Как-то в мои руки попала лётная книжка рядового Люфтваффе, служившего в 1941 году в Нойкурене. Полистав документ, я понял, что данные, записанные в книжке, представляют собой особый интерес для любителей истории города, ведь это направление до сих пор подробно не рассматривалось и не изучалось. Итак, на основе материала, предлагаю ознакомиться с одним из многочисленных моментов истории города Нойкурен.
НАЧАЛЬНАЯ ЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА НА САМОЛЁТАХ КЛАССА «А2»
В FLUGZEUGFUHRERSCHULE A/B 125 (FFS A/B 125)
NEUKUHREN 29.07.1941 – 25.11.1941
29 июля 1941 года рядовой Рудольф Шафер был направлен для повышения лётной подготовки в Gerdauen (Железнодорожный). Там он был зачислен в состав группы 7/41 базировавшейся в Neukuhren и входящей в состав 125-ой школы летчиков категории «А/В».
Наряду с Шафером в состав группы вошли так же ефрейтор Шуслер, рядовой Греуель, рядовой Ретши-Отто, и рядовой Шварц. Командир группы - унтерофицер Шенк.
По прибытию Шафер провёл три ознакомительных полёта (einweisung) вторым пилотом на самолёте Klemm 35 (KL-35). В общей сложности эти три вылета продлились более часа.
В дальнейшем, до перевода в Нойкурен 26 августа, Шафер совершил 50 учебно-тренировочных вылетов (schulflug) протяжённостью каждого не более 10 минут. Инструктором был унтерофицер Киентопп.
5 августа был проведён инспектируемый полёт (uberprufung) с оберфельфебелем Скирло.
В Нойкурене Шафер продолжил тренеровочные полёты на KL-35 с унтерофицером по фамилии Франкенштейн.
1 сентября был выполнен полёт с опасными заданиями (Gefahren einweisung).
С 8 по 16 сентября вылетов не было. Вполне вероятно, что в этот период были какие-то теоретические занятия или экзамены, т.к. 16 числа Рудольф вновь совершал вылеты с инспектором Скирло. Оберфельфебель принял экзамен у Шафера, и в этот день в 10 ч. 39.мин. Рудольф Шафер совершает свой первый одиночный вылет (alleinflug).
После нескольких непродолжительных (5-8 минут) полётов над аэродромом (platzflug),
Шафер вылетел на контрольный полёт (kontrollflug) со своим инструктором Франкенштейном. К этому времени наш пилот налетал 11 часов.
22 сентября Франкенштейн провёл инструктаж по полёту со скольжением (slip einweisung), а затем Шафер выполнил этот приём (slip ubung) лично.
Прерывая череду "аэродромных" вылетов, 23 сентября Шафер инструктируется по такому элементу воздушного боя, как вираж (steilkurven einweisung), а 26 сентября по полёту с выполнением фигур пилотажа (geschicklichkeits einweisung).
В этот же день Шафер самостоятельно выполняет вираж (steilkurven ubung). Этот полёт длится 27 минут, причём выполнил его Рудольф на незнакомой машине. До этого все полёты были на Klemm 35 с бортовым номером "GI-CI" а вираж на "TI-AC".
Франкенштейн не отходит от Шафера ни на шаг. Буквально через два с половиной часа он вместе со своим подопечным поднимается в воздух с целью обучения посадке в заданной точке (ziellandungen einweisung). Шафер всё понял с двух вылетов, и тут же без помощи Франкенштейна, точно выполнил этот элемент полёта (ziellandungen ubung). Следующие пять вылетов с выполнением задания по приземлению в указанной точке были экзаменационными (ziellandungen prufung).
30 сентября пролетев разок над аэродромом для испытания новой машины Kl-35 с бортовым номером "KE-SG", Шафер, совершает три вылета для приземления в заданной точке с высоты 1500 метров (ziellandungen ubung 1500).
1 октября Рудольф Шафер вылетает для выполнения фигур пилотажа (geschicklichkeits ubung).
С 4 октября Франкенштейн вновь берётся за обучение Шафера. На этот раз лётным элементом стала учебная вынужденная посадка (notlandeubung). Все три вылета 4, 6 и 8 октября производились на разных Klemm 35.
8 октября - круг над аэродромом (platzrunde), высотный полёт (hohenflug) и очередное приземление в заданной точке.
10 октября Франкенштейн показывает, как рулить на биплане Bucker 131(Bu-131). Достаточно четырёх вылетов, чтобы Шафер сел за штурвал. Пару раз сомостоятельно пролетев над аэродромом, он пересаживается на место второго пилота, и Франкенштейн
объясняет ему, как совершать вынужденную посадку на Букере.
На следующий день оберфельфебель Скирло вместе с Шафером выполняет фигуры высшего пилотажа (kunstflug einweisung) на Focke-Wulf 44 (Fw 44), а 13 октября Франкенштейн контролирует (kontrollflug) Шафера в четырёх вылетах на Bucker 131.
14 октября Шафер с Франкенштейном осваивает перелёт на другой аэродром (uberland einweisung) на Bu-131. Полёт проходил над Tapiau (Гвардейск) и Koenigsberg`ом, был продолжительностью 126 км., и длился 62 минуты.
15 октября полёт над Koenigsberg`ом (160 км., 78 минут).
16 октября перелёт в Tilsit (110 км., 52 минуты), и из Tilsit`а через Wehlau (Знаменск) в Grunhoff (Рощино) (130 км., 70 минут).
17 октября три вылета не на своём аэродроме (ausslandungen) в Grunhoff`e с Франкенштейном, и шесть вылетов самостоятельно. В конце дня перелёт (uberfuhrung) в Neukuhren.
23 октября на новом Bucker 131(BA-QK), Шафер самостоятельно летит в Tilsit (Советск) и обратно.
24 октября на Bucker 131(KJ-NI) Neukuhren - Gerdauen - Insterburg - Neukuhren.
Через неделю, 30 октября Шафер летит в Tilsit, где на следующий день (1 ноября) получает очередное воинское звание ефрейтора.
С 3 по 24 ноября Шафер летает на разных Bu-131 в такие города, как Memel, Heiligenbeil, Tilsit, Lotzen, Lyck, Schippenbeil, Elbing.
25 ноября Рудольф Шафер заканчивает обучение в FFS 125 на самолётах класса А2. За четыре месяца обучения Шафер налетал 49 часов и 2074 километра вне аэродрома.