ЦБЗ №2 ака Цепрусс

История города после 1945г.

ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 14-10-2013 02:06:55

Изображение
ЦБК ЗАО ИИ "Цепрусс" - сокращенное название от "Целлюлозы Пруссии". Комбинат был открыт в 1906 году в районе Коссе и считался одним из мощных бумажных фабрик Европы. Во время боевых действий в Кёнигсберге завод был остановлен.
Изображение

Изображение
Предположительно 70-е

Итак (на какой год инфа не знаю)
Объём выпускаемой продукции, тыс. руб. — 17810
Численность работников — 2050
Основные виды продукции (годовой выпуск)
Целлюлоза по варке, тонн — 78600
Целлюлоза товарная, тонн — 69350
Бумага, тонн — 1880
Дрожжи кормовые, тонн — 1880
Товары культурно бытового назначения, тыс. руб. - 1310

Приказом Наркомата целлюлозной и бумажной промышленности СССР от 11 мая 1945 г. № 167 в соответствии с постановлением Государственного комитета Обороны от 8 мая 1945 г. «Об использовании целлюлозно-бумажных предприятий в городах Тильзит, Кенигсберг, Клайпеда, Рагнит и Велау» организовано Управление по восстановлению и подготовке ввода в эксплуатацию предприятий Наркомата целлюлозной и бумажной промышленности в городах Кенигсберг, Тильзит, Клайпеда, Рагнит и Велау (Советск, Калининград, Неман, Знаменск)
Целлюлозно-бумажный комбинат попал в число первоочередных объектов Кёнигсберга, подлежащих восстановлению. Это было связано с тем, что на его территории находилась теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), обеспечивающая город светом и теплом. Запустить предприятие предполагалось к 31 декабря 1945 года. 

В восстановительных работах участвовали пленные немцы, некоторыми из которых были организованы акты саботажа и диверсии. В результате этого запустить комбинат к 31 декабря не удалось. Пуск состоялся в январе 1946 года.
Управление ликвидировано с 20 декабря 1947 г. на основании приказа Министерства целлюлозной и бумажной промышленности от 22 ноября 1947 г. № 924. За немногим более чем двухлетний период своего существования управление организовало прием, размещение и бытовое устройство свыше 8 тыс. работников, прибывших из ряда областей Советского Союза. Под руководством Управления были созданы ведомственные больницы, поликлиники, бани, прачечные, столовые, магазины, хлебопекарни, подсобное сельскохозяйственное производство и рыболовецкое хозяйство, восстановлены и пущены в эксплуатацию Кенигсбергские ЦБК-1 и ЦБК-2, Рагнитский (Неманский) и Тильзитский (Советский) ЦБК, ЦБК-1 в Клайпеде, бумажная фабрика «Велау». Целлюлозно-бумажные предприятия области перешли в подчинение Главного управления целлюлозной, бумажной, гидролизной и лесной промышленности Калининградской области.
Приказом Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР от 18 августа 1976 г. № 223 создано Калининградское производственное объединение «Калининградбумпром» на базе Калининградского целлюлозно-бумажного комбината № 1, который стал именоваться Калининградским целлюлозно-бумажным заводом № 1 (головной производственной единицей). Включенные в состав объединения Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат № 2 и Знаменская бумажная фабрика преобразованы в производственные единицы без прав юридического лица. ЦБК № 2 переименован в Калининградский ЦБЗ № 2, за Знаменской бумажной фабрикой сохранено прежнее наименование.
ПО «Калининградбумпром» подчинялось Всесоюзному промышленному объединению «Союзцеллюлоза» Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР.
В 1990-е гг. объединение распалось. ЦБЗ-2, являвшийся одной из производственных единиц объединения, в 1990 г. в рамках государственной экономической реформы был выкуплен коллективом завода у государства в коллективно-долевую собственность, создан Народный концерн «Бутек», который в 1993 г. акционировался в совместное предприятие ЗАО «Цепрусс», существующее и поныне.
Выпускает промышленную продукцию - картон, лигносульфонат, целлюлозу, а также санитарно-гигиенические товары - бумажные платочки, салфетки и туалетную бумагу.
ЗАО ИИ «ЦЕПРУСС» (ранее предприятие называлось «Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат № 2») на территории находится единственная в Калининградской области узкоколейная железная дорога колеи 600 мм.

