Страница 2 из 3

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 05-12-2021 12:59:49
Serg_08
Опять же из "Музея Балтрайона". https://vk.com/balt_museum
Тут тебе и мосты , и брусчатка , и трамвай. Кладу сюда :
Киевская 1960.jpg

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 17-12-2021 10:57:16
gsm_689
Теперь можно сузить хронологические рамки по двум "трамвайным" вопросам

https://vk.com/gosarhivkaliningrad?w=wa ... 9661%2Fall
Распоряжение Калининградского горисполкома № 503 «О мероприятиях по борьбе с шумом», 25 декабря 1968г.
ГАКО. Ф.Р-216. Оп.1. Д.658. 91.jpg
ГАКО. Ф.Р-216. Оп.1. Д.658. 92.jpg
2. Проложить трамвайные пути по Фестивальной аллее - ул. Яналова и снять трамвайное движение с ул. Кирова.
3. Перенести разворотное трамвайное кольцо для трамваев маршрута №№ 2, 4 с ул. Е. Ковальчук в район бывшего рынка Октябрьского района.

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 26-02-2022 20:18:08
Serg_08
Немного о первом пуске трамвая в 1946 году от Г.Бича в книге, изданной мизерным тиражом..
бич трамвай 1.jpeg
бич трамвай 2.jpeg
бич трамвай 3.jpeg
Такие дела..

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 25-03-2022 01:48:35
Serg_08
Надо знать , куда и кому жаловаться :)
70 ЛЕТ НАЗАД
✅ Известно, что в декабре 1954г. в Калининград поступил самый первый цельнометаллический вагон из ГДР. А до этого по калининградским улочкам все ещё бегали старые кёнигсбергские трамвайные вагоны, порядком уже изношенные. Периодически Штайнфурты "латали" на вагонзаводе, но в начале 1950-х гг. признали это дело нерентабельным.

С конца декабря 1954 г., после прибытия первого вагона LOWA из ГДР, начался процесс постепенной замены старых вагонов на новые цельнометаллические. В 1-м полугодии 1955 г. пришла уже партия подобных вагонов.
НО ВНАЧАЛЕ БЫЛО ПИСЬМО СТАЛИНУ
сталин.jpg
📤 В феврале 1952г. партийное и советское руководство Калининградской области обратилось с письмом к товарищу Сталину. Письмо начиналось описание грустной картины трамвайного хозяйства областного центра молодого советского края:
🚃 - "Подвижной состав трамвайного хозяйства города Калининграда состоит из 120 узкоколейных пассажирских вагонов устаревшей конструкции, значительно разрушенных и разукомплектованных во время войны. Из этого количества эксплуатируются всего 70 вагонов, работающих с большими перебоями и часто простаивающих из-за неисправностей.

Город имеет свыше 90 км трамвайных путей, связывающих окраины, где главным образом расположены промышленные предприятия и живёт большинство населения.
Совершенно недостаточное количество действующих трамвайных вагонов и плохое их состояние не обеспечивает трудящихся средствами передвижения и вызывает справедливое недовольство работой трамвая".
💬 Далее в письме объяснялось, в связи с чем возникла проблема и почему город нуждается именно в узкоколейных вагонах:
- "Пополнение трамвайного парка новыми вагонами узкой колеи в настоящее время невозможно, так как отечественная промышленность их не производит. Организация производства небольшой партии узкоколейных вагонов нецелесообразна.
Перекладка рельсовых путей трамвая на широкую колею невозможна из-за недостаточных габаритов проезжей части улиц и мостов".
❗ А вот в конце письма содержалась просьба:
💬 - "Калининградский обком ВКП /б/ и облисполком просят Вас, товарищ Сталин, разрешить приобрести для города Калининграда 50 трамвайных вагонов узкой колеи, в том числе 25 моторных, с запасными частями и технической документацией в Германской Демократической Республике".
►Увы, ответа Сталина не имеется... Но вагоны поступили.
https://vk.com/gosarhivkaliningrad

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 05-04-2022 10:51:00
gsm_689
Serg_08 писал(а): 26-02-2022 20:18:08 Немного о первом пуске трамвая в 1946 году
обстановка по прошествии менее года с начала запуска трамвайного движения

