Страница 1 из 1

Дорога времени

Добавлено: 16-05-2006 16:22:59
Влад
Дорога времени
На первый взгляд – обыкновенная заштатная железная дорога. Ответвившись в посёлке Луговое Гурьевского округа от магистрального пути Калининград-Москва, она ведёт в пограничный институт. Пользуются ею редко. Рельсы совсем ржавые…
Только внешность их обманчива. Рельсы непростые. Нет, не золотые. Раритетные.
Ну-ка, что тут сбоку за буквы-цифры? «THYSSEN 1936». Кто бы мог подумать! Рельс такой с виду «наш» – а оказывается, «немец». Да старый какой, ровесник Сталинской конституции.
Ого, да тот рельс ещё ничего, мальчик. Рядом – «KRUPP 1915»! В Первую мировую, стало быть, свет увидел.
На третьем рельсе: «UNION 1904». Здесь что, железнодорожный музей под открытым небом?! Может, и постарше экспонаты есть?
Пожалуйста. Соседний был сделан в 1899-м. Ну, вот мы и в XIX веке. Следующий!
Следующий – 1894 года выпуска. Александр III умер, Николай II взошёл на престол. До каких же глубин мы по этой дороге времени доберёмся?
Самым «пожилым» оказался «UNION 1891». Помнится, Мосин в том году знаменитую винтовку придумал. Булгаков родился. А ещё – Сибирскую железную дорогу строить начали.
Но этому рельсу выпала другая судьба. Не в стратегическую магистраль лечь довелось, а во второстепенную колею на окраине Кёнигсберга. Впрочем, потому он, наверное, и уцелел до наших дней. Да не просто уцелел, всё ещё «в строю». И сосед его – советский рельс образца семидесятых. А поезда по нему ходят уже и вовсе – российские…
P. S. На вопрос «Много ли у нас ещё немецких рельсов «на ходу»?» пресс-служба Калининградской железной дороги ответила: вообще таких не осталось. Ну, не знают они сами своего хозяйства – бог с ними. Но может, кто-то из читающих эти строки знает другие подобные «дороги времени» в нашей области?

Добавлено: 16-05-2006 22:15:54
Ulrich Schulz
Влад

Огромное спасибо за проведенные исследования и представленную информацию! Действительно, не только занимательно, но и очень познавательно, думаю, что не каждый может похвастаться такой наблюдательностью. На мой взгляд, следует обратиться в управление Калининградской железной дороги с предложением внести данные раритеты в фонд музея железной дороги в г. Калининграде, для большей убедительности можно попробовать подключить местных краеведов или иных людей, связанных с изучением истории края, и к мнению которых могут прислушаться чиновники на постах.

К сожалению сам не могу представить столь широкий материал, но из того, что знаю это: рельс, вкопанный в землю, находящийся во внутреннем дворике Фридландских ворот рядом с разрушенным мостом. Видимо он должен был быть использован как опора для заграждения, которое бы перекрывало доступ к воротам для наступающей армии в апреле 1945г. Обидно, но время не пощадило надписи на этом экземпляре и сейчас проглядывают лишь отдельные буквы. Также видел фотографию немецкого рельса находящегося в прекраснейшем состоянии, рядом расположено устройство механизма для стрелок. Все это великолепие находилось на территории завода Янтарь, а фото датировано ориентировочно началом 90-х.

Добавлено: 17-05-2006 08:33:15
production
Надо у Миловского этот вопрос прояснить - он всю область вдоль и поперек прошел.
http://www.milovsky-gallery.albertina.r ... l?chnum=17

Изображение

Добавлено: 17-05-2006 09:26:15
uran238
Получается у немцев система железныхъ дорог была более разветвленной чем у нас.

Добавлено: 17-05-2006 11:20:40
Влад
Всем - большое спасибо!

Обязательно свяжусь с Миловским. И на КЖД с таким предложением выйду. Вдруг в самом деле что-нибудь из этого получится.

О результатах сообщу дополнительно.

