Подземные реки

Тоннели, подвалы, подземные реки.

Сообщение kompala » 27-01-2008 20:14:08

Северный
Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург


Сообщение production » 28-01-2008 09:35:36

kompala писал(а):Северный

Ливнёвки в районе Северного вокзала имеют 2 направления слива
- в коллектор, идущий под Гвардейским проспектом и вытекающий в озеро возле памятника 1200 гвардейцам
- в ручей, текущий из Верхнего озера мимо ц.Рынка в сторону зоопарка
Первый коллектор проходит на глубине около 8 м, диаметр сечения - от полуметра до полутора метров.
Ручей, уходящий под землю, течёт по тоннелю прямоугольного сечения со сторонами не менее 3-х метров, далее через U-образный сифон проходит под ж/д и далее течёт, пересекая Советский проспект в сторону зоопарка.
Под вопросом - куда идёт слив дождевых вод с железной дороги, т.к. она лежит ниже уровня ливнёвки. Не исключён вариант, что в фекалку, проходящую в том районе на глубине около 15 м.
Аватара пользователя
production
Санта
 
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 13-04-2004 23:00:00
Откуда: Kaliningrad

Сообщение uran238 » 13-02-2008 10:00:03

Так что ничего интересного там нет
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Сообщение kompala » 14-02-2008 09:02:44

Каждый свое ищет. Парфюмер в фильме например за запахами охотился.... :lol:
Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение uran238 » 14-02-2008 10:46:49

А Вы что?
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Сообщение kompala » 14-02-2008 10:56:45

Я КАК И ВСЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ.
Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение uran238 » 14-02-2008 11:15:19

Так подтверждение легенды или все подтверждение того - что это все же легенда.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Сообщение kompala » 15-02-2008 10:20:29

Вопрос доверия человеку котрорый, зная мои возможности, обратился ко мне с этой информацией, как непосредственный участник событий давно минувших лет.
Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение uran238 » 15-02-2008 13:32:31

Участники событий давно минувших лет уже давно лежат под надгробными плитами по разным причинам.
И если у Вас ТАКИЕ возможности - то ПОЧЕМУ вы сами не можете получить информацию, причем достоверную, из закрытах источников и самостоятельно все изучить и проверить, набрав своих людей..... Хотя это сново возвращаемся к началу разговора.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Сообщение kompala » 15-02-2008 14:04:33

По поводу непосредственной той легенды которую я разрабатываю, информация и люди, из тех кто не забздел, уже есть. Дела про которые мне рассказали были не так давно, хотя из непосредственных их участников в живых осталось 2 чел. мой информатор, человек достаточно преклонных лет, но надеюсь, что он говорит хотябы часть правды. Осталось только приехать и отработать инфу. Однако я не хочу останавливаться, даже ,и тем более если первый блин будет комом. Поэтому готов рассмотреть любые предложения по совместному поиску. По поводу закрытой информации -работаю в этом направлении (непосредственно 22 числа встречаюсь с одним интересным чел. по этому вопросу), как я узнал она действительно очень обширна, более чем.
Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение uran238 » 15-02-2008 14:42:35

Т.е. Вам нужны люди, которые не "бздят"..... Только чего???? странный тогда у вас критерйи отбора людей.
Если у Вас есть инфа - набирите "своих" проверенных людей и ищите с нимим.....
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Сообщение SeveR » 15-02-2008 16:36:06

uran238 писал(а):Т.е. Вам нужны люди, которые не "бздят"..... Только чего???? странный тогда у вас критерйи отбора людей.
Если у Вас есть инфа - набирите "своих" проверенных людей и ищите с нимим.....
я согласен с этим высказыванием - что то не клеется с людьмb ? или что то недоговаривается или скрывается?
КТО ИЩЕТ ТОТ ВСЕГДА НАЙДЁТ, а если нашёл ТО КОПАЙ КОПАЙ и ещё раз КОПАЙ
Аватара пользователя
SeveR
Интересующийся
 
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 21-01-2007 16:24:08
Откуда: kenig

