Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото

Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение logo » 22-01-2006 21:55:39

Вот такая статья.................... :roll:

У причала судостроительного завода в Кёнигсберге нам достался в качестве трофея совершенно новый, только что построенный крейсер " Зейдлиц ", названный в честь какого-то немецкого адмирала. Его фашисты не успели увести и не смогли взорвать. Сан Саныч, тогда капитан второго ранга, был назначен старшим офицером на этот крейсер. Наше командование приняло решение перегнать его в Ленинград, установить вооружение и ввести в состав военно-морского флота СССР. Война закончилась и на завоёванные немецкие города, как мухи на мёд, набросились штабные офицеры, интенданты, всякого рода проходимцы, которые во время жестоких боёв отсиживались в тылу, а теперь вырвались в первые ряды - и мы пахали! Мы тоже кровь проливали! Теперь имеем право! Хватали они, конечно, каждый в силу своих возможностей. Сталин, который, как отмечают все объективные историки, был очень скромным человеком в смысле личного потребления, не терпел мародёров. Он вынужден был создать специальные заградительные отряды, которые на границе отнимали у мародёров всё, не обращая внимания на любые звёзды на погонах.
Среди военных в то время ходила байка, как один такой "герой" в звании генерал-полковника пытался протащить несколько вагонов награбленного в Кёнигсберге добра. Когда его вагоны задержали, он под надуманным предлогом прорвался каким-то путём к Сталину. Закончив доклад, вроде, между прочим, обратился:
- Товарищ Сталин, разрешите, пожалуйста, мне провезти из Кёнигсберга немного моего имущества?
- Напишите рапорт. - Прозвучал спокойный ответ.
- Вот он у меня готов! - Генерал подал листок, заранее положенный в папку с докладом.
Сталин, не читая, написал резолюцию и отдал листок обратно. Рассыпаясь в благодарностях и кланяясь, пятясь задом, сияющий проситель выскочил в приёмную. Там он решил прочитать - что же написал Сталин? Поперёк бумаги, синим карандашом, твёрдым почерком было написано: "ОТДАЙТЕ ПОЛКОВНИКУ ЕГО БАРАХЛО. СТАЛИН". Подумав о простой механической ошибке, он, не сообразив более глубоко, что Сталин дал ему маленький шанс самому решить свою судьбу, ринулся обратно в кабинет:
- Товарищ Сталин! Вы ошиблись! Я не полковник, а генерал-полковник!
Поняв, что выбор сделан, внимательно посмотрев в глаза офицеру, Сталин сказал:
- Я не ошибся. Вы свободны, товарищ полковник.
Вот в такой обстановке перегон большого корабля из Кёнигсберга в Ленинград для многих ловкачей показался тем игольным ушком, в которое собирался пролезть верблюд, как в библейских притчах.
Командиром крейсера был назначен капитан первого ранга, который, залечивая старые раны, находился в госпитале и собирался прибыть на корабль в день отхода. Вся подготовка к переходу легла на Сан Саныча. За пару дней до отхода на корабль прибыл адъютант коменданта города:
- Генерал приказал принять на борт корабля для доставки в Ленинград группу офицеров с личными вещами.
- Это я могу исполнить только по письменному приказанию.
Адъютант ушёл и через час вернулся с приказом на официальном бланке с печатью и подписью коменданта. Надеясь, что пассажирами будут молодые офицеры, отправляющиеся в Союз с тощими чемоданами, которым достаточно будет койки в кубрике, - на крейсере можно было разместить до тысячи человек, - Сан Саныч выглянул в иллюминатор и увидел на причале вереницу грузовиков, горы всякого хлама. Положив бумагу в карман кителя, поехал с адъютантом в комендатуру, попытался объяснить генералу, что нельзя захламлять боевой корабль. Но генерал, не имея возможности и желания вникать во все особенности военного корабля, резко оборвал офицера:
- Исполняйте приказание!
Сан Саныч поехал в госпиталь к командиру крейсера. Тот, выслушав внимательно, поняв ситуацию, матюгнулся:
- Ничего не поделаешь - эти крысы везде пролезут без мыла... придётся исполнять. Но держись разумных пределов. Следи за безопасностью корабля и береги людей. Укладывайте грузы на палубе так, чтобы в море, если заштормит, можно было всё это барахло сбросить за борт. Если погода будет хорошая и всё доставим в Ленинград в сохранности - получим по ордену. Не получится - будем иметь по выговору, может быть по звёздочке с погон снимут. Меня пока врачи не отпускают, но к отходу я обязательно буду на борту!