Добавлено: 17-05-2006 15:19:35
kenig88
uran238 писал(а):Получается у немцев система железныхъ дорог была более разветвленной чем у нас.
Да у них септь железных доорг всегда была очень обширная и обладала большей пропускной способностью, чем наша.
И Восточная Прусиия в этом отношении была далеко не на последнем месте

Добавлено: 17-05-2006 15:31:44
uran238
Вспоминается Брусиловский прорыв - именно благодаря сети ж.д. немцы смогли противостоят нашим и перебрасывать войска в нужное место оперативно

Добавлено: 17-05-2006 15:37:05
kenig88
Ага, да и не только тогда... Когда ещё не была объявлена война они нас в напряжении держали-ведь мобилизацию так быстро как они мы не могли провести именно из-за того, что сеть наших ж/д была хуже

Добавлено: 17-05-2006 15:40:02
МёбиуС
Интересна ветка идущая от Нестерова до Краснолесья - по ней кайзер на охоту в Роминтенскую пущу ездил. Вдоль неё места обалденные, практически все вокзалы сохранились.
У нас с шефом давняя идея - пустить по ней паровоз и возить туристов. :)

Добавлено: 17-05-2006 15:42:33
uran238
А колея там какая????

Добавлено: 17-05-2006 15:44:19
kenig88
Ширококолейка наверно

Добавлено: 17-05-2006 15:51:32
МёбиуС
Конечно широкая, по карте же видно, у нас в области, по-моему, действующих узкоколеек нет.

Добавлено: 17-05-2006 15:51:54
uran238
Если немецкая - то сто процентов узкоколейка.

Добавлено: 17-05-2006 15:53:58
kenig88
Почему? были же у немцев и ширококолейки

Добавлено: 17-05-2006 19:32:36
МёбиуС
Не, нормальная ж/дорога, ветка идёт от вокзала Нестерова, они там все одинаковые. Завтра буду на работе - скину фотки. Там мост ещё высокий, арочный. Вот его фото.
Изображение

А вот эта линия на карте
Изображение
Тут не видно, но на крупной карте видно что дальше до границы идёт её калея, уходящая в Гольдап. Можно будет сорганизоваться и прогуляться по ней.

Добавлено: 18-05-2006 07:45:19
uran238
Есть дорого на две колеи просто - два в одном как говорится

Добавлено: 18-05-2006 09:57:04
Влад
to МёбиуС777

А эта ветка - Нестеров-Краснолесье - действующая? Признаться, никогда в том районе не был.

Добавлено: 18-05-2006 12:05:27
МёбиуС
Действовала, но давно, рельсы дюже ржавые. Хотя семафоры стоят. Этим летом собираюсь в поход по Роминтенской пуще, заодно осмотрю и все ж/д пути. Ведь шла ещё одна ветка из Гумбинена через Житкеймы в Голдап. Но после войны её разобрали, а руины вокзалов в лесу остались.

Добавлено: 18-05-2006 12:53:17
МёбиуС
Железная дорога Гумбиннен - Голдап.
Строительство ж/д линии началось в 1907 г. на участке Гумбиннен - Житкеймы. 15 августа 1908 г. стальной путь, окружающий Роминтенскую Пущу с севера, соединил Житкеймы с Гумбинненом. В 1912 г. приступили к строительству линии, соединяющей Житкеймы и Голдап. В итоге получилась одна большая линия локального значения, пробегающая по многочисленным возвышенностям, пересечёнными глубокими реками. Были возведены впечатляющие мосты.
Прервала строительство Первая мировая война. Строительство возобновили в 1923 г., тогда же приняли решение строить два пути.
И с 1 октября 1927 г. поезда курсировали в оба конца на всей протяжённости трассы. Проезд по всей трассе занимал около 3-х часов.
Во время Второй мировой войны линия имела большое значение. По ней шёл военный транспорт на восточный фронт, по ней везли ледниковые валуны для строительства оборонных укреплений.
Часто проезжал по этой трассе Герман Геринг, имеющий в своём распоряжении поезд "Азия". Железной дорогой он доезжал до Тольмингкемен (Чистые Пруды) или Гросс Роминтен (Краснолесье) и оттуда отправлялся в свою охотничью резиденцию в Роминте.
После окончания Второй мировой войны линию посчитали ненужной, утратившей своё значение (вследствие раздела земель) и в 1945-1946 гг. линию разобрали.

Добавлено: 18-05-2006 13:28:52
Влад
Спасибо за информацию. Любопытно было бы там побывать.

