Страница 1 из 1

Heiligenbeil - Хайлигенбайль (Мамоново), евангелическая кирха

Добавлено: 11-09-2012 20:35:56
KKs
Информации по кирхи и в инете и в книгах полно, поэтому не буду повторяться...
Акцент сделаю только на двух вещах (которые продублирую фотографиями):
1. Западный портал кирхи (1320-30 гг.) примечателен тем, что очень напоминает портал кирхи на Бальге (долго не мог понять чем, пока не достались пару редких фот с порталом крупно :) )
2. Башня кирхи простояла до 1980 года и была взорвана военными...под обычным предлогом - опасность обрушения...
Ну а то, что осталось от кирхи на данный момент, всем тоже хорошо известно :

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 13-09-2012 21:06:28
Valentin
Скромный вклад из сети

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 14-09-2012 08:51:04
МёбиуС
Ну тада уж и портал качеством получше

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 20-10-2012 18:57:43
KKs
Пара видов :

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 08-11-2012 22:45:15
KKs
Ещё один вид (плохого качества :( ) портала :

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 09-03-2013 16:19:28
KKs
К первой картинке, в качестве подводки, хорошо подходит пару слов из книге Лебединцева Г.Н. : "По улицам города каждое утро разъезжала конная повозка городского товарищества молочников. На каждой остановке к ней спешили хозяйки в белых наклахмаленных передниках и покупали молоко."
Ну и ещё парочка :

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 02-02-2015 22:37:52
Valentin
Такая открытка попалась.

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 14-04-2015 23:36:45
KKs
Лихие 90-ые...
В парке аттракционов должны быть кассы - в этой халабуде, говорят, они и были (а потом поставили будку,а здесь хранили приборочный инвентарь - очень конструктивно) :

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 14-04-2015 23:45:12
KKs
Из редкого (частная коллекция).
Касс ещё не было, а кирха (ну пусть не вся) ещё была...

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 18-01-2016 10:31:57
TOR
HEILIGENBEIL.JPG

Re: Heiligenbeil (Мамоново)

Добавлено: 07-01-2019 00:14:41
preussen
кирха Хайлигенбайль из собрания Instytut Sztuki PAN (Warszawa).
Heiligenbeil 112160.jpg
Heiligenbeil 112161.jpg
Heiligenbeil 112163.jpg
Heiligenbeil 216684.jpg

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 04-12-2020 19:55:26
gsm_689
размышления от топикстартера, много картинок по ссылке :arrow:
https://www.facebook.com/heiligenbeil/p ... 1365936167