В 2002 году было покушение на директора завода.
В 2005 г. гринписовцы неожиданно сильно возбудились в отношении Калининградского целлюлозно-бумажного комбината "Цепрусс", требуя его закрытия якобы по причине нарушения экологических норм. Два соседних точно так же оснащенных предприятия, работающие на территории области, "зеленую" братву почему-то не заинтересовали совершенно. Еще более удивительно, что атака "Гринписа" была скоординирована с атакой рейдеров, которые выкупили в собственность у ОАО "Промжелдортранс" подъездные железнодорожные пути к "Цепруссу", после чего уведомили последний, что намерены их разобрать. Подвоз сырья на комбинат был таким образом прекращен и предприятие встало. Через некоторое время некое ООО "Лесобалт", формально владеющее подъездными путями к чужому предприятию, предложило ЦБК продать ему в собственность по остаточной стоимости объекты промышленной инфраструктуры предприятия. Директор ЦБК отказался и вскоре на комбинат накинулись "экологи", которые верещали, что якобы хлоросодержащие стоки "Цепрусса" эквивалентны 30% стоков ВСЕХ целюлозно-бумажных предприятий Европы (и это в то время, когда работа предприятия была парализована!). Причем делу снова был придан международный масштаб - к участию в рейдерской атаке на предприятие были привлечены "зеленые" боевики из 10 стран. Но окончательно добить "Цепрусс" удалось только в 2007 г., когда 76% акций его за 11 миллионов долларов приобрела английская Baltic Oil Terminals Plc под строительство нефтеперевалочного терминала. Примечательно, что первой об этой сделке объявила общественная организация "Экозащита", которая несколько лет терроризировала ЦБК. К будущему нефтяному терминалу "экологи" никаких претензий не имеют.
В данное время на территории располагаются частные небольшие предприятия, присутствует охрана.

Но сначала опишем территорию
Изображение
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:10 000 (в 1 сантиметре — 100 метров), изданной в 1989 году

Изображение
1. Лесная биржа
2. Отстойник
3. короотвал
4. ХЗ
5. Основное производство

Изображение
1. Убежище
2. Дом творчества
3. ХЗ
4. ХЗ
5. ХЗ
6. ХЗ, возможно железнодорожный цех
7. ХЗ, возможно склад
8. ХЗ
9. Заводоуправление
10. Отбельный цех
11. Дрожжевой цех (снесён)
12. Кислотно - варочный цех (на 14 котлов)
13. Бумагоделательная машина
14. Турбинный цех
15. ХЗ цех
16. Сернокислотный цех. Рядом цех погрузчиков
17. Макулатурный цех
18. ХЗ, возможно склад
19. Котельная МУП Калининградтеплосеть
20. Сульфитно- спиртовый завод
21. 3 новых котла
22. Ремонто механический цех
23. площадка разгрузки угля, начало угольной эстакады
24. ХЗ
25. ХЗ, возможно какое КБ
26. Выпарной цех
27. Затопленный ствол
28. Отчистка стоков
29. Станция водоподготовки
30. ХЗ
31. Убежище № 68
32. Проходная, отдел кадров, охрана (живо)
33. Пожарная охрана завода
34. Общежитие
35. Автомобильный и ЖД цех
36. ХЗ
37. ХЗ
38. ХЗ
Пояснения и уточнения приветствуются

А теперь поговорим поподробнее. В первый раз на завод я попал в 2006 году, когда он медленно бился в агонии, но всё же был живой. И первые фотографии будут именно того периода
Изображение

Изображение
Выпарной цех

Изображение
Слева спиртовой (на 2006 год уже брошен, справа кислотно - варочный)

Изображение

Изображение
Спиртовой изнутри

Изображение

Изображение
Слева котельная

Изображение

Изображение

Изображение
Варочные ёмкости. Чем то напоминающие стыковку на орбите

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Уж и не знаю что это или продукция завода или полуфабрикат :D

Изображение

Изображение

Изображение
Отстойник отбельного цеха

Изображение

Изображение
И собственно непонятный ствол, уходящий вниз. Насос с горем пополам отсасывает воду

Изображение

Изображение

Следующая вылазка была в 2008 году, когда производство было уже остановлено. И мы побывали в большинстве цехов. Но это уже другая история....
Крайне приветствуются любые дополнения, уточнения и фотографии к статье :D Спасибо за внимание!
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24


Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение a-lex77 » 15-10-2013 08:29:38

