JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Боевые действия на территории Восточной Пруссии, рассказы, исследования, фото

JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 30-01-2014 15:55:10

C GSM благословения начнем...
Итак, до сих пор в кучу никто не собирал инфу по славным защитникам неба Кенигсберга, которые в условиях полного превосходства противника в воздухе дрались и умирали за свою землю, охраняли конвои с беженцами, и до конца исполнили свой долг перед фюрером и хайматом.
Целью опуса было показать краткую историю эскадры, основные этапы боевой работы, места базирования.
Немного о структуре люфтваффе.
Итак:
JG51.gif
JG51.gif (80.36 КБ) Просмотров: 19833

Bf-109F-JG51-1941-01.jpg

Тактическое деление люфтваффе.
Основной тактической единицей люфтваффе в период 2 Мировой войны (2МВ) являлась авиационная группа.
Обозначается римской цифрой I, II, III, или IV с точкой.
В составе авиагруппы люфтваффе было три эскадрильи (нем. -«штаффель») по 12 экипажей в каждой и машины, приписанные к штабу группы.
Обозначается арабской цифрой с точкой, диапазон от 1. до 15.
После "реформы люфтваффе 1943 года" количество эскадрилий в некоторых группах было увеличено до четырёх 4-х.
Иногда, в состав групп были приписаны и дополнительные штаффели, такие, как "штурмовые", "истребители танков" или "испанский", фактически оперативно подчиненные в какой-то период времени командиру группы, но на бумаге не входившие в состав группы ("временное приписывание").
Таким дополнительным штаффелем являлся и Штабной штаффель JG51, в качестве оперативного инструмента быстрого реагирования, подчиненного напрямую командиру эскадры.
Эскадрилья (штаффель), в свою очередь, каждый делился на три звена (нем. -"шварм") по 4 экипажа в каждом - 2 две пары ("ротте" - пара).
Здесь надо отметить, что в отличие от звеньев по три самолёта (нем. - "кетте"), принятых к началу 2МВ в качестве организационно-тактического построения в ВВС РККА и Королевских Военно-воздушных силах Великобритании, в эскадрах истребителей люфтваффе звено состояло из 4 четырех машин.
Всего в полностью укомплектованной по штатному расписанию авиагруппе люфтваффе должно было быть (с учетом штабного звена) 40 экипажей (до 1943) либо до 52 экипажей в расширенном до четырёх штаффелей составе группы.
Несколько групп входили в состав тактического соединения, которое в русскоязычной литературе принято называть эскадрой («гешвадер» по-немецки).
В случае, когда речь идёт о "истребительной эскадре", нем. -"ягдгешвадер", используется обозначение JG.
В начале 2МВ в составе ягдгешвадеров люфтваффе насчитывалось по три 3 группы, а с 1943 года - четыре 4, когда был осуществлен переход к гешвадерам, состоящим из четырех 4 групп.
Несколько эскадр люфтваффе сводились в авиационный корпус.
Высшей организационной структурой люфтваффе был Воздушный флот, в составе которого, как правило, было два авиакорпуса, т.е. от 5 до 12 эскадр, всего порядка 500— 1000 экипажей.
Все руководство Воздушными флотами (Люфтфлотт) осуществлялось ОКЛ* - Обер Коммандо Люфтваффе.
ОКЛ, в свою очередь, подчинялось непосредственно Верховному главнокомандующему вермахта и структуре при нём - ОКВ.
Во многом, взаимодействие ОКВ и ОКЛ осуществлялось при личных контактах Гитлера и Геринга, известных давними отношениями по партийной работе.
Ну примерно так:
stuka-5.gif
stuka-5.gif (24.15 КБ) Просмотров: 19833

Краткая история гешвадера JG51.
Штаб 51 эскадры сформирован 25 ноября 1939 года в Мюнстер-Лодденхейде (Munster-Loddenheide).
Расформирован 28 апреля 1945 года.
Первым командиром гешвадера стал оберст Тео Остеркамп, участник Легиона Кондор во время боев в небе революционной Испании в 1938 году.
Впрочем, и следующий командир JG51 побывал там, записав на свой счет 14 побед в воздухе.

28 июля 1940 года командование эскадрой передали оберст лейтенанту Вернеру Мельдерсу, легендарному немецкому эксперту, в честь которого эскадра получила своё название.
В тот период времени 6. штаффель JG51, командиром которого являлся небезызвестный оберлейтенант Йозеф Приллер (Oblt. Josef Priller), принимал участие в воздушной битве над Каналом (Ла-Манш).
Фактически, из-за значительной занятости Мёльдерса, в период до 07 августа 1940 года, оберст Тео Остеркамп оставался и.о. командира эскадры.

К маю 1941 года, когда гешвадер был отведён с Канал-фронта (Западного) на отдых и пополнение перед германским вторжением в СССР, лётчики JG51 успели записать сбитыми на общий счёт эскадры 345 самолётов союзников.

30 июня 1941 года, спустя неделю после начала войны с СССР, Мельдерс первым из немецких летчиков превзошёл цифру в 80 воздушных побед, своеобразный рекорд, установленный ещё в 1918 году лучшим асом Первой мировой войны, "Красным бароном" Манфредом фон Рихтгофеном.
Мельдерс оставался командиром JG51 до 19 июля 1941 года, когда, спустя без малого месяц с начала операции "Барбаросса", его боевой счет достиг
внушительной цифры в 101 сбитый самолет противника (последние 28 были совершены во время первых 24-х дней войны с Советским Союзом)
и Геринг издал приказ, запрещающий асу принимать участие в боевых вылетах.
Мельдерс, получив звание оберста и первый в Рейхе (из всего 27 врученных за время войны) орден РК высшей степени - с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами, стал инспектором истребительной авиации.
Впрочем, иногда бывает невозможно убежать от судьбы.
22 ноября 1941 года Вернер Мельдерс погиб в нелепой авиакатастрофе пассажирско-транспортного самолета, случившейся во время промежуточной
посадки неподалеку от Бреслау*.
В условиях плохой погоды и скверной видимости, самолет "Хейнкель-111Н-6", заводской номер (W.Nr.)4513, тактическое обозначение «1G+TH» из KG27, которым он летел в качестве пассажира, зацепив крылом провода,
с малой высоты рухнул на аэродром.
Вернер Мельдерс спешил в Берлин, на похороны Эрнста Удета, застрелившегося 17 ноября 1941 года.
Мельдерс должен был идти в почетном карауле перед гробом.

1 марта 1941 года майор Бек был назначен командиром группы IV./JG51.
Спустя три месяца, в первые недели вторжения по плану "Барбаросса", обер-лейтенант Бек, предпочитающий совершать вылеты в тандеме со своим вингманом, лейтенантом Брендом Галовичем (Lt. Brend Gallowitsch), имеет внушительные успехи в воздушных боях, возвращаясь из каждого вылета с победами над советскими летчиками.
За короткое время счёт каждого из экспертов приближается к двум десяткам побед.
19 (21 июля - вики) июля 1941 года Фридрих Бек возглавил уже всю эскадру JG51.
08 сентября 1941 года, когда эскадра JG51 под руководством Бека осуществляла воздушную поддержку танковым корпусам Гудериана, которые вели бои с Красной Армией под Киевом, пилоты "Мельдерс" одержали 2,000 победу.

