Аэродром Нида

Аэродром Нида

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 26-11-2014 19:30:30

Так как мемельский край это Пруссия, то считаю в тему и интересно

Немецкий полевой аэродром во время войны в Ниде действительно был, но располагался он южнее, у самой нынешней границы с Калининградской обл., в ложбине между дюнами и лесом. В 50-60 гг. это пространство заросло молодым сосняком (а может, было и засажено, т.к. на Куршской косе всякое новое дерево – великая ценность!), так что сейчас этот объект глазами отыскать сложно. Правда, в 1963 г. местные жители говорили: «Я пойду за грибами к аэродрому». До 1970 г. на этой территории ещё встречались под ногами вросшие в грунт металлические штампованные элементы комплекта полевой ВПП – сейчас, конечно, уже всё заросло культурным слоем.
Нынешний аэродром появился в 1968 г. Толчком для его возникновения было постановление Совета Министров Литовской ССР от 1966 г. о строительстве в Ниде дома отдыха Совмина республики «Рута», а в связи с этим и о совершенствовании инфраструктуры посёлка. Именно в связи с этим постановлением в Ниде был построен новый порт на заливе, появились новые кинотеатр, торговый центр и почтамт, построили здание горисполкома и водного вокзала (раньше «Ракета» причаливала просто к борту старой баржи). Под соусом этого постановления и было решено строить аэропорт, первоначально с полосой 600 м, рассчитанной для приёма самолётов Ан-2 из Вильнюса, Каунаса и Клайпеды. В дальнейшем (в 9 пятилетке) полосу планировалось удлинить до 1200 м и принимать самолёты из Ленинграда и Риги.
Строительство было начато в 1967 г. С материка на баржах привезли щебень, самосвалами его возили на место строительства взлётно-посадочной полосы, разравнивали двумя грейдерами – но строительство тут же было остановлено, сперва по требованию экологов (не было экологической экспертизы), а затем по требованию Министерства водного транспорта СССР, т.к. по проекту полоса должна была удлиняться в сторону воды за счёт сооружения искусственного пирса, что нарушало бы нормальное судоходство в Куршском заливе, т.к. прибрежный фарватер был бы перерезан. Но в мае 1968 г. строительство вновь возобновилось, т.к. Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин пожелал иметь в Ниде виллу. В короткий срок вилла была сооружена, к ней провели изумительного качества дорогу, на которой тут же повесили шлагбаум и поставили пост, а полосу аэродрома заасфальтировали (а вовсе не забетонировали, бетона там сроду не было) и проложили асфальтовую же дорогу, связывающую посёлок с его территорией. 20-22 июля 1968 г. над Нидой стрекотали кукурузники – шло опробование аэродрома. К «знаменательной дате» 3 августа (годовщина «добровольного» вхождения Литвы в состав СССР) аэропорт в Ниде был принят Госкомиссией и сдан в эксплуатацию. Но никаких регулярных рейсов из него первоначально не производилось. 12 августа в Ниду прибыл на отдых А.Н.Косыгин. Прибыл он, естественно, не на кукурузнике, а на правительственном вертолёте МИ-8. В посёлке начался настоящий переполох, половина дорог была перекрыта, всюду стояла милиция в тогдашних летних белых фуражках. Зато в магазине было такое изобилие, которое даже в Литве встречалось нечасто – в свободной продаже были даже копчёные угри, чего не было с 1964 г. Но это продолжалось недолго – 16 августа в связи с внеочередным заседанием Политбюро ЦК КПСС, на котором было принято решение о вводе войск в Чехословакию, А.Н.Косыгин прервал отпуск и вылетел в Москву. Охрана с аэродрома была снята, о его существовании почти на год все забыли.
В 1969 г., в преддверии 100-летней годовщины со дня рождения В.И.Ленина местными властями было принято решение сделать курортникам и жителям посёлка подарок, связав Ниду воздушными трассами с Каунасом и Клайпедой. В июле был построен летний деревянный (впрочем, очень элегантный) павильон аэровокзала, из Клайпеды был передан автобус для связи аэропорта с посёлком, в расписании появились рейсы Нида-Клайпеда и Нида-Клайпеда-Каунас. Воздушное сообщение было начато 1 августа. На Ан-2 в Клайпеду ежедневно осуществлялись аж 4 рейса, в Каунас (с промежуточной посадкой в Клайпеде) – один. Но оправдывал себя лишь каунасский рейс, т.к. в здешних пансионатах и домах отдыха отдыхали, в основном, каунасцы, прямых автобусов из Ниды в Каунас не было, а «Ракета» всегда была переполнена и билетов на неё было не достать. В Клайпеду же не летал никто, самолёты ходили пустые.
Но на следующий год ситуация изменилась. Многие стали пользоваться самолётом для нелегального въезда в Ниду без турпутёвки или пропуска (с 1965 г. горисполкомом был введён специальный пропускной режим в связи с объявлением Куршской косы заповедником). Пилотам было всё равно, они никаких документов, кроме билетов, не проверяли, в кассе же билеты продавались свободно, т.к. союзная организация «Аэрофлот» решениям республиканских и местных органов власти не подчинялась. И хотя в начале 1970 г. был введён прямой рейс Вильнюс-Нида, местные власти к началу курортного сезона добились временного закрытия аэропорта впредь до выработки согласованных действий по контролю за въездом на территорию Куршской косы на всех видах транспорта.
В 1974 г. (а может, в 1975 – не помню точно) регулярные полёты в аэропорт Нида были возобновлены. Рейсы были ежедневными, осуществлялись в летнее время, правда, их уже было не 5. В первый же год после возобновления полётов оказался невостребованным рейс Вильнюс-Нида – не было желающих лететь на кукурузнике три с половиной часа с двумя посадками (в Каунасе и Клайпеде), проще было добраться за 40 минут на Ан-24 до Паланги, оттуда - автобусом-экспрессом до Клайпеды, а далее автобусом до Ниды, там транспорт ходил и ходит достаточно регулярно. Из Клайпеды в Ниду после ужесточения контроля въезда на Куршскую косу летать желающих не осталось, т.к. вместе в выездом в аэропорт и временем на регистрацию собственно двадцатиминутный перелёт превращался в двухчасовой, что сводило к нулю выигрыш во времени – а иного преимущества для клайпедчан кроме существовавшей раньше возможности въехать в Ниду без пропуска, этот рейс никогда в себе не таил. Единственным рейсом, который сохранился, был каунасский. Он оставался крайне востребованным, как и в первый год эксплуатации аэропорта.
Рейс Нида-Клайпеда-Каунас оставался в летнем расписании клайпедского авиаузла до 1990 г., т.е. до выхода Литвы из состава СССР. После восстановления независимости делались попытки возобновления работы аэропорта, ему даже предполагалось присвоить статус международного. Но сомнительные экономическая перспектива этого предприятия не позволила выделить из скудного бюджета молодого государства достаточно средств на полноценную реконструкцию воздушной гавани. В 1994 г. была осуществлена попытка удлинить полосу, но уже не в сторону залива, а на запад, по земле (это значительно дешевле, чем строить пирс). Партизанским способом удалось её продлить лишь до 800 м, но экологи подняли вопль, т.к. началась вырубка деревьев. Реконструкция была остановлена, деревянный аэровокзал был разобран в том же году. В настоящее время аэропорт считается законсервированным и не используется.