Прибыв на корабль, Сан Саныч увидел, что портальные краны завода полным ходом ведут погрузку на бак и на корму крейсера всякого хлама, огромных ящиков, мебели, на палубе уже стояло несколько немецких легковых "Виллисов", "Мерседесов", "Хорьхов". Горами этого добра завалены и брашпиль, и кнехты, и швартовы, и пожарные проходы. Деловые, юркие старшины и солдаты по-хозяйски распоряжаются на палубе, накрывают это всё брезентами, обвязывают концами. Попытавшись остановить эту вакханалию, понял, что это бесполезно. Поднявшись к себе в каюту, вызвал старших офицеров, объяснил ситуацию, приказал вахтенному офицеру объявить аврал и всё лишнее, что мешает, сбросить прямо на причал. В каюте было жарко - июль месяц - снял китель и повесил его на спинку стула. В это время послышались звонки громкого боя - аврал! Поднялся в боевую рубку, вышел на крыло мостика, чтобы лично руководить экипажем. В это время увидел, что портальный кран переносит с берега грузовую сетку с бочками. Подумалось - заботливые снабженцы решили обеспечить машины своих хозяев немецким бензином - корабль большой, довезёт! Одна сторона сетки вдруг оборвалась и бочки посыпались с высоты на палубу. Одна ударилась о кнехт и - взрыв! Горящий бензин потёк по палубе, пламя мгновенно охватило всю гору хлама. Объявили пожарную тревогу, попытались тушить пожар водой, но все пожарные рожки на палубах оказались завалены грузом. Несколько шлангов удалось подключить к рожкам в коридорах, но пользы от них никакой. Сан Саныч сам выбежал на палубу, попытался организовать сброс груза на причал и за борт в воду, но начали взрываться другие бочки с бензином, горящий бензин начал проникать на нижние палубы. Во время очередного взрыва, что-то ударило его по голове, и он потерял сознание.
Очнулся на второй день в госпитале на больничной койке, весь в бинтах. Сразу обратил внимание, что на окнах решётки, а в дверях стоит солдат с автоматом. Как только он заметил, что раненый пришёл в себя, сразу позвал офицера. Вошёл молодой офицер в звании армейского капитана - следователь военного трибунала. Он объяснил:
- Вы арестованы, как главный обвиняемый в уничтожении нового крейсера. Корабль полностью сгорел. Есть жертвы - умерли от ожогов два офицера, размещавшие груз на палубе и один матрос из экипажа.
Начался допрос. На все мои объяснения, что у меня был письменный приказ коменданта города, реакция одна - покажите этот приказ! Адъютант, который приносил мне приказ, заявил, что он содержание пакетов не имеет права читать и не знает, о чём там было написано. Комендант города объявил, что он много бумаг подписывал в тот день и не может помнить их содержание. Оказалось, что командир крейсера, которому я показывал приказ в госпитале, умер и не сможет подтвердить мои слова. А бумага сгорела в моей каюте на крейсере. Положение для меня сложилось - хуже некуда. Мне светило, как минимум 25 лет тюрьмы. Через месяц окончательно зажили мои ожоги и, наконец, назначили судебное заседание военного трибунала. Когда я услышал предложение военного прокурора - 25 лет колонии строгого режима - мне стало дурно. Мне предоставили последнее слово. Я опять начал объяснять трибуналу, что у меня было письменное приказание коменданта города на официальном бланке с печатью и подписью генерала.
- Где эта бумага? Покажите нам её! - с надрывом и злостью чуть не прокричал председатель трибунала.
- Бумагу я положил в правый нагрудный карман кителя. Китель повесил на спинку стула в моей каюте, и он сгорел вместе с крейсером...
Но тут неожиданно поднялся в зале мой вестовой, старшина второй статьи Горобец:
- Товарищ командир! Не сгорел ваш китель! Убегая с корабля, я захватил его с собой!
Тут уже взвился следователь трибунала:
- Почему ты раньше молчал? Где этот китель?
- Так вы ж меня раньше не спрашивали про китель командира. Он у меня в казарме. - Весь экипаж нашего крейсера после пожара был размещён в береговые казармы.
Следователь с двумя автоматчиками взяли Горобца под стражу и вместе с ним поехали в казармы. До их возвращения все сидели молча, не выходя из зала. Я сам сидел, как на горячих угольях. Наконец следователь с Горобцом вошли в зал заседаний трибунала. Положили мой китель прямо на стол, перед председателем. Он молча открыл правый нагрудный карман - у меня даже во рту пересохло от волнения и в глазах потемнело:
- Вот эта бумага. Официальный бланк комендатуры, печать, подпись генерала.
Эти слова я слушал, словно в бреду. Посоветовавшись с членами трибунала, председатель объявил торжественным голосом, в котором слышалось явное облегчение:
- В связи с вновь открывшимися фактами трибунал принял решение - уголовное дело в отношении Рубцова Александра Александровича в связи с гибелью крейсера " Зейдлиц " - прекратить. Вернуть ему все награды и воинское звание капитана второго ранга. Из-под стражи освободить.
И уже простым, неофициальным голосом доброго старика:
- Александр Александрович, надевайте свой китель. Вы свободны.
Я надел китель, подошёл к старшине второй статьи Горобцу, обнял его, не находя слов для выражения моей радости и благодарности. Потом я хотел помочь ему поступить в военно-морское училище в Ленинград, но он сказал, что хочет поступить в юридический институт в Киеве. И в этом я ему помог. Сейчас он работает адвокатом в Киеве. Мы с ним дружим семьями, часто переписываемся, бываем в гостях друг у друга.
А в отношении коменданта Кёнигсберга было возбуждено уголовное дело. Говорили, что его лишили воинского звания генерал-майора, всех наград и посадили на 25 лет. Но после 53-го года он, вроде бы попал под амнистию и вышел на свободу.
Сан Саныч почти шесть месяцев пробыл на промысле, переходя с одного траулера на другой. Потом ещё почти десять лет он работал у нас в "Тралфлоте" на должности капитана наставника, пользовался большим уважением среди моряков.