Части VIII.флота люфтваффе, включая Штаб, II, III, IV./JG 51, зимой 1941/42 гг всё еще наполненные высококвалифицированными опытными пилотами-асами, сохраняли господство в воздухе.Впрочем, самые дальновидные командиры к этому моменту уже успели понять, с какой громадной силой пришлось столкнуться немецкой армии и авиационным частям на Востоке.Кроме сложнейших погодных условий, доставивших техникам и пилотам эскадры множество трудностей, явно наметился контур и ещё одной, самой главной, проблемы.
Как-то незаметно выяснилось, что ВВС РККА, несмотря на множество потерей, не разбиты; сталинские соколы сохранили и укрепили свой боевой дух и мастерство за этот период боевых действий, разработали новые тактические схемы применения авиации, учтя опыт воздушных боев первого полугодия ВОВ.
Фактически, битва под Москвой, состоящая из множества сражений, продлилась до середины апреля 1942 года.
08 апреля 1942 года 51 эскадра первой из эскадр люфтваффе достигла цифры в 3,000 подтвержденных воздушных побед.
В августе 1942 года первыми целиком переукомплектованными на FW-190 оказались некоторые штаффели действовавших на Западе эскадр JG1, JG2 и JG26.
На театре СГФ, первые истребительные группы из эскадр JG5, JG51 и JG54, были переоснащены на "FW-190", то есть, в начале они получили лишь по несколько самолетов, для ознакомления ("Me-109" остались в качестве основного истребителя наравне с новыми "FW-190"). Всего на месяц позже, чем эскадры JG1, 2 и JG26 были полностью перевооружены на материальную часть "FW-190", на СГФ новые самолеты в небольших количествах поступили в JG51, и начиная с 06 сентября 1942 года вели напряженные воздушные бои в небе Ленинградской области.
В это время немецкие пилоты все еще активно применяли тактику “свободной охоты” ('Freien Jagd") и машина, созданная Куртом Танком, хотя и имела значительные отличия от “Мессера” в части тактики боя, пришлась им по душе.
Высокая мощь секундного огневого залпа и неплохая живучесть, отличные характеристики скорости крена, разгона при пикировании, торможения в полете (быстрый сброс скорости), хороший обзор из кабины пилота, даже широкая колея прочного шасси, удобная при посадке на грунтовые, заснеженные и плохо подготовленные аэродромы – все было ко двору.
В то время, как I./JG51 располагалась на аэродроме в городке Любань, к юго-востоку от Ленинграда (Тосненский район), многие летчики Группы навсегда обрели покой в окрестностях Ильмень-озера.
В октябре 1942 первая группа I./JG. 51 перебазировалась на аэродромы Ржева и Вязьмы.
В декабре на СГФ (Восточный фронт) из Оесау (Oesau) прибыла и III. группа и 6. Штаффель эскадры JG51, перевооруженные на фабрично-новые "FW-190".
II. группа JG51, начиная с декабря 1942 года, была выведена из оперативного подчинения штаба 51 гешвадера, и воевала в составе Люфтфлота 2 (Lu;ftflotte 2). Пилоты 4. и 5. а также вновь сформированного 6. штаффелей проводили это время вначале в Тунисе (Африка), а затем на Балканах, в операциях летом и осенью 1943 года по защите юга Италии, и противодействию бомбардировок американским 8-м флотом промыслов румынского Плоешти.
В каком же количестве поступали самолеты «Фокке-Вульф-190А»
в штабной штафель JG51 (далее по тексту «Шт»), за период с четвертого квартала 1942 по апрель 1945 года?
Штатное расписание штабной эскадрильи в этот период предусматривает наличие 12 дюжины (иногда до 15-ти, а на заключительном этапе войны и до 20-ти) самолетов.
1942, декабрь.
Первые 4 (четыре) самолета модификации А-3 были получены эскадрой JG51 еще в ноябре 1942 года, для чего пилоты летали на базу в в Езау (Jesau), это было плановое восполнение потерь эскадры и именно на этих машинах состоялось знакомство летчиков с новой техникой, месячное обучение вне фронта;
В декабре штаффель опробовал новые штурмягеры на СГФ.
В то время, когда для вермахта основные драматические события этих морозных дней разворачивались на юге, в Сталинграде, советское командование, расширяя достигнутый успех, предприняло ряд наступательных операции, нацеленных на окружение и уничтожение группы армий "Центр".
04 декабря 1942 года германские пилоты из вновь переукомплектованной материальной частью, и усиленной новыми летчиками JG51, предприняли серьезные усилия в попытке обрести некое подобие инициативы в воздухе. Результатом этому стал значительный успех, выраженный в количестве сбитых самолётов, и серия ожесточенных воздушных сражений, в которых "ФВ-190" противопостояли штурмовикам "Ильюшина",
массированно применявшимся советскими ВВС для поддержки наступления Красной армии на центральном участке фронта.
Мощное вооружение "фоки" позволяло, пусть и не без труда, весьма эффективно повреждать (или сбивать) хорошо защищенный, в т.ч. пассивно, легендарный "Ил-2",
прозванный германскими солдатами "летающим танком".
26 ноября 1942 года, ровно в третью годовщину со дня образования эскадры, в структуре гешвадера были произведены изменения, среди которых были и преобразование 6.эскадрильи в штабной штаффель и формирование новой 6.эскадрильи из пилотов 3./JG 1 и 11./JG 26.
Вторая группа JG51 так и не дождалась ФВ-190. Вместо этого, в течении трех дней, (5-8 ноября 1942 года) эти штаффели получили на заводе WNF новенькие "Мессершмиты-109Г-6" и были переброшены в конце ноября сначала в Италию, Бари, затем, в начале декабря - на Сицилию (Комизо) а, позже, к концу второй недели декабря, в Северную Африку - вначале в Ливию.
Они никогда больше не вернулись на Восток.
Эксперты II-й группы никогда не высказывали сожалений по этому поводу.
Впрочем, через два года летчики ВВС РККА сами пришли в Румынию, и в ноябре и декабре 1944 года, эксперты II-й группы JG51, отчаянно старавшиеся защитить нефтяные промыслы в румынском Плоешти, так необходимые Рейху для продолжения войны на два фронта, от налетов "летающих крепостей" союзников "Боинг Б-17" и "Б-24", вновь получили возможность сразиться с советскими лётчиками.
Вместо целой второй группы, что улетела на юг, будто перелётная птица, был сформирован «штабной штаффель», подчиненный напрямую командиру гешвадера (в отличие от остальных, подчиненных непосредственно командирам групп).
По чьим-то расчётам, сосредоточенный на борьбе с советскими штурмовиками, этот элитный штаффель - 12 летчиков, вооруженный самыми современными на тот момент времени "Фокке-Вульфами", должен был биться за четверых.
Командиром St./JG51 был назначен действующий командир 6./JG51

4 октября 1942 года вернувшийся в Германию из JG5 специалистом по новым истребителям "ФВ-190", Дительм фон Айхель-Штрайбер был назначен командиром штаффеля 6./JG51, базировавшегося тогда в Йесау* (Jesau) и проходившего переоснащение на самолеты "ФВ-190А" перед возвращением обратно на СГФ. Он хорошо подошел на роль командира, которому довелось вести штурмягеры на Восток.
Практически сразу после возвращения на фронт, в роли командира Шт./JG51, ф. Айхель-Штрайбер, в первой половине марта (4 и 15) 1943 года занёс на свой счёт две воздушные победы, согласно немецким записям, это были штурмовики "Ил-2".

О трудностях освоения новой техники занимательно рассказал Рольф Шрёдтер, технический офицер III/JG 26
«Когда на смену Bf-109 пришёл Fw-190, проблемы посыпались, как из мешка, и на этот раз дело было в двигателе BMW, ресурс которого поначалу исчерпывался всего несколькими часами – зачастую дело было в обрыве шатуна.
Двигатели, которые после этого ещё можно было восстановить, мы отправляли в разобранном виде в ремонтную мастерскую в Альбер. Даже и не припомню, сколько раз мне приходилось вылетать туда для разбора причин аварии.
В конце-концов мы пришли к выводу, что неудачное расположение вывода выхлопных газов вело к перегреву головок цилиндров. Однако мы не были в состоянии усовершенствовать выхлопную систему двигателей в полевых условиях.
Штаффелькапитан 8й эскадрильи оберлейтенант Карл Боррис даже был награждён золотыми часами от компании BMW, когда двигатель его машины первым превысил время рабочего ресурса в 100 часов!
Кстати, наша ремонтно-техническая база зачастую истощалась настолько, что я был вынужден доставать их где угодно за пределами аэродрома. Например, когда у нас были трудности с маслонасосами для гидравлики шасси,
я вылетел на Bf-109 в поисках запчастей, и облетел всю Германию, включая даже Восточную Пруссию и Верхнюю Силезию! Вот так вот мы и преодолевали трудности…»
Постоянно сказывалась нехватка самолетов. Сборочные линии Фокке-Вульфа не поспевали за потребностя¬ми Западного и Восточного фронтов, а также системы обороны Рейха. По¬этому в начале 1944 года I./JG 51 отве¬ли на базу в Демблин-Ирене, где диви-зион был перевооружен, получив в за¬мен Fw 190 Мессершмитты Bf 109G. После возвращения I./JG 51 в Бобруйск пришла очередь III ./JG51 отправлять¬ся в Демблин-Ирену. Таким образом к началу мая 1944 года все три дивизио¬на JG 51, сражавшихся на Восточном фронте, пересели на Bf 109G. На «Гус¬тавах» они воевали до конца войны.
Однако некоторые подразделения JG 51 сохранили верность Fw 190. Дело в том, что когда II./JG 51 проходил перевооружение, две эскадрильи диви¬зиона - 4./JG 51 и 5./JG 51 - так и не успели получить Fw 190, прежде чем в конце 1942 года были направлены в Средиземноморье, после того как союзники высадились в Северо-Западной Африке. А вот 6./JG 51 (командир -обер-лейтенант Дитхельм фон Айхель-Штрайбер (von Eichel-Streiber)) про¬шла перевооружение по полной про¬грамме и вернулась на Восточный фронт.
Вскоре после возвращения в Россию 6./JG 51 реорганизовали в Stabsstaffel (штабная эскадрилья) и дальше эта эскадрилья действовала полуавтономно, и подчинялась непос-редственно командованию JG 51. Средняя численность штабной эскад¬рильи составляла на протяжение двух с половиной лет примерно 12 самоле¬тов, причем в их число иногда входи¬ли и Bf 109.
Мы упомянули Восточную Прус¬сию не случайно, а чтобы подчеркнуть насколько далеко пришлось отступить JG 51 в 1944 году. Если весной штаб¬ная эскадрилья дислоцировалась в Бобруйске, то затем ей пришлось пе¬ребазироваться в Тересполь (к западу от Бреста) и дальше в Мемель (Клай¬педа) на берегу Балтийского моря, куда эскадрилья прибыла в сентябре. В конце 1944 года Stabsstaffel перебра¬лась через границу Рейха и расположи-лась сначала в Инстербурге (централь¬ная часть Восточной Пруссии), а затем в Нойкурене (ближе к берегу моря). Здесь спустя пять месяцев штабная эс¬кадрилья, да и весь JG 51 приняли пос¬ледний бой.

