В книге К.Н. Галицкого "В боях за Восточную Пруссию" на страницах 303 и 304 есть поражающий воображение эпизод с захватом частями 11-й гвардейской армии транспортных самолетов на аэродромах южнее Кенигсберга.
"Наступление утром 28 января началось, как всегда, после ночных боев и небольшой артиллерийской подготовки. Правофланговый 36-й гвардейский стрелковый корпус встречал упорное сопротивление врага, понимавшего опасность дальнейшего продвижения наших соединений. И все же корпус продвигался вперед, хотя и медленнее, чем в предыдущие дни. 18-я дивизия прошла с боями 3 км, ее части овладели аэродромом в районе Далейма, на котором захватили 70 транспортных самолетов противника, и железнодорожной станцией Гутенфельд, где находилось 300 вагонов и несколько паровозов (32. Архив МО СССР, ф. 358, оп. 5916, д. 798, л. 116.). Все эти трофеи вследствие внезапности и быстроты действий гвардейцев были в абсолютно исправном состоянии. …"
"… Этим воспользовался командир 83-й дивизии генерал А. Г. Маслов и стремительно атаковал Викбольд. После упорного боя на улицах город был взят. Части дивизии продолжали развивать наступление и с ходу заняли Людвигсвальде, но вскоре были остановлены частями 549-й и 69-й пехотных дивизий, занимавшими укрепления внешней линии фортов крепости. В ходе наступления войска корпуса (8-й гв. СК) захватили в районе Клеехоф второй аэродром с 60 транспортными самолетами врага (34. Архив МО СССР, ф. 358, оп. 5916, д. 798, л. 117.)".
Лично у меня "внезапность и быстрота действий" на 18-й день наступления 3-го Белорусского фронта сразу вызвали подозрение в точности изложения К.Н. Галицким фактического материала. Дополнительным поводом для сомнений стала малоизвестность эпизода: по материальным результатам он вполне "тянул" на второй "Тацинский рейд", хорошо известный по публикациям и кинофильмам, а здесь какая-то подозрительная тишина. Однако в те древние времена, когда источником знаний являлась Книга, а не Интернет, реально возразить было нечего: издание солидное, а не мурзилка какая-то, и ссылки на ЦАМО имеются. Единственным логичным объяснением случившегося представлялось отсутствие у Германии к тому времени бензина и летчиков для транспортной авиации, но, как говорится, "осадочек остался".
Новая "информация к размышлению" появилась в 2010 году на сайте "Уголок неба" в виде страницы "Юнкерс Ю-52 в СССР"
http://www.airwar.ru/history/av2ww/sovi ... _sssr.html
Из неё следует, что в отличие от захваченных боевых самолетов, которые практически не использовались в повседневной деятельности по причине, что свои же и собьют, трофейные транспортные самолеты в годы войны активно летали в подразделениях Гражданского воздушного флота СССР и ведомственной авиации, где последние экземпляры списали только в 1951 году. Из приведенного в статье списка использовавшихся в СССР "Юнкерсов" следует однозначный вывод, что исправные "Ю-52" в Восточной Пруссии Красная Армия в заметных количествах не захватывала.
С появлением сайта "Память народа" стало возможным ознакомиться с первоисточниками, использованными К.Н. Галицким в работе над своей книгой. Оказалось, за ссылками на ЦАМО скрыт Журнал боевых действий 11-й гвардейской армии за 28.01.45:
"К 22.00 контратаки противника были отбиты и полки дивизии, усилив давление на противника, решительной атакой овладели Далейм и ж. д. станцией Гутенфельд. При этом на аэродроме в районе Далейм (Рощино) 51 полк /18 гв. сд/ захватил 70 транспортных самолетов Ю-57. … К исходу дня 83 гв. сд овладела Клеехоф, Фридрихсхоф и вышла к без. высотам 1 км сев. Людвигсвальде. В районе Клеехоф и Фридрихсхоф (район поселка Лесное по дороге на Багратионовск) 83 гв. сд на аэродромах захватила 60 транспортных самолетов Ю-57".