Здравствуйте! Очень интересная тема, по-крайней мере для меня. Спасибо!
Довелось мне там поработать в 92-93 годах, в электроцехе. Помню ещё треугольные пакеты молока, выдаваемые нам за вредность, что характерно, этих пакетов уже в продаже небыло, а нам привозили с мол.завода. До и вообще всё детство прошло в так называемом районе - "ЦБК". Помню как с пацанами лазили "через забор" на территорию завода типа подварить чего-нибудь на велике. Люди тогда были добрые, денег не брали))) Один раз даже попали на выброс хлора, ощущения скажу я вам... Ну да ладно, излюбленными цехами были РМЦ и Транспортный. Кстати, в Транспортном была и сауна, помню как посещали её)))
Кстати, были на территории завода, так называемые открытые бардняные бассейны, содержащие серную кислоту. Так вот, ходила такая байка: однажды ночью, матрос, ушедший в самоволку из близлежащий воинской части, прелез через забор и угодил прямо в один из таких бассейнов. Видимо не заметил он бассейн, так как дело было зимой и вспененный бассейн сливался с сугробами. Нашли его только по сохранивимся пуговицам, всё остальное разъела кислота. Не знаю - байка или нет, но тем не менее слухи такие ходили.
Да, и ещё, Бабушка моя работала на комбинате с 58-го года машинистом паровоза, потом паровозы порезали и она ушла на пенсию. И вроде как Дед какое-то время работал там водителем самосвала.
И совсем забыл упамянуть ЦБКовскую свалку))) Нам пацанам было как никому другому там интресно. Столько всякого находили.))) Ну а уж когда пошёл бум на цвет.мет...
Отдельного внимания заслуживали горы паровозной серы, такие жёлтые) Не знаю, сохранились ли они сейчас...?
А вот и продукция того времени (ориентировочно 92-ой год), сохранилась по-сей день, спасибо Бабушке:
Вложения
Салфетки.JPG
a-lex77
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28-01-2012 22:57:30

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 » 15-10-2013 19:17:21

Жень, в первых фотках Гугль Земли не совсем точно указаны объекты. 3, 4 , 5 , 7 , 8 , - это территория КСРЗ - Марин инжиниринг сервис - судоремзавода , распроданного и разворованного в середине 90- х.. 3 - это цех трубопроводный и корпусной , к нему пристроено здание техслужб. ( ОТИС , КБ и прочие).4 - столовая , 7 - 1 и 3 цеха , точно уже не помню чего , а к ним присобачена трехэтажка заводоуправления , там сидели начальники - а на третьем этаже в отделе снабжения я работал в 94 - 96 годах. 8 - еще одно административное здание - а за ним транспортный цех , прямо за забором которого и был отстойник и слив особо вонючих и едких отходов. Шофера туда резину и всякий хлам бросали - съедало почти сразу. :) А вот 9 и 10 - это да - уже ЦБК..
5 - это склады - первый снизу - метиза и крепежа , второй - металла и листа , третий - резины , труб и прочего - прочего..
Да и 37 - весьма похоже на конторку ацетиленового склада СРЗ - точно не помню , но кажется , она была за ручьем , напротив цехов - по ТБ..
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 » 15-10-2013 19:20:48

Что касается серы - она складировалась за основной территорией , на подъездных путях напротив проходной , примерно в 200 - 300 метрах. Там же высыпали прямо на землю еще какую - то химию , и когда летом дул сильный ветер - был кирдык , ибо единственная дорога на СРЗ идет вдоль забора , и дышать было реально нечем. Впрочем , и на подходе к проходной от испарений глаза аж щипало.. Кстати , там же , на берегу Преголи был и старый немецкий пакгауз - остаток станции , сгоревший в конце 90- х..
Такие дела...
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение a-lex77 » 16-10-2013 10:16:25

А где-же мой родной и славный электроцех? Если память мне не изменяет, как входишь, после проходной - прямо и вроде как справа был именно он, за ним был вроде РМЦ (перпендикулярно). На первом этаже была электрообмоточная (4-тый участок), перематывали эл.моторы и разного рода катушки ( именно катушки и транформаторы я и перематывал) и помешение для электриков, обслуживающих весь завод.. На втором этаже была раздевалка. Что-то мне кажется, что электроцех рассполагался в здании № 29(по схеме). Могу ошибаться, много времени прошло с тех пор.)))
Да, и ещё совсем забыл))) Отдельная тема - так назвыемый спирт "сучёк" или "Коньяк "Три бревна"", жёлтого цвета, пахнущий резиной. Мужики его пили, жесть... Сам не пробовал)))
А ещё, у нас в электрообмоточной, была огромная электропечь, предназначенная для просушки лака эл.двигателей после перемотки. Такая огромная комната, герметично закрываемая. Так мы в ней обеды разогревали. Возьмёшь было из дома банку с макаронами по-флотски, а ближе к обеду её в эту самую печь и запиваешь их молоком выданным за вредность и отоваренным по талонам (внутренним). Красота...)))
a-lex77
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28-01-2012 22:57:30

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 29-10-2013 03:11:40

Агония гиганта

Следующий раз мы посетили завод через 2 года, в 2008 году. В это самое время, когда завод уже был приговорён, но всё
же бился в предсмертной агонии.
Более менее безпалевно прогулялись по большинству цехов. Итак

