Den » 05-07-2004 17:21:05
Kaliningradka.Ru / Жизнь / А если Янтарная комната у нас рядом, в лесу?
Житель поселка Янтарного, который пока не хочет обнародовать свое имя, изложил очень стройную, логичную версию того, где может быть спрятана Янтарная комната. Свою догадку, вынашиваемую в течение нескольких лет, он обосновал довольно весомыми аргументами.
Но вначале о самом этом жителе - назовем его Андреем. С самого детства его интересовали раскопки. Когда учился в шестом классе (жил Андрей тогда в Пионерском), покопался на старом стрельбище по дороге на Зеленоградск и нашел там ложку из кости, нечто вроде кувалды или молота, вытесанного из камня, украшение из янтаря - с просверленной дырочкой, но буквально рассыпающееся от ветхости в руках. Все это он принес своей учительнице истории. Увы, она отмахнулась от находок: “Отнеси обратно на свалку, где ты это подобрал!” Андрей сильно обиделся, а наука потеряла несколько десятилетий - сравнительно недавно были проведены археологические исследования в этом районе и обнаружены следы деятельности “первобытных людей”, как их сейчас называет Андрей.
Но своих поисков парень не оставлял. Ездил по заброшенным хуторам, полуразвалившимся замкам и башням - сначала на мопеде, потом на мотоцикле. Объездил практически всю область. Находил немало интересного. Только тибетских монет, квадратных, с дырочкой посередине, у него скопилось около 30 штук. Однажды откопал сундук (он тогда уже работал с металлическим щупом, позволяющим определить очертания предмета в земле). “Аж сердце зашлось, - вспоминает Андрей. - С трепетом душевным открыл крышку... А там - слежавшиеся, буквально спрессовавшиеся за десятилетия белье, рубашки, даже смокинг. Все почти рассыпалось в руках”.
Когда при вскрышных работах Янтарного комбината были обнаружены остатки старинного корабля, Андрей в числе первых его обследовал. Нашел эфес с обломком шпаги, ядро от пушки. Передал находки археологам из музея.
Еще в юности подавал Андрей заявление на археологический факультет института, только вот стать студентом ему так и не пришлось: семья жила бедно, учить в вузе даже способного сына было не на что. Но интерес к историческим раскопкам у Андрея остался на всю жизнь. “Детство твое свербит, не проходит”, - пеняет ему жена, не разделяющая его страсти.
Андрей отличается от других “копателей”, которых немало бродит по нашей области. Он читает, изучает историю, проводит самостоятельно сравнительный анализ данных. Вырезки из прессы, публикации о поисках Янтарной комнаты Андрей собирает с тех самых пор, как они начали появляться в печати. И он провел собственное аналитическое расследование. Куда могли увезти сокровища из Кенигсберга в последние дни войны? У Андрея есть подробная немецкая карта 1935 года - на ней все дороги, все населенные пункты, даже самые маленькие деревушки и отдельные хутора. По ней-то он и прослеживал путь небольшой автоколонны из 5-6 грузовиков, на которой, по свидетельству историков, была вывезена Янтарная комната, упакованная в ящики.
Меня он провез на своем видавшем виды грузовичке по большей части этого предполагаемого пути. Из Кенигсберга колонна первоначально направлялась в Пиллау (Балтийск). Видимо, оттуда сокровище собирались водным путем переправить в Германию. Но колонне пришлось свернуть уже у Шиповки: в Пиллау как раз высадился русский десант, и возможность вывезти сокровища водным путем исчезла. (Это место версии Андрея самое слабое: он может только предполагать, так как точную дату высадки нашего десанта в Пиллау ему установить не удалось. Но дальше все сходится, даже в мелочах.)
Свернув на Шиповку, колонна добралась до шоссе, по которому сейчас ездят в Янтарный. И буквально через 500 метров вновь свернула к Дунаевке, где в то время находился военный аэродром. Попытка вывезти драгоценную Янтарную комнату по воздуху более чем вероятна. Но как раз в те дни, 5-6 апреля, в Романово, от которого до Дунаевки по прямой всего лишь 5 километров, шли бои. И, скорее всего, немцы не рискнули доехать до аэродрома. Хотя предположение о том, что Янтарная комната может быть спрятана именно возле Дунаевки, “витало” в определенных кругах. Андрей рассказал, что фермер, живущий в том месте, где раньше был старинный замок, у мельницы на Нельме, буквально перекопал все свои владения в поисках входа в тайное убежище. Находил старинные предметы, монеты, посуду - но ничего больше. Только нажил себе неприятности: его регулярно навещали рэкетиры, ищущие легкой добычи и прослышавшие о самодеятельных поисках.