«Калининградская правда» от 15.08.1947
КАЛИНИНГРАДСКОМУ ТРАМВАЮ НУЖНА ПОМОЩЬ
КП_1947-08-15_Трамвайный трест.jpg
Жизнь в областном центре, занимающем площадь в 190 кв. километров, не мыслима без развитого городского транспорта и, в первую очередь, самого массового и дешевого его вида — трамвая.
Естественно, что с восстановлением и развитием городского хозяйства встал вопрос и о возрождении калининградского трамвая.
С большим трудом, при недостатке кадров и ограниченных материальных и технических возможностях, вновь организованный трамвайный трест начал восстановительные работы и 29-ю годовщину Октябрьской революции ознаменовал пуском трамвая по трассе Сталинградское кольцо — переправа. Однако, первые холода дезорганизовали движение: сказалось отсутствие отстойного депо и серьезной ремонтной базы. Вагоны оставались на ночь под открытым небом. Тут же производился ремонт.
В 1947 году восстановительные работы велись более капитально. В первом полугодии сданы в эксплоатацию два трамвайных маршрута: Гвардейская площадь — Рынок и Старая площадь — Южный вокзал, общим протяжением в 7 километров двухколейного пути. Работают 25 пассажирских вагонов. Введено в эксплоатацию трамвайное депо № 2, приспособленное под отстой подвижного состава и профилактический текущий ремонт. Установлено станочное оборудование в депо № 2, отведенном для капитального ремонта вагонов. Годовой лимит капиталовложений в размере полутора миллионов уже к 1 августа освоен полностью.
Совет Министров РСФСР обязал Калининградский трамвайный трест восстановить в этом году дополнительно 4 километра трамвайных путей и 15 вагонов. В связи с этим ведутся земляные, путейские, и электромонтажные работы на участках — Старая площадь — ЦБК № 1 и Высокий мост — Мясокомбинат.
Ленинградский райком партии организовал массовое участие населения района в восстановлении путей и подвижного состава. Намечено также разобрать завал и отремонтировать 150 погонных метров на Почтовой улице, чтобы наладить сквозное сообщение между обоими целлюлозно-бумажными комбинатами. В сентябре этот участок войдет в строй действующих.
Почин жителей Ленинградского района подхвачен и в Московском, также организованы общественные работы по восстановлению трамвайной линии Старая площадь — Мясокомбинат. Движение здесь будет открыто в юбилейные дни 30-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Калининградским трамвайщикам предстоит большая работа по укладке второго пути, ремонту мачт и вагонов, подготовке к зиме. Мы обязаны обеспечить ежедневную перевозку трамваем 50 тыс. пассажиров.
Подготовку к зиме надо начинать теперь же. Нужно произвести строительно-монтажные и сантехнические работы в вагоноремонтных мастерских, депо и на центральной тяговой подстанции. Для этого требуются дополнительные ассигнования в размере не менее одного миллиона рублей. Однако до сих пор областные организации не разрешили этого вопроса, и эти крайне необходимые работы могут остановиться, что грозит срывом осенне-зимних перевозок и движения.
Трамвайный трест остро нуждается в строительных материалах — фанере, стекле, гвоздях, масляной краске. Необходимо, чтобы они были выделены из лимитов, полученных областью.
Кадры треста пополнились молодыми специалистами, прибывшими сюда из Московского трамвайного техникума и Ярославского трамвайного училища. Их нужно обеспечить жильем, а жилой дом, принадлежащий тресту, до сих пор занят посторонними организациями, причем коммунальный отдел не принимает мер, чтобы этот дом освободить.
Работу трамвая усложняют массовые нарушения правил пользования городским транспортом. Органы милиции не привлекают нарушителей к ответственности. И здесь нам должна помочь общественность. Только совместными усилиями мы можем добиться, чтобы трамвайное движение в нашем городе стало регулярным.
Именно в этом году надо заложить основы дальнейшего восстановления и развития трамвайного движения. В 1948 г. протяженность действующих трамвайных путей достигнет 35 км и значительно вырастет рабочий парк.
В. СОКОЛЬНИКОВ, управляющий Калининградским трамвайным трестом.