1. В 2 самых высоких цеха - кислотно варочный и выпарной ведут замечательные винтовые лесенки
Изображение

2. Бурты накопители для щепы
Изображение

3.
Изображение

4. Под буртами - накопителями находились огромные варочные котлы, в которых шепа варилась в кислоте под давлением
при температуре около 150 градусов
Изображение

5.
Изображение

6. эти же котлы с уровня ниже. На фото немецкие котлы. Всего на предприятии было 8 довоенных кованных котлов и 6
советских. Самый молодой 1993 года рождения
Изображение

7.
Изображение

8. Сравните разницу ;)
Изображение

9.
Изображение

10.
Изображение

11.
Изображение

12. На самом деле фотографии масштаб нисколько не передают (
Изображение

13. В одном из довоенных котлов всё ещё теплилась жизнь
Изображение

14. А это нижняя часть советского котла
Изображение

15.Непонятные бассейны из нержи
Изображение

16.
Изображение

17. Зона управления котлами. В компах установлен Windows NT4.0, а система управляется Ломиконтом
Изображение

18. Связь работает
Изображение

19. Покинутые раздевалки
Изображение

20. Слесарная мастерская. За дверью котлы
Изображение

21. По эстакаде перемещаемся в отбельный цех. Он полностью мёртв. Но опарышами поеден не сильно
Изображение

22.
Изображение

23.
Изображение

24. Вот так выглядит целлюлоза
Изображение

25.
Изображение

26.
Изображение

27. Непонятные агрегаты с названием ролл. Может кто пояснит, для чего они. Внутри небольшой лабиринт, отделанный
кафелем
Изображение

28.Снова целлюлоза
Изображение

29.
Изображение

30. Верхний уровень отбельного цеха
Изображение

31. Будка управления
Изображение

32.
Изображение

33.
Изображение

34. Вид на отбельный цех
Изображение

35. Цех подготовки и отчистки бумажной смеси (скорее всего)
Изображение

36.
Изображение

37.
Изображение

38.
Изображение

39.
Изображение

40. Документация на каждый агрегат в цехе
Изображение

41. Дата смерти цеха 22 ноября 2006 года
Изображение

42.
Изображение

43. Мини БДМ
Изображение

44.
Изображение

45. Автохозяйство
Изображение

46. Дрожжевой цех. Оборудован 3-мя инокуляторами для выращивания дрожжей,8 сепараторами и 3 сушилками барабанного
типа. Численность работников - 41. Годовой выпуск кормовых дрожжей 1180 тонн. Используются в животноводстве и
птицеводстве в качестве корма. В настоящее время снесён
Изображение

47. Давно
Изображение

48. наши дни. Сушилка
Изображение

49.
Изображение

50. Инкуляторы для выращивания. Или что от них осталось
Изображение

51. В этом цехе более всего агитации
Изображение

52.
Изображение

53. ТЭЦ. Она же котельная. Ещё довоенное здание дышит наладом и в наши дни, снабжая часть города теплом. В
перестроечные времена от завода тянули трубы полтора метра в диаметре, что бы греть 1/4 города. но всё как обычно
Изображение

54. Уголь подавался на чердак котельной по эстакаде, попутно отчищаясь от железа, которое могло повредить
дробильные барабаны
Изображение

55.
Изображение

56. Лента на чердаке скидывает уголь к нужному котлу
Изображение

57. Сами котлы
Изображение

58. Послевоенная граффити
Изображение

59.
Изображение

60. Совершенно демонический агрегат. Назначение неизвестно
Изображение

61.
Изображение

62. Хитросплетения проводов и магистралей
Изображение

63.
Изображение

64.
Изображение

65. Следующий отчёт расскажет о практически детской ЖД на предприятии
Изображение

66. Немного панорамок на ночь глядя
Изображение

67. Калининградский порт и морской канал
Изображение

68.
Изображение

69.
Изображение

Пока мы шоблались на крыше, мы спалились и принялись. Благо из хабара была только книга по технологии по работе
завода на что ЧОПы просто о*уели. Потом начали шмонать . Оглядели фотки. И сказали "этаж что вы у нас ещё до дождя
были". В итоге напоили чаем. А флэнку всё же отжали, посчитав нас промышленными шпионами. И на последок сказали, что
при следующем зОпале утопят в кислоте (прям как щенков наверн). Но тк фотки были весьма дрочибельны, мы решили
флешку вернуть, напарник вышел на начальство завода, что что они предложили приехать в заводоуправление. После
отдельной беседы со мной и напарником) с каким то дядей и выяснением подробностей, флэшка была возвращена. Само
собой пустая. Изи реавери при лайтовом сканировании нашёл !какую-то заводскую документацию, которую работники носили
между собой. Изварты подумал я думая, что наврятли в их компах были ридеры для Компакт флеш... В итоге глубинное
сканирование вытянуло большинство фоток с похода. Спасибо за внимание, продолжение следует
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 » 03-11-2013 22:47:30