Обращаю внимание, что в книге К.Н. Галицкий вполне разумно заменил ошибочно указанный тип самолетов "Ю-57" на нейтральное "транспортные самолеты", но про техническое состояние трофеев в ЖБД нет ни слова. Неожиданности начались при просмотре документов дивизий.
Ни в книге А.М. Аннанурова "Битва за Кенигсберг" о боях 18-й гв. с/д в Восточной Пруссии, ни в документах 18-й гв. с/д про самолеты информации не оказалось:
83-я гв. с/д доложила 29.01.45 о захвате на аэродроме только 15 самолетов и уничтожении (сожжены) ещё 6:
В то же время о самолетах докладывали 5-я гв. с/д – 36 "Ю-52":
16-я гв. с/д – 15 самолетов "вообще":
и 84-я гв. с/д – 6 самолетов "вообще:
В сумме набирается 72 самолета (15+36+15+6), что тоже не мало, но столь вольное обращение с первичной информацией даёт повод лишний раз задуматься о достоверности отчётных документов будущих героев штурма Кенигсберга.
Что же реально стало трофеем 11-й гвардейской армии и других частей 3-го Белорусского фронта можно только предполагать. Очевидно, что в условиях относительно медленного продвижения наземных войск основную массу трофеев составляют подбитые машины на вынужденных посадках и содержимое авиационных свалок при аэродромах. Видимо в Восточной Пруссии попадалась авиационная техника и не относящаяся к Люфтваффе. В частности Франсуа де Жоффр ("Нормандия-Неман") писал о неких самолетах "для туризма", обнаруженных летчиками полка на неуказанном аэродроме (по ходу повествования это Powunden/Храброво или Wittenberg/Нивенское).
Судя по воспоминаниям Макса Нодатца (Max Nodatz), летчика-инструктора авиационной школы A/B 52, находившейся в Данциг-Лангфур, теоретически эта могла быть стоянка законсервированных самолетов старых типов авиакомпании "Deutsche Lufthansa". (Документ прислал Свен Карлсен)
Конец
В период войны авиакомпания "Deutsche Lufthansa" вывела из эксплуатации большое число пассажирских самолетов и сосредоточила их в аэропорту Берлин-Темпельхоф. Эти машины были признаны непригодными и в качестве транспортных для использования в Люфтваффе. В начале 1944 года из-за налетов англо-американской авиации компания начала перебрасывать самолеты в безопасные от налетов районы, в том числе в аэропорт Данциг-Лангфур. Прибывая из Берлина, эти уже старые самолеты постепенно сосредотачивались в Лангфур, размещались за границами аэродрома на полях в направлении Заспе (Saspe), закреплялись якорями на случай шторма и укрывались чехлами. К этому времени Вермахт уже установил вокруг аэродрома туманные установки (аппаратуру для дымопуска?), которые могли прикрыть аэродром Лангфур в случае воздушной тревоги искусственным туманом (дымовой завесой?).
На рубеже 1944/45 годов военное положение на всех фронтах постепенно ухудшалось, а русские были уже в Восточной Пруссии. Поэтому "Deutsche Lufthansa" в конце января 1945 года стала возвращать свои самолеты, размещенные между аэродромами Ланг и Заспе обратно в Берлин, где они, по-видимому, были в большей безопасности.
Свободные места в этих машинах занимали данцигские беженцы, которые ежедневно собирались в ресторане аэропорта, которым управлял господин Сегер, и ждали возможности получить место в самолете, летящем в направлении на Берлин или в любой другой западногерманский город.
В конце января 1945 года учебные группы FFS A52 с частью школьных самолетов тоже эвакуировались из Лангфур, первоначально на полевой аэродром Штребельсдорф в районе Лауенбург/Померания (теперь Ле́мборк, Польша). В начале февраля 1945 года вся FFS A52, включая персонал, самолеты и оборудование мастерских, была переброшена в Центральную Германию на аэродромы Целле-Витценбрух, Брауншвейг-Ваггум и Гослар.