Аэродром Повунден - Храброво (Flugplatz Powunden)

Взлетно-посадочные полосы военного назначения
Ответить
Аватара пользователя
Сидор Матрасов
Исследователь
Сообщения: 515
Зарегистрирован: 25-02-2005 12:15:16
Откуда: Родом из Трагхайма
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 410 раз

Аэродром Повунден - Храброво (Flugplatz Powunden)

Сообщение Сидор Матрасов »

Закончилось тихое сельскохозяйственное прошлое Повундена в конце 30-х годов 20в. и началось авиационное настоящее поселка – недалеко от уже полностью исчезнувшего замка был открыт аэродром «Люфтваффе».
Советские войска овладели Повунденом 27 января 1945 года, как говорится в сводке «в ходе продолжающегося наступления»… Аэродром в Повундене еще некоторое время использовался советской авиацией, в том числе и знаменитой эскадрильей «Нормандия-Неман».
Начинающий копатель найдет какую-нибудь ржавую фигню и выбросит ее, а опытный сначала назовет ее "артефактом", и только потом выбросит...
Фотоальбом здесь!
Аватара пользователя
psf735
Читатель
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 11-03-2012 21:48:15
Откуда: Kenigsberg (Hier geboren wurde)
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 43 раза

Re: Powunden (Храброво)

Сообщение psf735 »

в Храброво базировался знаменитый 759-й МТАП (бывший 51-й МТАП) и 4287-я АТБ, 289-й отдельный дивизион обеспечения управления посадки и 47-я минно-торпедная партия.
759-й МТАП принимал участие в операции "АНАДЫРЬ". Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») — первый советский реактивный тактический бомбардировщик.
1275542617_5.jpg
База аэродром Храброво (Powunden) 1962. Командир полка полковник Ермаков Дорофей Самсонович. Зам по ИАС полковник Пашинин Федор Федорович
IMG_0002 (3).jpg
IMG_0026 (3).jpg
1400.JPG
COMB_INTERN_A_I_2_A (2).jpg
COMB_INTERN_A_I_2_A (2).jpg (44.97 КБ) 14635 просмотров
Meine Ehre heißt Treue
Аватара пользователя
psf735
Читатель
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 11-03-2012 21:48:15
Откуда: Kenigsberg (Hier geboren wurde)
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 43 раза

Re: Powunden (Храброво)

Сообщение psf735 »

15 января 1998 года Шекуров и еще два летчика на истребителях перехватили и принудили к посадке на аэродроме Храброво самолет-нарушитель, пилотируемый английским экипажем... :D
Meine Ehre heißt Treue
Аватара пользователя
psf735
Читатель
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 11-03-2012 21:48:15
Откуда: Kenigsberg (Hier geboren wurde)
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 43 раза

Re: Аэродромы и люфтваффе

Сообщение psf735 »

А вот здесь все немного не так-после войны тут дислоцировался 759-й МТАП(мино-торпедный авиационный полк) (бывший 51-й МТАП) и 4287-я АТБ, 289-й отдельный дивизион обеспечения управления посадки и 47-я минно-торпедная партия ДКБФ..Которые в 1962 были разобраны и скрытно, из Балтийска кораблями(под видом сельхоз.техники) в процессе операции АНАДЫРЬ переброшены на КУБУ.А транспортники пришли в конце 60.

Источник: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=29&t=750 2012 © kenig.org
PIC120704009.jpg
Meine Ehre heißt Treue
Аватара пользователя
psf735
Читатель
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 11-03-2012 21:48:15
Откуда: Kenigsberg (Hier geboren wurde)
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 43 раза

Re: Powunden (Храброво)

Сообщение psf735 »

С 5 по 25 февраля 1945 года на аэродроме Повунден (Храброво) базировался полк «Нормандия-Неман»

Аэродром с французским шармом
Начало 1945 года, как известно, для Красной армии было ознаменовано тяжелейшими кровопролитными боями в Восточной Пруссии. Кое-где наступление наших войск развивалось стремительно, в других местах они увязали надолго. И это касалось не только наземных сил, но и авиации, С 5 по 25 февраля 1945 года на аэродроме Повунден (Храброво) базировался полк «Нормандия-Неман». В небе над Восточной Пруссией французы побеждали на советских Як-3которая на одних аэродромах успевала слегка обжиться, а на других не бывала и нескольких дней.

Они были первыми
Это тихое заснеженное местечко, Повунден, с остатками старинного замка советские войска взяли 27 января 1945 года, как говорилось в сводке, «в ходе продолжающегося наступления». Но, как выяснилось, рядом находился один из многочисленных аэродромов Люфтваффе, построенных на территории Восточной Пруссии в середине 30-х годов в рамках осуществления воинственных планов гитлеровской Германии по завоеванию мирового господства. Точнее, типовая взлетная полоса появилась здесь 75 лет назад – в 1935 году.
Первыми территорию аэродрома сразу же обследовали саперы, так как немцы имели обыкновение, отступая, минировать важнейшие объекты. Ну и, разумеется, наша авиация не замедлила воспользоваться прекрасным шансом передвинуть свое базирование поближе к местам боев. И уже 5 февраля после бомбардировки Кенигсберга первыми здесь приземлились самолеты Як-3 3-й эскадрильи знаменитого 1-го отдельного истребительного полка «Нормандия-Неман».

«Механики и мы довольны»
Вот как писал в своих воспоминаниях о своем пребывании в Повундене французский летчик Франсуа де Жоффр: «Мы находимся на бывшей немецкой авиационной базе Повунден. Дома, в стиле казарм, тщательно замаскированы. В них мы находим комфорт, которого никогда не имел ни один солдат во Франции. Бетонная взлетно-посадочная полоса превосходна. Наши самолеты хорошо укрыты, механики и мы довольны».
Фашистские летчики покидали аэродром Повунден в большой спешке, поэтому многие авиамашины так и остались в своих ангарах. К примеру, при обследовании базы было обнаружено несколько «Мессершмиттов-108» в превосходном состоянии. Кроме того, в ангарах размещался и целый парк самолетов не военного назначения – сельскохозяйственных, прогулочных и т.д.

О ревуар, Повунден!
К концу февраля 1945 года Красная армия после затяжных позиционных боев вновь смогла перейти к более мощным ударам по противнику. И уже 25-го числа авиаполк «Нормандия-Неман» получает приказ перебазироваться в недавно отвоеванный Фридланд (ныне Правдинск).
После войны (да и то не сразу) хорошо сохранившийся аэродром Повунден, переименованный вслед за близлежащим поселком в Храброво, поначалу использовался исключительно военными. Ну а в начале 60-х годов, наряду с военной авиацией, сюда пришла гражданская: официальный калининградский аэродром Девау сильно устарел, и было принято решение перевести его в Храброво, так как здесь была современная «бетонка». Полосу удлинили на 500 метров, и 20 марта 1962 года в аэропорту Храброво приземлился первый самолет Ан-10, открывший линию Москва-Минск-Калининград. Так начался новый жизненный этап аэродрома, повидавшего еще до распада СССР летчиков трех государств – немецких, французских
Meine Ehre heißt Treue
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5617
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2656 раз
Поблагодарили: 4385 раз

Re: Аэродром Powunden - Повунден (Аэропорт Храброво)

Сообщение gsm_689 »

жетон Fliegerhorst Powunden
Fliegerhorst Powunden.jpg
Ответить

Вернуться в «Военные аэродромы и авиация Восточной Пруссии и Калининградской области»