Вы хотели фоток? Таки их у нас есть:
А вот перевод статьи:
Дальномер
Это устройство, восстановленное в 2004 году, принадлежало немецкому линкору "Адмирал Граф Шпее", потопленному в 1939 году в 8 километрах от порта Монтевидео.
27-тонный оптический прибор позволял линкору повысить точность ведения артиллерийского огня. Построенный в Германии, "Адмирал Граф Шпее" являлся современным и мощным, благодаря своему радару – первому, установленному на линкорах.
Линейный корабль "Адмирал Граф Шпее".
Постройка корабля началась 23 августа 1932 г. в немецком порту Вильгельмсхафен. После двух лет строительства под руководством капитана Лотмана, корабль был введен в строй 30 июня 1934 г.
Известные как карманные линкоры, эти корабли несли мощное артиллерийское вооружение – 6 280-мм орудий и имели скорость хода до 28 узлов. В Германии было 3 таких корабля – "Дойчланд", "Шеер" и "Граф Шпее". "Граф Шпее" был наиболее совершенным в этом уникальном классе кораблей.
Концепция "карманных линкоров" была в эти годы новинкой. Никакой корабль водоизмещением 6-10 тыс. тонн не мог быть отнесен к линкорам просто потому, что они несли орудия калибра 200 мм и более. Более мощные орудия могли разрушить при стрельбе сам корабль. Немцы решили проблему путем использования в конструкции легких материалов и применения сварки вместо клепки.
21 августа 1939 года "Адмирал Граф Шпее" под командованием Ханса Лангсдорфа вышел из Вильгельмсхафена с задачей ведения боевых действий против торговых судов. Целью похода была корсарская деятельность в Южной Атлантике. Линкору и обеспечивающему его танкеру "Альтмарк" было приказано топить британские торговые суда, уклоняясь от боевых столкновений с соединениями ВМС противника, нарушать судоходство на коммуникациях и уничтожать отдельные боевые корабли.
Бой у реки Ла-Плата
12 декабря 1939 года "Адмирал Граф Шпее", находясь всего в 150 милях от побережья Бразилии шел на юго-восток с крейсерской скоростью, намереваясь перерезать коммерческие линии между Буэнос-Айресом и Монтевидео. Через полчаса после восхода солнца матрос крикнул: "Прямо по курсу - мачты противника!" Вахтенный офицер, удивленный появлением мачт, а не дыма, послал разбудить командира. Он считал, что обнаружены крейсер и два эсминца. Лангсдорф объявил тревогу, но он считал, что перед ним конвой. Поскольку "Адмирал Граф Шпее" был самым современным кораблем своего времени, Лангсдорф принял решение вступить в бой и потопить все корабли противника. Вскоре он понял свою ошибку. Кораблями оказались тяжелый крейсер, примерно аналогичный "Графу Шпее", за исключением того, что имел артиллерию не калибра не 280, а 203 мм, и два легких крейсера, имевшие в общей сложности 16 152-мм орудия. Все эти корабли – "Экзетер", "Аякс" и "Ахиллес" – были соединением под командованием коммодора Харвуда. Харвуд принял решение разделить силы и атаковать "Графа Шпее". Лангсдорф открыл огонь по тяжелому крейсеру "Экзетер" – наиболее мощному и опасному противнику. "Граф Шпее" произвел залп 06.16. Через несколько минут "Экзетер" ответил ему. Дистанция между ними была всего 15 000 метров. Оба корабли вели интенсивный огонь и получили повреждения. На "Графе Шпее" были повреждены камбуз, цистерна питьевой воды, пост управления торпедной стрельбой, несколько орудий, ряд помещений. Были убитые и раненные. "Экзетер" был поврежден значительно сильнее. Менее чем за час он получил более сотни попаданий. Пять из шести орудий главного калибра были выведены из строя. Тем временем "Аякс" и "Ахиллес" открыли огонь по "Графу Шпее", повреждая его 150-мм орудия и уничтожая прислугу. Хотя немецкий корабль был больше, английские орудия вели точный огонь по нему, нанося ему все большие повреждения. Лангсдорф открыл по англичанам ответный огонь, но они уклонились, уйдя за пределы досягаемости немецкой артиллерии.
В результате боя немецкий корабль получил 20 попаданий, погибло 56 человек, но в целом повреждения были не слишком сильны. Тем не менее, была израсходована значительная часть боезапаса. В связи с этим, Лангсдорф решил идти к реке Ла-Плата и доку в порту Монтевидео. Уругвайское правительство представило ему 72 часа для устранения повреждений.
Английский адмирал сознавал, что "Экзетер" не сможет остановить "Графа Шпее". "Кумберленд", находящийся в доке на Фолклендских островах, не успевал прибыть в Монтевидео за 3 дня. "Ринаун" и "Арк Ройял" были достойными противниками "Графу", но они находились у побережья Пернамбуко, в 2500 милях севернее. Кроме того, им требовалось пополнить запасы топлива, поэтому они могли прибыть в Монтевидео только через неделю.
Британское Посольство в Монтевидео распространяло ложные слухи, заставлявшие Лангсдорфа принять ошибочные решения. Ремонтные работы на корабле были преднамеренно отсрочены, чтобы постараться задержать его в порту и позволить британским силам в срок прибыть в Монтевидео. Немецкое командование во главе с адмиралом Эрихом Редером оценивало ситуацию. Лангсдорф направил ему телеграмму с информацией о сложившейся ситуации и просьбой дать разрешение на выход из Монтевидео и переход в Буэнос Айрес. Лангсдорф полагал вступить в бой, используя оставшийся боезапас, и в случае неудачи прорыва уничтожить корабль.
Ответ поступил немедленно: "Если необходимо, уничтожьте корабль".
В 18.00 17 декабря, за 2 часа до истечения назначенного срока, "Адмирал Граф Шпее" покинул порт. Британские корабли уже ожидали его. На берегу собирался народ, чтобы посмотреть на морской бой. "Графа Шпее" сопровождало немецкое пассажирское судно "Такома", находившееся в это время в порту Монтевидео. Пройдя 5 миль, они оба застопорили машины. Команда "Графа Шпее" перешла на "Такому". В 19.55 раздался взрыв и корабль охватило пламя. "Граф Шпее" был уничтожен. По иронии судьбы, это было сделано его собственным экипажем.
Несколько подробнее об этом есть на Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1% ... 0%B5%D0%B5
А видео - на YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=ZKONsGvrEWw
http://www.youtube.com/watch?v=YQ0OFH1j ... re=related