Строго говоря , многие фотки из данного поста не совсем относятся к Цепруссу , а больше к предместьям - но тем не менее считаю - дополнения в данном случае органично вписываются в общую тему.. Итак , прогулка ноября 2009 :
IMG_0045_новый размер.JPG

В этом симпатичном здании на набережной на третьем этаже находились таможенные брокеры , таможенники , на втором - транспортные агенты - в общем , посредники и прилипалы..
IMG_0047_новый размер.JPG

насосная станция по снабжению водой предприятия , в 50 метрах правее - главный химсток .. такой вот каприз инженерной мысли..
IMG_0048_новый размер.JPG

в начале 90 - х - капитальный , выводящий на Вагонку , а в те времена - уже временный , никуда не ведущий мостик ..
Остатки ГроссХольштайнштрассе и набережной , когда - то ведущей к мукомолке :
IMG_0049_новый размер.JPG

IMG_0050_новый размер.JPG

IMG_0051_новый размер.JPG

IMG_0052_новый размер.JPG

IMG_0055_новый размер.JPG

IMG_0057_новый размер.JPG

Подходим к бывшему "Лесобалту " и видим картину времен второй мировой :
IMG_0058_новый размер.JPG

IMG_0059_новый размер.JPG

IMG_0060_новый размер.JPG

Продолжение следует..
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 04-11-2013 19:08:57

Я думал в первом здании на фото не прилипалы были, а общага Цепрусса. На всех этажах там диваны да матрасы. А на первом какой то кондитерский заводик или пекарня
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение Serg_08 » 04-11-2013 21:00:59

Не знаю , что там сейчас , но в 1994 - 96 годах именно так все и было - плюс какая- то бухгалтерия и ИЧП , привязанные к Цепруссу..
Serg_08
Сусанин
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 10-11-2013 23:10:15

Панорама Цепрусса и порта сверху http://dennart.ru/pano/port/
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 25-11-2013 02:24:11

Кто то говорит "Тепловоз не объект", но этому маленькому чуду хотелось бы посветить отдельный рассказ.
Узкоколейная железная дорога Калининградского целлюлозно-бумажного комбината «Цепрусс». Это во многом удивительная узкоколейная железная дорога, не имеющая себе равных.

Скорее всего, это единственная в мире узкоколейная железная дорога, имеющая колею 600 мм, но на которой тем не менее работали локомотивы производства Камбарского машиностроительного завода (предназначенные для колеи 750 мм и для более широкой колеи).

Изображение

Копи паста http://sbchf.narod.ru/29/kltsbk.html. Оттуда же дёрнута и часть фоток.
По уверению Изотовой Лидии Фёдоровны (руководитель железнодорожного цеха Калининградского ЦБК, на железнодорожном транспорте работает около 50 лет, но на Калининградском ЦБК — с 2004 года), вплоть до начала 1980-х годов на узкоколейной железной дороге применялась в основном конная тяга. На территории комбината сущестовала конюшня с большим количеством лошадей.

По неподтверждённым данным, на узкоколейной железной дороге имелся лишь один паровоз (предположительно немецкий, оставался с «немецких» времён), но он не выполнял основной объём перевозок. Паровоз был бестопочным (танк-паровоз), заправлялся паром от стационарных котлов ТЭЦ. Главной тяговой силой были лошади. Конная тяга были ликвидирована лишь при поступлении тепловозов ТУ6А в начале 1980-х годов.

По другим сведениям, до появления тепловозов ТУ6А работали мотовозы МД54-4 производства Истьинского машиностроительного завода, конная тяга была ликвидирована намного раньше 1980-х годов. Какая версия является верной — сказать трудно.

Поставка тепловозов ТУ6А была сопряжена с трудностями из-за нетрадиционной колеи. Тепловозы были изготовлены по специальному заказу (однако всё, кроме тележек и сцепных устройств — такое же, как у остальных тепловозов ТУ6А). По уверению работников завода, других дорог колеи 600 мм, на которые Камбарский машиностроительный завод поставлял бы тепловозы, никогда не было.

Узкоколейная железная дорога выполняла главным образом перевозки балансов (отрезков стволов деревьев) от лесной биржи, расположенной у берега реки Преголи, к местам приёма в заводские цеха. В цехах балансы измельчались и далее поступали по технологической цепочке на производство бумаги и целлюлозы. Протяжённость узкоколейной железной дороги в 1980-х годах составляла 7,5 км, в последние годы работы сократилась до 3 километров. Сеть была весьма разветвлённой.

