Наёмник писал(а):В 1989 г.финский танкер "Tebostar" столкнулся с МРТР - 261 "Ладушкин" и подмял его под корпус, после чего "Ладушкин" не всплывая, затонул. В соответствии с одной из версий капитан "Тебостара" заблаговременно засек на радаре российское судно, но выполнил маневр поворота на опасной близости от него. Однако он заявил, что толчок был незначительный (и это подтверждено объективно), и если бы российское судно шло с закрытыми иллюминаторами, и грузовой люк был закрыт надлежащим образом, то оно не затонуло бы. Кроме того, обращалось внимание на то обстоятельство, что «Ладушкин» - судно изношенное. Таким образом, делался акцент на том, что если бы судно было в нормальном состоянии, то все обошлось бы благополучно, без жертв. В результате погибло 14 человек, весь экипаж. Прощание с экипажем было в ДКР, похоронены на старом кладбище на проспекте Мира. Помню эти похороны, народу было много, но поменьше, чем при прощании с экипажем "Тукана". По-моему удалось найти тела 8-х, лица их были синими.
Используя архив "Калининградской правды" , попытаюсь собрать воедино хронологию событий, произошедших в сентябре 1989 года в Балтийском море. Для начала хочу напомнить "будущим поколениям", что в отличие от интернет- изданий, которые могут доводить новости до аудитории практически мгновенно, ежедневные газеты печатали накануне, то есть номер подписывался в печать вечером предыдущего дня приблизительно в промежутке от 21:00 до 22:00 часов.
Поэтому информационное сообщение о гибели траулера "Ладушкин" (МРТР-261), опубликованное в газете 07 сентября 1989 года, фактически было сверстано в типографии вечером 06 сентября. Такая оперативность является максимально быстрой для ежедневной газеты:

- Калининградская Правда , 07 сентября 1989 года.
В ТАСС-овском сообщении название финского траулера дано в русской транскрипции -"Тебо стар".Обращаю внимание, что действительно погиб весь экипаж "Ладушкина" -15 человек, а не 14 , как указывал
Наемник, но путаница объяснима: из воды был спасен 1 человек ( радист), который быстро умер, а тела 14 оставшихся членов экипажа доставали позднее. Катастрофа на тот 1989 год названа в статье крупнейшей на Балтийском море за последние 25 лет.

- Калининградская Правда , 09 сентября 1989 г
Если вы внимательно прочитали статью выше, то оказывается , что "Ладушкин" шел под тралом в близнецевом варианте совместно с МРТР "Матросово", то есть они вместе тащили один трал на двоих. Для сухопутных коллег поясню, что после постановки трала скорость и управляемость судна по понятным причинам резко падает, а в близнецовом варианте возможностей для резкого маневра у экипажа практически нет.
За скобками статьи остается одна деталь, о которой тоже стоит упомянуть.
В обязательном порядке в момент лова рыбы на промысловом судне зажигается специальный набор ярких огней ( в простонаречии "ЕЛКА" или «гирлянда») , предупреждающий все окружающие корабли и пароходы о своем особом положении, переводя на язык автолюбителя такой набор огней соответствует синим (даже не оранжевым) проблесковым маячкам на спецтранспорте. При ясной погоде, которая была в ту ночь на Балтике не заметить танкеру сразу два идущих МРТР-а с зажженными "ЁЛКАМИ" , которые видно за 4-5 километров , явное преступление.
Экипаж "Матросово" сообщил , что финский танкер после удара , срочно стал сдавать назад. По-моему, это говорит о том , что вахта "Тебо стара" проморгала наши суда и после столкновения панически стала сдавать назад, возможно решив, что налетела на мель, по крайней мере на море принято совершать маневр уклонения от препятствия путем ухода вправо или влево, а не использовать задний ход судна. Даже если эта была попытка оказать помощь, действие экипажа танкера не адекватны. Я хочу сказать, что и
траулер "Матросово" в этой ситуации тоже мог не вернуться домой. Выше написано, что вахта «Матросово» вначале почувствовал рывок и повернув голову в сторону «Ладушкино» уже не обнаружила его на поверхности, а рывок означал обрыв трала от тонущего траулера.
А открытый иллюминатор, изношенность судна или не закрытый должным образом грузовой люк , на которые ссылались финны действительно могли привести в определенных условиях к более быстрому затоплению "Ладушкина", но в нашем случае речь идет о практически мгновенном уходе под воду судна при таране финского танкера. Это все равно, что сказать, что причиной аварии был неисправный амортизатор на "Жигулях", когда его переехал "БелАЗ", внезапно выехавший на красный свет.
Далее еще несколько заметок из архивов «Калининградской правды»:

- Сообщения от 12, 16 и 20 сентября
1-список экипажа был опубликован в газете12 сентября 1989 года
2- соболезнования от экипажей судов напечатаны 16 сентября 1989 года
3- 20 сентября 1989 года вышло постановление облисполкома о дне траура на территории Калининградской области в связи с гибелью траулера «Ладушкин», который был назначен на день похорон 21 сентября 1989 года.
21 августа 1989 года. Траурная церемония прошла с воинским почестями, что в нашей стране означает самый высокий ранг по отношению к погибшим.

- Калининградская правда , 22 сентября 1989 года
С вашего позволения я перепечатываю список экипажа РТРМ «Ладушкин» :
1.Долгалев Алексей Павлович – капитан,
2.Сенчило Василий Дмитриевич – старший помощник капитана,
3.Яцков Сергей Николаевич –второй помощник капитана,
4.Холодков Александр Сергеевич – третий помощник капитана,
5.Осадченко Олег Иванович-начальник радиостанции,
6.Гадзин Александр Петрович- старший механик,
7. Кочергин Юрий Александрович – второй механик,
8.Иванов Игорь Егорович – третий механик,
9.Ходченков Анатолий Константинович –старший мастер добычи,
10.Палагин Петр Васильевич- мастер добычи,
11.Суконкин Владимир Никитович – боцман,
12.Курмаз Эдуард Алексеевич –мастер обработки,
13.Великанов Александр Михайлович – матрос,
14.Борисов Евгений Аркадьевич – повар,
15.Азаренко Геннадий Николаевич – моторист.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ !Некоторое время спустя после похорон в газете опубликовали подробности подъема тел экипажа «Ладушкина», которые были проведены в короткие сроки ( менее двух недель !) военными водолазами Балтийского флота.
Обратите внимание, что в левом борту траулера было обнаружено сразу две больших
пробоины 2 на 3 метра и 2,5 на 3 метра. Конечно столкновение двух тел с многотонными массами – это сложный динамический процесс, но у меня ощущение , что вторая пробоина могла образоваться в результате попытки финского танкера быстро дать задний ход, почувствовав толчок.
И вот спустя почти год 21 августа 1990 года в Калининградской правде было опубликовано сообщение ТАСС ( дата катастрофы стоит 05 сентября , но это смотря по какому времени брать , если Московское –то 6 сентября, если среднеевропейское – то 5 сентября):

- Калининградская Правда, 21 августа 1990 года