Закхаймские ворота (нем. Sackheimer Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении Московского проспекта и Литовского вала.
Первое вальное укрепление с воротами вокруг Кёнигсберга было сооружено в начале XVII века по проекту профессора Альбертины Штрауса. Боялись, что шведы, которые вели войну с поляками за обладание Балтийским морем и высадились на Земландском полуострове, пойдут на Кёнигсберг.
Ко второй половине XIX века это вальное укрепление устарело, его стали реконструировать, но Закхаймские ворота, модернизировав, оставили на старом месте.
Накануне I Мировой войны было принято решение убрать вал, - поэтому Королевские, Фридландские и Закхаймские ворота с тех пор и оказались стоящими в виде триумфальных арок.
Были времена, когда проникнуть в город кроме как через ворота (не только Закхаймские, но и другие) не представлялось возможным, ведь они были закольцованы валом (когда и почему его снесли - чуть ниже).
Поэтому не успевшие проскочить до подъема моста повозки, всадники и пешеходы были вынуждены пережидать до утра.
Исключение делалось только монахам и лекарям, которым беспрепятственно открывали ворота и ночью.
Планировка Закхаймских ворот имеет свои особенности:
по периметру барабана между бойницами расположены ниши в виде латинского креста. Его еще называют крестом Запада или крестом Жизни.
со стороны въезда в город имеется один пролет подъемного моста через ров (он сейчас просматривается в виде заросшей канавы), который поднимается тросо-лебедочной системой.
внешнюю сторону ворот украшал Черный Орел (место, где он располагался, еще можно обнаружить). Орден Черного Орла был утвержден в Кёнигсберге в январе 1701 года королем Фридрихом I и считался в Пруссии высшей наградой. Девиз ордена звучал так: "Каждому свое."
на внутренней стороне ворот имелись горельефы героев наполеоновских войн - Иогана Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова.
Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).
Фото и гравюры конца XIX века
Внеший вид
Военное ведомство в начале XX века продает городу ворота, бастионы и равелины: и администрация Кёнигсберга, чтобы возместить свои затраты, дает разрешения на строительство различных зданий вокруг укреплений. Так появились постройки справа и слева от Закхаймских ворот.
Справа виден трамвай.И не спроста, у ворот было кольцо маршрутов 9 и 10
http://transphoto.ru/photo/101799/
После войны трамвай здесь восстановлен не был
При штурме города ворота не пострадали. Первые послевоенные фото
После Второй мировой войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года. При этом ворота имеют статус памятника истории федерального значения.
70-80 года
В конце 80-х кирпичи покрасили краской :/. Краска была в свое время положена тяп-ляп, прямо на старые и сгнившие кирпичи.
Остатки герба, 1993
2001 год
В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации ворота будут переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь будут размещены лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.
Сверху
ЗЫ На январь 2012 года реставрация внутенних помещений ворот так и не начата.
ЗЫ1 Фотографии, использованные при написании отчёта были взяты из Яндекса при формировании поискового запроса "Закхаймские ворота"