Добавлено: 18-05-2006 13:56:13
uran238
Кто то помнится в Роминту приглашал))))))))))

Добавлено: 18-05-2006 15:59:53
МёбиуС
Сказано - сделано. :)
http://kenig.org/digger/forum/viewtopic.php?p=4186#4186
Или выслать -письменное приглашение :)

Добавлено: 18-05-2006 21:50:53
executioner
А у нас в Инстербурге был первый в германии троллейбус.А еще город освещался газовыми фонарями,газ производился на газгольдере из канализационных отходов.Еще,узкоколейка соединяла многие крупные поселки района с городом.Все уже в прошлом,но столбы от троллинии еще стоят коегде,а пара рельс с узкоколейки поддерживают крышу у меня в сарае.Кстати,мост на фото у Мебиуса очень красив,его фотки есть(довоенные),сбоку и чуть дальше - красота!

Добавлено: 19-05-2006 09:48:42
uran238
Саш - я бы и от личного не отказался бы.

И еще - а что такое газгольдер - все никак узнать не могу.

Добавлено: 08-06-2006 10:20:52
МёбиуС
Был я тут на днях в Краснолесье по работе, ну и заодно сделал несколько интересных фоток. Вот выкладываю имеющие отношение к ж/д.
Узнал также у шефа, что половина рельс - немецкие, дорога давно не использовалась, это и видно - рельсы все ржавые. Хотя раньше, опять же со слов шефа, по ней возили из карьера под Краснолесьем песок и щебень. А семафоры горят красным светом и стрелки рабочие по сей день.
При подходе к посёлку полотно разделяется на три пути, идущие параллельно друг другу (на фото видно).
Мосты
Здание вокзала

Добавлено: 08-06-2006 12:58:45
uran238
Нда - вокзал будем брать штурмом.

Саш - одна просьба - ты бы фоты рамзмером поменьше вешал...... Ато прям картины репина

Добавлено: 08-06-2006 19:02:35
МёбиуС
Хорошо, сам грузить задолбался, скорость то низкая. Чего-то они большие получились, обычно до 750 кг, а тут больше.

Добавлено: 08-06-2006 22:40:53
executioner
Газгольдер - газовый генератор.Примитивное устройство:бак с дерьмом накрыт другим баком,дерьмо бродит,выделяет газ,газ(отфильтрованый там или очищеный)через соответствующие установки куда хошь...

Добавлено: 01-09-2006 12:57:46
uran238
Но я так понимаю что в основном на освещение газ шел.

По поводу железок
поселке Борисово исчез мост
Накануне жители окраины Калининграда, поселка Борисово, выйдя на улицу утром, не обнаружили моста. Он служил своего рода пешеходным переходом от авторынка к жилым домам. Мост, построенный еще до войны, немцами использовался как железнодорожный, затем свою функцию он утратил. Уже в наше время под мостом неоднократно застревали фуры. От дороги он находится на высоте всего двух с половиной метров. Возможно, это и стало причиной его демонтажа.
Валентина Бубнова: «Ребятишки по этому мосту все время ходят в школу. Через мост, мимо рыночка, заправки».
Обходной путь находится неподалеку. Но этот был безопаснее – не нужно было пересекать оживленную трассу. Как нам заявили в администрации Московского района, о том, что моста теперь нет, здесь даже не знали. Кто его разрезал, пока остается загадкой. Следов так называемых охотников за металлом нет. Весь лом аккуратно лежит в сторонке.

Взято отсюда http://www.kaliningrad.ru/news/others/k141081.html

Добавлено: 01-09-2006 16:53:18
МёбиуС
Расея, никто ничего не знает, у нас так поисковый отряд в районе работал, ещё при совке.

Добавлено: 05-09-2006 10:49:38
Влад
Этот мост был непрост…

Ушёл в историю путепровод, «сыгравший» в легендарном фильме «Судьба человека»