В 1990-х годах Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат №2 стал акционерным обществом закрытого типа «Совместное российско-ирландско-австрийско-германо-швейцарско-итальянское предприятие «Цепрусс». Калининградский целлюлозно-бумажный комбинат №1, располагавшийся в другом районе города (узкоколейной железной дороги на нём, насколько известно, не было) был полностью ликвидирован.

В марте 2005 года на узкоколейной железной дороге побывал исследователь железных дорог из Москвы С. Костыгов. На тот момент узкоколейная железная дорога активно работала. По информации С. Костыгова, закрывать узкоколейную железную дорогу не собирались. Напротив, в планах значилось её развитие. По специальному заказу должны были быть приобретены рельсы для замены изношенных участков пути.

К сожалению, вскоре руководство предприятия сменилось, все планы рухнули. В 2006 году узкоколейная железная дорога была закрыта. Движения с этого момента не было. Территорию лесобиржи отдали под склад щебня, все пути на ней были демонтированы.

За пределами лесобиржи пути централизованно не разбирались, но за несколько лет частично были разворованы (комбинат охраняется, однако охрана не может уследить за всей огромной территорией), частично — были забросаны землёй, частично — заросли до такой степени, что их уже не найти.

По данным на апрель 2011 года, на территории комбината сохраняются фрагменты путей, непригодные для движения. Их суммарная протяжённость всё ещё довольно велика. Ни малейших шансов на возобновление работы узкоколейной железной дороги нет.

В глубине территории всё ещё стоят все 4 работавших на узкоколейной железной дороге тепловоза ТУ6А. Все тепловозы находятся в рабочем состоянии, но не ездили с 2006 года. Их сохранение — личная заслуга Лидии Фёдоровны Изотовой. Она до последнего добивается того, чтобы тепловозы не резали на металлолом. Многократно выходила к областным властям и руководству Калининградской железной дороги с предложением о строительстве в городе детской железной дороги, на которую могли бы поступить эти тепловозы.

Со слов Л.Ф. Изотовой, прежний начальник Калининградской железной дороги В. Будовский (занимал эту должность до сентября 2006 года) декларировал интерес к строительству детской железной дороги в Калининграде, и в какой-то момент казалось, что это вскоре произойдёт. Тогда тепловозы теоретически могли бы пригодиться (на практике — к сожалению, едва ли).

На всех четырёх тепловозах отсутствуют таблички с заводскими номерами. По документам удалось определить номер одного тепловоза: это ТУ6А-3410, построен в июне 1985 года. К сожалению, не удалось «привязать» документы к конкретному локомотиву.

Прицепной подвижной состав также пока остаётся на месте благодаря постоянным усилиям Л.Ф. Изотовой. Это несколько десятков «балансовых вагонеток». Согласно документам, производитель (поставщик) вагонеток — Кондровский целлюлозно-бумажный комбинат (Калужская область), дата постройки — 1972 год.

По состоянию на апрель 2011 года, на комбинате поддерживается производственная деятельность только на ТЭЦ и небольших вспомогательных производствах. Железнодорожный цех обслуживает пути широкой колеи.

1.Схема УЖД
Изображение

2. Всего эксплуатировалось 4 тепловоза ТУ-6А год выпуска: 1981 – 1985Двигатели: ЯАЗ – М204. Мому интересно про тепловозы бегом на вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%A36
Изображение

3.
Изображение

4. По документам максимальное путевое развитие 6,54 км
Изображение

5.
Изображение

6.
Изображение

7. Кладбище техники
Изображение

8.
Изображение

9. Повсюду на комбинате видны следы УЖД
Изображение

10. И не только
Изображение

11. А где же прячутся вагонетки
Изображение

12.
Изображение

13.
Изображение

14. Сцепное устройство
Изображение

15.
Изображение

16. Колёса
Изображение

17.
Изображение

18.
Изображение

19. Стрелочный перевод
Изображение

20.
Изображение

21.
Изображение

22.
Изображение

23.
Изображение

24.
Изображение

В настоящее время тепловозы выставленны на продажу на сайте предприятия. http://www.cepruss.ru/oborudovanie Было предложение замутить в каком либо парке аттракцион с детской ЖД. Но на уровне концепта нескольких инициативных граждан. У РЖД и мэрии эти идеи не вызывали восторга ввиду низкооткатности проекта.
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 29-01-2014 00:54:04

Изображение


Изображение
Подытожим рассказ о заводе его состоянием на осень 2013 года. Завот пилится и умирает. И совершенно неизвестно что будет в будущем на территории. Итак крайний фотоотчёт
[cut]
1 Выпарной цех
Изображение