Сообщение serg » 15-02-2008 22:52:47

Товарищи! А не кажется ли Вам, что мы отклонились от темы!?
Флуд ползает от темы к теме, а, ведь, для этого есть раздел "Общение"! :)
В механике чудес не бывает!..
"видишь суслика? - нет!- и я не вижу, а он есть!" :-)
Аватара пользователя
serg
инженер-механик
 
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 27-02-2006 00:52:02
Откуда: Калининград

Сообщение kompala » 16-02-2008 20:23:42

Изаините, спостю в отвт не по теме- помоему все вобще от меня как от огня шарахались, мусарня, подстава и т.д.. Может стоило поговорить для начала? А по поводу людей, люди - всегда большая проблема особенно среди своих , у меня своих нет все чужие. и ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЯЮ, Я ЕДУ ПО СВОЕЙ ЛЕГЕНДЕ, НИ У КОГО СВЕДЕНИЙ НИКАКИХ НЕ ВОРУЮ Я нашел людей, которым это интересно и кого не напугала моя личность. Помоему никаких конфликтов интересов я не вижу. В чем проблема? Сами отказываетесь от общения потом обижаетесь.
Если кого интересует разговор
taifun_fun@list.ru
В этой теме впредь обсуждаю только подземку.
Аватара пользователя
kompala
Интересующийся
 
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение uran238 » 16-02-2008 21:03:17

Вот и ладушки.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Re: Подземные реки

Сообщение eddi-ku » 13-01-2010 02:36:02

А куда делась это русло?
Вложения
71.jpg
eddi-ku
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13-01-2010 02:26:11

Re: Подземные реки

Сообщение Андрей » 13-01-2010 08:22:53

Это не русло, а канал. На первом этапе заселения Форштадта такие каналы были прорыты для отвода излишков воды с низинной, частично заболоченной территории. Со временем, когда надобность в них отпала, они были засыпаны.
Можно просветить незнающего, но не стоит тратить время на переубеждение верующего.
Аватара пользователя
Андрей
Мудрый воин
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 28-10-2008 12:05:51
Откуда: Янтарный

Re: Подземные реки

Сообщение logo » 13-01-2010 14:18:31

Илья Заболотнов

Засыпанные каналы.


Небольшие островки с аккуратными домами и садами, деревянные мостики, перекинутые через протоки – нет, это не Амстердам и не Венеция, это – Кёнигсберг. Таким был наш город три века назад: плотно застроенный небольшой центр города, «пригороды» и слободы с на территории современного центра, фахверковые склады, курфюрсты, главная резиденция которых – замок - в очередной раз перестраивалась.

Известно, что город наш стоит на низменности, бывшей много веков назад заливными лугами. Город расширялся, и остро встала проблема осушения непригодной для строительства почвы. Застройке подвергся Форштадт – что значит «пригород» - современный район Ленинского проспекта от ДКМ до вокзала. Эта местность затапливалась каждую весну, на ней располагались в основном пастбища.

Первый канал там был прокопан ещё в Орденское время (кто не знает – до 1525 г.) и назывался Цугграбен, что можно перевести на русский язык как Обводной. Он проходил по улице Полоцкой, частично по Краснофлотской, соединяя Старое русло Преголи и участок реки перед двухъярусным мостом. Ширина его составляла 10-15 метров. В последствии было прокопано ещё несколько канав, например вдоль ул. Парусной (всего я насчитал восемь), которые соединяли Преголю и Цугграбен, разбив местность на множество небольших островков. Через них были перекинуты небольшие деревянные пешеходные мостики, а на пересечении современного Ленинского проспекта и Обводного канала находился мост каменный, получивший название от канала – Цугбрюкке. Перед ним стояли ворота, а район до моста назывался Ближним пригородом, а за мостом – Дальним.

Канавы часто использовались для сброса сточных вод, воду в них нельзя было назвать чистой. В последствии на основе тонких канав небольшой ширины была создана городская канализация.

Сеть каналов в Форштадте просуществовала долго – до конца XIX века. Дольше всех просуществовал Цугграбен – полностью засыпан он был только в 1905 году, на его месте была проложена Кайзерштрассе – Краснофлотская и Полоцкая улицы.