(Напечатано в "Балтийской Газете" в 2003 году).


СОВЕТСКИЙ МОРЯК СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ПОЖАРА НА НЕМЕЦКОМ КРЕЙСЕРЕ « ЗЕЙДЛИЦ »

О ПОСЛЕДНИХ часах немецкого тяжелого крейсера « Зейдлиц » ныне известно лишь то, что он был уничтожен самими немцами в Кенигсберге, чтобы им не завладели русские. Есть источники, утверждающие, что это произошло еще до занятия города Советскими войсками. Но в Мордовии еще жив очевидец тех далеких событий. Семен Терешкин, живущий в маленькой деревне Новая Качеевка, проходил службу на тяжелом крейсере « Зейдлиц » под флагом СССР.

…Его мобилизовали в ряды действующей армии в самом конце Великой Отечественной. В составе спецотряда, подчинявшегося Особому отделу Балтийского флота Краснофлотец Терешкин начинал свою службу в Польше.
Спецотряд состоял из 60 человек, разбитых на отделения из 10 человек, в число которых входил и военный следователь.

- В Польше было много предателей. Это лишь потом поляки друзьями стали, а тогда они косо на нас смотрели – немцы и то лучше относились. Я от немцев вообще грубости не видел – кланялись при встрече и говорили «Здравствуйте», особенно дети. Нравились они, как люди. Мы их не обижали – иногда какому-нибудь немчуренку так и дашь конфетку. А вот поляки… - вспоминает теперь ветеран. О службе в Польше он помнит лишь то, что отряд занимался, по его словам, «кое-какими расследованиями».

В Кенигсберге Семен Терешкин участвовал в депортации тех самых немцев, которых уважал. Только о вежливости со стороны советских властей и речи не было – на руки каждому Гансу или Фрицу дозволялось брать не более 20 килограммов личных вещей. А остальное имущество изымалось и складывалось в длинные, протяженностью около километра, бурты. Терешкин вспоминает, что из них тащили все, особенно солдаты. Немецкие вещи отсылали посылками домой. Моряки из спецотряда пугали расхитителей, но расхищение продолжалось, так как вещи не охранялись.

Офицеры предпочитали габаритные «подарки» – рояли, пианино. Их хранили не где-нибудь, а на тяжелом крейсере « Зейдлиц ». По рассказам ветерана можно предположить, что корабль был превращен советскими войсками в плавучие казарму и склад. По специальному широкому трапу на палубу заезжали грузовики с продовольствием и другими грузами. Рядом с « Зейдлицем » был пришвартован буксир-отопитель, с которого осуществлялась перекачка топлива.

Тяжелый крейсер « Зейдлиц » так и погиб, не сменив названия, как это произошло с однотипным «Лютцовом», переименованным в «Таллин». Но «Лютцов» был продан СССР Германией еще до войны и тоже погиб не в бою – на нем взорвался боезапас.

Ну а « Зейдлиц » сгорел у пирса прямо в день рождения И. В. Сталина, 21 декабря 1945 года, которое отмечала вся команда. Мало того – из огромного лагеря военнопленных на корабль пригласили немцев-музыкантов. Это обстоятельство позже стало одним из обвинений в адрес командира корабля капитана 1-го ранга Павловского.

Семен Терешкин в эту злополучную ночь только сменился с вахты, которую нес в машинном отсеке. Он очевидец гибели « Зейдлица »:

- Я только помылся и уже лег спасть. Вдруг около полуночи раздался сигнал боевой тревоги. Соскочил с третьего яруса нехотя. Выскочил на палубу. Тут раздался первый взрыв. Вовсю разгорелось пламя. Надо корабль отводить от пирса, но как? Механизмы были законсервированы. Младший техник, лейтенант Семен Рошаль кричит: «Что тезка будем делать?». Говорю – вон дерево огромное на берегу. Зацепиться за него тросом и тянуть якорной лебедкой. «А дерево выдержит?». Отвечаю, что вроде должно выдержать, - рассказывает бывший моряк.

Пожар тем временем набирал силу. Чтобы не дать ему распространиться, из кают стали выбрасывать вещи. В море бросали дорогие немецкие рояли и пианино.
И тут второй, наиболее оглушительный взрыв. Терешкин потерял сознание. Очнулся через 17 часов. Пожар уже был погашен. А над Семеном склонился корабельный врач Шохман: «Ну парень, тебе, наверное, не суждено умереть. Жить будешь!».

С проникающим черепно-мозговым ранением наш земляк начал долгий путь по госпиталям. Лишь в 1947 году пошел на поправку.

Встав на ноги, решил поступать в Высшее военно-морское инженерное училище. Перед экзаменом ему стало плохо – подскочило давление. Прямо с комиссии Семен угодил в Первый военно-морской госпиталь, где отлежал еще четыре месяца. До сих пор он хранит фото, подаренное ему лично главным врачом, депутатом Верховного Совета СССР и профессором медицины Евгением Гиляновым. И помнит его слова:

- Вот что, Семен… Годков до 30 ты поживешь, гарантию даю, но на службу не годен.

