Страница 1 из 1

Шоссехаузы - дома у шоссе

Добавлено: 19-08-2016 09:20:33
konkar
Небольшая заметка об истории появления шоссехаузов (Chausseehaus) - домов у шоссе или домов шоссейного сторожа.
По моим данным таких домиков на территории на шей области сохранилось 11 штук. Возможно, чуть больше. Так что, делитесь информацией, камрады.

Итак, дом у шоссе, или дом шоссейного сторожа — так можно перевести с немецкого слово Chausseehaus. Сокращенно Ch. Hs., ehem Ch.Hs., Chs., ehem. Chs. Эти сокращения изредка встречаются на немецких топокартах 1930-х годов. Ещё реже дома у шоссе можно увидеть воочию.
Дом у шоссе являлся служебным помещением и, одновременно, жилищем для сторожа и его семейства. Первые дома у шоссе начали появляться на рубеже XVIII и XIX веков, когда в Германии шла массовая реконструкция дорог между городами. В результате реконструкции грунтовые дороги получали искусственное твёрдое покрытие, как правило из гравия, щебня или колотого камня, уложенное на специальную подушку из грунта. По обочинам дорог обустраивались канавы для стока воды. Назывались такие дороги французским словом «шоссе» (chaussée). Шоссейный сторож должен был присматривать за вверенным ему участком шоссе, и, помимо всего, мог ещё и собирать плату за проезд по шоссе. В случае, если шоссе соединяло различные государства или провинции, дом у шоссе мог выполнять и функцию таможни, а шоссейный сторож собирал таможенные платежи за ввозимые грузы.
На территории королевства Пруссия шоссехаузы начали появляться с 1796 года для сборщиков оплаты за проезд по первым шоссе. Идейными вдохновителями строительства первых прусских шоссе были архитекторы Фридрих Жилли (Friedrich Gilly, 1772 — 1800) и Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781 — 1841). Оба они, кстати, оставили свой след в Восточной Пруссии: по проекту Жилли в 1799 в Кёнигсберге был построен театр, а Шинкелем для города была спроектирована новая Альтштадтская кирха, построенная в 1845 году на месте снесённой старой постройки. Жилли, и, в большей степени Шинкель, внесли существенный вклад в развитие архитектуры и градостроительства в Пруссии. Начиная с 1820-х годов стал преображаться Берлин. В столице Пруссии появились новые улицы, построенные с учётом современных требований, многие старые улицы и дороги были модернизированы. Как уже говорилось, модернизация коснулась и многих других дорог королевства. Строительство шоссе производилось в том числе и за счёт частных инвестиций, а также на средства жителей тех населённых пунктов, через которые оно должно было проходить. Для возврата вложенных средств и сбора денег для проведения последующего текущего ремонта дорог прямо на обочине шоссе строился дом сторожа, а дорога в этом месте перегораживалась шлагбаумом.


дальше с картинками


Бывший дом у шоссе на перекрестке дорог Калининград - Нестеров и Знаменск - Правдинск
Бывший дом у шоссе на перекрестке дорог Калининград - Нестеров и Знаменск - Правдинск
дом у шоссе возле Курортного
дом у шоссе возле Курортного

Re: Шоссехаузы - дома у шоссе

Добавлено: 20-08-2016 09:39:12
alan
Спасибо! Очень познавательно. Я всё время не мог понять, зачем немцы эти дома впритык к дороге построили. А оно вон оно как!

Re: Шоссехаузы - дома у шоссе

Добавлено: 21-08-2016 08:32:46
пруссак
Можно представить себе, что какую-то роль в строительстве шоссе сыграл Давид Жилли, отец Фридриха. Он порты строил и каналы на Балтийском побережье, он и по прусским руинам путешествовал. Но чтобы сам Фридрих, оставшийся в памяти, в основном, неосуществлёнными бумажными проектами? У него, впрочем, есть красивые графические листы из Мариенбурга, и реставрацию его - Шинкелем - он, во многом, именно этой графикой и начал.
Шинкель, как верховный строитель Пруссии, по должности своей визировал типовые проекты, в том числе - и домов дорожных смотрителей. В списке его собственных проектов их нет (зато там более 25 других позиций, не только одна указанная кирха), нет и в списке текстов или докладных записок рассуждений какого-либо рода о необходимости прокладки шоссе или чем-либо подобном. В ранних текстах у Шинкеля зато действительно много отсылок к "старшему, но увы рано покинувшему нас товарищу" - которые шинкелеведы давно уже не берут на веру. Считается, что он подобным образом пытался - покуда не заработал собственного авторитета - отвести от себя критику.
Эта часть статьи очевидно взята из "Википедии" - но её-то и нужно проверять и перепроверять!

Пруссия строила единичные шоссе ещё при Фридрихе Великом: он предпочитал Потсдам, в Берлин нужна была постоянная и быстрая связь. Но это было исключением. По всему государству их начали задумывать не ранее 1805 года, у фон Штейна есть обоснования тому, а это уже 1806 год. Расшевелились где-то к 1815му, к реальному строительству приступили лишь в 1820х. В этом Пруссия существенно отставала, и от Голландии, где шоссированные дороги были уже в начале 18 века, и от Саксонии, возведшей свои шоссе в 1780е. О том есть неплохое исследование, "Motive für den preußischen Chausseebau in den Jahren 1815 bis 1835", Patrick Fengler, 2004.
Шоссе - а не просто дороги, где бы ездили на волах - в Восточной Пруссии появились лишь в конце 1850х годов. Всего за 2-3 года до появления тут железных дорог. Что неплохо подтверждается и приведёнными иллюстрациями - дома на них именно конца 19 века, и документированной скоростью дорожного движения в провинции - около 25 километров в день.
Это вовсе не противоречит тому, что в старой Пруссии - да и в Рейхе! - собирали дорожный сбор. Даже и после 1873го - есть о том воспоминания.