Густой сетью каналов был покрыт остров Ломзе – сейчас остров Октябрьский, расположенный между двумя рукавами Преголи. Первоначально она состояла из узких, хаотично расположенных канавок, призванных превратить топкое болото в пригодное для скота пастбище. Мелиоративная система на острове с годами улучшалась, но в двадцатом веке ей на смену пришла более совершенная ливневая канализация, каналы в черте города были засыпаны. Может быть, поэтому у жильцов острова регулярно затапливаются подвалы?

Похожая судьба у каналов в районе Лаак (за спорткомплексом «Юность»), что в переводе означает «заливной луг». Их было меньше, и засыпаны они были раньше.
Вложения
1.jpg
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5587
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Подземные реки

Сообщение G. d'Bisserk » 13-01-2010 14:34:40

Занимательно, весьма! Много чего не знал даже. Схожая ситуация с каналами и руслами в Гумбиннене была, знакомый рассказывал.
Непонимание рождает недоверие
Аватара пользователя
G. d'Bisserk
Читатель
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 18-11-2009 10:09:48
Откуда: РОССИЯ

Re: Подземные реки

Сообщение uran238 » 13-01-2010 17:32:36

САША....ОЧЕНЬ ГУД!!!!!!!!!!
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Re: Подземные реки

Сообщение МёбиуС » 20-01-2010 08:15:56

Саша, откуда статья?
Тёма, про Гумбиннен я тебе рассказывал и показывал.
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
Аватара пользователя
МёбиуС
Дитя Роминты
 
Сообщения: 6224
Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen

Re: Подземные реки

Сообщение logo » 20-01-2010 12:04:54

Это из СД сборника Ильи Заболотнева, сборник конца 90-х там эта информация упомянается, как иссследование Калининградского общества краеведов в интернете - вроде так... :roll:
Сборник есть у меня, показать содержание? :roll:
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5587
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Подземные реки

Сообщение motorman » 25-01-2010 16:43:15

Добрый вечер!Однажды в нете смотрел фотки старого Кенигсберга и с удивлением обнаружил наличие водного канала в районе Бранденбургских ворот(сечйчас там проезжая часть в сторону вокзала),к сожалению забыл где видел это фото.Может есть у кого информация по данной теме,или комментарии какие?
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1835
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04

Re: Подземные реки

Сообщение gsm_689 » 25-01-2010 21:24:54

Ну это не канал, а крепостной ров, засыпанный при расширении города. Незасыпанный образец - это ров около Северного вокзала, где поезда ездят
motorman писал(а):с удивлением обнаружил наличие водного канала в районе Бранденбургских ворот

Как это было
Вложения
BrandenburgerTor.jpg
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)

Re: Подземные реки

Сообщение пруссак » 25-01-2010 21:34:37

gsm_689 писал(а):Ну это не канал, а крепостной ров, засыпанный при расширении города. Незасыпанный образец - это ров около Северного вокзала, где поезда ездят

пруды южного парка туда ж - и ближе к бранденбургским воротам!
ein schuß gesunden wahnsinns
Аватара пользователя
пруссак
Собиратель
 
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
Откуда: только что из архива

Re: Подземные реки

Сообщение motorman » 26-01-2010 10:48:28

To GSM689 и Prussak:Большое спасибо за ответ и фото.Про крепостной ров я как-то и забыл)))!Все-таки городские ворота,конечно должен быть ров с водой!Получается,что эти рвы проходили по прилегающей территории в стороны Фридляндских и Фридрихсбургских ворот соответственно.(через прилегающую территорию Южного вокзала и в противоположную)Довольно интересно.
Еще хочу сказать,что очень рад,что нашел этот сайт.Настолько интересно и познавательно!Молодцы ребята,так держать!Живу в другом городе,но какая-то часть жизни прошела в Кенигсберге,поэтому интересно все,что с ним связано.Удачи! :D
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1835
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04