В апреле 1943 года получили сразу 10 (десять) новых самолетов А-5, да еще 5 (пять) самолетов А-4 и А-5 из "других источников".
Списаны же были за этот месяц 16 машин:
по "небоевым" причинам 4 (четыре),
еще 3 (три) как "выработавшие ресурс",
переданы в другие подразделения 8 (восемь),
боевая потеря указана 1 (один).
Шт./51-й эскадры летал на «Фокке-Вульфах», начиная с января-февраля 1943 года. Таким образом, несложно заметить, что плановое переоснащение на новый тип истребителя продолжалось почти квартал. К концу месяца на балансе штаффеля было 14 машин, из них - 11 единиц А-5, остальные модификации А-4.
02 июня 1943 года коллективный счет летчиков JG51 достиг 5,000 побед.
для восполнения потерь, штаб эскадры и штабной штаффель JG51 получили ещё четыре 4 самолёта версии А-5.
потери в этом месяце составили 4 самолета - 2 было потеряно в результате "воздействия противника", а 2 два - это "небоевые".
Еще более напряженные бои развернулись с началом операции «Цитадель» — летнего наступления вермахта на Восточном фронте. С первых часов сражения «Фокке-Вульфы», собранные на северном фасе Курской дуги (всего 186 машин), действовали с высоким напряжением и большой эффективностью.
Они прикрывали самолеты ударной авиации, боевые порядки пехоты и танков, вели разведку поля боя и ближнего тыла.
Большое внимание немцы уделяли действиям так называемых сковывающих групп, которые заблаговременно высылались к линии фронта, проникая примерно на 10—20 км в тыл советских войск.
В составе этих групп обычно летали наиболее подготовленные «охотники». Группы иногда распадались на пары и четверки, но при необходимости быстро собирались по команде командира «Фокке-Вульфов» или по сигналу с земли, что позволяло создавать превосходство в силах на определенных, наиболее важных участках.
Патрулирующие немецкие истребители эшелонировались на высотах от 800 до 5000 метров в три—четыре яруса. В то время как одно подразделение сковывало советские самолеты, другое производило атаки из верхней полусферы.
Летчики «птиц-мясников» пикировали на выбранную цель под углами 15—40°, огонь вели длинными очередями с 150—400 м, а выходя из атаки набирали высоту для последующих заходов.
Подобная тактика часто приносила немцам успех. Достаточно сказать, что в период с 05 по 10 июля 1943 года эскадра JG51 (без II.группы) и I./JG54 выполнили 1958 самолето-вылетов, заявили об уничтожении 549 советских самолетов, больше половины из которых действительно погибли от пулеметно-пушечных очередей «Фокке-Вульфов».
Собственные потери немцев также оказались существенными — только в эскадре «Мельдерс» пришлось списать 37 тридцать семь "ФВ-190"; при этом погибли, пропали без вести или попали в плен 8 восемь летчиков.
Во время Курской операции (“Цитадель”), в воздушных боях на этом участке фронта участвовали 4 группы из всего 5 групп Люфтваффе на СГФ, на вооружении которых имелись “Фокке-Вульфы-190”.
Это были I./JG54, а также I.,III. и IV./JG51. Штаб-штаффель в их числе. Всего 140 самолетов по штату, из них 88 боеспособных.
в июле 1943 года, изрядно потрепанный Шт./JG51 получил 12 (двенадцать) самолетов версии А-3, возвращенных в гешвадер из ремонта, и один 1 - версии А-5, оттуда же. Кроме того, получил еще 5 (пять) новых самолетов версии А-6 (впервые) и даже 2 два истребителя "Bf.109G-6".
В это время летали еще на А-3, А-4, А-5.
Потери штабного штаффеля за этот месяц составили рекордные 11 (одинадцать) самолётов типа "ФВ-190".
Эскадры отводились на переоснащение в конце лета 1943 года, после операции «Цитадель» («Курской битвы»).
Август 1943 года.
В августе штаффелем были получены 4 (четыре) новеньких самолёта А-6 и еще 5 (пять) самолётов вернулись из ремонта (1 шт. А-4, 1 шт. А-6, и 3 шт. А-5).
Боевые потери, за этот же период, составили 4 четыре самолёта (3 шт. А-5 и 1 шт. А-6), плюс 3 три самолёта были списаны по небоевым.
Кроме того, с целью качественной модернизации,
в конце этого месяца штабной штаффель JG51 сдал оставшиеся у них на балансе "ФВ-190А-3", в количестве 10 десяти штук, после чего в эскадрилье остались самолёты А-5 и А-6 (поровну), в количестве 12 (двенадцати) машин.
Один из двух "Густавов", полученных в прошлом месяце, так же остался в эскадрилье, а один "отправился" в графу "небоевые потери".
Осенью 1943 года эксперты JG51 принимали участие в боях по стабилизации фронта в районе от Смоленска до Кубани.
Общие потери составили:
за сентябрь 1943 года - 2 два самолета А-5 (боевые) и 3 три самолёта "ушло" по небоевым, кроме того, единственный имевшийся в наличии "Густав" был списан в этом месяце, итого - 6 штук.
за октябрь 1943 года - 2 два самолёта А-6 (боевые) и ещё 4 четыре составили небоевые, плюс ещё 4 (четыре) самолёта, выработавших боевой ресурс, списали. Итого в октябре 1943 года штаффелю заменили 10 (десять) машин.
15 сентября 1943 года пилоты 51-й истребительной эскадры довели счёт своих побед до 7,000.
в сентябре и октябре 1943 года, для восполнения серьезных потерь мат. части, штабной штаффель JG51 получил еще 14 (четырнадцать) самолетов - половину в версии А-5, а половину - версии А-6, таким образом, к концу октября месяца имелось 13 (тринадцать) машин.
В ноябре 1943 года получили еще 2 (два) новых самолета А-6 и два 2 самолета этой модификации из ремонта (видимо, доработанные до стандарта А-6 машины более ранних модификаций) - всего 4 четыре. Кроме того, вернулся из ремонта 1 один из самолётов А-5.
Потери в этом месяце несколько возросли, и составили 2 (два) самолёта (А-5 и A-6) - по причине "воздействия противника", еще один "без воздействия противника", плюс еще 1 один самолёт как "выработавший ресурс".
Таким образом, в конце ноября 1943 года, штабной штаффель располагал 12 машинами.
Вероятно, именно тогда для восполнения потерь штафелем были получены несколько самолетов А-6 с завода АГО*, серия 5505хх
Общее количество "FW-190" на театре СГФ оставалось, по-прежнему, не слишком большим. Так, из отчета 6-го воздушного флота за 10 апреля 1944 года следует, что в объединении имелось
143 разведчика,
109 дневных и ночных истребителей (включая 15 "FW-190" в St./JG51 и 13 "FW-190" в III./JG51), 226 штурмовиков различных типов (13 "FW-190" успела принять эскадра SG1),
124 связных, транспортных или курьерских машин, а также 70 планеров;
итого 672 боевые единицы.
К сказанному следует добавить, что группа I./JG5I была перевооружена с "FW-190" на "Bf .109" в феврале - марте 1944 г., a III./JG51 сдала уцелевшие "FW-190" до конца апреля, после чего также полностью перешла на «Мессершмитты».
Большинство летчиков из эскадры «Мельдерс» негативно оценило этот процесс: мол, лучшие истребители («Фокке-Вульфы») отправляют на Запад, идет всемерное ослабление Восточного фронта.
Это не совсем соответствовало действительности, так как специфика боев и тактика применения самолетов на театре СГФ во многом более подходили для "109-х". Впрочем, летчикам ФВ виднее.
август 1944 года.
Потери техники в Шт./JG51 за август составили десять 10 машин.
В конце августа, для восполнения возросших потерь, штабной штаффель JG51 был отведен в Тильзит (Tilsit-Ost), где было произведено пополнение личного состава и мат.части - летчики эскадрильи получили еще 8 (восемь) самолетов "ФВ-190А-8".
сентябрь 1944 года.
Цихенау, Польша – начало сентября 1944.
Восточная Пруссия, это древнее название, упомянуто не случайно, а чтобы подчеркнуть, насколько далеко пришлось отступить JG51 в 1944 году.
Если весной штабная эскадрилья дислоцировалась в Бобруйске и Орше,
то затем им пришлось перебазироваться в Тересполь (к западу от Бреста) и дальше в Мемель (Клайпеда) на берегу Балтийского моря, куда эскадрилья прибыла в сентябре.
+
14 сентября 1944 года, во время одного боевого вылета, около 14:30, тремя 3 победами над торпедоносцами "Дуглас А-20 Бостон" из состава 1-го ГМТАП КБФ* отметились летчики штабного штафеля JG51 унтер-офицер Гельмут Глоекнер (2) и лейтенант Густав Штурм (1).
К этому осеннему дню штаб-штаффель уже некоторое время базировался на аэродроме в городе Мемель (совр. - Клайпеда, Литва),
осуществляя, среди прочих задач, и прикрытие с воздуха германских военных транспортов в Балтийском море.
Против кораблей кригсмарине и пилотов штафеля JG51 действовали советские торпедоносцы, перед которыми стояла задача прервать (сократить) это снабжение.
Согласно отчёту ВФ6, по состоянию на 10 октября 1944 года на балансе Штшт./JG51, расквартированнго в Восточной Пруссии, имелось 18 самолётов "ФВ-190А-8", из них 13 - в эксплуатируемом состоянии.
.
Утром 10 октября 1944 года, когда стрелки показывали без малого десять часов, оберфельдфебель Гельмут Шоенфельдер (Scho;nfelder, Ofw. Helmut), из Шт./JG51 подловил, и на высоте двух тысяч метров сбил самолет "Белл Р-39 Аэрокобра" с советскими ОЗ. (покрышкинцы?)
Всего, за этот день пилоты Шт./JG51 отметились тремя 3-мя победами - спустя полтора часа Шоенфельдер записал себе на счёт второй советский истребитель, на этот раз, "Як-9", а унтер-офицер Гюнтер Гранцов (Granzow, Uffz. Gu;nther) так же, в 11:12, на высоте 3,5 тысяч метров перехватил и сбил "Як-9".
декабрь 1944 года.
В конце 1944 года Stabsstaffel перебрались через границу Рейха и расположилась сначала в Инстербурге (центральная часть Восточной Пруссии), а затем в Нойкурене (ближе к берегу моря).
Здесь, спустя двадцать недель, штабная эскадрилья, да и весь гешвадер JG51, приняли последний бой.
1945.
январь 1945.
01 января 1945 года Гейнцу Ланге, командиру IV./JG51, присвоено воинское звание майор (люфтваффе). 10 января 1945 года в составе Шт./JG51 (Люфтфлот 6, территория Польши) значилось десять 10 самолетов "ФВ-190", из них лишь пять 5 были в состоянии, годном к полетам.
В январе 1945 года, во время "битвы за Восточную Пруссию", соотношение побед к потерям для ВФ6, находившегося под руководством фаворита фюрера, генерала-оберста Роберта Риттера фон Грейма, составило 143 к 215.
Конец февраля 1945 года. Войска 2-го Белорусского фронта под командованием маршала К.К.Рокоссовского прорвали укрепления немецкой группы армий «Висла» и вышли на побережье Балтийского моря. Спустя две недели, в середине марта, правый фланг 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Г.К.Жукова взял крепость Кольберг (Колобжег) и тоже вышел к морю. Восточно-Померанская группировка врага была расчленена. Радиус действия балтийской авиации резко увеличился, а задачи усложнились. Борьба за освобождение Балтийского моря вступила в заключительную стадию.
Следовало нанести массированный удар по главной немецкой военно-морской базе в Балтийском море – крепости Пиллау. Она охраняет с запада подступы к крепости Кенигсберг, имеет мощные укрепления, сильное зенитное и истребительное прикрытие. Кроме того, район Пиллау охраняется отборными асами из 51-й истребительной эскадры «Мельдерс».
март 1945 года.
К середине марта, фашистские войска в Восточной Пруссии оказались разделены на две группы, блокированных по обе стороны Данцигского залива: в Данциге (Гданьске) и в Кенигсберге (Калининграде).
Группировка вермахта "Восточная Пруссия", зажатая в мешок в Калининградской области, продолжала ожесточенно сопротивляться.
Кроме того, зольдатен вермахта и эсэс в это время удерживали «Свежую отмель», узкую полоску земли, вытянувшуюся между двумя городами и морем. Впрочем, каждому было ясно, что в сложившейся ситуации переломить ход войны стало невозможным.
Именно на авиабазе Нойтиф, в Пиллау, находящемся у основания отмели, базировалась тогда штабная эскадрилья JG51. Кроме них, здесь располагались и другие ветераны СГФ - части нескольких групп JG51 и JG54.
Среди остальных соединений ВФ6, группа IV./JG51 принимала участие в воздушных боях при прикрытии эвакуации германских сил из Данцига (Гданьска).
20 марта 1945 года, летчики и та мат.часть, что ещё осталась (см. далее -прим. автора) в составе IV.группы, получили приказ об отводе в городок Анклам (Anklam), расположенный на побережье моря, неподалеку от Пиллау, для того чтобы сдать свои "Мессершмидты-109Г" и направиться на очередное переоснащение, в этот раз, на самолёты типов "ФВ-190Д-9" и "ФВ-190А-8".
По сравнению с обстоятельным перевооружением, имевшем место зимой 1942/43 годов, перевооружение «образца весны 1945 года», произведенное в период с 20 марта по 12 апреля 1945 года на аэродромах в городке Анклам (Anklam), и городке Грац на острове Узедом (Garz/ Usedom*), ограничилось чисто символическими мероприятиями.
Представитель фирмы "Focke-Wulf", в гражданском, немногословно объяснил пилотам назначение некоторых добавленных приборов и рукояток в кабине, перечислил тактико-технические данные самолета и сказал, что при взлете на "FW-190" никогда не следует поднимать хвост, иначе машина скапотирует. Это все!
27 марта 1945 года пилоты Шт./JG51 заявили сбитыми семь 7 советских бомбардировщиков, а всего, в период между 13 января 1945 и окончанием месяца марта 1945 года, штабной штаффель JG51 одержал минимум 45 сорок пять побед в воздушных боях над Восточной Пруссией, но потерял 7 семь своих пилотов.
28 марта 1945 года аэродром эскадрильи Шт./JG51 подвергся огневому удару советской тяжелой артиллерии. Огонь корректировали с аэростата, запущенного с материка. Добровольцы, из числа механиков, продолжали готовить самолеты гешвадера к вылетам в промежутках между залпами. ( Нойтиф)
апрель 1945 года.
Для экспертов и простых летчиков гешвадера апрель 1945 года запомнился множеством событий, в основном - трагичных.
Оставаться в Нойтифе возможностей уже никаких не осталось, поэтому эскадрилья перебралась поближе к Кенигсбергу, в Бюстерорт (Brusterort). (Донское-Маяк)
12 апреля 1945 года майор Ланге (Lange, Maj. Heinz) был назначен шестым, и последним, командиром эскадры JG51 "Molders", он передал командование IV./JG51 обер-лейтенанту Гюнтеру Йостену, и улетел в Бюстерорт, где находились I. и II. группы. По факту, Ланге принял командование тем, чего уже не было (гешвадер практически не мог функционировать- воевать). Всё, что Ланге мог сделать на новом посту - это наблюдать, как от постоянных ударов русских штурмовиков, ракетчиков и артиллеристов по аэродрому, где располагались самолёты его гешвадера, мат.часть стремительно таяла.
Спустя две недели, когда штаб эскадры был расформирован, и Ланге вернулся в 4-ю группу.
II. группа JG51, действовавшая длительный период времени вначале на САФ, а затем на Западном фронте, 12 апреля 1945 года была расформирована в Fels am Wagram.
Остатки первой I. группы эскадры "Мельдерс" покинули Бюстерорт (мыс Таран) в конце апреля, и переместились на аэродром Юнкерстройльхоф (Junckerstroylhof), где и расформировались 25 апреля 1945 года.
Остатки III. группы встретили окончание войны в Бюстерорте.