Уже в госпитале узнал Семен Терешкин страшную судьбу своих сослуживцев. Погибли 78 человек – их похоронили в вырытой бульдозером большой траншее. Терешкин так и не разу не побывал в Калининграде на кладбище, но всегда очень хотел туда съездить.

От оставшихся в живых он узнал, что по приговору трибунала были расстреляны командир « Зейдлица » Павловский и начальник электромеханической части корабля. Им приписали связь с немцами.

- Павловский вообще был человеком сомнительным и подозрительным? Чем? Всем! С командой не общался, постоянно сидел за книгами. Офицеры его тоже подозревали – слишком дружил он с немцами. По-видимому контрразведка все-таки что-то обнаружила, ведь просто так к расстрелу не приговаривают.
Сам он был огромного роста, больше двух метров. И сестра его такая же – ее я видел в Ленинградском цирке, где она работала, - вспоминает моряк своего бывшего командира.

…А сам Семен Терешкин закончил свою службу на флоте 21 февраля 1948 года. Перед этим дожидался решения медкомиссии о списании в запас по инвалидности на эсминце «Опытный», стоявшем на ремонте в Ленинграде. На этом корабле он проводил политзанятия с вахтенными и редактировал стенгазету.
Кстати, после пожара на корабле остатки команды « Зейдлица » перевели в Ленинград, на тяжелый крейсер «Таллин» – бывший «Лютцов». Словно по иронии судьбы…

В. ПИЧУГИН.
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5573
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН


Сообщение Влад » 30-01-2006 19:06:17

Из стенограммы собрания комсомольского актива Калининградской области, 14-16 сентября 1947 года.
Помощник начальника 5-го отдела Балтийского флота товарищ Сапожников:
– Все вы видели крейсер "Зейдлиц" стоял, а как перевели его в Ленинград, то об этом узнали англичане и добились того, что мы должны были потопить этот крейсер. Казалось бы, что англичане не могли об узнать, а вышло, что узнали. Значит, в нашей среде есть люди, которые работают и на руку врага…

Взял я это из первоисточника. Любопытный документ. Рассекречен в сентябре 2005-го.
Влад
Читатель
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Сообщение uran238 » 31-01-2006 08:46:59

ДА уж. Вопрос - а что такого есть в стенограмме собрания комсомольского актива что она была секретной 50 лет.

И еще - не совсем правда в тему - народу в большинстве совсем на историю пофиг. Как довоенной, так и после. Есть конечно, которые интересуются.

Как то провел опрос среди знакомых - как называется правильно Берлинский мост. Правильно то название Пальмбургский. Так вот - из 15 опрошенных только 1 ответил правильно!!!!!!!!!!!!! А пару сказало - "а мне вообще пофиг как он называется". Грустно мне стало после этого.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Сообщение Влад » 31-01-2006 11:17:42

Почему столько лет стенограмма была секретной? Да просто очередь по рассекречиванию только сейчас до неё дошла.
Но в советские времена этот документ однозначно не мог быть в свободном доступе. Там много правды о положении дел в области. Того, о чём говорили на кухнях. Особенно любопытны места про живущих в области немцев.
Влад
Читатель
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 08-07-2005 09:16:57

Re: Морская....

Сообщение Feniks » 18-03-2013 22:05:19

Помогите определить, что за корабль (тип, название) и место съёмки?
Вложения
kenigsberg1.jpg
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: Морская....

Сообщение logo » 19-03-2013 17:58:47

Это не гавань ли верфи "Шихау" в Кёнигсберге? :roll:
Аватара пользователя
logo
Архивариус
 
Сообщения: 5573
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение gsm_689 » 19-03-2013 19:29:08

Feniks писал(а):Помогите определить, что за корабль (тип, название) и место съёмки?
ололо, тот самый "Зейдлиц"!!!
скрины из "Штурма Кенигсберга"
Штурм Кенигсберга, 1945-0-24-31-778.png

Штурм Кенигсберга, 1945-0-24-43-220.png
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Frey Fox » 20-03-2013 02:08:39

Хорошее фото. А откуда оно? Есть ли в качестве получше?
月月火水木金金
Аватара пользователя
Frey Fox
Исследователь
 
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 21-11-2006 08:17:43
Откуда: Камчатка

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Feniks » 20-03-2013 13:23:13

Ещё несколько фото по этому крейсеру.
Вложения
h91659.jpg
seydl3.jpg
Немцы хотели сделать из него авианосец.
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение gsm_689 » 21-03-2013 20:42:30

Feniks писал(а):Ещё несколько фото по этому крейсеру.
это в Кениге, английская аэрофотосъемка августа 1944г
Koenigsberg - Luftbild_08.1944_1.jpg
только не Шихау-верке, а Хольц-хафен (Дровяная гавань)
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Privatier » 22-03-2013 09:21:56

