Аэродром Морицфельде (Flugplatz Moritzfelde)

Взлетно-посадочные полосы военного назначения
Ответить
Аватара пользователя
logo
ebay-копипастер
Сообщения: 5831
Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
Откуда: НН
Благодарил (а): 1407 раз
Поблагодарили: 1307 раз

Аэродром Морицфельде (Flugplatz Moritzfelde)

Сообщение logo »

Честно, говоря не знаю, в какой раздел эту ссылку повесить, решил освежить раздел........... читаем:

С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов, еще 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые три месяца 1944 г. Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно: подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего летчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере. К тому же решившийся на перелет едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".
Впрочем, единичные свидетельства дезертирства летного состава все же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 г., когда при бомбардировке Кенигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно.


С октября 1943 г. отобранные по лагерям для военнопленных авиаторы начали собираться на базе в Сувалках. Там они проходили отбор по профессиональным и медицинским показателям, подвергаясь обязательной проверке, поскольку немцы не без оснований опасались, что значительная часть не очень надежных "волонтеров", презрев обещанные ужасы и положившись на знаменитое русское "авось" тут же махнет к своим на немецких самолетах.
Между тем уже к концу ноября авиагруппа была полностью укомплектована и после двухмесячного восстановления сил вызволенных из лагерей узников сочли готовыми к службе Третьему Рейху. В Морицфельде под Инстербургом из них сформировали "Авиагруппу Хольтерса", имевшую несколько подразделений по специальностям и располагавшую трофейными советскими самолетами. Технический состав, механики и шоферы учились вместе с немцами в Технической школе Люфтваффе на аэродроме Берлин-Темпелхоф. Отобранные для переподготовки на немецкие самолеты летчики проходили обучение на базе Хильдешайм под Ганновером.

Полность статья тут................
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/ ... asovAV.htm
Аватара пользователя
kompala
Читатель
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 28-12-2007 21:16:37
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Re: Власовцы

Сообщение kompala »

Кое- что о русских частях в Восточной Пруссии
Русские добровольцы в Люфтваффе

Осенью 1943 г. подполковник Люфтваффе Холтерс предложил сформировать летную часть из русских добровольцев, готовых сражаться на стороне Германии. Уже в октябре того же года в Сувалках был создан специальный лагерь, где отобранные в лагерях военнопленных летчики, штурманы, механики и радисты проходили медицинское обследование, проверку профессиональной пригодности и психологические тесты. Признанные годными обучались на двухмесячных подготовительных курсах, после чего получали воинское звание, приносили присягу и переводились в состав группы Холтерса, дислоцированной в Морицфельде (Восточная Пруссия), где использовались соответственно своей специальной подготовке.

На первых порах летный и технический состав занимался приведением в порядок трофейных машин. Затем русским летчикам разрешили совершать учебно-тренировочные полеты и, наконец, участвовать в боевых действиях. Группа занималась воздушной разведкой, забрасыванием в советский тыл пропагандистского материала и парашютистов-разведчиков.

Боевые вылеты производились в составе немецких эскадрилий, но с течением времени русские экипажи стали получать самостоятельные задания. В составе ночной авиагруппы «Остланд» 1-го воздушного флота была создана 1-я русская восточная эскадрилья, имевшая на вооружении несколько трофейных машин разных типов. До своего расформирования в июне 1944 г. группа совершила не менее 500 боевых вылетов. Еще одна русская эскадрилья (9 трофейных самолетов У-2) действовала против партизан в Белоруссии. Личный состав группы Холтерса в дальнейшем послужил основой для создания Военно-воздушных сил КОНР.

С марта 1944 г. объединенными усилиями «Гитлерюгенда», СС и Люфтваффе в состав вспомогательной службы ПВО на оккупированных территориях вербовались юноши и девушки в возрасте от 15 до 20 лет. Численность русских добровольцев, именовавшихся «помощниками Люфтваффе» (Luftwaffenhelfer), а с 4 декабря 1944 г. - «воспитанниками СС» (SS-Zogling), определялась в 1383 человека. Всего же к концу войны в составе Люфтваффе имелось 22,5 тыс. добровольцев и 120 тыс. военнопленных, составлявших значительный процент обслуживающего персонала в зенитных батареях и строительных частях.
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Аэродром Moritzfelde - Морицфельде (не существует)

Сообщение Schreiber »

В развитие темы захваченных на земле самолетов несколько документов по оставлению немцами аэродромов в Восточной Пруссии, полученных в общей куче от rogi (Игоря). Перевод не дословный, немецкие "канцеляризмы" и сокращения для удобства чтения заменены на соответствующие (в моем понимании) русские выражения. В скобках уточняющая или дополнительная полезная информация.
1722.jpg
Авиационное командование Восточная Пруссия.
1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота

В приложении показаны отчеты об уничтожении аэродромов Моритцфельде и Айхвальде.
Моритцфельде (28 км юго-западнее Инстербурга):
Взлетно-посадочная полоса в Моритцфельде полностью разрушена. Уничтожение инфраструктуры аэродрома производилось по согласованию с армейскими частями, занимавшими там оборону. Меры, принятые комендантом, оправданы.
1725.jpg
1726.jpg
Копия.
фон Циллер, майор
25.01.45.
Донесение об эвакуации и разрушении аэродрома Моритцфельде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1 (1-й район 1-го Воздушного округа)