2
Изображение

3 Основной массив цехов
Изображение

4 Машинки уже никуда не поедут (
Изображение

5
Изображение

6 В отбельном цехе
Изображение

7
Изображение

8
Изображение

9 проходы для людей


10. Вопрос к знатокам, что за чудо такое эти роллы. Яндекс молчит
Изображение

11 внутри ролла
Изображение

12
Изображение

13
Изображение

14 Лестница - кудесница
Изображение

15
Изображение

16
Изображение

17 вид из окна. Чем то напомнило модный нынче тлен
Изображение

18 порезано пока не всё
Изображение

19
Изображение

20
Изображение

21
Изображение

22
Изображение

23
КБ-572 - портальный кран-лесопогрузчик башенного типа, самоходный, на рельсовом ходу, полноповоротный. Предназначен для погрузочно-разгрузочных и штабелёвочных работ на лесных складах и лесоперевалочных базах, домостроительных комбинатах и пр. Также возможна работа в качестве строительного крана. Дополнительно может быть оборудован грейфером или магнитным захватом.
КБ-572 выпускался Никопольским краностроительным заводом.
Изображение

24
Изображение

25 Кислотно варочный цех
Изображение

26
Изображение

27 Ещё недавно тут стояли 8 варочных ёмкостей. А теперь тут царит тлен и безысходность
Изображение

28
Изображение

29
Изображение

30
Изображение

31
Изображение

32 Тут опилки с буртов накопителей падали в варочные котлы. Внимание! Смотреть под ноги!
Изображение

33
Изображение

34
Изображение

35 Остались только 2 советских варочных котла 1993 года выпуска
Изображение

36 Технологические схемы
Изображение

37
Изображение

38 Дно варочного котла


39 Когда то тут стояло несколько бумагоделательных машин
Изображение

40 а остались лишь валы из гранита
Изображение

41
Изображение

42
Изображение

43
Изображение

44 Сернокислотный цех. В нём делали ... правильно для технологического процесса. Считается самым нездоровым цехом на производстве
Изображение

45 Собстно сера
Изображение

46. Я думаю, когда я попаду в адЪ, там будет пахнуть примерно так же
Изображение

47
Изображение

48
Изображение

49
Изображение

50 Я думаю, мой рассказ будет неполный, если я не раскрою тему одной из лабораторий
Изображение

51
Изображение

52
Изображение

53
Изображение
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 15-04-2014 01:55:17

Нашлась листовочка, датированная 2001 годом -годом аткивной травли Цепрусса
Изображение
http://img-fotki.yandex.ru/get/9764/4365791.15/0_126872_a4b3817_orig

Изображение
http://img-fotki.yandex.ru/get/9764/4365791.15/0_126873_ca1cbb16_orig