Кстати, по поводу перестройки в авианосец : Новый проект, "Везер-1", начали осуществлять неспешно: в течение полугода с осени 1942 года по весну 1943-го сняли башни и большинство надстроек. Наиболее крупным объектом над верхней палубой оставалась массивная труба, которую предстояло сместить к правому борту. Однако на этом карьера «Зейдлиц» в качестве будущего авианосца завершилась. Усиливающиеся авианалеты союзников заставили в конце 1943 года принять решение о переводе недостроенного корпуса из Бремена в Кенигсберг. Однако из-за недостатка буксировочных средств операцию пришлось отложить до марта 1944- го, Операция "Рейтер" началась 30 марта, когда три буксира потащили «Зейдлиц» в Киль, откуда при помощи ледокола "Поллукс" 2 апреля он наконец был переведен в Кенигсбрег. На новом месте работы практически не возобновлялись - по многим причинам. Германии уже было не до авианосцев; кроме того, в Кенигсберге не имелось достаточного количества инженерного и технического персонала. Взято отсюда : http://www.kriegsmarine.ru/zeydlits.php
А тащивший его "Поллюкс" нашел свое пристанище в этой теме - viewtopic.php?f=10&t=736&start=60 8) Как забавно иногда получается...
Волк - это ушедшая в партизаны собака...

Up your eyes, and look at north...
Аватара пользователя
Privatier
Military Police
 
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 02-04-2009 07:47:05
Откуда: Калининград

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Zlov » 29-11-2013 14:32:18

Тема заглохла..
а есть ряд противоречий..
понятно что Викопедия не кладезь мудростей и фактов истории..но все таки
Из вики..основные этапы корабля -2апреля 1944 года он впервые прибыл в Пруссию (не уточняю конкретное место)
При этом на фото стоит дата май 1942..ошибка года? другой корабль? другой порт?
Та же тема и с судьбой..по Вики в январе 1945 взрывают немцы..а в 1946 подъем...
Барахольщики и прочие поехали домой в 45том.. следовательно описанные истории про "мародеров" и пожар не прокатывают?
Или в Вики враки?
Лично я склонен выразить большое сомнение "красивой" истории про неудачный вывоз ценностей..
Это прям как по Веллеру и крейсер "Свердлов" сказка стала былью, многие верят.
Либо это были другие боевые корабли..за давностью лет люди попутали...
Zlov
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 15-07-2010 11:13:26

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Сидор Матрасов » 03-12-2013 01:19:24

Zlov писал(а):Барахольщики и прочие поехали домой в 45том.. следовательно описанные истории про "мародеров" и пожар не прокатывают?
Или в Вики враки?


Вот это не обязательно. До указа об образовании Калининградской обл. а тем паче до упразднения особого военного округа в конце января 1946 в городе безраздельно правили военные. Кроме того следует учесть, что власть гражданским структурам передавалась не одномоментно. Читал, что фактически управлять областью советские органы власти стали примерно с августа-сентября 1946 г. И тогда же отмечается перевод многих офицеров на иные места службы. В тексте же истории указания на 1945 год я не нашел. То есть события могли произойти и в первой половине 1946 г.
Впрочем, это чисто умозрительное заключение. На самом деле, мне так тоже кажется, что история про пожар на корабле из-за трофейного барахла - не более чем очередная журналистская профанация и фальсификация истории.

Приведу полный текст главы из книги, на которой основана страничка в Википедии.
Владимир Кофман: «Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха»