Re: Подземные реки

Сообщение Serg_08 » 31-01-2010 20:10:55

Приветствую всех, особенно уважаемого Logo :D
Вот нашел в архивах кое- что, относящееся пусть частично к теме и решил поделиться..Надеюсь, будет интересно :D

А.Б. ГУБИН, председатель Калининградского клуба краеведов
Топонимика Калининграда. Реки и водоемы

Гидрография Кенигсберга

Специальных гидрографических карт Кенигсберга мне не попадалось, равно как и геологических карт. Поэтому судить о водных объектах города и его окрестностей я мог только по общим планам-реконструкциям (до конца XVIII в.) и по последующим планам и картам Кенигсберга (от рубежа XVIII-XIX вв.), составленным по методам топографии.
Обобщая скупые данные по гидрографии Кенигсберга, можно сделать вывод, что первые городские строения расположились на берегу реки Прегеля, а также возле речек и ручейков, впадавших в реку Прегель с севера. На северных берегах реки находились леса, чередовавшиеся с болотами. Южные берега Прегеля представляли собой болотистые почвы, простиравшиеся до песчаных возвышенностей Хабербергских холмов.
Несомненно, жителям Кенигсберга пришлось приложить немало усилий для осушения болот, вырубки лесов, создания систем водоотводов и водоснабжения и для сооружения двух больших прудов (современные Нижний и Верхний пруды). Гидротехнические работы велись в двух направлениях. Первое — создание запасов пресной воды для разведения рыбы, водоснабжения питьевой водой города и для наполнения водой рвов возле Кенигсбергского замка. Попутно напор воды из прудов использовался для работы водяных мельниц. Второе — создание многочисленных протоков и канав в низменных частях города для отвода лишней воды и осушения болотистых почв.
По мере осушения болот, создания более совершенных гидротехнических сооружений — многие старые канавы, протоки, ручейки, озерца засыпались землей, а позднее — упрятывались в трубы. Так, например, в XVIII в. были окончательно засыпаны водные рвы около Кенигсбергского замка, а в начале XX в. заключен в трубу ручей Кацбах в Лебенихте.
Историческая гидронимика Кенигсберга в основном отражена в топонимике города, которая сохранила в своей памяти интересные детали. Более подробно гидронимика Кенигсберга систематизирована в «Сведениях об исторических названиях улиц в Кенигсберге, связанных с гидрографией города» и приведена в приложении 1.