ЭКОЗАЩИТА.
9-13 августа 2001 акция
НЕТ ДИОКСИНAM!
кампания
Без чистой реки нет чистой Балтики!
ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОТРАВЛЯЕТ РЕКУ И МОРЕ!
Горячая точка Балтики
Хельсинской комиссией в Балтийском регионе определены 132 «горячие» точки, где воздействие на окружающую среду проявляется в особо опасных формах. Одна из таких точек - ЗАО СП «Цепрусс». В результате хлорного отбеливания целлюлозы, которое осуществляет предприятие, в реку Преголю и в Балтийское море попадают стойкие органические соединения - диоксины. Сброс хлорорганических соединений ЗАО «Цепрусс» сопоставим с 30% всех стоков целлюлозно-бумажной промышленности региона Балтики, а поступление диоксинов в 2-3 раза выше, чем со всех ЦБК Швеции. Эти соединения десятилетиями сохраняются в водной среде и накапливаются в донных и пах, во флоре и фауне, передаваясь по пищевым цепям.
Добрые дяди из комитета природных ресурсов
поддерживают ЗАО CП «Цепрусс» пытаясь сделать из него самое экологическое предприятие региона. Но... «По всем целлюлозно-бумажным предприятиям Калининградской области сани iapno-эпидемиологическая служба отклоняет от утверждения нормативы предельно-допустимого сброса и лимиты временно согласованного сброса веществ, поступающих через выпуски сточных вол в водоемы акватории Балтики из-за нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства... Калининградский комитет природных ресурсов утверждает указанные нормативы для выпусков сточных вод предприятий на 2-3 гола, то есть фактически узаконивает действия предприятии, не соответствующие требованиям природоохранного законодательства и международных обязательств, предусмотренных требованиями Хельсинкской Конвенции » (из отчета Счетной палаты Российской Федерации).
Плохие новости для «Цепрусса»
с июльскою саммита Большой Восьмерки в Генуе: лидеры наших стран, в том числе президент Путин, подписали следующий документ: «мы приветствуем принятие Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям и приложим все усилия к ее наиболее раннему вступлению в силу». Конвенция по стойким органическим загрязнителям (СОЗ) подписана всеми ведущими странами мира в мае этого года и направлена на прекращение сбросов СОЗ в окружающую среду. Россия пока не подписала конвенцию, но обещала сделать это в течение 2001 года, и президент России продемонстрировал готовность следовать этому обещанию.
«Зеленые» считают, что
до тех пор, пока происходит загрязнение диоксинами, пока неизвестна цена ликвидации этого загрязнения, -нельзя говори и. и об экономической выгоде от деятельности «Цепрусса». Администрация предприятия обязана признан, масштабы воздействия производства на окружающую среду всего Балтийского региона, вложить необходимые средства в создание безотходного производства и заняться очисткой уже существующего загрязнения. Если же на эти цели у предприятия не хватает средств, его следует признать банкротом.
Депутаты продолжают славную традицию
В довоенном Кенигсберге целлюлозно-бумажное производство закрывали в периоды нагонных западных ветров, когда стоки предприятий могли смешиваться с питьевой водой.
В 1992 году городской совет народных депутатов принял решение об остановке предприятий целлюлозно-бумажной промышленности на лето, в период наибольшего выделения сероводорода из толщи воды. 5 нюня 2001 года комиссия по экологии горсовета на основании материалов, представленных группой «Экозащита!», приняла решение об инициации совместных с областной Думой слушаний по вопросу «Деятельность ЗЛО СП «Цепрусс» и ее влияние на окружающую среду и человека». Слушания будут назначены на сентябрь.
Для поддержки инициативы депутатов городского совета подпишите приложенное к листовке письмо в областную Думу.
Кампания «Без чистой реки нет чистой Балтики» организована группой Экозащита в рамках деятельности Коалиции Чистой Балтики (Coalition Clean Baltic), международной сети общественных экологических организаций, действующих в регионе Балтийского моря.
Кампания «Без чистой реки нет чистой Балтики»
начата в 1999 году как движение против строительства на реке Преголе нефтеперерабатывающего завода. В рамках кампании в 2000 и 2001 гг. общественными объединениями Новое Экологическое Поколение (НЭП) и Экозащита! были организованы молодежные исследовательские экспедиции по реке Преголе с целью привлечения общественного внимания к экологическим проблемам региона._
Диоксины наносят ущерб здоровью человека и угрожают существованию человека как вида:
• Диоксины являются универсальными клеточными ядами, поражающими все живое и известными своей токсичностью при самых малых концентрациях. По мнению ученых, диоксины угрожают не только здоровью человека, но и его существованию, как вида.
• Диоксины идиоксиноподобные вещества оказывают разрушительное влияние на эндокринную систему человека.
• Диоксины и диоксиноподобные вещества способны угнетать функции мозга
• Диоксины и диоксиноподобные вещества изменяют половое поведение и вызывают необратимые повреждения в следующих поколениях
• Диоксины и диоксиноподобные вещества наносят ущерб иммунной системе
• Диоксины и диоксиноподобные вещества увеличивают возможность возникновения злокачественных опухолей)._
Группа Экозащита!
236006 Калининград, а/я 477. тел/факс (0112) 448443, e-mail ecodefense@ecodefense.ru, www.ecodefense.ru
Отпечатано на бумаге, произведенной без использования хлора и его соединений
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 22-08-2014 00:40:17

Сегодня побывали на Цепруссе. Его сносят. По крайней мере разтаскивают с помощью техники спирто дрожжевой цех
Изображение

Из приятного Доступна парогенераторная. Внимание, она ещё жива!
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Кстати и трубу у Цепрусса будут разбирать. А вот собстно нутра котельной, которая топит четверть города :shock:
http://www.newkaliningrad.ru/news/commu ... truby.html
Изображение

Ну и напоследок нашёл фото. То ли аварийный выброс целюлозы, то ли обычная практика
Изображение
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение logo » 11-01-2016 18:53:15

Похож? :roll:
Вложения
1.JPG
2.jpg
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5512
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 13-01-2016 13:18:27

Вообще неузнаваемый силуэт. Не вижу кислотно варочного, и другие здания не узнаваемы
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение motorman » 14-01-2016 11:20:27

Узнаваемый силуэт в 1917году.
цбк 17.jpg
Аватара пользователя
motorman
Архивариус
 
Сообщения: 1792
Зарегистрирован: 21-12-2009 12:05:04

Re: ЦБЗ №2 ака Цепрусс

Сообщение ПАДОНАК » 15-01-2016 01:28:02

Да, Кислотноварочный с винтовой лесенкой, БДМ и сернокислотный узнаю :D
ПАДОНАК
Исследователь
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24


Вернуться в Калининград

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.