"Зейдлиц"
Четвертый корабль серии, «К», назвали в честь знаменитого прусского кавалерийского генерала, участника Семилетней войны и одного из полководцев Фридриха Великого Вильгельма фон Зейдлица. Заложенный на верфи «Дешимаг» в Бремене, он успешно сошел на воду в январе 1939
года, после чего его дальнейшая судьба значительно осложнилась. С началом Второй мировой войны достройка замедлилась, и одно время дебатировалась идея продажи его Советскому Союзу вместе с последней единицей – «Лютцовом». Только в ноябре 1939 года Гитлер окончательно запретил продажу почти готового по корпусу корабля (95 %), и работы возобновились. Хотя уже тогда приоритет был отдан постройке подводных лодок, к маю 1942 года крейсер получил артиллерию главного калибра, все надстройки; оставалось установить только зенитное вооружение,
авиаоборудование (катапульту, ангар и краны), а также мачты и приборы. Но к этому времени крупные надводные корабли Германии окончательно вышли из фавора у Гитлера, и работы на практически готовом корабле полностью прекратились в июне того же года.
Отсутствие разведки и прикрытия с воздуха неоднократно ставило в тяжелое положение рейдерские группы. Особый посыл к необходимости иметь авианосную авиацию дало потопление «Бисмарка» в мае 1941 года. Ведь наличие даже нескольких палубных истребителей не позволило
бы англичанам провести атаки в высшей мере уязвимыми «Суордфишами», сбавить скорость германского линкора и поймать его линкорными группами. Поэтому немецкие кораблестроители пытались найти пригодные для перестройки в легкие авианосцы корпуса. Одним из таковых сочли
«Зейдлиц», хотя предстоящий объем работ мог устрашить любого. Предстояло практически полностью убрать надстройки и артиллерию и изменить конструкцию корпуса выше броневого пояса.
Корабль должен был получить 5 спаренных 105-мм зениток, четыре 37-мм спарки и пять 20-мм «фирлингов». Предполагалось, что ангар будет вмещать 18 самолетов (морской вариант истребителя Me-109 или пикирующего бомбардировщика Ju-87).
Новый проект, «Везер-Г», начали осуществлять неспешно: в течение полугода с осени 1942 года по весну 1943-го сняли башни и большинство надстроек. Наиболее крупным объектом над верхней палубой оставалась массивная труба, которую предстояло сместить к правому борту. Од-
нако на этом карьера «Зейдлица» в качестве будущего авианосца завершилась. Усиливающиеся авианалеты союзников заставили в конце 1943 года принять решение о переводе недостроенного корпуса из Бремена в Кенигсберг. Из-за недостатка буксировочных средств операцию «Рейтер»
пришлось отложить: она началась только 30 марта 1944 года, когда три буксира потащили «Зейдлиц» в Киль. 2 апреля его при помощи ледокола «Поллукс» перевели в Кенигсберг.
На новом месте работы практически не возобновлялись – по многим причинам. Германии уже было не до авианосцев; кроме того, в Кенигсберге не имелось достаточного количества инженерного и технического персонала. В декабре 1944 года проект оказался похороненным, и недостроенный «Зейдлиц» превратился в плавучий склад. С востока приближалась победоносная Советская Армия; из Кенигсберга вывозилось все, что можно было вывезти. Неудавшийся авианосец не относился к числу "движимого имущества". 29 января 1945 года на нем заложили несколько зарядов, и после серии взрывов изуродованный корпус затонул в гавани. Неразбериха в германском руководстве достигла апогея. Кенигсберг пока оставался в руках немцев и в конце февраля последовало распоряжение: при первой возможности отбуксировать «Зейдлиц» в Киль для разборки и использования в качестве источника запчастей. Руководству верфи в Пиллау оставалось ответить, что корабль уже лежит на дне. Не удалось использовать разрушенный корпус и советским специалистам, признавшим, что объем работ по подъему и восстановлению намного превышают ценность того, что может быть в результате таких работ получено. Тем не менее, в 1946 году в ходе очистки бухты корпус «Зейдлица» был поднят аварийно-спасательной службой Юго-Балтийского флота и отбуксирован в Ленинград. 10 марта 1947 года недостроенный корабль даже зачислили в состав ВМФ СССР, но уже 9 апреля исключили из списков и впоследствии разобрали на металл.
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Аватара пользователя
Сидор Матрасов
Собиратель
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Сидор Матрасов » 03-12-2013 01:43:05

Даже беглый анализ текста главы показывает, что сразу после взятия Кенигсберга "Зайдлиц" отправиться собственным ходом, да еще и с барахлом и пассажирами просто не мог. Очень я сомневаюсь, что то, что не достроили немцы, наши бы довели до ума в короткие строки. Тем более с учетом острых послевоенных проблем. Тем более на еще не восстановленной верфи. Так что история красивая, но вымышленная....
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Аватара пользователя
Сидор Матрасов
Собиратель
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Zlov » 03-12-2013 10:15:13

Сидор Матрасов писал(а):Даже беглый анализ текста главы показывает, что сразу после взятия Кенигсберга "Зайдлиц" отправиться собственным ходом, да еще и с барахлом и пассажирами просто не мог. Очень я сомневаюсь, что то, что не достроили немцы, наши бы довели до ума в короткие строки. Тем более с учетом острых послевоенных проблем. Тем более на еще не восстановленной верфи. Так что история красивая, но вымышленная....


Полностью согласен.
1. По истории корабля и его состоянию. очень мало вероятно именно такой ход событий и последствий по гибели корабля как в "рассказе очевидца".
сам факт затопления судна от пожара на палубе как то маловероятен (невозможен) ну сгорели "пианино"и сундуки" ну пару бочек бензина. Плюс дело происходило в порту. где всегда есть средства пожаротушения и спасательные суда.
2. Состояние судно. Голая палуба с одним островом-надстройки.. тащили на буксирах-опять не совпадает.
3. Корабль автоматически включается в состав ВМФ. следовательно командовать там комендатура Кенигсберга или Пиллау (не ясно комендант какого города) не могла. Попросить да, не более. Все приказы должны идти из штаба флота. (считаю, что в жизни в состав флота корабль был включен на время буксировки, поднят военно-морской флаг и прочие процедуры). Учитывая, что в рассказе фигурирует название судна-"КОРАБЛЬ" это означает, что включен в состав ВМФ что делает невозможным всякие приказы от тыловиков. Либо что более вероятно автор рассказа не когда не был на флоте..и не знает таких элементарных вещей.
4. История про спасения кителя тоже несколько маловероятна. ординарец либо он занят своими делами. либо находиться при командире. Где он находился в момент начала пожара и в момент покидания корабля? В начале скорее всего при командире..как он оказался в каюте в самый жаркий момент? Маловероятно! Без приказа покинуть командира? В момент потери сознания командования принял другой старший офицер..все поступают в подчинение ему. опять как он мог куда то там уйти и забрать китель? Да еще если отдали команду "покинуть корабль". Возможен один вариант ординарец успел сбегать чтобы накинуть кителем на командира, но тогда китель должен был оказаться в госпитале и в руках следствия.
5. Тема с оркестром немцев на корабля БВМФ?? тоже очень сомнительная.
Вывод..рассказ-сказка..построен на некоторых исторических событий. Стиль написания как у Веллера. По принципу "Сталин кровавый маньяк, сейчас расстреляет честного моряка-служаку, а простой матрос всех обхитрил, и кровавый режим не получил еще одну жертву на растерзания" в общем рассказ эпохи 2000 .. очернения своей истории.
Zlov
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 15-07-2010 11:13:26

Re: Морская....