Источник - http://forum.tr.ru/read.php?15,762927
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59


Re: Аэродром Нида

Сообщение udrius » 11-05-2015 20:24:38

Немецкий полевой аэродром во время войны в Ниде действительно был, но располагался он южнее, у самой нынешней границы с Калининградской обл., в ложбине между дюнами и лесом.

Eto nuzno utochniat, tak kak v Kurskoi kose byla liotnaja skola dlia planeristov, ee osnovali litovcy, poznee (posle aneksii) ee pereniali nemcy.
udrius
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 09-05-2015 06:39:59

Re: Аэродром Нида

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 12-05-2015 06:25:06

Шульце и Росситтен, это отдельная тема:

История планерного спорта

Соревнования, прошедшие на Куршской косе с 10 по 16 мая 1924 г., принесли первую сенсацию. Планерист из Восточной Пруссии Фердинанд Шульц на планере собственной конструкции установил мировой рекорд по продолжительности полета - 8 часов 42 минуты 9 секунд. Это событие не могло остаться без внимания Союза воздушного движения: в этом же году на косе было образовало особое отделение Союза под названием «Рён-Росситтен». Так был заложен фундамент знаменитой Росситтенской планерной школы, с 1936 г. получившей статус имперской.

Архитектурный проект школы разработали архитектор Гёттген и зодчий Опперман. Проект включал учебные помещения, ангары, хозяйственные постройки, небольшую энергетическую установку, скважину для снабжения питьевой водой.

Росситтенская планерная школа стала для молодежи очагом формирования характеров, истинного товарищества и любви к авиации. Всего за время существования школы в ней были обучены около 30 000 летчиков (первый старт планера в Росситтене состоялся 24 октября 1922 г.; последний — 18 января 1945 г.).

В числе известных планеристов школы были Курт Шмидт (установил мировой рекорд в 1933 г. на продолжительность полета в течение 36 часов 36 минут на «Грунау Бэби»), Карл-Хейнц Цандер (в 1938 г. совместно с Августом Бёдекером на двухместном «Кранихе» установил мировой рекорд на продолжительность полета в течение 50 часов 15 минут), Эрнст Яхтман (мировой рекордсмен в 1943 г.), Лизель Цангенмейстер (женский мировой рекорд в 1935 г. на «Росситтенском асе» - 13 часов), и др.

Самым удачливым планеристом своего времени был Фердинанд Шульц, в разное время работавший учителем в общеобразовательной школе, конструктором-изобретателем, летчиком-инструктором, а также лектором по воздухоплаванию. Воздушное пространство и небо были его страстью. Фердинанд Шульц завоевывал сердца молодежи своими успехами в авиации и выдающимися человеческими качествами, являлся символом и примером для шедших по его стопам. 14 мая 1927 г. летчик совершил на Куршской косе рекорд по дальности полета, пролетев на планере собственной конструкции 60.4 километра вдоль побережья Балтийско­го моря; на Пас­ху 1928 г. он поразил всех своим новым рекордом, взмыв на планере в высоту на 652 метра.

21 августа 1999 г. на территории национального парка «Куршская коса» в честь первого мирового рекорда Фердинанда Шульца была торжественно открыта памятная доска. Эта акция, участниками которой стали летчики России и Германии, стала подтверждением слов известного воздухоплавателя Отто Лилиенталя, считавшего, что планерный спорт не только сближает, но и примиряет народы.

http://www.park-kosa.ru/cn_o_parke/isto ... ENT_ID=288
  
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: Аэродром Нида

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 12-05-2015 07:01:11

Ну и тут было уже:

viewtopic.php?f=29&t=273
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: Аэродром Нида

Сообщение logo » 29-07-2016 17:53:39

Foto Speisesaal der Segelfliegerschule, Rossitten Ostpreußen
Летная школа в Рыбачем - Розиттен 1938
Вложения
2.jpg
3.JPG
7.jpg
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5486
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН


Вернуться в Аэродромы и авиация Восточной Пруссии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.