28 апреля 1945 года штабную эскадрилью Stab./JG51 расформировали. На самом же деле, с ноября 1944 года такой, ранее отдельной боевой единицы, как "штаб эскадры", в JG51 по факту и не было. Штабной штаффель был, штабы первой, третьей и четвертой групп - да, были.
Штабы 52-й и 53-й эскадр так и остались до самого 1945-го года на «Мессерах». Лишь в декабре 1944 года Штаб./JG52 получил три новых ФВ-190, и это были самолеты модификации А-9, оснащённые турбомотором БМВ801TS.

Некоторые летчики подались на запад, чтобы сдаться в плен союзникам, а не Красной Армии. Это было прагматичное решение расчетливых европейцев, как огня, боявшихся отвечать перед тем, кому "нагадили" больше всего.
в апреле 1945 года в составе эскадры JG51 следующие летчики одерживали воздушные победы:
Stst./JG51_Rauch, Lt. Alfred_29 апреля 1945 года, одна 1 победа, его 60-я, согласно (Ritterkreuztra;ger Obermaier) и за нее полагался РК.
StabIV./JG51_Josten, Oblt. Gu;nther 25 апреля 1945 года, семь 7 побед, это были его 172-178 победы, согласно (Ritterkreuztra;ger Obermaier)
StabIII./JG51_Brendel, Hptm. Joahim 25-04, это его 189 победа, согласно (luftwaffe.cz, Kacha P.)
13./JG51_Marquardt, Ofw. Heinz -
две 2 победы одержал 14 апреля, это были его 99 и 100-я победы,
три 3 победы записаны 15 апреля 1945 года (101-103),
две 2 победы 16 апреля 1945 года (104-105),
четыре 4 победы 18-04 (его 106-109),
снова четыре 4 победы 24 апреля (110-113),
27 апреля ещё одна 1 победа (114-я, "Як-3"),
и 29 апреля 1945 года опять победа Маркардта (его 115-я, "Ил-2"), согласно (luftwaffe.cz, Kacha P.)
Stst./JG51_Petzschler, Ofw. Horst одержал свою 26 воздушную победу, сбив советский бомбардировщик "Пе-2" на СВ от Пиллау, согласно (luftwaffe.cz, Kacha P.)
За период с 13 января по 25 апреля 1945 года, во время проведения Восточно-Прусской наступательной операции, советские ВВС (общие потери всех фронтов) потеряли 1,450 самолётов.
29 апреля 1945 года в 20:00 город Анклам (Anklam), в результате продолжительного боя, был взят Красной армией и освобожден от фашизма.
До 30 апреля 1945 года остатки IV.группы базировались в Преслау (Preslau), а затем,
до 02 мая 1945 года, в Редлине (Redlin)*.
Лучшей характеристикой пилотов остатков/JG51 и их машин будет то, что за апрель 1945 года они сбили, по современным данным, приводимым в различных источниках, 26 советских самолётов, потеряв при этом пять 5 своих.
По устаревшим данным, использованным Б.Грином в своих книгах серии "Война в воздухе", только IV.группа JG51 смогла за этот период времени (три недели в апреле) уничтожить 115 самолетов противника.
Теперь уже хорошо заметно, что цифра эта очень значительно расходится с действительностью. Более похоже на правду, что все эксперты гешвадера JG51, вместе взятые, за первые 4 четыре месяца 1945 года, смогли сбить суммарно.
01 мая 1945 гешвадер JG51 (эквивалент -полк), названный в честь великого романтика неба, эксперта Вернера Мельдерса, потерял свой последний "FW-190A" - это был самолет оберфельдфебеля Хейнца Маркарта (Marquardt), который, впрочем, смог выпрыгнуть с парашютом.
На следующий день IV./JG51 в полном составе - а было их четверо*, отправился в Фленсбург и сдался союзникам - канадцам.
Для "FW-190" из JG51 война закончилась.

