Страница 1 из 1

Аусфальские ворота (Ausfall Tor)

Добавлено: 22-08-2011 13:20:03
ПАДОНАК
Аусфальские ворота (также: выездные ворота, от нем. Ausfalstor, ворота для вылазок) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на в юго-западном углу перекрёстка Гвардейского проспекта и Горной улицы, в непосредственной близости от памятника 1200 гвардейцам.
Из всех сохранившихся ворот Аусфальские были перестроены в большей степени.

История
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
При модернизации укреплений в середине XIX века эти старинные ворота, установленные еще в далеком 1626 году, оказались ниже уровня возводимых укреплений и поэтому были превращены в тоннель под валом.Над воротами в 1995 году поставлена православная часовня святого Георгия.
Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

Архитектура
Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны вели лестница и довольно узкий мост (следы которых сохранились до сих пор), что является подтверждением того, что ворота пропускали только пешеходов. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшета наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами, украшеными рустикой в типа квадр.

Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом.
О внешнем виде внутреннего (обращённого в сторону города) фасада ворот ничего неизвестно, так как Он был засыпан землёй, а его фотографий или рисунков не сохранилось.

Итак, довоенные фото
Изображение

Изображение


А вот с этими фото я чёто очень сомневаюсь, хотя интернеты их выдают, как Аусвальские.
Изображение

Изображение

Изображение


После войны ворота использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.

Православная часовня на покрытии Аусфальских ворот, вид со стороны Гвардейского проспекта.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.
Наши дни
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И вход в подземлю )
Изображение

Итак, у аусвальских ворот есть 2 доступных уровня. Нижний, наверно он и использовался в качестве коллектора сточных вод. Вход забутован, есть пролом. Идёт ход метров 20 в сторону школы милиции, потом засыпан песком
Изображение

Что примечательно, в этом уровне полно полусгорелых церковных свечей
Изображение

Стены плачут чёрным. Что это?
Изображение

Изображение

Забутовка
Изображение

Итак, поднимаемся на уровень, где были сами ворота
Изображение

Проход к часовне, и комната. Всё. Где хвалённое убежище школы полицаев, ХЗ...
Изображение

Чей то тапчан. На нём полно церковных свечей.
Изображение

Изображение

Изображение
Вопросы к камрадам
1. Что на самом деле изображенно на немецких фото, вызвавших у меня сомнения
2. Чем чёрным плачуут стены? Это не мазут

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 22-08-2011 13:34:59
Michael
Первое черно-белое фото - явно не Кёнигсберг. Рисунок -железнодорожные ворота восточной железной дороги (не сохранились). Фото под вопросом - внутренняя сторона Аусфальских ворот (до прокладки нынешнего Гвардейского проспекта)

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 22-08-2011 14:26:17
serg
Что-то помещений с амбразурами не видно и на заложенные внутренние ворота хочется взглянуть...
Про черную жидкость нужна дополнительная информация (густота, запах, горит или нет, смешивается ли с водой), а лучше проба.
На верху ворот, где сейчас часовня и клумба, был колодец (со стальными ступеньками) диаметром около 60-80 см, глубиной 1,5-2 м. Внизу зарешечен. Возможно, это был аварийный выход.

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 05-10-2011 19:06:56
gsm_689
Koenigsberg - Ausfalltor_2.jpg

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 05-10-2011 22:49:11
zehlau
Если можно, то добавлю эту карту (ок.1800г.) для лучшей ориентации. Но сами ворота не подписаны, только обозначена прилегающая территория.
2011-10-05_234608.jpg
http://www.deutschefotothek.de/db/apsis ... 8Cn146sA==

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 09-11-2011 21:58:40
ПАДОНАК
До церкви
Изображение

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 03-12-2012 14:51:47
diletant
Дорогие друзья,если сие допустимо правилами форума,хотел бы продублировать сообщение,выложенное ранее,по незнанию предмета, в теме "Бастион
Астрономический".Ошибка в первоначальном выборе темы вполне объяснима:осмотр объекта производился детскими глазами в "лохматое" время, когда
невзрачное кирпичное сооружение с земляной насыпью едва ли чем-то выдавало самостоятельный архитектурный объект с собственным именем.