Гидрография Калининграда

Имеющиеся в продаже планы и карты Калининграда дают некоторые общие представления о водных объектах города, но они чрезвычайно скупы в части гидронимики, то есть не дают общего представления о существующих названиях ручьев, речушек, озер, прудов и других гидрообъектов.
В Государственном архиве Калининградской области хранится документ «О присвоении наименований природным объектам Калининградской области», утвержденный исполкомом Калининградского областного Совета депутатов трудящихся 31 декабря 1947 г. №560[1]. В списке переименований (вначале немецкое название, потом новое) вперемешку записаны леса, горы, реки, болота, озера, канавы, урочища, заливы и так далее, алфавитный порядк отсутствует, нет заметной группировки по районам и указания районов, географических или иных координат. Никаких черновиков или подготовительных материалов не приложено. Разобраться в перечне довольно сложно. Но, по-видимому, в свое время на основе этого или какого-то подобного документа были проставлены новые названия на географических картах Калининградской области. Несомненно, на планшетах, служащих основанием для карт, в соответствующих картографических предприятиях были нанесены новые названия, но все эти сведения относятся к сфере закрытой информации.
Из документа «О присвоении наименований природным объектам Калининградской области» можно выбрать объекты, которые, по видимости, могут относиться к городу, правда, не со стопроцентной гарантией. Дело в том, что принадлежность объектов к Калининграду не указана.
Более удобным для начального изучения гидронимики Калининграда является «Перечень озер, рек, прудов и ручьев города Калининграда, подлежащих наименованию вновь», приложенный к решению Калининградского горсовета от 18 августа 1949 г. №429[2]. Сопоставляя указанный документ с немецкими и российскими картами Кенигсберга и Калининграда, можно составить общую картину гидрографии города. В перечне, правда, не все ясно современному исследователю, ввиду того, что ориентировка нахождения объектов порой носит слишком расплывчатый характер. Плана или схемы к решению горисполкома не приложено. Изложение «Перечня» с авторскими комментариями приведено в приложении 2.
В общих чертах новые названия из «Перечня» 1949 г. попали на последующие планы и карты Калининграда. Но до 1990-х гг. планы Калининграда представляли собой примитивные схемы для туристов и не несли в себе значительной гидрографической информации. В то же время «Перечень» 1949 г. оставил за рамками своего внимания много гидронимов. После 1990 г. стали издаваться более подробные планы и карты Калининграда. Однако гидронимика на них продолжала оставаться довольно скупой. Несомненно, надо полагать, что существовали карты Калининграда, предназначенные для служебного пользования, с более подробной гидронимикой и гидрографией, чем те карты, что появлялись в продаже. Иначе трудно объяснить, как в 2004 г. на свет появилась подробная карта-план Калининграда в масштабе 1:10000, изготовленная предприятием «Роскартография» по специальному заказу.
На этой подробной карте Калининграда обозначены гидронимы в наибольшем количестве, по сравнению с предшествующими картами. Откуда взялись на карте 2004 г. гидронимы, мне выяснить не удалось. Тем не менее не подлежит сомнению, что кто-то провел работу по выяснению наименований водных объектов Калининграда.
На основе имеющихся у меня, в Государственном архиве Калининградской области и в мэрии Калининграда карт и планов города составлен «Список водных объектов Калининграда» по состоянию на 1 января 2005 г. Этот «Список» с пояснениями приведен в приложении 3. В нем представлено наиболее полное собрание гидронимов Калининграда на момент написания данной статьи.
В качестве отдельного приложения приводится перечень «Улиц в Калининграде, носящих названия рек, озер и морей» и перечень «Улиц в Калининграде, носящих названия, связанные с «водными» понятиями». Весьма примечательно, что первый список, за весьма малым исключением, никак не отражает гидрографию Калининграда. Он более походит на географический справочник Советского Союза и его водных просторов. Более конкретизированы, несмотря на кажущуюся абстрактность, названия улиц и поселков во втором списке. Эти гидронимы «привязаны» к определенным водным категориям и объектам (см. в прил. 4 списки 1 и 2).

Приложение 1
Сведения об исторических названиях улиц в Кенигсберге, связанных с гидрографией города

