Статья в канувшем в Лету издании : ( примерно середина 1992 года)..
КИРХА КВЕДНАУ
ПОВОДОМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭТОЙ СТАТЬИ ПОСЛУЖИЛ ВОПРОС, ЗАДАННЫЙ МНЕ В ХАГЕНОВСКОМ (ФРГ) ЛЕКЦИОННОМ ЗАЛЕ ЖИТЕЛЬНИЦЕЙ ГОРОДА ЛЮНЕБУРГА ФРИДОЙ ШНИТТКЕ, КОТОРАЯ В 1947 ГОДУ БЫЛА ВЫСЕЛЕНА ИЗ КЕНИГСБЕРГСКОГО РАЙОНА КАЛЬТХОФА (ПОСЕЛОК СЕВЕРНАЯ ГОРА, ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА). ОНА ХОТЕЛА ЗНАТЬ, ДЕЙСТВУЕТ ЛИ В КАЛИНИНГРАДЕ СТАРИННЫЙ ХРАМ КВЕДНАУ И КАКОЙ КОНФЕССИИ ОН НЫНЕ ПРИНАДЛЕЖИТ.
Калининградским ориентиром его является братское кладбище, расположенное на высоком лесистом холме у форта № 3 на выезде из города в сторону Зеленоградска. Оно незаметно с дороги и почти незнакомо калининградцам. И только в день Победы здесь можно увидеть несколько букетиков живых цветов от пока еще живых ветеранов, вот уже пятое десятилетие приходящих сюда к тем, кто пал в бою после Победы.
А если спуститься с горы и пересечь дорогу, то можно попасть на другое кладбище, о котором сейчас ничто не напоминает, хотя «похоронен» здесь старинный храм Кведнау. Он тоже пал после войны, на этот раз в борьбе с волюнтаризмом во второй половине 60-х годов.
Искушенный читатель скажет: «Ну и что? Сколько их ушло в небытие за последние десятилетия!». И будет по-своему прав.
И все же Кведнау был храмом необычным. Он упоминается в орденской хронике, краеведческих справочниках и архитектурных описаниях Кенигсберга вместе со своими «собратьями» — кирхами Юдиттен (ныне действующая Свято-Никольская церковь), Арнау (Марьино) и Тенкиттен (Береговое), как один из самых древних в области.
Не прошло и двадцати лет после войны, как он попал в поле зрения даже Москвы — ее Центральных научно-реставрационнных мастерских Министерства культуры СССР. Вот документ, датированный 24 мая 1964 года:
«Церковь Кведнау однонефная, с примыкающей с запада квадратной колокольней. Основной стеновой материал — валуны, а у верхних ярусов колокольни — кирпич. Из кирпича были сделаны также своды. Почти не поврежденная во время боевых действий 1945 года, церковь постепенно разрушается. В последние годы разобрано до 50 процентов стропильных кровельных конструкции, проломаны стены, уничтожены два древних оконных и один дверной проемы. Внутреннее убранство церкви, в том числе алтарь XVII века, полностью утрачено. Примыкавшие к церкви с севера сакристия и паперть перед северным порталом сохранились только в виде небольших фрагментов стен и фундаментов. Состояние памятника в целом характеризуется как крайне тяжелое, частично аварийное. Церковь Кведнау является наиболее интересным сохранившимся памятником древней архитектуры области и подлежит немедленному изучению и необходимой консервации с последующей реставрацией».
Но кирху продолжали разрушать...
А какова же история исчезнувшего храма?
...Середина XIII века. Продолжается покорение и христианизация Немецким орденом языческих прусских племен. К тому времени их сопротивление принимало все более организованный характер с выдвижением к руководству одаренных военачальников. История сохранила имя одного из них — Налюбо, сына прусского князя Складе. Приняв христианство, он стал его активным проповедником, получив за это от Ордена земли Кведнау в ленное владение.
По его указанию на высокой лесистой горе (на месте нынешнего братского кладбища) была заложена первая деревянная кирха с высокой башней (1255 год), посвященная святому апостолу Якобу, покровителю моряков и рыбаков.
Во времена оживленного мореплавания на Балтийском море и Куршском заливе капитаны судов башню кирхи часто принимали за кенигсбергскую замковую, служившую им навигационным знаком, что иной раз приводило даже к кораблекрушениям. Именно поэтому, как гласит рыцарская хроника, кирха была снесена в 1507 году, а из ее материала (кирпичных и каменных стеновых блоков) уже у подножия горы была построена новая, каменная, «длиной 75 футов, шириной 33 фута и высотой 20 футов» (один фут равен 0,3048 м).
Ее достопримечательностью были алтарь, алтарная картина неизвестного художника, изображавшая святого Якоба, с написанным золотыми буквами латинским изречением «Святой Якоб, помолись за нас» и его деревянный скульптурный портрет.
В 1687 году храм постигло несчастье. Сильнейший ураган сбросил церковную крышу и деформировал башню. Целое десятилетие шли восстановительные работы, и во вновь созданном облике чистейшей готики со звездчатыми сводами в кирпично-каменном исполнении она дошла до наших дней.
К тому времени вокруг кирхи вырастал уже поселок Кведнау, ставший из-за живописных окрестных лесных и горных ландшафтов местом воскресного отдыха кенигсбержцев — вплоть до сороковых годов XX века.
Другой бедой для храма явилось наполеоновское нашествие 1807 года, когда район Кведнау на длительное время превратился в полевой стан французской оккупационной армии. При этом кирха использовалась в качестве конюшни, ее имущество, церковные атрибуты, жертвенные ценности и настенные украшения были разграблены, а уникальный алтарь вывезен для богослужений в полевом лагере. Только в 1814 году его вернули на прежнее место.
В 1818 году порывом ветра была сильно повреждена крыша. Упавшие стропила нарушили равновесие звездчатого свода, приведя к его частичному обрушению. И вновь до 1830 года шли восстановительные работы. Последний удар стихия нанесла кирхе в конце XIX века, когда была восстановлена разрушенная молнией колокольня.
В конце семидесятых годов XIX века в непосредственной близости от Кведнау был построен самый большой и мощный форт № 3 «Король Фридрих-III», первый из возводившегося тогда фортового пояса Кенигсберга. Его гарнизон посещал церковные богослужения, а кирха получила название еще и гарнизонной.
А в апрельские дни 1945 года она снова стала приходской кирхой для немногочисленного немецкого населения района Кальтхоф.
Место, где была когда-то кирха, является версионным объектом калининградского Координационного Центра по организации поисков художественных ценностей.
В архивах Центра есть документ, свидетельствующий об изъятии органами милиции в 1962 году у частных кладоискателей нескольких серебряных потиров и позолоченных подсвечников из кирхи.
В кирхе хранилось послание потомкам XXI века из 1923 года, о чем говорит изъятый из алтарного основания в конце 60-х металлический цилиндр, с кенигсбергскими газетами, образцами бумажных денег, почтовыми марками и фотографиями окрестных ландшафтов.
Я слышал, что на Руси на месте разрушенных церквей будут ставиться кресты и часовенки. Мы намерены это сделать на старых кенигсбергских кладбищах, а надо бы и на церковных могилах — как символы покаяния за бездушное и, бездумное отношение к чужой вере, духовности, к общечеловеческим памятникам истории, культуры и архитектуры.
Авенир ОВСЯНОВ, краевед, старший научный сотрудник Координационного Центра.