Места базирования I./JG51
Период Место Самолеты Примечание
01.05.39 - 26.08.39 Bad Aibling Bf-109E
26.08.39 - 23.09.39 Eutingen Bf-109E 3./JG51 в Speyer (01.09.39 - 22.09.39) и в Eutingen (22.09.39 - 01.11.39)
23.09.39 - 26.10.39 Speyer Bf-109E
26.10.39 - 22.03.40 Mannheim-Sandhofen Bf-109E
22.03.40 - 15.05.40 Krefeld Bf-109E
15.05.40 - 27.05.40 Eindhoven Bf-109E
27.05.40 - 02.06.40 Antwerpen Bf-109E
02.06.40 - 14.06.40 St. Omer Bf-109E
14.06.40 - 26.06.40 Jever Bf-109E
26.06.40 - 12.07.40 Leeuwarden Bf-109E
12.07.40 - 07.40 Guines Bf-109E
07.40 - 12.40 Pihen/Calais Bf-109E
12.40 - 05.02.41 Mannheim-Sandhofen Bf-109E/F
05.02.41 - 05.41 Coquelles Bf-109F
05.41 - 06.41 Leeuwarden Bf-109F Подразделение в Den Helder
06.41 - 06.41 Krefeld Bf-109F
06.41 - 01.07.41 Starawies Bf-109F
01.07.41 - 07.41 Stary Bychow Bf-109F
07.41 - 05.08.41 Smolensk Bf-109F
05.08.41 - 18.09.41 Schatalowka Bf-109F
18.09.41 - 11.41 Dno Bf-109F
11.41 - 01.42 Staraja Russa Bf-109F
01.42 - 04.42 Szolzy Bf-109F Также использовалась Tuleblja
04.42 - 06.42 Rjelbitzy Bf-109F
06.42 - 08.42 Orel-Nord Bf-109F
08.42 - 06.09.42 Jesau Bf-109F, FW-190A
06.09.42 - 10.42 Ljuban FW-190A
10.42 - 03.43 Wyasma-Süd FW-190A Также использовался Орел
03.43 - 05.43 Bryansk FW-190A
05.43 - 02.08.43 Orel FW-190A
02.08.43 - 08.43 Bryansk FW-190A
08.43 - 10.43 Poltawa FW-190A
10.43 - 12.43 Orscha FW-190A, Bf-109G Также использовался Кировоград
12.43 - 29.03.44 Bobruisk Bf-109G
29.03.44 - 25.06.44 Orscha Bf-109G
25.06.44 - 26.06.44 Dokudowo Bf-109G
26.06.44 - 27.06.44 Bojary Bf-109G
27.06.44 - 01.07.44 Puchowitschi Bf-109G
01.07.44 - 02.07.44 Pinsk Bf-109G
02.07.44 - 25.07.44 Krzewica Bf-109G
25.07.44 - 08.44 Okecie Bf-109G
08.44 - 10.44 Kroszewo Bf-109G
10.44 - 11.44 Lobellen Bf-109G
11.44 - 11.44 Zichenau Bf-109G
11.44 - 23.01.44 Libau Bf-109G
23.01.44 - 24.03.45 Danzig-Langfuhr Bf-109G
24.03.45 - 04.45 Brüsterort Bf-109G
04.45 - 23.04.45 Junkertroylhof Bf-109G

Места базирования III./JG51
Период Место Самолеты
04.07.40 - 12.40 St. Omer-Clairmarais Bf-109E
12.40 - 05.02.41 Gütersloh Bf-109E/F
05.02.41 - 05.41 St. Omer-Wizernes Bf-109F
05.41 - 06.41 Köln Bf-109F
06.41 - 01.07.41 Halaszi Bf-109F
01.07.41 - 07.41 Stara Bychow Bf-109F
07.41 - 05.08.41 Smolensk Bf-109F
05.08.41 - 18.09.41 Schatalowka Bf-109F
18.09.41 - 10.41 Konotop Bf-109F
10.41 - 12.41 Jermolino Bf-109F
12.41 - 01.42 Juchnow Bf-109F
01.42 - 12.11.42 Dugino Bf-109F
12.11.42 - 12.42 Jesau Bf-109F, FW-190A
12.42 - 02.43 Orel FW-190A
02.43 - 03.43 Dugino FW-190A
03.43 - 05.43 Krasnowardeisk FW-190A, Bf-109G
05.43 - 15.07.43 Orel Bf-109G
15.07.43 - 30.08.43 Briansk Bf-109G
30.08.43 - 10.43 Poltawa Bf-109G
10.43 - 01.44 Orscha Bf-109G
01.44 - 26.02.44 Polozk Bf-109G
26.02.44 - 03.03.44 Bobruisk Bf-109G
03.03.44 - 18.03.44 Orscha Bf-109G
18.03.44 - 27.03.44 Baranowitschi Bf-109G
27.03.44 - 21.06.44 Terespol Bf-109G
21.06.44 - 27.06.44 Bobruisk Bf-109G
27.06.44 - 30.06.44 Matschulitsche Bf-109G
30.06.44 - 02.07.44 Minsk-Süd Bf-109G
02.07.44 - 08.07.44 Pinsk Bf-109G
08.07.44 - 15.07.44 Kowno Bf-109G
15.07.44 - 21.07.44 Cuniow Bf-109G
21.07.44 - 08.44 Dubowo Bf-109G
08.44 - 20.08.44 Tilsit-Ost Bf-109G
20.08.44 - 10.44 Essern Bf-109G
10.44 - 01.11.44 Hüttenfelde Bf-109G
01.11.44 - 01.45 Insterburg Bf-109G
01.45 - 04.45 Pillau-Neutief Bf-109G
04.45 - 05.45 Brüsterort Bf-109G

15585.jpg

aerodrom-9.jpg


Действия JG 51 по южной деблокаде Кенигсберга. Прибрежка и около того. Инфа на форуме.
Fw 190 из JG51 оказывать поддержку бронетехнике, вырывающийся из крепости Кенигсберг, в осажденной Восточной Пруссии, февраль 1945 г. и отвлекает Як-3 из знаменитой эскадрильи Нормандия-Неман..jpg

IJG51 получает новые Fw190A3 аэродром Есау близ Кенигсберга поздний август 1942
Источник: posting.php?mode=post&f=9#preview 2012 © kenig.org
IJG51 получает новые Fw190A3 аэродром Есау близ Кенигсберга поздний август 1942.jpg

Спасибо за внимание.
Дополнения приветствуются.
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59


Re: JG 51 Molders

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 30-01-2014 18:14:29

ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG 51 Molders

Сообщение Schreiber » 30-01-2014 20:21:50

Тема интересная, но в тексте корявостей много, не мешало бы подредактировать. Например:
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР писал:
20 марта 1945 года, летчики и та мат.часть, что ещё осталась (см. далее -прим. автора) в составе IV.группы, получили приказ об отводе в городок Анклам (Anklam), расположенный на побережье моря, неподалеку от Пиллау

Совсем рядом, по прямой больше 400 км

Эпизод по теме из книги Франсуа де Жоффра «Нормандия-Неман». М., Воениздат, 1960.