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 11-04-2022 14:36:27
gsm_689
https://vk.com/wall-172721239_32361

О ПЕРСПЕКТИВНОМ РАЗВИТИИ ТРАМВАЙНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА КАЛИНИНГPAДA НА ПЕРИОД ДО 1955 Г.
трамвай 1952.jpg
трамвай 1952_2.jpg
трамвай 1952_3.jpg
трамвай 1952_4.jpg
I. Характеристика трамвайного хозяйства по состоянию на июнь 1952г.
Трамвайное хозяйство г.Калининграда характеризуется следующими данными по основным действующим объектам:
1. Протяженность рельсовых путей - 90,1 км, в том числе деповских и подъездных путей - 11,7 км.
2. Подвижной состав в количестве 122 пассажирских вагона /моторных 66 и прицепных 56/, из которых 50 вагонов подверглись модернизации.
3. Тяговая подстанция мощностью 1800 квт по постоянному току /три РМНB-1000/, на которой надлежит еще построить распредустройство, насосную, защиту и сигнализацию.
4. Депо подлежащее частичной реконструкции, после чего оно сможет обслуживать эксплуатацию до 150 вагонов.
5. Вагоноремонтные мастерские подлежащие реконструкции после чего они смогут обслуживать ремонтами и запчастями подвижной состав до 150 вагонов.
В 1951 году выпускалось на линию ежесуточно в среднем 54 вагона и перевезено за год 23,3 млн. пассажиров /64 тыс. пассаж. в день/.
В мае 1952 года выпускалось на линию в среднем 72 вагона и перевозилось в день 85 тыс. пассажиров.
Проект восстановления разрушенного во время войны трамвайного хозяйства города разработан в 1947 году. С середины 1950 года и до настоящего времени проект находится на пересмотре и утверждении, из-за чего невозможно проведение капитального строительства.
По пересматриваемому проекту /предварительные данные/ остается выполнить работ на 5,7 млн.руб.
Выполнение полного объема работ, предусмотренных пересматриваемым проектом восстановления хозяйства, не обеспечивает нормального обслуживания трамвайными перевозками населения города на период до 1955 года. Проект не предусматривает дальнейшего увеличения подвижного состава и строительства рельсовых путей, предусматривает постройку только еще одной /№ 2/ тяговой подстанции, не предусматривает приобретения современных снегоочистителей и т.п.

II. Соображения по дальнейшему развитию трамвайного хозяйства на период до 1955 года.
Опыт эксплуатации трамвая за последние годы дает основание считать, что к 1955 году необходимо будет выпускать на линию ежесуточно 120-130 вагонов, потребуется дальнейшее развитие рельсовых путей и энергоснабжения. Следовательно, необходима разработка технической документации на развитие трамвайного хозяйства в г. Калининграде /II очередь/, которая будет продолжением ныне пересматриваемой документации по восстановлению трамвайного хозяйства /I очередь/.
При проектировании развития трамвая на период до 1955 года следует принять следующие положения:
1. Восстановить имеющиеся 20 неэксплуатируемых вагонов и модернизировать 40 вагонов находящихся в эксплуатации.
2. Приобрести два самоходных снегоочистителя Горьковского завода с переделкой их на узкую колею.
3. Восстановить 4,2 км пути по ул. Суворова и 4,6 км пути по ул. Александра Невского.
4. Построить новые трамвайные пути к заводу № 820 и ЦБК-1.
5. Построить тяговую подстанцию /№ 3/.
6. Построить детские ясли на 100 мест.
7. Восстановить в жилом массиве 3 тыс.кв. метров жилой площади.
8. Построить клуб для работников трамвай в здании депо.
9. Газифицировать котельную депо и жилой массив 120 квартир в 1953 году.
10. Приобрести автомашину для ремонта контактной сети, автомашину для обслуживания путевых работ, легковую автомашину и грузовую автомашину.
Для выполнения работ по восстановлению и модернизации подвижного состава выделить подрядчика - Калининградский вагоностроительный завод.
Для выполнения строительно-монтажных работ по развитию трамвайного хозяйства выделить подрядчика - УНР-230.

Управляющий Калининградским трамвайным трестом /П. Астапкович/
Главный инженер /Г. Каменецкий/
г. Калининград 9 июня 1952г.