– Не понял?!
Мужчина замер на полушаге, глаза выпучены, рот открыт. Впрочем, реакция адекватна увиденному. Много лет он ходил этой дорогой. И вдруг – ограждение. А за ним – провал. И там, внизу, проносятся машины…
Тут гражданин замечает меня.
– Слушай, а где мост?!
– Ушёл в историю…
Этот путепровод в посёлке Борисово, что на окраине Калининграда, построили немцы, по нему проходила железнодорожная ветка на аэродром. После войны ветку разобрали. Тем не менее мост остался. И в 1958 году настал его звёздный час.
…Со стороны города мчится чёрный «Мерседес» времён Третьего рейха. У перекинутого через дорогу путепровода он тормозит. Из автомобиля, озираясь, выбирается мужчина в немецкой форме.
– Смотри, это же «Отелло»! Ну, Сергей Бондарчук!..
В тот далёкий промозглый день сюда сбежались окрестные жители, желая поглазеть на съёмки. Чтобы народ не мешал творческому процессу, вокруг выставили оцепление из курсантов инженерного училища (теперь его сменил пограничный институт). Одним из находившихся в оцеплении был старший сержант Авенир Овсянов, ныне – начальник отдела по поиску культурных ценностей в областном научно-производственном центре по охране памятников.
– Я стоял удачно, прямо над местом, где останавливалась машина, видел всё отлично, – вспоминает Авенир Петрович. – Киношники долго готовились, а потом быстро сделали пять или шесть дублей. То «Мерседес» не там остановился, то Бондарчук не так вышел.
Вопреки известной «блинной» поговорке, первый фильм Бондарчука-режиссёра оказался шедевром. По всему миру зрители плакали, сопереживая происходящему на экране. Ну а в Калининградской области люди смотрели «Судьбу человека» с особым интересом. Ещё бы, чуть ли не всю картину сняли у нас. Сцена же у борисовского моста, как оказалось, – одна из кульминационных.
Но мировая слава не принесла ему дивидендов. Шли годы, он ветшал. Правда, в 1993-м в Борисово открылся авторынок. Старый объект по соседству подремонтировали, по нему пролегла главная дорога на рынок.
Увы, тот всплеск оказался последним. Вскоре попасть на рынок появилась возможность по другому, более короткому пути. Путепровод забросили, настил из досок разрушался на глазах.
О демонтаже заговорили весной 2005 года. Однако собрались лишь на прошлой неделе. Произошло это в ночь с 30 на 31 августа.
– Мост находился в аварийном состоянии, – пояснили в муниципальном предприятии «Эдис». – Кроме того, он был расположен слишком низко над дорогой и мешал движению большегрузного транспорта.
Эх, а я-то думал, что его, наоборот, отремонтируют и табличку на нём повесят: «Здесь в 1958 году Сергей Фёдорович Бондарчук…»
Впрочем, табличку ещё можно повесить. Опоры путепровода никуда не делись.
И, кстати, почему бы не перекинуть новый пролёт? Лёгкий, который уже не мешал бы фурам. Что бы там ни говорили должностные лица о «незначительной функциональной нагрузке», мостом этим пользовались многие. Теперь же дорогу приходится пересекать в другом месте. Далеко, неудобно. Но главное – опасно. Движение там напряжённое.

Добавлено: 06-09-2006 08:37:54
uran238
Спасибо за инфу.

Вот только Авенир Петрович КАК ВСЕГДА оказался в нужном месте))))

Не умаляя никапельки ео достоинство, хочется сказать., какой он у нас вездесущий.)))

Добавлено: 17-12-2006 20:55:59
МёбиуС
Создал новый фотоальбом "Ж/д в ВП"
http://kenig.org/plug.php?e=usergal&s=viewfol&fid=31
У кого есть фотографии по теме - присылайте или выкладывайте тут, с вашего разрешения выложу в своём фотоальбоме.

Добавлено: 09-02-2007 20:24:52
МёбиуС
Вот такой сайт нашёл, не знаю может где уже и мелькал - Прусская железная дорога

Добавлено: 31-03-2008 14:15:34
МёбиуС
Фото ржавого немецкого паровозега...
Изображение

Добавлено: 31-03-2008 15:12:48
logo
Хорошее фото, сохран жесть......настоящщий трофей.... :wink:

Добавлено: 31-03-2008 20:03:10
executioner
Он там не один,штуки четыре.Еще один поставили у вокзала в Черняховске,на постамент.Историю эксплуатации написали.Что-то типа:"Эксплуатировался с 1945 года на такой-то дороге.С такого-то года эксплуатировался на КЖД на колее 1,,,мм ,на линии ....Списан в 19.."

Добавлено: 31-03-2008 20:05:58
executioner
Я их помню,рядом с озером в городе стояли.Мы туда пос.ать бегали.Накупаешься и вперед ,в паровозы,в мазуте пачкаца.За тем опять в озеро - отмываться песком.Романтика!!!