Как-то в юные годы,возвращаясь с осмотра жд моста и жд ворот и проходя мимо мемориала 1200,обнаружили через дорогу от
Бастиона Астрономический люк в крыше полуподземного сооружения на перекрестке и,в следующий выходной,предприняли экспедицию.
Небольшое сооружение,находившееся/находящееся через дорогу от башни (в тот момент в башне находился Облвоенкомат),на выходе подземного
коллектора, представляло собой помещение ниже уровня земли (Гвардейский проспект) и было разделено на две части послевоенной замуровкой.Вход
в него со стороны проспекта (на тот момент) был закрыт кирпичной кладкой.В одну часть (ближайшую к башне) мы залезли через открытый люк
в крыше,покрытой земляной насыпью.Ничего,кроме битых бутылок и окурков,мы там,естественно,не обнаружили. Во вторую (со стороны мемориала)-
по веревке со стороны воды.Так вот,дверной проем в соседнее помещение (под открытой смотровой площадкой и выходившее окнами-бойницами на воду),
был засыпан песком от пола до потолка. Разумеется,в нашем юном диггерском коллективе развернулась жаркая дискуссия по поводу устройства
засыпанного помещения и необходимости его изоляции таким основательным и хлопотным способом (охота кому-то была таскать в подвал горы песка).
Особо знающие товарищи сразу догадались,что это было сделано для укрепления потолка,дабы излишне упитанные посетители смотровой площадки этот
потолок собою не проломили.Столь ненаучный подход был парирован версией,что песчанные преграды делались для перекрытия доступа к наиболее
ответственным объектам (кирпичную/бетонную замуровку любой дурак сходу проломит,а копать песок-дело долгое) и,следовательно,именно в этом
помещении под площадкой находится если не сама Янтарная Комната,то,по крайней мере,нечто столь же значимое и таинственное...
Тщательно разработанныя программа дальнейших исследований была грубо прервана родителями исследователей,прибывших вечером домой в драной
одежде и мокрых башмаках (подзатыльники,конфискация суперского ГДР-овского фонарика и прочие санкции).
Вопрос:как сейчас выглядит это сооружение,как используется,остался ли люк в крыше,открыто ли и как выглядит то самое помещение под площадкой,
есть ли помещения уровнем ниже? Было бы любопытно узнать...
P.S.Насколько я понял по старым фото выложенным выше,это сооружение было частью бОльшего по размеру сооружения,ныне не существующего,
(Аусфальские ворота?)на уровне выхода коллектора виден даже мостик,ведший в дверь/ворота,в которые мы забирались по веревке.И еще- было бы
странно,если бы это сооружение не сообщалось с самой башней.Есть ли данный ход сейчас?

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 27-02-2013 15:55:42
SKY
Дополню.

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 12-07-2013 02:22:07
Сидор Матрасов
ПАДОНАК писал(а): История
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
При модернизации укреплений в середине XIX века эти старинные ворота, установленные еще в далеком 1626 году, оказались ниже уровня возводимых укреплений и поэтому были превращены в тоннель под валом.
Мне кажется, выделенные строки противоречат друг другу. А все потому, что многочисленных публикациях на тему Аусфальских ворот я узрел много устоявшихся заблуждений.
1. В действительности ворота нынешние и ворота 17 века разделяет дистанция в 220 (примерно) метров. Часть ул. Галицкого и Буткова не зря назывались сначала Аусфальтор-Штрассе, затем Ам Аусфальтор. Тогда рокада проходила там и ворота соответственно стояли в р-не кольца на Московском пр. (надо будет кстати привязать точнее). Таким образом, от ворот 1-го вального укрепления нынешние унаследовали только название и направление выезда.
2. Что значит "превратились в тоннель под валом"? В каждой публикации про Аусфальские ворота уважаемые камрады прочтут эти строки. Но мы ведь с вами прекрасно знаем, что все ворота изначально и были "тоннелями под валом". Другое дело, что часть их (Королевские, Закхаймские, Брандербургские) от этого вала "оторвали" и буквально "выкопали". Можно смело утверждать, что при реконструкции нынешнего Гвардейского проспекта засыпали проход в Аусфальские ворота со стороны города, что дорога прошла по самому валу, но ни во что ворота (типа "тоннеля под валом") не превращали. И фотографии тому подтверждение.
3. И наконец-таки о назначении. Вероятно первые Аусфальские ворота предназначались для вылазок. А вот теперешние (судя по старым фото) были Аусфальскими только по названию. На некоторых даже колея от колес видна. Давайте покончим и с этим стереотипом про "ворота для вылазок".

