Страница 1 из 1

Железнодорожная артиллерия в Восточной Пруссии

Добавлено: 27-11-2006 10:51:00
uran238
В этой книжке ( http://yushin.ru/book_25997.html ) на стр.243 прочитал вот какую инфу. Что Железнодорожный артиллерийский
транспортер ТМ-1-180 ( http://tanksinmoscow.com/Poklon/TM-1-180_01.htm) использовался в боях под Лиепаей и Кенигсбергом. И если с первым городом все понятно то вот с нашим возникли вопросы, а именно:
1) есть ли где то в ичточниках упоминания об их использовании
2) учитывая что колея в европе уже чем у нас КАК данные сооружения сюда прибыли. Перекладывалась колея ? Но в прифронтовой полосе сразу после боев это делать проблематично. Либо еще что то?

Добавлено: 27-11-2006 11:59:56
logo
Где-то есть у меня фотки, но вроде он по Кёнигу не стрелял. Подразделение было вроде морское и в составе 2 Белорусского фронта, под Данцигом и Браунсбергом вроде, уточнюсь сегодня постараюсь.... :roll:

Добавлено: 27-11-2006 12:06:30
uran238
ОК....Сань я в тебе не сомневался.

Но меня вот интересует вопрос. КАК они ехали....... Колея то сам понимаешь ....

Добавлено: 28-11-2006 09:40:28
btr
по этому поводу у Кузнецова Н.Г. "Курсом к победе" есть :
"...В дни Восточно-Прусской операции железнодорожная артиллерия использовалась особенно активно. В Прибалтику перешли 5 дивизионов и 3 отдельные батареи 1-й гвардейской железнодорожной морской артиллерийской Красносельской бригады, состоявшей из \481\ 47 орудий калибром 130 и 180 миллиметров. Под Кенигсбергом, а затем в Пиллау были развернуты 4 артиллерийских дивизиона и отдельная батарея. В их задачи входило препятствовать движению судов противника в Кенигсбергском канале, вести обстрел железнодорожного узла и порта, разрушать наиболее важные объекты и оказывать поддержку войскам при прорыве обороны противника на подступах к Кенигсбергу..."
целиком тут:
http://www.russiantext.com/russian_libr ... v2/40.html
Затем, по ж/д артиллерии пишет Василий ГЕОРГИЕВ, полковник запаса :"...Весной 1945 года с дистанции 25 км были обстреляны крепостные форты Кенигсберга, боевые и транспортные корабли противника, находившиеся в порту этого города. А последние залпы были произведены по блокированной 300-тысячной курляндской группировке. .."
отсюда:
http://techmol.narod.ru/TM/IST_SER/1985/1985_11.htm
и еще ссылочка:"...Железнодорожные транспортеры до последних дней войны участвовали в боевых действиях. Красносельская и Выборгская операции, освобождение Либавы и Кенигсберга - вот путь, пройденный транспортерами в 1944-45 годах, и везде их мощные огневые удары были одной из основных слагающих успеха."
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/RW/08.htm

т.е. упоминаний довольно много - о боевых действиях...а о колее - ни слова...

Добавлено: 28-11-2006 10:28:59
МёбиуС
Ага, получается в переди шли доблестные инженерные войска и прокладывали колею. :D

Добавлено: 28-11-2006 12:40:25
uran238
btr писал(а): т.е. упоминаний довольно много - о боевых действиях...а о колее - ни слова...
Борь. Именно. ТО что упоминаний много это да. Я тоже много нашел. А вот КАК они тут действовали - ни слова. А меня именно этот вопрос интересует. Потому как все те способы которые применяются сейчас, а именно
1) замена колесных пар
2) специальные гидравлические пары с изменяемой длиной

не подходят. Второй вариант, потому как тогда такого еще не было да и ОЧЕНЬ сложно, особенно сейчас. А тогда так и подавно, да еще на войне.
А первый - это какие подъемники должны быть, чтоб поднять платформу с орудием для замены пар. Опять же в условиях военного времени проблематично. Тем более что преоборудование должно было быть именно на границе с В. Пруссией. А не ДО нее....

Хотя....а здесь ни где стандартной русской колеи не могло быть. Саня который Мебиус.....Ты ж вроде железкой занимался. Что молвишь?