«19 марта на рассвете со стороны Кенигсберга доносится ожесточенная канонада. На командном пункте майор Вдовин знакомит нас с обстановкой на фронте:
— Немцы прилагают отчаянные усилия, чтобы разорвать кольцо окружения вокруг Кенигсберга и соединиться с частями, находящимися к югу от города, выровняв таким образом линию фронта.
— Что и говорить, — замечаю я после слов майора, — немцы еще достаточно сильны. Они еще заставят нас хлебнуть горя.
На следующий день, словно в подтверждение моих слов, шесть наших «яков» были атакованы двенадцатью «мессерами», в том числе шестью Me-109/G. Их пилотировали исключительно опытные летчики. Маневры немцев отличались такой четкостью, словно они находились на учении. Мессершмитты-109/G благодаря особой системе обогащения горючей смеси спокойно входят в отвесное пике, которое летчики называют «смертельным». Вот они откалываются от остальных «мессеров», и мы не успеваем открыть огня, как они неожиданно атакуют нас сзади. Блетон вынужден выпрыгнуть с парашютом. Он не успевает коснуться земли, как его берут в плен.
Блетона направляют в Пиллау, где его допрашивает полковник Брендель, командир третьей истребительной группы, в которую входили знаменитые немецкие асы. Носовая часть их самолетов была окрашена в желтый цвет, а на фюзеляже красовался туз пик».
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG 51 Molders

Сообщение gsm_689 » 30-01-2014 20:31:12

Schreiber писал(а):Тема интересная, но в тексте корявостей много
ага, несвязной шляпы хватает :)

Schreiber писал(а):Эпизод по теме
еще, переписано слово в слово:
Боевое донесение №40 штаба 39-й армии. 21.00 9.2.1945г.
"Огнем зенитной артиллерии сбит 1 самолет противника Ме-109, принадлежащий 10 истребительной эскадре "Мельдерс", которая базируется в Пиллау"
ЦАМО, ф.394, оп.9072, дело 376, лист 111
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
 
Сообщения: 4340
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 30-01-2014 21:29:07

А в боевых донесениях несвязной шляпы тоже хватает. Пехоте то все равно: эскадра или эскадрилья. :wink:
А 10-я эскадрилья – это группа III./JG51, которой командовал Йоахим Брендель (Joachim Brendel)
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение TOR » 31-01-2014 10:50:38

ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР писал(а):C GSM благословения начнем...
...инфу по славным защитникам неба Кенигсберга


На счет "славных", это Ваше личное мнение или так, нагнать пафоса?
Аватара пользователя
TOR
Архивариус
 
Сообщения: 1645
Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
Откуда: Neue Dammgasse

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 01-02-2014 11:49:59

Я верю в честность Президента
И в неподкупность постовых,
В заботу банка о клиентах…
В русалок верю, в домовых...

Не, ну че, канкретные пацаны...
Если общие потери ВВС РККА за все годы войны чуть более 40 000 самолетов, а хлопчики записали себе 10000, ну че, канкретна, хирои..

Я верю в хартмана и руделя
В горыныча и бабягу...

А в 1942 годе в Африке целое звено асов подловили на том, что каждый вылет весь БК в песок расстреливали и сбитых привозили пачками...
Вот такая люфтваффа...

Если серьезно, то мое лично мнение таково:
Безбожно врали пацаны. Но, гебельсам и рейху, все было на руку.
А пацанам честь и слава. Все почесноку.
Кто желает, посчитайте всех сбитых первой сотней ''асов'' и общие потери ВВС, и все станет на свои места.
А так, ну что, пилотирование на 5. Стрельба 5.
А в тактике проигрывали. Не в тактике именно боя, а имено в планировании действий и задач ВВС.
Ну и не было мотивации особой. Так, полетать, пострелять....
Любители-спортсмены...
Так что, стебусь. :-) Читаем Мухина '' Асы и пропаганда'', книгу, логика которой просто неопровержима.
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 01-02-2014 11:59:31

Носовая часть их самолетов была окрашена в желтый цвет, а на фюзеляже красовался туз пик
Источник: viewtopic.php?f=9&t=3452&p=75037#p75037 2012 © kenig.org
А вот это уже JG53....
Но как ни странно, вполне могло быть. Перемешано было все, и летали и на своих и на чужой технике, а красить было некогда.
Да и куски чужих эскадр тлже имели место....война.
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение TOR » 01-02-2014 12:55:40

ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР писал(а):Я верю в честность Президента
И в неподкупность постовых,
В заботу банка о клиентах…
В русалок верю, в домовых...

Не, ну че, канкретные пацаны...
Если общие потери ВВС РККА за все годы войны чуть более 40 000 самолетов, а хлопчики записали себе 10000, ну че, канкретна, хирои..

Я верю в хартмана и руделя
В горыныча и бабягу...

А в 1942 годе в Африке целое звено асов подловили на том, что каждый вылет весь БК в песок расстреливали и сбитых привозили пачками...
Вот такая люфтваффа...

Если серьезно, то мое лично мнение таково:
Безбожно врали пацаны. Но, гебельсам и рейху, все было на руку.
А пацанам честь и слава. Все почесноку.
Кто желает, посчитайте всех сбитых первой сотней ''асов'' и общие потери ВВС, и все станет на свои места.
А так, ну что, пилотирование на 5. Стрельба 5.
А в тактике проигрывали. Не в тактике именно боя, а имено в планировании действий и задач ВВС.
Ну и не было мотивации особой. Так, полетать, пострелять....
Любители-спортсмены...
Так что, стебусь. :-) Читаем Мухина '' Асы и пропаганда'', книгу, логика которой просто неопровержима.


Я не про арифметику...
Вы еще затяните песенку "Ди фаанэ хох"
Аватара пользователя
TOR
Архивариус
 
Сообщения: 1645
Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
Откуда: Neue Dammgasse

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 01-02-2014 21:17:21

ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР писал:
Читаем Мухина '' Асы и пропаганда'', книгу, логика которой просто неопровержима.

А в 1942 годе в Африке целое звено асов подловили на том, что каждый вылет весь БК в песок расстреливали и сбитых привозили пачками... Вот такая люфтваффа...


Гораздо заметней что прочитаны «Асы Люфтваффе. Пилоты FW 190 на Восточном фронте».
«Асы и пропаганда» книга интересная, но специфическая. У Юрия Мухина живости ума и оригинальности мышления не отнять, но логика и аргументы примерно как у Владимира Вольфовича и выводы соответствующие…

Пара цитат, имеющих отношение к JG51, так сказать, для баланса:
Противник (в 1941 году) быстро определил слабые места "пешки" и изменил тактику атак. Если ранее предпринимались попытки сбивать советские бомбардировщики на встречных курсах, то позднее опытные немецкие летчики и прежде всего командир JG51 подполковник В. Мельдерс стали рекомендовать преследование «Пе-2» сзади, ведение огня короткими очередями с больших дистанций, а в случае прекращения ответной стрельбы – приближение и расстрел в упор зажигательными пулями центральных бензобаков.

Серьезным испытанием для экипажей «Пе-2» весной 1943 г. стало применение противником новых истребителей Фокке-Вульф FW 190A, имевших хорошую бронезащиту и мощное пушечное вооружение. Постоянно увеличивалось на фронте и количество "мессершмиттов" модификации G. И тот, и другой имели значительный перевес в скорости над «Пе-2». В конце февраля 1943 года произошли случаи, когда из числа вылетевших на боевое задание 8 «Пе-2» из 15-й воздушной армии и 14 «Пе-2» из 1-й воздушной армии домой не вернулся ни один экипаж. Настоятельно встал вопрос срочного обучения стрелков и штурманов ведению активной групповой обороны против вражеских истребителей.

Весной 1943 года на Северо-Западном фронте против «Пе-2» действовала 51-я истребительная эскадра немцев (JG51), пилоты которой выработали особую тактику борьбы с советскими бомбардировщиками. Пикируя сверху парами на их строй с разных направлений, немецкие истребители успевали зажечь советские самолеты и проскочить мимо уцелевших в "мертвых" секторах обстрела, после чего они вновь набирали высоту и повторяли свой прием. Истребители сопровождения при этом связывались боем специально выделенной для этого группой. Такая тактика приносила свои результаты – на 20 вылетов "пешки" в этот период на Северо-Западном фронте приходился один потерянный самолет; этот показатель был в два-три раза выше, чем на других фронтах. Чтобы лучше оценить серьезность положения заметим, что это было даже хуже, чем в начале войны, когда летали без истребительного прикрытия, и тем более удручающе даже по сравнению с периодом боев октября-ноября 1942 г. в районе Сталинграда.
Источник: В.Р. Котельников, А.Н. Медведь, Д.Б. Хазанов «Пикирующий бомбардировщик Пе-2»
«Авиация и космонавтика» 2004 № 05-06
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 09-02-2014 12:43:56

Ибей
EBAY.jpg

EBAY1.jpg
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 19-05-2014 15:12:16

1.jpg

0.jpg
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение TOR » 19-08-2014 09:59:35

Долетался..