Но вернемся к колонне грузовиков. Ее, кстати, видели именно в тех местах: и у Шиповки, и у поворота на Дунаевку. А вот потом она как сгинула. Андрей убежден, что она отправилась окольными проселочными дорогами, минуя крупные автострады, к своему “запасному варианту” - заранее приготовленному убежищу. Сам он, кстати, может проехать всю область из конца в конец, ни разу не выезжая на крупную магистраль - ведь наша область буквально испещрена мелкими грунтовыми дорогами, вполне проходимыми для сильных машин.
Андрей показал мне это убежище. Оно впечатляет. Склоны, два четких яруса, сразу наводят на мысль, что они не могли быть созданы природой. Рвы, остатки башенных укреплений, а главное - строгая симметричность, почти правильный круг - все убеждает в рукотворности этих гигантских холмов.
У местных жителей сложилась своего рода легенда: будто немцы во время войны строили тут наблюдательный пункт или крепость. Эта теория не выдерживает критики. Достаточно посмотреть на окрестности - что тут можно защищать или что наблюдать? Поля, леса? И ради этого практичные, экономные немцы станут строить столь масштабные сооружения, занимающие несколько километров? Даже если вспомнить, что в те годы в Германии было более чем достаточно бесплатной рабочей силы - концлагеря были переполнены, трудно предположить, что эту дармовую рабсилу использовали абсолютно бесцельно. Рациональные немцы так не поступали.
К тому же на склонах предполагаемой крепости растет лес - молодой, но вполне созревший. Специалисты могут точнее определить его возраст, а навскидку можно сказать, что этим деревьям вряд ли больше 50-60 лет. То есть они вполне могли быть посажены уже во время войны или прямо перед ней. А что же тут могло быть до войны?
Огромные ярусы насыпей, похожие на холмы, интригуют и будят воображение. И многие строили разные догадки о том, что это могло быть. И только Андрей взглянул на все как бы с другой стороны: это не строили, сюда ссыпали грунт, копая внутри земли.
Если встать на эту точку зрения, многие факты находят объяснение. Сразу появляются смысл и цель этих работ: подземное убежище, особенно таких масштабов и в таком удаленном месте, - вещь чрезвычайно ценная. Тем более - в последний год войны. Становится понятным и то, откуда эти гигантские насыпи - надо же было куда-то деть вынутый грунт. Объяснимы то и дело встречающиеся в этой местности ржавые костыли, которыми обычно сколачивается крепеж в шахтах и подземных выработках.
Но самое убедительное доказательство Андрей продемонстрировал мне, протаскав буквально по всему лесу. В четырех его сторонах, почти у выхода, находятся остатки, как может показаться, четырех старых хуторов. Каменные валуны, заброшенные колодцы - обычное явление для нашей области. Но если внимательно посмотреть на эти камни, то можно найти среди них и маркированные - с высеченными на них непонятными знаками, похожими на немецкие буквы или римские цифры. Встречали вы подобное на других хуторах? И где вы видели колодцы, облицованные бетонными плитами да с шириной стен от 1 метра 20 сантиметров до полутора метров? Практичные немцы вряд ли позволили бы себе такую роскошь - облицовывать колодец для питьевой воды таких размеров.
Андрей убежден, что это вовсе не колодцы, а вентиляционные шахты. И россыпи камней - не от старых хуторов, а от специальных пунктов, где жили люди, очищавшие фильтры, следившие за дренажной системой подземного лабиринта.
У Андрея накопилась масса аргументов в пользу своей теории. Например, барсуки, которые повсюду роют себе норы, в этом лесу при рытье нор выбрасывают до смешного мало земли. А уходят при этом далеко вглубь, так далеко, что собаки не могут их достать. А когда лают охотничьи собаки, залезающие в барсучьи норы, раздается гулкое эхо - и это под землей!
У каждого из четырех “хуторов” рядом был либо пруд, либо бочаг. Одним словом, вода. И из каждого такого водоема был, в свою очередь, сток в поле рядом с лесом. Уж очень это напоминает продуманную дренажную систему, работающую безо всяких насосов. А именно в таких системах немцы были мастаки, мы уже успели в этом убедиться на всей территории области.
Но опять возникает вопрос: зачем было создавать такую сложную многоступенчатую систему дренажа? Ответ напрашивается сам: значит, там, внутри, под землей, хранилось нечто особо ценное, такое ценное, ради чего не жалко было стольких трудов. Возможно, это и не Янтарная комната. Может, в подземелье за лесом хранятся другие сокровища - что-то из музеев Кенигсберга, из частных коллекций.
В любом случае это место заслуживает изучения. И известный историк и археолог Авенир Овсянов уже заинтересовался новыми данными. Мы постараемся держать наших читателей в курсе событий. Надеемся, они не заставят себя долго ждать.