Добавлено: 28-11-2006 23:02:49
kenig88
Да откуда ей там взяться? Да и даже если допустить её существование, то если посмотреть все места, где упоминается использование железнодорожной артиллерии, то эта мысль сама отпадает-не везде же была старая русская колея!

Добавлено: 29-11-2006 00:14:46
МёбиуС
Да не, колея в Пруссии везде была вроде одинаковая. Но надо уточнять. Единственное помню, что читал где-то про штурм Кёнигсберга. И говорилось про большую работу инженеров по проложению путей, но там по-моему про подвоз снарядов и орудий было. Не помню точно, посмотрю потом скажу.

Добавлено: 29-11-2006 09:09:20
uran238
Опять же. ДЛя данных комплексов нужно уитывать чтоб мотся были мощные, которые выдражат такую нагрузку. Да и сама колея не должна иметь слабых мест.

Добавлено: 29-11-2006 09:16:16
Burgomistr
Видел я этот бронепоезд года два назад в Лен.обл. правда там стоит только один состав.Его с горки хорошо видно.Близко подходить не рекомендуется т.к. бабки из ВОХРа его с карабинами пасут.)))

Насчёт бронепоездов я где-то читал упоминание,что у немцев в р-не Апраксина Лен.обл. тоже бронепоезд болтался.

Добавлено: 29-11-2006 09:23:09
uran238
Господа.......
Для ьменя важен тока ОДИН вопрос - колея. Т.к. в Европе и в России она разная - и использовать один и тот же подвижной состав нельзя без замены колесных пар. Вот почему я задал вопрос про арт. комплекс

Добавлено: 29-11-2006 09:38:35
btr
железнодорожники:
Вторая важнейшая операция- Восточно-Прусская - была проведена войсками 2-го и 3-го Белорусских фронтов. Эту операциюобеспечивали коммуникациями железнодорожные войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов под командованием генералов Бакарева и Смирнова.
Следуя за наступающими войсками, воины восстановили участки Гольдан - Инстербург - Кенигсберг, Инстербург - Илау и другие. Высокую самоотверженность проявили они и в этот период боев.
http://www.nigma.ru/find_words.php?url= ... E%EB%E5%FF

В январе – апреле 1945 года наш 3-й Белорусский фронт вместе с войсками К.К Рокоссовского принимал участие в проведении Восточно-Прусской наступательной операции. Основная цель операции заключалась в том, чтобы отсечь немецкие армии группы «Центр», которые держали оборону в Восточной Пруссии, от остальных фашистских сил, прижать их к Балтийскому морю, расчленить и уничтожить по частям. Успех этой операции имел очень важное значение не только для общего наступления советских войск зимой 1945 года, но и для исхода Великой Отечественной войны в целом.
C началом Восточно-Прусской операции перед железнодорожными войсками были поставлены три задачи: восстановить железнодорожный путь и все объекты на направлении Гумбиннен-Инстербург-Кенинсберг; перевести участок Шталлупенен-Гумбиннен на нашу колею, с организацией здесь перегрузочного района; срочно восстановить трофейный железно-дорожный транспорт и организовать правильную и мобильную его эксплуатацию. Темпы выполнения этих работ играли для фронта исключительную роль.
При подготовке штурма Кенигсберга (ныне г. Калининград) – столицы Восточной Пруссии – поток воинских эшелонов значительно возрос, западноевропейского подвижного состава было явно недостаточно. Железнодорожники в срочном порядке переводили на широкую колею весь путь до Кенигсберга. Уже на третий день после взятия этого города наши войска приняли эшелоны, пришедшие сюда по союзной колее. Воины – путейцы трудились, не покладая рук, а иногда принимали участие и в отражение его контратак. Во время боевых действий в Восточной Пруссии железнодорожными войсками нашего 3-го Белорусского фронта было уложено, восстановлено и «перешито» 552 км главных стационарных путей, восстановлено и введено в действие 64 моста, 5 железнодорожных узлов и 6 пунктов водоснабжения. За этими цифрами – напряженнейший, полный риска для жизни труд…
http://teambackspace.narod.ru/dolmatov.html

причем, это уже было и по Первой мировой :shock:
Восточно-Прусская операция в начале войны сопровождалась успешным наступлением двух русских армий, входивших в состав Северо-Западного фронта. По плану русского командования они должны были взять в клещи и разгромить немецкие войска, расположенные в Восточной Пруссии. Вслед за наступавшими армиями два ождб3 вели восстановление железнодорожных линий, разрушенных противником, одновременно перешивая их с европейской колеи на русскую и ликвидируя негабаритные места для пропуска подвижного состава.