Molders.JPG
Аватара пользователя
TOR
Архивариус
 
Сообщения: 1645
Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
Откуда: Neue Dammgasse

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 27-09-2014 09:56:49

Не так страшен чёрт, как его малюют! Сбивали этих "бубновых тузов", и в плен эти "славные защитники" попадали!
Судя по показаниям, под конец войны, у них на много сократилось количество опытных лётчиков. Было много новичков, которые вообще не имели на своём счету, не одного сбитого самолёта противника.
Но уважение эти "ассы" заслуживают. У них был не гласный кодекс чести, они не стреляли в пилотов противника, спасающихся на парашюте, и пленных лётчиков, они старались не отдавать Geheime Staatspolizei/Gestapo, а держали у себя в плену.
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 28-09-2014 09:38:43

Думаю будет очень интересно, почитать показания пленных, этого авиа подразделения, особенно автору темы.
И к стати, давно хотел задать ему вопрос. Где нашли карту: "Группировка и базирование авиации противника", для своей темы?
Вложения
24092014812.jpg
24092014813.jpg
24092014814.jpg
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 28-09-2014 20:49:08

Очень интересный материал.
Думаю, поклонникам Юрия Мухина будет полезно узнать, что основными целями «свободной охоты» немецких истребителей были «большие группы бомбардировщиков и штурмовиков», а не одиночные «подранки» и «зазевавшиеся» истребители.
Но вдвойне материал ценен тем, что проливает свет на «боевой эпизод», описанный в журнале «Авиация и космонавтика» № 11.2004:
«Тяжелым оказался налет на порт Кенигсберга 11 марта 1945 г. Две девятки Ту-2 шли без истребительного прикрытия – истребители не вышли в точку встречи. На подходе к цели бомбардировщики атаковало до 30 «фокке-вульфов» и «мессеров». В завязавшемся воздушном бою воздушный стрелок старшина В.В. Кураев с самолета начальника связи эскадрильи сбил один Fw-190. Подошедшие истребители сбили еще 16 "фокеров" и "мессеров". К сожалению, потери бомбардировщиков оказались ужасающими – девять Ту-2. Тем не менее, боевая задача была выполнена». http://bookre.org/reader?file=72745

старшина Кураев В.В._1.jpg

старшина Кураев В.В._2.jpg

Основа, не считая сбитых «еще 16 "фокеров" и "мессеров"» вполне сходится.

ВВС 11 марта 1945.jpg

Вот только почему слова "славные" и "ассы" в кавычки берутся? Девять побед меньше чем за год для переученного разведчика не так уж и плохо.
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 29-09-2014 08:43:44

Кавычки, больше наверно относятся к моральным качествам, чем к профессиональным.
Вот ещё часть протокола допроса. Продолжение следует.
Вложения
24092014815.jpg
24092014816.jpg
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 30-09-2014 08:31:52

Вторая часть протокола допроса.
Вложения
24092014817.jpg
24092014818.jpg
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 30-09-2014 22:01:27

«В бой с истребителями ЛА-5 и ЛА-7 («Ме-109G-14») вступают охотно при любых условиях …»

Н-да-ааа… Вот и верь после этого мемуарам вроде «В прицеле свастика» Игоря Каберова: «…но стоит нам подняться в воздух, как эфир заполняют ПАНИЧЕСКИЕ крики: "Ахтунг, ахтунг, ла – фюнф ин дер люфт!"»
Может переводчик ошибся, а то ведь Юрия Мухина от такого поворота дел удар хватит.
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 05-10-2014 19:24:56

Интересная статья Геннадия Полубедова «"Тринадцатый в воздухе": где похоронен погибший герой?» про экипаж воздушного разведчика 10-го орап, но немецкие истребители в ней тоже фигурируют. http://yaostrov.ru/corps/veteran/item/1 ... shij-geroj
или http://sevsk32.ru/gpw/7/580/
Правда, с учетом последних материалов, выложенных Feniks, кое-что можно и подкорректировать.
Кстати, уважаемый Feniks, а продолжение по немецким летчикам будет?
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 05-10-2014 19:49:10

К сожалению, пока больше материала по немецким лётчикам нет.
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 07-10-2014 16:16:17

Feniks писал:
К сожалению, пока больше материала по немецким лётчикам нет.


Понятно. Две мухи влипли, остальные улетели.
Кстати, один «мух», обер-фельдфебель (в книге повышен до капитана) Йозеф Гёбль (Josef Gäbl, в русскоязычной литературе почему-то Пеп или Пеппи, на конец войны, по разным источникам 36-38 побед) фигурирует в заключительной части книги Франсуа де Жоффра «Нормандия-Неман» (М., Воениздат, 1960.):

В Сан-Антоне, в Австрии, зимой 1949 года два французских офицера катались на лыжах. Они не блистали особыми способностями в этом виде спорта, поэтому один молодой австриец, загорелый, с живыми глазами, подойдя к ним, сказал:
— Я инструктор. Разрешите мне дать вам несколько советов.
Офицеры согласились. Завязался разговор. Говорили о лыжах. Говорили об Австрии. Говорили о настоящем. И кончили, как и следовало ожидать, воспоминаниями о прошлом. И только тогда молодой инструктор представился:
— Я капитан Пеп Габль, бывший летчик 3-й эскадрильи (3-й группы эскадры) «Мельдерс» в Восточной Пруссии.
Я подавил готовое уже сорваться с моих уст ругательство.
— Черт подери, эскадрилья (группа) эта стояла против нас!
— Вы тоже летчики?
— Мы были ими, по крайней мере, в полку «Нормандия — Неман».
Капитан Пеп Габль улыбнулся.
— Значит, мы стояли друг против друга в Гумбиннене и в Пиллау. Ваши «яки» с трехцветным носом причинили нам немало хлопот. Мне интересно было бы узнать, кто из ваших сбил нашего полковника, знаменитого Бёренброка, имевшего сто сорок побед. Это был жестокий [191] бой.
(Бееренброк Франц-Йозеф, был лейтенантом и имел 117 побед, попал в плен 9.11.1942 , т.е. до начала боевой деятельности эскадрильи «Нормандия» http://www.warbirds.ru/b/beerenbrok_fra ... brock.html)
Мне пришлось пережить ваш налет на Хайлигенбайль... Это было в начале февраля 1945 года. Я был также в пиллауском аду, где совершил свои последние вылеты.
Несколько мгновений мы стояли ошеломленные, не в состоянии вымолвить ни слова. Потом мы невольно рассмеялись.
Перед нами стоял один из наших наиболее опасных противников в прошлом — летчик из эскадрильи «Мельдерс». Мы долго говорили, стоя по-прежнему на лыжах: вспоминали о боях, тактических приемах, достоинствах самолетов, победах и поражениях. Я очень удивлялся, не находя в себе даже слова ненависти, и чувствовал себя как игрок футбольной команды, беседующий с соперником по мячу.
А что бы вы сделали на моем месте?! Крупный разговор состоялся в небе четыре года тому назад. Сейчас мы стояли на мирной земле. И незачем было ворошить прошлое, оно могло помешать нам увидеть грядущее. Ничто не давало повода для ненависти, больше смысла имело учить друг друга. Я не думаю, чтобы кто-нибудь из моих товарищей летчиков, добровольно поехавших в Россию, поступил бы не так, как поступили мы. Напротив, я уверен, что они нашли бы в этой встрече тот же смысл, какой нашли в ней мы. В этом вновь обретенном мире они увидели бы, также как и мы, символическое завершение величественной истории полка «Нормандия — Неман».
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 11-10-2014 20:02:56

В дополнение к статье Геннадия Полубедова "Тринадцатый в воздухе" фрагмент отчета 10-го орап за февраль 1945 года

Отчет 10 орап_01.jpg

Отчет 10 орап_02.jpg
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 12-10-2014 09:30:12

Если внимательно вчитаться в текст, то в конце написано:
С истребителями прикрытия в бой стараются не вступать,
О чем это?
А о том, что трепать илы и пешки, это одно, а драться на равных и некому было.
Почитайте, в группах 2,6,4 новичка и сбитых у них нет.Выбили всех экспертов к 45.
Так что Мухин рулит.
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 12-10-2014 12:21:38

Так автор темы и не ответил на мой вопрос. Повторю ещё раз.
Где нашли карту: "Группировка и базирование авиации противника"?
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 13-10-2014 06:10:50

Эх, не пришло еще время для откровений...
А пока смотрим на фото экспертов из JG 51

http://www.forosegundaguerra.com/viewtopic.php?p=78227

Както меня напрягла фраза на испанском в данном тексте:
Gracias a Ingo Möbius por las siguientes fotos: Vechtel;
Меба, ты и там поспел? Huerra pida rosa? Mundial?
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Feniks » 13-10-2014 09:16:49

А Вы будьте так добры, по откровенничайте в виде исключения.
Feniks
Собиратель
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 05-09-2011 17:33:41

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение Schreiber » 13-10-2014 22:14:48

ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР писал
О чем это? А о том, что трепать илы и пешки, это одно, а драться на равных и некому было. Почитайте, в группах 2,6,4 новичка и сбитых у них нет.Выбили всех экспертов к 45. Так что Мухин рулит.

Если Вы внимательно читали Юрия Мухина, то должны были заметить следующую мысль:
Мы, люди, существа земные, живем на поверхности земли и победы в своих войнах одерживаем на ней. Поэтому война в воздухе и война на воде являются не более чем мышиной возней, если они ведутся сами по себе и не оказывают влияния на победу сухопутных войск. А эту победу непосредственно приближают только летчики, воздействующие на сухопутные силы противника, и летчики, не дающие противнику воздействовать на наши сухопутные силы. Ко вторым относятся и летчики-истребители, но это в том случае, если они понимают, зачем они нужны. А вот к первым, независимо от того, понимают они это или нет, … относятся летчики бомбардировочной и штурмовой авиации. Для одержания победы они главные. Вообще-то это вещи простые как пареная репа, об этом даже неудобно писать, но, как ни странно, это мало кто из историков понимает. («Асы и пропаганда», стр. 155)
Так что летчики JG51, атакуя, главным образом, бомбардировщики и штурмовики, воевали по-мухински «правильно». Так что Мухин не рулит, а пролетает.
Да и вообще, о каком «драться на равных» можно говорить, если против одной группы (полка) действовали 7 истребительных дивизий 1-й и 3-й воздушных армий?
Schreiber
Читатель
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 15-10-2014 20:17:19

Мельдерс под огнем:
Удар штурмовиков по аэродрому Нойтиф
Герой Советского Союза, гвардии майор Макаров К. В.
"Нашему шап в апреле 1945 г. за день до массированного налета нашей авиации на г. Кенигсберг была дана боевая задача: нанести бомбово-штурмовой удар по аэродрому Нойтиф, раположенному западнее крепости порта Пиллау.

