интернет. Выражаю благодарность авторам за фото
Часть фотографий взята отсюда http://www.mgcenter.ru/performedwork/in ... MENT_ID=48
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
Сообщения: 7038
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 3268 раз
Поблагодарили: 477 раз

Re: Железнодорожный тоннель

Сообщение uran238 »

Несколько комментариев.
1. Тот кусок, который достраивался в 2009 году с юго-западной части тоннеля был и до 1945 года (и на аэрофотосъемке это хорошо видно) - потому как расстояние от пешеходной части до оконечности туннеля очень велико. Потом по каким то причинам его не стало.
2. Что касается двух колей в туннеле. При немцах он, судя по изображениям - был гораздо шире и колея была смещена влево (если смотреть от Южного вокзала). На фотографиях советского периода так же видно смещение влево колеи (что понятно, т.к. наша колея клалась на ту же самую насыпь), хотя наша колея шире и визуально тоннель становится меньше.
3. После реконструкции рельсы положили по центру тоннеля, да и сам тоннель, вроятно ввиду технологических особенностей реконструкции, стал уже, чем строился изначально.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
siberia
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 13-07-2013 05:40:09
Откуда: Кемеровская--Челябинсуая обл.(Юрга-Южноуральск)
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Железнодорожный тоннель

Сообщение siberia »

Так на фотках видны арматура,гидроизолирующий слой опалубки ,задавленной домкратами.Новая бетонировка съела часть внутрянки.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5572
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Железнодорожный тоннель под площадью Победы

Сообщение gsm_689 »

про строительство и технику безопасности

Riesaer Tageblatt and Gazette. 04.09.1928
Несчастный случай во время строительства туннеля
Riesaer Tageblatt. 04.09.1928.jpg
Вчера днем во время строительства туннеля на новом Северном железнодорожном вокзале в Кенигсберге массы земли обрушились на распорки на месте проходки и отбросили их в стороны. Семь рабочих оказались в ловушке под землей. Во время спасательных работ, проводимых пожарной бригадой, один рабочий был извлечен из-под завалов мертвым. Двое рабочих были спасены с серьезными травмами. Один получил лишь легкие травмы. Остальные рабочие не пострадали.
Ответить

Вернуться в «Железнодорожное сообщение Восточной Пруссии и Калининградской области»