При наступлении русских армий во время Варшавско-Ивангородской операции предстоящий объем работ по восстановлению и перешивке путей был настолько велик, что частям железнодорожных войск потребовалась помощь МПС. И МПС срочно приступило к созданию на тыловых дорогах ремонтных команд. Однако их было явно недостаточно, поэтому стали формировать головные поезда для ремонта путей, мостов, линий связи и т.п.

Для скорейшего открытия поездного движения на двухпутных участках восстанавливался только 1 путь.

До середины 1915 г. частями железнодорожных войск на Юго-Западном фронте было восстановлено 3900 км ж.д. пути, 4170 км линий связи, 29 больших (длиной более 100 м) и около 40 мостов (менее 100 м).
3 ождб — отдельный железнодорожный батальон
http://www.nasledie.ru/oboz/N09_00/9_20.HTM

Это значитЬ, прикиньте: мы этим падлам в 14-м годе почитай всю ж/д сеть под нормальную колею перешили, а они сцуко к 45-му всё взад возвернули !? 8) 8) 8)

Добавлено: 29-11-2006 09:52:11
uran238
Нда.... Однако.

В Саниной ссылке указано http://www.press-volga.ru/pvnews/2005/05/07/1/ что принимало участие 5 морских железнодорожных батарей. Че то цифры все больше и болше

Добавлено: 29-11-2006 09:58:30
btr
углУбимся в тему :wink:
История создания бронепоездов:
http://engine.aviaport.ru/issues/45/page42.html

Добавлено: 29-11-2006 10:29:00
btr
uran238 писал(а):Нда.... Однако.

В Саниной ссылке указано http://www.press-volga.ru/pvnews/2005/05/07/1/ что принимало участие 5 морских железнодорожных батарей. Че то цифры все больше и болше
Василевский, вишь, тоже толкует о 5-ти батареях ;-)

Ставка предоставила фронту дополнительные, наиболее мощные средства подавления из Резерва Верховного Главнокомандования. К началу штурма фронт имел 5000 орудий и минометов, [461] 47% из них составляли орудия тяжелые, затем большой и особой мощности — калибром от 203 до 305 мм. Для обстрела наиболее важных целей, а также для того, чтобы не дать противнику эвакуировать войска и технику по Кенигсбергскому морскому каналу, предназначались 5 морских железнодорожных батарей (11— 130-мм и 4 — 180-мм орудия, последние — с дальностью стрельбы до 34 км). Наступавшим на город наземным войскам помогали выделенные в подчинение командирам стрелковых дивизий орудия крупных калибров (152- и 203-мм) и 160-мм минометы. Для разрушения особо прочных зданий, построек и инженерных сооружений создавались корпусные и дивизионные группы, которым была придана особой мощности реактивная артиллерия. Штурмовые войсковые группы также до предела насыщались артиллерией: у них имелось до 70% дивизионной артиллерии, а в ряде случаев и тяжелые орудия.
http://www.nigma.ru/find_words.php?url= ... E%EB%E5%FF

Добавлено: 08-06-2007 11:43:10
logo
А по Кёнигу эти батареи стреляли? :roll:
пушко.jpg

Добавлено: 08-06-2007 11:49:31
uran238
А откуда стреляли по Данцигу?

Добавлено: 08-06-2007 13:33:11
btr
Дык а чё? штурм Данцига не особо отличался от любого другого, того же Кенигсберга...штурмовики сверху,тяжелая+железнодорожная артиллерия,+ штурмгруппы ШИСБРовцев,пехота само собой...и т.д. а оттуда - немец поливает, да с моря доблестные корабли германского надводного флота лупцуют...

Добавлено: 08-06-2007 13:59:16
uran238
Не, Борь - я имел ввиду конкретное место откуда жд комплексы били

Добавлено: 09-06-2007 09:13:01
btr
uran238 писал(а):Не, Борь - я имел ввиду конкретное место откуда жд комплексы били
Конкретно сказать не могу.
но в указаниях командующего артиллерией (не помню какой армии :oops: ) упоминается рубеж Эмаус - Цыганкенберг (западный) . и железнодорожные узлы Плонск и Серпц.