А тот ли год???
Продолжая изучать историю кирхи города топоров, всё как-то не давала покоя дата начала постройки - 1320-ый год...
Откуда мы взяли эти цифры?
- Адольф Рогге ничего не пишет про 1320-ый
- У Адольфа Бёттихера таких цифр нет
- Эмиль И. Гуттцайт в своём труде "Der Kreis Heiligenbeil" приводит именно их, ссылаясь на однотипность порталов кирх Бальги и Хайлигенбайля, и даже даёт дату 5-ое декабря 1330-го года, как день первого богослужения (первого таинства в церкви) во искупления грехов, которую, очевидно, и можно считать днём открытия кирхи в Хайлигенбайле.
- Не так давно в поле зрения попал документ не из глубины веков, а из 1957-го года - Решение Калининградского облисполкома от 02.10.1957 №423 с приложениями. Так, в Приложении №2, в разделе "Памятники архитектуры" читаем - "Кирха Хайлигенбайля вблизи залива Фришгаф, построена в 1259 году" ... 🤨🤔😕???
Мотаем события назад и обращаемся к, действительно, Документу/Источнику.
Год 1249-ый. 7-го февраля в Христбурге был заключён мирный договор (скреплённый поцелуями), благоприятный для Ордена (а в истории известный так же как Кишпоркский):
- А. Рогге сразу же ссылается на это документ именно в контексте возможного года постройки кирхи в Хайлигенбайле
- Х. Айзенблаттер в своей "Истории города Хайлигенбайль" 1896-го года упоминает это договор уже на 3-ей странице, но про постройку кирх/кирхи нет ничего
- У Э. Гуттцайта можно прочитать такое: "Тем не менее, 7 февраля 1249-го года для Ордена был заключен благоприятный мирный договор с племенами из таких земель, как Погезания, Вармия и Натангия... Кроме того, пруссы взяли на себя обязательство моногамии и построили шесть церквей в определённых местах Вармии..."
- Г.Н. Лебединцев в своей книжке "Самый западный город России" так же ссылается на этот Христбургский мирный договор и пишет уже вот так: "...Кстати, этим же договором предусматривалось на месте срубленного дуба построить каменную церковь".
И вот тут уж становиться интересно.
Обращаемся к самому договору (Христбургскому/Кишпорскоскому). Оригинала, на сколько надо понимать, на сегодня не сохранилось, но копия одного варианта должна хранится в Литве. А нам, простым смертным, можно его почитать прямо дома на диване - спасибо электронной версии книге В.Т. Пашуто "Образование Литовского государства" 1959-го года. Открываем страницу 495-ую и наслаждаемся.
И что мы видим? ... а ничего хорошего - нет такой фразы "на месте срубленного дуба построить каменную церковь".
Но да - есть шесть церквей по Вармии, которые пруссы обещались выстроить "до ближайшего троицына дня".
Текст интересующего абзаца приведён ниже.
Вот эти шесть упомянутых мест, где и должны были появиться уже христианские храмы:
SURIMIS - Жуково (недалеко от Хайлигенбайля/Мамоново)
SLINIA - Шёлен/ Scholen (под Ладушкиным) - это по А.Рогге, на карте (https://townames.carto.com/me) это под Шпандином (?)
WUNTENOWE - под Бранденбургом/Ушаково
BANDADIS - возможно, имеется в виду Батайнен=Партайнен (??) - ничего более похожего найти не удалось
BRUSEBERGUE - вероятно, Браунсберг (Branewo)
Ну и главное - кто или что такое JEDUN ??? "Так же из Вармии обещали, что в выше названный срок они воздвигнут церкви в местах, ниже названных. ПЕРВУЮ, - КОНЕЧНО, в городе, где находится ЙЕДУН или около этого места...".
Примечательно, что ПЕРВУЮ церковь нужно было возвести непременно ТАМ, именно в ЭТОМ месте ("или около него"). Т.е. в месте, важном и значимом (читай "культовом") для языческих пруссов, что бы одна вера заменила другую именно здесь... Намоленное тысячелетиями капище? священное городище??
Из контекста и списка церквей очевидно, что речь идёт о местах, расположенных (условно) вокруг Хайлигенбайля/Мамоново.
Напоминать о том, что, священная для пруссов, РОМОВА ("первая") находилась в наших краях, скорее всего, не нужно. Так же известно, что само городище, где позже появился Хайлигенбайль, местные племена называли СВЕНТЕ МЕСТЕ (Святно Мест, Свенте Мисто(e)/ SWENTE MESTE (Swentomest)- варианты есть, и святость/священность этого места (примечательно также, что нам, ныне здесь живущим, перевод этого названия не требуется 😉) была обусловлена Священной рощей, где рос Священный ДУБ...
Вернёмся к имени собственному - JEDUN/ЙЕДУН.
Если считать, что первую букву записали/прочитали/перевели ошибочно, и её нужно заменить на "G/Г", соответственно, получаем GEDUN/ГЕДУН. Подобное имя собственное встречается в различных источниках, включая "Хронику земли прусской" Петра из Дуйсбурга 1326-го года. Считается, что это имя одного из первых нобелей - прусса, перешедшего на сторону Тевтонского Ордена и приявшего, соответственно, христианство.
Если попытаться поискать подобные топонимы в нашей округе, то становится очевидным, что речь идёт о месте, более известном под названием GEDILGEN/ГЕДИЛГЕН. Об этом можно найти в польских источниках, где место упоминают как YODUTNEN/ЙОДУТЕН, и у Рогге - "Das Dorf des GEDUN ist GEDILGEN", и у Айзенблаттера - "Потому все присвоенные в этой местности доселе имена до окончания столетия оставались прусскими, например, ГЕДУН вместо ГЕДИЛГЕН (1262), Тропо вместо Кеймкаллен (1262)...(и т.д.)" прямо так и написано.
Обращаемся к карте и видим, что имение Gut Gedilgen располагалось в непосредственной близости от Хайлигенбайля и той самой РОМОВЫ, т.е. практически между ними.
ВЫВОД - не очевидный, но напрашивающийся.
Надо полагать, т.к. как такового поселения на священной РОМОВЕ никогда не было, и к тому времени (1249) оно было уже давно разрушено (и, возможно, перенесено), логичным местом, для возведения христианской церкви, остаётся городище СВЕНТОМЕСТ (место "около ЙЕДУН-а")...т.е. Хайлигенбайль, нынешний Мамоново.
А вот о годе(ах) постройки, артефактах и ещё некоторых нюансах, недавно появившихся и связанных со строительством культового сооружения в городе топоров, давайте поговорим в следующий раз (ибо букв и так получилось много)

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 05-12-2020 10:39:06
МёбиуС
покуда на фб я в молчаливом режиме, напишу тут
слишком всё за уши притянуто
Костя про Ёдун спрашивал у всех и я рыл по источникам и литературе вместе с ним, там масса вариаций и притягивать это именно к мамоново всё равно что штаны через голову надевать
особенно все эти игры с заменой букв

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 13-12-2020 11:35:51
KKs
Саш, возможно и так...а возможно и нет.
Уверен, достоверной правды уже не узнать никогда :? - а поразмышлять можно :roll:

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 13-12-2020 12:38:57
МёбиуС
поразмышлять можно, но основываясь на фактах и источниках, а не скатываться в уровень инородных экскурсоводов и их бабушек

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 21-12-2020 21:17:03
KKs
согласен, но, думаю, параллели тут никакой - уверен, про Рогге они даже на слышали ... а источников нет и быть уже не может - остаётся только размышлять и да, что-то и где-то домысливать

Re: Heiligenbeil (Мамоново) евангелическая кирха

Добавлено: 04-12-2022 12:55:54
ПАДОНАК
Когда в начале 1945 года немецкие войска в Хайлигенбайле и его окрестностях были разбиты, город сильно пострадал от налетов советской авиации. В конце войны старый город лежал в руинах. Церковь также была разрушена. Однако его башня и стены простояли до 1970-х годов, когда их снесли. Чудом уцелел фрагмент северо-западной стены с двумя контрфорсами.

Весь старый город был снесен и здесь разбит парк отдыха; к остаткам стены церкви была пристроена небольшая постройка.

Соседнее больничное кладбище на Клостерштрассе также исчезло, осталось лишь несколько надгробий.

От старого города фактически ничего не осталось, но фундамент и части городской стены видны достаточно отчетливо. Центр был перенесен и сейчас находится в районе католической церкви, которая также больше не сохранилась.