Ам Ландграбен (см. Ландграбен).
Ам Флиз (Am Flieβ; К ручью (Здесь и далее после немецкого названия улицы, написанного кириллицей, приводится собственно немецкое название и его перевод на русский язык.))[3]. На карте 1931 г. обозначена как «Третья Ручейная улица» (Die 3 .Flieβstraβe)[4]. Современное название — улица Рокоссовского[5]. Ручей Мюленфлиз (Mülenflieβ; Мельничий ручей) вытекал из юго-западной части Верхнего пруда по направлению к Кенигсбергскому замку и питал водой замковые рвы[6]. Названия 1, 2, 3-я Флизштрассе сформировались в 1648—1811 гг.[7] Ручей постепенно засыпался землей и до наших дней не сохранился. По пути течения ручья находились пруд Фаулен (Faulen Teich; Гнилой пруд) и две мельницы[8].
Альтер Грабен (см. Грабен).
Бахштрассе (Bachstraβe; улица Баха; возможно, Ручейная улица)[9]. Современное название: улица Георгия Димитрова[10]. Название «Бахштрассе» носило двоякий смысл. Ввиду того, что улица располагалась в районе улиц, носящих имена известных композиторов (Моцарта, Бетховена, Шуберта и др.), можно предположить, что улица названа в честь композитора И.С. Баха. Однако немецкое слово «Bach» означает «ручей», что может навести на мысль о «ручейном» названии улицы. Действительно, как свидетельствуют карты Кенигсберга, по крайней мере, даже в 1938 г. вдоль этой улицы протекал ручей как продолжение канала Ландграбен[11].
Вассергассе (Wassergasse; Водный переулок). Переулок находился параллельно набережной Преголи в Альтштадте[12]. Название появилось в 1613 г.[13] По современной ориентации Вассергассе проходила параллельно и южнее Московского проспекта на участке от эстакадного моста до бывшего Кузнечного моста. Другой переулок с названием «Вассергассе» находился в Кнайпхофе и вошел потом в состав Магистерштрассе (Magisterstraβe)[14]. Еще «водное» название «Вассерзайте» (Wasserseite; Водяная сторона) потом получила название Нассер Гартен (Nasser Garten; Мокрый сад)[15] — это нынешняя улица Нансена[16].
Грабен. Три параллельные улицы, тянувшиеся с холмов севера на юг, носили названия: Альтер Грабен (Alter Graben; Старая канава) и Нойер Грабен (Neuer Graben Новая канава), между ними лежала Лицентграбенштрассе (Lizentgrabenstraβe)[17]. Современные названия улиц соответственно: Генерала Буткова (ранее — Староканавная), Красноярская и Мариупольская[18]. Эти водные канавы-рвы начинались от возвышенности в районе Ботанического сада и горы Буттер-берг (Масляная гора), направляясь к реке Прегель[19]. Канавы служили водостоком западной части рвов оборонительных сооружений Кенигсберга[20]. Канавы, видимо, засыпаны в первой половине XIX века и на плане 1820 г. уже не помечены[21].
Рядом находилась Миттельграбенштрассе (Mittelgrabenstraβe; Среднеканавная улица) бывшая Фаулер Грабен (Fauler Graben; Гнилая канава)[22] Ее не следует путать с Фаулен Тайх — Гнилым прудом возле Ам Флиз. Улочка соединяла Лицентграбенштрассе и Ноейр Грабен. Сейчас не существует.
Инзель Венедиг (Insel Venedig; Остров Венеция)[23]. Это название впервые отмечено как устное в 1737 г.[24] и получило официальное признание в 1763 г.[25] Многочисленные водные канавы, прорезавшие участок земли возле Прегеля, вызывали шутливое напоминание о каналах в Венеции. По современной ориентации Остров Венеция — это безымянный проезд от улицы Портовой по направлению к улице Полоцкой.
Кацбах (Katzbach; Кошачий ручей). Ручей вытекал из Замкового пруда и впадал в реку Прегель. Предназначался для водяных мельниц. Канализирован в 1903 г.[26] От названия ручья появились улицы Кацбахштрасе (Katzbachstraβe) и Каценштайг (ранее — Каценганг) (Katzensteig, Katzengang)[27]. Впоследствии улица Кацбахштрассе вошла в состав улицы Мюнхенхоф (Münchenhof), а улица Каценштайг (Кошачья тропинка) сохранялась до последних дней Кенигсберга[28]. По современной ориентации русло Кошачьего ручья пересекало Московский проспект в районе памятника «Катер» и впадало в реку возле Дровяного моста. Более раннее название Кацбаха помечено как Лебебах (Löbebach)[29].
Нойер Грабен — см. Грабен.
Ландграбен (Landgraben; Сельская канава)[30]. Этот канал проходил частично в городской черте Кенигсберга и дал название улице Ам Ландграбен (Am Landgraben)[31]. Она соответствует нынешней улице Лейтенанта Яналова[32]. Канал и пруд на его течении показаны на карте 1938 г. и на более ранних картах[33]. Значит, канал был засыпан вскоре после 1945 г. На месте пруда (угол улиц Красной и Лейтенанта Яналова) построено здание для милиции Центрального района. Подробнее о канале Ландграбен см. далее.