Добавлено: 31-07-2007 10:09:21
glik12
В 1927 инженер ЛМЗ А.Г.Дукельский выступил с предложением установить 356-мм орудия от недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил» на железнодорожные платформы. В мае 1931 года был выдан заказ на проектирование и изготовление четырех установок ТМ-1-14.
Проектирование 305/40-мм ж. д. установки ТМ-2-12 было начато в начале 1932 года. Их выпуск полностью осуществлял завод им. Марти в г. Николаеве (завод № 198).
Технический проект 305/52-мм установки ТМ-3-12 был утвержден в октябре 1936 года. Они также производились на заводе им. Марти.
Установки ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12 были устроены в принципе одинаково. Изготовление стволов калибра 305-мм и выше прекращено отечественной промышленностью в 1917 году и возобновлено только в конце 30-х годов. Поэтому для 356-мм установок использовали стволы, имевшиеся на крейсерах типа «Измаил», которые производились в Англии для России в 1915-1917 годах. Для ТМ-2-12 применялись 305/40-мм стволы (также изготовленные в Англии, которые находились в качестве запасных на броненосцах типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3-12 получили 305/52-мм орудия, поднятые с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария».
Все стволы скрепленные. Высокие баллистические качества морских орудий имели и оборотную сторону низкую живучесть. Операция по замене внутренней трубы обычно длилась несколько месяцев.
Затворы у 356/52-мм, 305/52-мм и 305/40-мм пушек поршневые, горизонтальные, заряжание картузное.
Одной из наиболее серьезных проблем для ж. д. установок было горизонтальное наведение. Для орудия среднего калибра до 203-мм вопрос решался просто система вращалась на 360 на центральном штыре, опираясь на шаровой погон нижней части лафета. При этом транспортер опирался на выдвинутые в обе стороны опоры (ноги). Для орудий большего калибра такая система уже не годилась. Чтобы обеспечить больший угол горизонтального наведения, строили специальные закругленные ж. д. полосу (усы), передвигаясь по которым транспортер имел угол обстрела. В этом случае стрельба по движущимся морским целям была неудобна. Поэтому для ж. д. установок к ключевых точках Балтийского и Тихоокеанского побережья были построены специальные огневые позиции с бетонными основаниями.
Основание представляло собой бетонный массив размерами 16 х 16 х 3 м, в который был заделах железный каркас (закладные части). В центре фундамента имелись стальная фундаментная плита, вокруг нее укладывался стальной круговой погон под задние катки главной балки. Железнодорожный транспортер по рельсам, заделанным в бетон, заезжал на основание. Затем от транспортера опускалось возимое основание (опорный цилиндр), нижняя часть которого крепилась болтами к закладным частям бетонного основания. Далее из-под транспортера выкатывались тележки, и транспортер опирался только на возимое основание и два задних катка. Таким образом ж. д. транспортер превращался в классическую береговую установку на центральном штыре.
Бетонные основания строили только в составе целого комплекса на одну ж. д. батарею. В комплекс входили два основных и два запасных ж. д. пути, три бетонных основания, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 100 м друг от друга, железобетонная постоянная вышка высотой 28,6 м для размещения батарейного поста.
Транспортеры в походном положении без проблем могли передвигаться по большей части железных дорог СССР. Перегон целых батарей по периметру Николаев-Ленинград - Дальний Восток было обычным делом. Проектная скорость передвижения установок была принята 45 км/час, однако на испытаниях скорость ТМ-1-14 достигла 60 км/час. Естественно, здесь речь идет о паровозной тяге, но у ТМ-2-12 и ТМ-3-12 имелись небольшие двигатели для передвижения «самоходом» со скоростью 22,5 км/час.
Батареи ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12 имели трехорудийный состав и по структуре мало отличались друг от друга. В батарею входили три орудийных транспортера, три вагона снарядные погреба, три вагона зарядные погреба, три вагона электростанции, один вагон батарейный пост и один-два паровоза серии «Э».