Сообщение topor&payse » 07-12-2013 20:31:24

Добрый вечер.
logo писал(а):Это не гавань ли верфи "Шихау" в Кёнигсберге? :roll:


Наградной :
Изображение
Интересно, не в Ленинград ли оборудование уехало ?
С уважением.
" Ложь - это часть войны".
Милтон Бирден.
Аватара пользователя
topor&payse
Читатель
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 28-03-2011 15:29:44

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение topor&payse » 10-12-2013 23:55:28

Доброго здоровья.
Из приказа №178 Командуещего КБФ от 22 12 45г
"С 24апреля 1945 г. По настоящее время принимал участие в подъёме 10 тысячного плав. Дока и в обследование ЛК «Гнезенау». 8.09.45 г.»
"С 24апреля 1945 г. по настоящее время принимал участие в крупных судоподъёмных работах по подъёму крейсера «Зейдлиц» и 150 тонного плавкрана. Несмотря на трудные условия работы , т. Кравец лично сумел заделать десяток различных пробоин в машинном отделении крейсера «Зейдлиц» . 8.09.45 г..»
«Участвовал в подъёме канлодки «Красное знамя» у острова Лавансааре в 1943 г., в подъёме крейсера «Петропавловск», а также в других водолазных работах на кораблях Эскадры КБФ. С 24апреля 1945 г. по настоящее время т. Попов, будучи командиром водолазной группы по подъёму транспорта «Клеопатра», плавдока, плавкрана.»
«… будучи командиром водолазной станции по подъёму крейсера «Зейдлиц», выполнил большую и ответственную работу, особенно по обследованию крейсера и устранению повреждений внутри корабля.».
«В период с 24 апреля по июнь 1945 г. принимал участие в подъёме крейсера «Зейдлиц», а с июня месяца по настоящее время принимал участие в подъёме 10 тысячного плавдока и обследование линкора «Гнейзенау»
».

Итак, 75 аварийно-спасательный отряд КБФ, который ранее поднимал однотипный крейсер «Петропавловск», поднял крейсер «Зейдлиц» в июне. И хотя есть свидетельство марсового 75 АСО о потопление крейсера нашей авиацией, но вряд ли, - «... десяток различных пробоин в машинном отделении крейсера…». Т. о. взрыв(ы) были в МО, следовательно , необходим заводской капитальный ремонт. Возможен ли он на судоверфи ? Возможен . Станочный парк был, документация, спецы по проекту были, поезда из Ленинграда ходили, растоможка была не нужна . Остаётся одно, но самое существенное – докование . Когда подняли этот «100 тысячный плавдок» и где он находился, в Гданьске ? Реально крейсер можно было доковать в Кронштадте, но туда, после затопления 18 октября 1945 г. и судоподъёма , 76 АСО КБФ отбуксировал крейсер «Киров». Повторное затопление крейсера «Зейдлиц» сомнительно, т.к. и в России работает правило: снаряд два раза в одну воронку не попадает – у нас он попадает ТРИЖДЫ !!! Да и приказ К КБФ от 22 декабря, если что похерили б его.
С уважением
" Ложь - это часть войны".
Милтон Бирден.
Аватара пользователя
topor&payse
Читатель
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 28-03-2011 15:29:44

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Schreiber » 19-12-2015 13:32:42

К годовщине событий.
События на крейсере «Зейдлиц» нашли отражение в наградных документах. Из них видно, что крейсер «Зейдлиц» захвачен в Кенигсберге сидящим на грунте и с пробоинами в корпусе. После восстановления герметичности корпуса велась консервация механизмов.
В период подъема обязанности командира крейсера исполнял командир БЧ-5 инженер-капитан 3-го ранга Свиридов Артем Федорович. Позднее его сменил капитан 2-го ранга Павловский Александр Константинович.
кап3 Свиридов А.Ф._01.jpg

кап3 Свиридов А.Ф._02.jpg

Пожар начался 20 декабря и явно был очень сильным, поскольку создалась угроза взрыва «нефтяных цистерн» крейсера.

Уже в госпитале узнал Семен Терешкин страшную судьбу своих сослуживцев. Погибли 78 человек – их похоронили в вырытой бульдозером большой траншее.

Достоверно погибли 3 человека: старшина 1-й статьи Верин Н.Ф., матросы Иванов Е.П. и Романов В.С. В настоящее время они похоронены в братской могиле на перекрестке проспекта Мира и улицы Энгельса в Калининграде. Да и вообще, учитывая, что крейсер в декабре находился на консервации, общая численность экипажа вряд ли превышала 100 человек.
старшина Верин Н.Ф._01.jpg

матрос Иванов Е.П., кр Зейдлиц.jpg

матрос Романов В.С. кр Зейдлиц.jpg

От оставшихся в живых он (Семен Терешкин) узнал, что по приговору трибунала были расстреляны командир «Зейдлица» Павловский и начальник электромеханической части корабля. Им приписали связь с немцами.