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 24-09-2022 15:37:37
Serg_08
Фото 1975 года, Фестивальная аллея. Из книги Г.Г. Кученевой "Жемчужины зеленого мира".
Кученева 31.jpeg

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 27-11-2022 21:21:52
Андрей
На Черняховского
На Черняховского.jpg

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 07-12-2022 10:39:57
gsm_689
Кибенематика :) на трамвайных стрелках https://vk.com/wall-172721239_36741

Автоматические стрелки
КП от 07.12.1952.jpg
Медленно набирая скорость, трамвайный поезд отошел от остановки на площади Победы. Его путь лежит по Житомирской улице*. Но недалеко от остановки другая линия уходит на Кавалерийскую** улицу. Туда только что прошел трамвайный поезд, значит необходимо перенести стрелку. Раньше здесь дежурил стрелочник, а сейчас линия соединяется автоматически. Если нужно перевести стрелку — водитель поезда выключает перед разъездом контроллер и стрелка переводится с помощью электромотора, установленного близ стрелки.
Автоматические электрические стрелки введены в действие также на разъезде у парка культуры и отдыха им. М. И. Калинина и на углу Советского проспекта и улицы Кирова. В ближайшее время будет установлена еще одна автоматическая стрелка на Кавалерийской улице.

* - начало Лен.проспекта
** - ул. Черняховского

Re: Калининградский трамвай и троллейбус

Добавлено: 09-11-2023 14:50:13
gsm_689
gsm_689 писал(а): 05-04-2021 20:27:13 Что и говорить, смогли :)
НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ...
Газета «Калининградская правда» от 16.11.1976

КП_1976-11-16_авария трамваев.jpg
Взгляните на снимок. Эта авария произошла у парка им. Калинина. «Четверка», в которой находилось более семидесяти пассажиров, шла по проспекту Победы. Впереди — пересечение с другой трамвайной линией, совсем близко остановка, но водителя это ничуть не настораживало: она не сбавляла скорости.
еще о разновидностях трамвае-аварий

Газета «Калининградская правда» от 02.11.1983
ПОЧЕМУ СТОЯТ ТРАМВАИ
КП_1983-11-02_трамваи.jpg
Нередко, к сожалению, в Калининграде можно еще наблюдать такую картину. Стоит вереница трамваев, и сотни пассажиров вынуждены выходить из них, так и не добравшись до места: авария! Понятно, сколько при этом сотен других людей безнадежно ждут на остановках.
Обратиться к этой теме вынуждает статистика госавтоинспекции. В последнее время ЧП на трамвайных маршрутах заметно участились. Вот, например, только один день, 18 октября, когда на Советском проспекте неподалеку от площади Победы цепочкой вытянулись сразу пять вагонов. Надо, как говорят, умудриться,чтобы с разрывом всего в пять минут допустить сразу две аналогичные по характеру аварии. Сначала — это было в 12-30 — водитель трамвая С. Корнеева, не приняв своевременных мер к остановке, ударила впереди стоящий вагон. В 12-55 вожатая О. Иванюк, совершив точно такую же ошибку, усугубила дело: от ее удара вагон, покинутый водителем, а стало быть, оставшийся с открытыми дверями, продвинулся и, в свою очередь, ударился в стоящий перед ним. Подобная беспечность не обошлась, к сожалению, без беды: от резкого толчка упал на дорогу один из пассажиров и получил травмы.
Откуда вдруг собралось сразу столько трамваев — возможно, спросят те, кто постоянно пользуется этим видом общественного транспорта. Случай действительно редкий, но, с другой стороны, из-за постоянного нарушения графике движения (часто сомневаешься, есть ли таковой вообще) он вполне закономерен. И хотя тема эта отдельная, требующая особого разговора, в неритмичности работы, а значит, в нервозности водителей, подчас атакуемых раздраженными ожиданием пассажирами, также может крыться одна из причин их невнимания, спешки, пренебрежения Правилами.
Кстати, заметим, что для водителей трамваев Правилами предусмотрено немало преимуществ. Точно так же и при организации движения для них выбираются самые лучшие с точки зрения безопасности варианты проезда, оборудуются разного рода дополнительные знаки предупреждения. Это закономерно: трамвай — самый популярный вид транспорта. Однако далеко не все еще водители, как убеждают примеры, проявляют ответственность, а ведь известно, насколько тяжелы последствия именно аварий с трамваями — скорость их высока, а вагоны тяжелы.
10 октября, например, на улице Суворова произошел такой случай. Рабочие предприятия «Калининградгорсвет» проводили обрезку деревьев с вышки автомобиля. Место было ограждено необходимыми знаками «Дорожные работы» и «Объезд препятствия». А водитель Н. Кузнюк заблаговременно подавал сигналы приближающимся трамваям. «Не слышала» их, «поздно заметила» машину вожатая трамвая В. Буюк. И в результате — столкновение. Пострадал рабочий, упав с вышки.
Ранее подобную же беспечность допустила и водитель М. Кабак, когда на Ленинском проспекте в нарушение Правил допустила столкновение с автомобилем. Весьма примечательное резюме из протокола ГАИ: «Стоимость восстановительного ремонта этого трамвая — 315 руб ». Это при «незначительных технических повреждениях». Они же бывают куда серьезнее. Вот что такое каждое ЧП. Это не только материальный ущерб, выход из строя вагонов, которых так не хватает еще на линиях города, это нередко и травмы, лишение трудоспособности.
Самого серьезного отношения требует работа с водителями трамваев, тем более с молодыми. Повышения их профессионального мастерства, широкой передачи опыта, воспитания ответственности, развития наставничества.