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 13-03-2014 07:02:13
Serg_08
В ФБ наткнулся на такую картинку сабжа :
аусфальские ворота гравюра.jpg
К сожалению , дату на штемпеле хрен разберешь..

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 11-05-2014 16:54:02
се-рг-ей
3.jpg
4.jpg

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 13-12-2014 14:51:01
Serg_08
На Яндексфотках :
аусфальские и бастион.jpg

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 06-03-2015 21:02:37
dyosik23
Michael писал(а):Первое черно-белое фото - явно не Кёнигсберг. Рисунок -железнодорожные ворота восточной железной дороги (не сохранились). Фото под вопросом - внутренняя сторона Аусфальских ворот (до прокладки нынешнего Гвардейского проспекта)
1-е фото замок Нойхаузен (Гурьевск)

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 04-08-2016 00:05:58
7zak7
Начали вести работы над аусфальскими воротами.
Создана команда под предводительством Макса Кука, плюс я участвую по мере возможности.
Начать решили с обмеров всех помещений и потом составления 3D-схемы сооружения для выявления потенциально интересных забутовок.

Многие легенды сводились к тому что был выход из подземных ходов под городом из этих ворот, но из какого именно проёма - версии расходятся.

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 12-08-2016 23:03:23
7zak7
Выполнил Андрей Добролюбов
https://new.vk.com/dobrolyubovas

Снимали размеры:
Макс Кук
Сергей Ивановс
Сергей Рева

Возможны погрешности, т.к. это первый объект и не все размеры были сняты.
Выполнено скорее схематически для общего представления.

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 23-10-2016 12:57:08
diletant
Дд!
Уважаемый 7zak7,удалось ли Вам осмотреть помещения, выходящие бойницами на ров?
(В детские времена (конец 1970-х) доводилось проникать в помещения Ворот через люк или по веревке со стороны рва, но вход в помещение с бойницами был закрыт горой песка...)

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 14-11-2016 21:49:04
7zak7
diletant писал(а):Дд!
Уважаемый 7zak7,удалось ли Вам осмотреть помещения, выходящие бойницами на ров?
(В детские времена (конец 1970-х) доводилось проникать в помещения Ворот через люк или по веревке со стороны рва, но вход в помещение с бойницами был закрыт горой песка...)
Похоже что эти помещения засыпаны...

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 18-08-2018 13:24:54
7zak7
diletant писал(а):Дд!
Уважаемый 7zak7,удалось ли Вам осмотреть помещения, выходящие бойницами на ров?
(В детские времена (конец 1970-х) доводилось проникать в помещения Ворот через люк или по веревке со стороны рва, но вход в помещение с бойницами был закрыт горой песка...)
Сейчас происходит реконструкция внутри этих ворот, устанавливаются мощные подпорки. В предыдущий раз вход в то помещение, которое выходит бойницами на водоём, был засыпан песком и завален, но сейчас там виден старый проём с мощными ржавыми петлями, с выемками по бокам (для заграждения из брёвен), и этот проём заложен новой кладкой.

Re: Аусфальские ворота

Добавлено: 18-08-2018 13:25:29
7zak7
Какое помещение всё таки являлось бомбоубежищем? И где проходил проход до школы милиции? Где выходил этот ход со стороны школы милиции?

Re: Аусфальские ворота (Ausfall Tor)

Добавлено: 25-02-2023 11:08:49
Serg_08
Из загашников. 1956 год.
1956 год++.jpg

Re: Аусфальские ворота (Ausfall Tor)

Добавлено: 19-10-2023 02:40:31
ПАДОНАК
Вроде не было