Линденграбенштрассе (Lindengrabenstraβe; улица Липовой канавы)[34]. «Aktueller Stadtplan» соотносит Линденграбенштрассе к нынешней улице Кузнечной[35]. Это не совсем верно. Правильнее было бы поместить эту улицу к началу Солнечного бульвара и к магазину «Виктория». Липовая канава проходила через остров Ломзе от Нового Прегеля к Старому Прегелю. В устье Липовой канавы (Lindengraben) на берегу Прегеля в небольшом саду под названием Тыквенная избушка (Kürbislaube) в 1630—1641 гг. собиралось музыкально-поэтическое общество «Ревнители бренности» (Gesellschaft der Sterblichkeit Beflissner)[36]. Последний раз Липовая канава показана полностью на карте 1898 г.[37], а на карте 1913 г. — только в ее восточной части[38]. На более поздних картах канава не отмечена.
Лщентграбенштрассе — см. Грабен.
Прегель река (Pregel). Река Прегель нашла отражение в нескольких городских названиях. Прегелыитрассе (Pregelstraβe) находилась в южной части Кнайпхофа[39]. Прегельгассе (Pregelgasse) лежал в юго-западной части Кнайпхофа рядом с домом кнайпхофского бургомистра Регеляйна[40], у которого гостил русский царь Петр I во время своих визитов в Кенигсберг[41]. Прегелъцуганг (Pregelzugang; Подход к Прегелю). Два прохода с таким названием находились в западной части Кнайпхофа.[42] Подробнее о реке Прегель (Преголе) см. в приложении 3.
Цугграбен (Zuggraben; Тянучая канава). Эта канава (ров) вела от Старого Прегеля к западу, потом поворачивала к северу и питала канавы Острова Венеции. От Цугграбена ответвлялись другие водные канавы и рвы в районе Форштадта[43]. Постепенно канавы заиливались и засыпались фунтом. Цугграбен засыпана в 1895 г и на ее месте появилась улица Кайзерштрассе (Kaiserstraβe)[44]. Последняя Кильская канава (Kielgraben) возле острова Венеции была засыпана в 1905 г.[45] Кайзерштрассе сейчас соответствует улицам Краснооктябрьская и Полоцкая[46].
Шваненбрюкке (Schwanenbrücke; Лебединый мост). Первоначально мост носил название «Свиной мост» (Schweinebrücke; Швайнебрюкке). Название появилось в 1540 г. от названия «Свиная канава» (Швайнеграбен; Schweinegraben)[47]. Свиная канава начиналась от небольшого водоема на юго-восточном берегу Верхнего пруда, спускалась к югу, затем поворачивала на запад и соединялась с Замковым прудом. Неблагозвучное «свиное» название канавы и моста в 1570 г. заменили на более приятное для уха «лебединое» название[48]. Тем более что немецкие слова «шванен» и «швайне» созвучны. Лебединая канава помечена на плане 1820 г.[49] Она была засыпана, видимо, к началу XX в. Последний раз канава отмечена на карте 1898 г.[50] Следы канавы можно увидеть на местности по сей день. По современной ориентации Лебединая канава находилась в районе улицы 9 Апреля, затем пересекала улицу Клиническую, где и находился раньше Лебединый (Свиной) мост. От имени канавы появилось название «Шваненгассе» (Schwanengasse; Лебединый переулок), который вошел потом в состав улицы Хинтерросгартен (Hinterroβgarten)[51], нынешняя улица Клиническая[52].
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2542
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54

Re: Подземные реки

Сообщение serg » 31-01-2010 23:09:20

Уважаемый, Serg_08!
Спасибо за интересную информацию!
Не могли бы Вы выложить еще и Приложение 3, указанное выше?
В механике чудес не бывает!..
"видишь суслика? - нет!- и я не вижу, а он есть!" :-)
Аватара пользователя
serg
инженер-механик
 
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 27-02-2006 00:52:02
Откуда: Калининград

Re: Подземные реки

Сообщение uran238 » 01-02-2010 15:11:33

Да, Сереж, планы бы увидеть было бы хорошо.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Re: Подземные реки

Сообщение logo » 01-02-2010 16:31:05

Спасибо большое!
Напомню, на Калининградском городском портале была статья Губина о водоемах Кёнигсберга - Калининграда.
Шикарная статья - я пользовался ей иногда, но она пропала с сайта... :roll:

вот тут она была
http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/reservoir.php
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5587
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Пред.След.

Вернуться в Гражданская подземка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.