В 1937 году АНИОПом были составлены таблицы стрельбы для новых 368/220-мм подкалиберных снарядов весом 252,13 кг с активным снарядом весом 140 кг. При начальной скорости 1390 м/с дальность стрельбы была 120,5 км. 368-мм орудия должны были быть установлены на ж. д. транспортерах ТМ-1-14.
Однако серийная переделка 356/52-мм орудий в 368-мм осуществлена не была в связи с загрузкой заводов «Большевик» и «Баррикады», относительно невысокой эффективностью 220-мм снарядов и отсутствием целей для сверхдальней стрельбы после 1939 года, так как основными целями свердальних ж. д. установок должны были стать военные и политические центры Прибалтики.
180-мм ж. д. установки ТМ-1-180 принципиально отличались от 305-мм и 356-мм установок. Вращающаяся часть ТМ-1-180 со 180-мм пушкой Б-1-П была взята с мелкими изменениями от береговой щитовой установки МО-1-180. В частности, были уменьшены габариты и толщина щита (лоб 38 мм, бок и крыша 20 мм). Меньший калибр и увеличение числа опорных ног до восьми позволили добиться кругового обстрела при стрельбе с рельсов. Фактически это были установки на центральном штыре на ж. д. платформе.
На первых установках были пушки с мелкой (1,35-мм) нарезкой, а на последующих с глубокой (3,6-мм). Снаряды этих орудий не взаимозаменяемые. К началу войны на службе числилась только одна батарея с мелкой нарезкой.
Изготовление установок ТМ-1-180 велось на заводе им. Марти в г. Николаеве. Пушки Б-1-П производились заводом «Баррикады». Первый образец был отстрелен в декабре 1934 года, последующие три в январе-марте 1935 года.
В боекомплект ТМ-1-80 входили снаряды бронебойный, полубронебойный, осколочно-фугасный и дистанционная граната с механической трубкой ВМ-16. Все снаряды имели одинаковую массу 97,5 кг. Вес взрывчатого вещества у бронебойных снаряды составил 1,81,9 кг, полубронебойных 6,97,0 кг, а у осколочно-фугасных около 8 кг.
В основном ж. д. батареи строились для борьбы с вражеским флотом. Например, три 356-мм, три 305-мм и восемь 180-мм ж. д. орудий вместе со стационарными береговыми батареями калибра 152- 305-мм перекрывали огнем вход в Финский залив. Но германское командование даже не планировало участие крупных надводных кораблей в войне против СССР. Морских целей у наших батарей не оказалось.
Сложно пришлось батареям № 9 и № 17 на полуострове Ханко, блокированном финнами в первые дни войны. Батареи вели огонь по финским позициям и городу Таммисаари. 2 декабря 1941 года при эвакуации из Ханко была сделана попытка уничтожить эти батареи. 305-мм стволы были взорваны, сломаны противооткатные устройства, тележки затоплены. Тем не менее финнам удалось восстановить 305-мм батарею. Тележки подняли из воды, противооткатные устройства восстановили, а стволы получили через оккупированную Францию с однотипного с «Императрицей Марией» линкора «Александр III», который в 1920 году угнали белые в Бизерту. Восстановили и 180-мм батарею, но окончательно ее ввести в строй не удалось. После заключения в сентябре 1944 года перемирия с Финляндией обе ж. д. батареи возвратили в СССР и в начале 1945 года поставили на вооружение ж. д. бригады.

А это дальномерные башни на Балтике http://foto.mail.ru/mail/glik12/1/

Добавлено: 31-07-2007 11:07:02
logo
Точно, башни как у Тенкиттена......от отечественного производителя. :wink:
А у немцев были на побережье Замланда дальномерные башни? :roll:
Тема была такая на форуме, найти не могу.... :roll:

Добавлено: 31-07-2007 12:09:45
DOROSCH

Добавлено: 19-08-2007 13:22:52
МёбиуС

Re: Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180 в В

Добавлено: 10-08-2011 12:34:08
МёбиуС
Был тут на днях в гостях и взгляд зацепился вот за такую книгу
DSC_0729.jpg
Ну и сделал фотокопии по ВП, особо примечательного там ничего нет, но всё же.
DSC_0725.JPG
DSC_0727.jpg

Re: Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180 в В

Добавлено: 10-08-2011 20:05:49
Михаил 22
Интересно, особенно про 260 обрмп, которая в Нойтифе то и не была.