I. Эвакуация.
Часть топлива была передана по запросу капитана Краузе из 4-й авиационной дивизии уже 22.01.45 в 12.15, остальную часть взрывные команды в 17.00 отправили (доставили?) на грузовиках на аэродром Йезау (Jesau). Стоявшая на станции железнодорожная цистерна с 13 м3 бензина C 3 (синтетический бензин с октановым числом 97) была отправлена утром 22.01.45 с 2 сопровождающими через Фридланд в Нойхаузен. После получения приказа о взрыве аэродрома боеприпасы и оборудование были немедленно загружены на грузовики, и колонна под командованием капитана Хейна из транспортной колонны 138/IV, в 22.00 двинулась в Нойхаузен через Алленбург и Фридланд. Территория полностью освобождена, пришлось взорвать только трактор "Бульдог" ("Lanz Bulldog") поста службы связи Люфтваффе так как несмотря на все усилия, завести (исправить?) его не удалось. Прицеп поста службы связи взял на буксир грузовик.

II. Уничтожение.
22 января в 12.40 поступило распоряжение о необходимости тщательной подготовки объекта к разрушению. (Распоряжение командующего авиационными частями 1-го района, 1-го Воздушного округа № 605/секретно, майор Холтерманн). После этого еще раз была проверена система взрывных устройств. Около 16:00 мне позвонил подполковник Хольц с сообщением, что по приказу квартирмейстера 1-го Воздушного округа аэродром должен быть полностью разрушен. Летное поле взорвать немедленно.
При попытке подрыва ни одна из заложенных бомб не взорвалась. Предположительно, после закладки бомб капсюль-детонаторы не были защищены от попадания влаги и со временем отсырели, что сделало их непригодными для использования. Кроме того, укрепленные деревянными щитами шурфы с заложенными бомбами, заполнились льдом до высоты около 20 см.
На аэродроме ещё оставались 47 250-килограмовых авиабомб. Ночью на санях их привезли на летное поле. Большинство из них установили на пересечении двух взлетно-посадочных полос, остальные - на оставшейся части взлетно-посадочных полос.
Подрыв авиабомб начался 23 января в 6 часов утра и завершился около 8 часов утра. Взлетно-посадочные полосы были полностью разрушены. По согласованию с армейскими частями, расположившимися в районе аэродрома, подрыв строений был осуществлен лишь частично. Как жилые помещения здания армейские части не интересовали, но они использовали их как прикрытие. Кроме того, взрывные работы и поджоги привлекали сюда огонь вражеской артиллерии. Лейтенант Ульманн из подразделения (что-то вроде полевая почта) 19851 D (Pak – противотанковая артиллерия) по этому поводу дал письменное заявление. Зажигательные устройства для уничтожения зданий были переданы этому подразделению. Мой начальник боепитания и я дали им точные инструкции.
По совету командира противотанкового подразделения я с отрядом подрывников покинул этот район в 10.30 после того, как были обнаружены танки противника и получено сообщение о движении вражеской кавалерии с севера. К тому времени пехота, действовавшая вместе с артиллеристами, заняла позицию далеко за аэродромом.

Подписано: фон Циллер


Район аэродрома Моритцфельде (он же Моритцлаукен) немцы оставили без боя. После падения Инстербурга он оказался между частями 11-й гв. армии, продвигавшимися севернее Прегеля и взявшими 23 января Велау (Знаменск) и 5-й армии, наступающими широким фронтом южнее Прегеля к реке Алле (Лава) на Алленбург (Дружба) и Фридланд (Правдинск). В документах этих армий не обнаружено упоминаний об аэродроме Моритцфельде или взятых "авиационных" трофеях в период 22-26.01.45, что фактически подтверждает информацию из немецкого отчёта об уничтожении всех ценных объектов в этом районе.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5574
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Аэродром Moritzfelde - Морицфельде (не существует)

Сообщение gsm_689 »

про начало строительства
Moritzfelde.jpg
На основании § 1 Первого постановления об осуществлении и дополнении закона о закупке земли для нужд вермахта от 21 августа 1935 года и по согласованию с рейхсминистром продовольствия и сельского хозяйства постановляется:
Земля, необходимая для строительства запасного аэродрома в районе Морицфельде (Восточная Пруссия) и для переселения, которое может быть вызвано этим, должна быть закуплена в соответствии с положениями закона о закупке земли для нужд вермахта от 29 марта 1935 года.
Берлин, 10 августа 1939 года
lonst111
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 12-09-2009 20:16:13
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Аэродром Moritzfelde - Морицфельде (не существует)

Сообщение lonst111 »

Здравствуйте, Коллеги. Будучи в августе в отпуске, свершил культ-поход на место бывшего аэродрома Морицфельде. Т.к., объем отчета потянул на 83 Мб, выложил его в файлоообменник: https://disk.yandex.ru/d/Idu3u_wn_bxDHQ
Ответить

Вернуться в «Военные аэродромы и авиация Восточной Пруссии и Калининградской области»