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 27-01-2024 16:57:42
Serg_08
Планы и мечты ...Итак , документ от 1947 года :
трамвай 1947-2.jpeg
трамвай 1947.jpeg
Приказ по Калининградскому городскому Управлению по гражданским делам об очередности восстановления трамвайных путей в г. Калининграде 20 января 1947 г.
1. Считать первой очередью (1946 г.) восста-
новления трамвайные пути, проходящие по сле-
дующим улицам:
а) Поселок ЦБК-2, просп. Победы, Сталин-
градский просп., Северный вокзал, Житомирская
ул., — Замок, Мал. Набережная — мост, что про-
тив подстанции Мюлленберг — Октябрьская ул. —
мост Гоге-Брюке — ул. Багратиона, ул. Маяковско-
го — ул. Моховая до моста у пассажирской ст.
б) Замок — Мастеровая ул. — Прибрежная ул.
до ж. д. моста — Правая Набережная — Магнитная.
в) Северный вокзал — Советский просп.
г) Старая площадь (Замок) по Смоленской ул.
до кольца.
2. Второй очередью (1947 г.) считать пути, про-
ходящие по следующим улицам:
а) Дорогобужская — от Мал. Набережной до
Литовского вала, ЦБК-1.
б) Мост Гоге-Брюке, ул. Дзержинского — Ал-
лея Смелых до Космодемьянской ул.
в) Мост у пассажирской ст. — Моховая ул. —
Корабельная ул. до Судостроительной — Киевская —
Камская.
г) Кавалерийская ул., ул. Тельмана до просп.
Ал. Невского.
д) Ул. Бетховена, Саарлинг, Сталинградский
просп. до бывшей академии художеств.
3. Третьей (последней) очередью восстаноа!е-
ния (1948 — 1950 гг.) считать трамвайные пути,
проходящие по следующим улицам:
а) Ул. Отдыха — ул. Суворовская.
б) Ул. 10-го апреля.
в) Миттель-Ангер — Фордер Росгартен, Кли-
нический просп. — Ал. Невского.
г) Ул. Достоевского, ул. Горького.
д) Кавалерийская — просп. Ал. Невского —
ул. Пролетарская, Почтовая — площадь Героев.
4. С восстановлением мостов через р. Прегель. что против замка и следующий за ним по прямой линии (имеющий в настоящее время один деревянный пролет), восстановить также линии по ул. Маяковского от замка до ул. Багратиона.
5. Учитывая большие перспективы развития з-ла № 820, вагоностроительного завода, речного порта. ЦБК-2 и его поселка, считать необходимым предусмотреть дальнейшее (за пределами 1950 г.) развитие трамвайных путей по следующим направлениям:
а) От ул. Камской по направлению к поселк>
Континен до з-да № 820.
б) От вагоностроительного завода вдоль
реки Прегель по ул. Арндштрассе до соединения
с просп. Победы.
в) Соединение разрыва линии на Сталинград-
ском просп. от просп. Победы до Саарлинг.
г) Продление линии по Сталинградскому просп.
до поселка ЦБК-2.
Начальник городского Управления по гражданским делам
Колосов
Пы.СЫ.
Миттельангер - Зарайская улица.
Моховая улица - начало Киевской.
Саарлинг - ныне Фестивальная аллея.
Арндтштрассе - Вагоностроительная.
Улица 10 -го апреля - Гагарина.
Непонятно пока, что за улица Отдыха..

Re: История калининградского трамвая

Добавлено: 28-01-2024 21:34:22
Allex
Serg_08 писал(а): 27-01-2024 16:57:42Непонятно пока, что за улица Отдыха..
улица Садовая в балтрайоне