Для выполнения этой задачи было выделено три шестерки Ил-2. Бомбовая нагрузка двух шестерок, предназначенных для нанесения удара непосредственно по аэродрому, была ФАБ-100 и АО-25. Бомбовая нагрузка третьей шестерки, предназначенной для подавления зенитных точек, была АО-10.

Две шестерки должны были бить непосредственно по аэродрому, а третья шестерка — одновременно по крепости Пиллау (на восточной стороне пролива), откуда ожидался сильный зенитный огонь.

Взлетев 18 самолетами Ил-2, группа быстро собралась над аэродромом по большому кругу и под прикрытием истребителей Як-9, взлетевших с того же аэродрома (Растенбург), пошла по маршруту.

Шли строем «кильватер» шестерок на высоте 1200 м с принижением на 50 м.

Я вел вторую группу. К цели подходили с юга через залив. Когда цель стала видна, две ударных группы пошли со снижением на увеличенной скорости и интервалах, но на сомкнутой дистанции групп. Третья группа при подходе к цели стала в правый «пеленг». ЗА противника открыла огонь как с аэродрома, так и с крепости Пиллау, но третья группа, ведомая командиром АЭ капитаном Лысенко, встала в «круг» шестерки над крепостью Пиллау и открыла огонь по зенитным точкам. ЗА на аэродроме была непосредственно под нашим воздействием и не смогла причинить нам серьезных помех.

Первый заход на цель делали двумя группами, обстреливая цель из пушек, пулеметов и РС с целью противодействия зенитному огню (рис.61).

После первого захода на цель двумя группами с высоты 600 м, с планирования, одиночно с «круга» наносили бомбовые удары и производили штурмовые атаки, причем каждый сам выбирал для себя цель. Во время последующих заходов постепенно снизились до бреющего полета. Этот маневр помешал зенитной артиллерии вести прицельный огонь.

После шестого захода по сигналу ведущего на бреющем полете ушли от цели через залив Фритгаф. По этому же сигналу третья группа ушла от цели вместе с нами. Уход от цели прикрывался нашими истребителями.

Истребители противника с этого аэродрома не взлетали, не взлетали и с соседнего, так как по нему в это же время наносился удар другими группами.

В этот вылет нами было уничтожено 13 самолетов ФВ-190 и Ме-109, подожжено и разрушено два ангара, несколько аэродромных построек, выведена из строя бетонированная полоса взлетного поля.

С нашей стороны потерь не было, за исключением двух поврежденных самолетов, которые благополучно вернулись на свой аэродром.

Значение этого вылета заключалось в том, что мы блокировали аэродромы противника и этим обеспечивали действия других видов авиации. В это время бомбардировщики всех типов, включая и ЛИ-2, со всех ближних и дальних аэродромов поодиночке и группами без непосредственного прикрытия истребителями производили в течение всего светлого времени суток эшелонированный налет на Кенигсберг."
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

Re: JG51 Mölders (51-я истребительная эскадра "Мельдерс")

Сообщение ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР » 15-10-2014 20:46:35

Ме-109К4 на вооружении JG51:

Ме-109К4 тем не менее успели поучаствовать в боях и на Востоке. В составе IV/JG 51, действовавшей с аэродромов Восточной Пруссии, в I/JG 52 и II/JG 52 в южной Польше и Чехословакии применялось некоторое количество Mе-109К. 10 апреля 1945 г. над Вроцлавом был сбит самолёт командира 10/JG 52 оберлейтенанта Отто Клеменса. Ме-109К был также последним типом истребителя Мессершмитта, на котором летали Э.Хартманн и Г.Граф. Эвакуацию немецких войск из Курляндии транспортными самолётами прикрывали Ме-109К из состава III/JG 3. В последние дни войны над территорией Чехословакии действовали пилоты JG 77, Ме-109К которой базировались на аэродроме в Бенешове. Пилоты "Herz-As” патрулировали над линией фронта, перехватывали советских истребителей и штурмовиков, сопровождали на боевые задания штурмовики FW-190F. 7 марта 1945 г. в воздушном бою погиб командир эскадры оберстлейтенант Эрих Лёйе. В апреле 1945 г. пилоты JG 77 базировались на чешских аэродромах вместе с пилотами 52-й эскадры истребителей. В марте 1945 г. в Словакии и Венгрии действовали I/JG 53 и III/JG 77, перевооруженные на Ме-109К. В мае на чешские аэродромы сели истребители, воевавшие до этого на западном фронте, в том числе III/JG 27.
Под знаком всё яснее обозначившегося кризиса прошёл последний год борьбы на Восточном фронте. Советские ВВС всё более росли количественно. Правда, из-за этого несколько снизился качественный уровень. В полках становилось всё больше молодых пилотов. Некоторые из них не только не имели побед, но даже и встреч с противником. Для немецких «свободных охотников» это был лишний шанс на пометку в лётной книжке, но не более того. С боями Люфтваффе уступило Румынию, Югославию, Польшу. Воздушные бои постепенно перемещались в небо Германии, Венгрии, Восточной Пруссии. 10 января 1945 г. на советско-германском фронте оставались II/JG 51 с 26 исправными Ме-109, II/JG 52 (30 исправных Ме-109), I/JG 53 (18 исправных Ме-109), ещё 7 самолётов этого типа находились в строю в 12-й группе ближней разведки. Последними сражениями «стодевятого» на Востоке стали бои за столицу Венгрии Будапешт, операция на озере Балатон, оборона Австрии и Чехословакии.
На 7 апреля 1945 г. на Восточном фронте «мессершмиттами» были вооружены: II/JG 51 (7 самолётов в наличии/5 исправных), II/JG 52 (43/29), I/JG 53 (27/27) из состава 4-го Воздушного флота (Австрия-Чехословакия); II и III/JG 3 (98/95), III/JG 6(21/17), St., I и III/JG 52 (80/74), St., I, II, III/JG 77(101/82), II и IV(Einsatz)/JG 1 (109/97) в составе 6-го Воздушного флота (Германия); I и III/JG 51(33/15) в составе командования «Восточная Пруссия». Фактически дальнейшее сопротивление было бессмысленным. Характерно, что в Берлинской операции советским истребителям хватило всего 5 дней для завоевания полного господства в воздухе. При этом 6-й Воздушный флот даже не пытался перехватывать инициативу или как-то упреждать события. Асы «мессершмиттов» по-прежнему охотились над линией фронта, пополняя боевые счета, однако даже самые успешные их действия были не более чем «комариными укусами» для советских ВВС. В последние дни войны немецкие пилоты больше думали о том, как сдаться в плен более лояльным американцам, да ещё «под шумок» дописывали в свои личные списки последние, большей частью неподтверждённые, победы. Дни их славы, казалось, заканчивались навсегдa.
И еще:
В третьей декаде февраля Bf 109К-4 перевооружили группу IV/JG 51, базировавшуюся в Пиллау. На 28 февраля в ней числилось 34 «Курфюрста» и 46 летчиков, из них 42 полностью готовых к боевым полетам. Увы, оказать сколь-нибудь существенное влияние на ход войны даже новейшие «мессершмитты» не могли. Единственное, что оставалось, — пытаться прикрыть отступающие наземные части вермахта и хоть немного задержать продвижение Красной армии. Несмотря на подавляющее превосходство противника, Люфтваффе продолжали сражаться, неся тяжелые потери. В последние месяцы войны целый ряд истребительных групп пришлось расформировать, а взамен их перебросить на советско-германский фронт части с Запада. К моменту капитуляции Германии в 4-м воздушном флоте на Bf 109 летали группы II/ JG 52 и III/JG 53, а также венгерский 102-й истребительный авиаполк — все они эксплуатировали Bf 109G-10 и G-14. Семь истребительных групп с «мессершмиттами» были в составе 6-го ВФ: II/JG 3 с Bf 109G-10, III/JG 3 (Bf 109К-4), III/JG 6 (Bf 109G-14), II/JG 11, летавшая на Bf 109G-10 и G-14, I/JG 52 (Bf 109G-14/K-4), III/JG 52 (Bf 109G-14) и, наконец, I/JG 77, полностью вооруженная Bf 109K-4. В воздушном командовании «Восточная Пруссия» действовали группы III и IV/JG 51, вооруженные Bf 109G-14 (последняя имела и несколько «Курфюрстов»), Боевые вылеты продолжались до самых последних дней войны, но никакого значения это уже не имело — крах Третьего рейха был неминуем...
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР
Краевед
 
Сообщения: 870
Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59

След.

Вернуться в Следы Второй Мировой войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], Yahoo [Bot] и гости: 6



При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

ООО "Портал" - создание и продвижение сайтов.