Расстрел командира корабля и «начальника электромеханической части» (командира БЧ-5) не подтверждается. Как минимум на 20 февраля 1946 года оба занимали свои должности и были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
кап2 Павловский А.К._01.jpg

кап2 Павловский А.К._02.jpg

кап2 Павловский А.К._03.jpg
Schreiber
Интересующийся
 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение gsm_689 » 19-12-2015 22:16:03

Schreiber писал(а):В период подъема обязанности командира крейсера исполнял командир БЧ-5 инженер-капитан 3-го ранга Свиридов Артем Федорович. Позднее его сменил капитан 2-го ранга Павловский Александр Константинович.
до августа 1947г. командиром (видимо последним) был капитан 1 ранга Виноградов Василий Дмитриевич
Зейдлиц_04.jpg

Schreiber писал(а):Достоверно погибли 3 человека: старшина 1-й статьи Верин Н.Ф., матросы Иванов Е.П. и Романов В.С. В настоящее время они похоронены в братской могиле на перекрестке проспекта Мира и улицы Энгельса в Калининграде.
нашелся еще один, краснофлотец Верещинский Евгений Карлович. По ОБД-Мемориал никак не пробивается :?
Зейдлиц_01.jpg
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Наёмник » 20-12-2015 00:15:07

По всей видимости у Терешкина очень сильное было проникающее черепно-мозговое ранение, либо В. Пичугин нафантазировал.
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Privatier » 21-12-2015 11:57:04

Наёмник писал(а):либо В. Пичугин нафантазировал

Учитывая появившиеся документы, скорее второе.
Волк - это ушедшая в партизаны собака...

Up your eyes, and look at north...
Аватара пользователя
Privatier
Military Police
 
Сообщения: 550
Зарегистрирован: 02-04-2009 07:47:05
Откуда: Калининград

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Schreiber » 21-12-2015 17:41:32

gsm_689 писал(а):
нашелся еще один, краснофлотец Верещинский Евгений Карлович. По ОБД-Мемориал никак не пробивается :?

ОБД-Мемориал он такой. В его базу данных даже не все Герои Советского Союза занесены.
Эх, где трое похоронены, там и четвёртый должен быть. Поможем товарищам http://memorial1945.ru/index.php?c=burial&id=8807

А если серьёзно, что же там произошло, если ещё и баржа-отопитель накрылась. Видимо, на барже горячий котёл водой залило, он и бабахнул, но кто-то же сначала в корпусе дырочку проковырял?
Schreiber
Интересующийся
 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение uran238 » 21-12-2015 17:43:06

Schreiber писал(а):но кто-то же сначала в корпусе дырочку проковырял?

Викторио Боргезе :lol: :lol:
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Аватара пользователя
uran238
физик-ядерщик
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
Откуда: Калининград

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Frey Fox » 21-12-2015 23:35:15

Schreiber писал(а):
gsm_689 писал(а):
нашелся еще один, краснофлотец Верещинский Евгений Карлович. По ОБД-Мемориал никак не пробивается :?

ОБД-Мемориал он такой. В его базу данных даже не все Герои Советского Союза занесены.
Эх, где трое похоронены, там и четвёртый должен быть. Поможем товарищам http://memorial1945.ru/index.php?c=burial&id=8807

А если серьёзно, что же там произошло, если ещё и баржа-отопитель накрылась. Видимо, на барже горячий котёл водой залило, он и бабахнул, но кто-то же сначала в корпусе дырочку проковырял?


Может по реке что словили? Там могли всякие ВОПы плавать после боёв.
月月火水木金金
Аватара пользователя
Frey Fox
Исследователь
 
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 21-11-2006 08:17:43
Откуда: Камчатка

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение Наёмник » 22-12-2015 02:53:30

Schreiber писал(а):Пожар начался 20 декабря и явно был очень сильным, поскольку создалась угроза взрыва «нефтяных цистерн» крейсера.

Схема бронирование Адмирала Хиппера.
Изображение
Как версия. Нефтяные танки находились по бортам, рядом с котельным отделением. Может что-то с котлами случилось, поэтому и рвануло. На Зейдлице котлы были системы "Вагнер" с высокими параметрами пара. Рабочая температура составляла 450 градусов, рабочее давление - до 70 атмосфер. Котлы были капризными. http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/2004_05/04.htm
Наш обслуживающий персонал вряд ли хорошо знал их. Хотя погибших котельных машинистов не было. Все трое погибших находились в МО на посту у ДГ. Похоже, что пожар начался в МО.
не плюй в колодец
Аватара пользователя
Наёмник
Краевед
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 01-03-2005 01:25:51
Откуда: Калининград

Re: Как в Кенигсберге немецкий крейсер захватили

Сообщение gsm_689 » 22-12-2015 13:43:32

Frey Fox писал(а):Может по реке что словили? Там могли всякие ВОПы плавать после боёв.
случаи бывали, но не так давно после штурма. Тут декабрь, мог уже ледок подовстать. Вряд ли диверсия, скорее извечное рас3,14здяйство, типа аварии в Чажминской бухте
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)


Вернуться в Следы Второй Мировой войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.