Как-то камрад gsm_689 выложил интересную фотографию из кафедрального собора, с черепом, торчащим из - за кирпича... Озадачившись вопросом кому он мог принадлежать нашла вот что:
Дата основания Кафедрального собора города Кнайпхоф - 13 сентября 1333 года, в этот день великий магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский выразил согласие епископу Иоганну I на строительство собора. Кафедральный собор города посвящен Святому Адальберту и Святой деве Марии.
Собственностью Кнайпхофа Кафедральный собор стал 10 мая 1528 года. Освящение Кафедрального собора состоялось, по всей видимости, до 1351 года. Завершение строительства Кафедрального собора - 1380 год.
В Кафедральном соборе погребены: первый герцог Пруссии Альбрехт Гогенцоллерн и его жена герцогиня Анна Мария (1568 г.), знаменитый философ с мировым именем Иммануил Кант (28 февраля 1804 г.).
И вот довольно интересный вид на собор...
Первый кафедральный собор был построен в Альтштадте по приказу Замландского епископа Зигфрида в 1297-1302 гг. в том месте, где река Прегель и ручей Лёбе образовывали угол. Святыми покровителями этого собора были Св.Адальберт и Св.Елизабет. Но город рос, и уже к 1320 г. этого собора было недостаточно. Вскоре началась его перестройка. Но и она не удовлетворяла потребностям жителей, поэтому в 1330 г. собор был снесен (Амброссат). Местом для строительства нового кафедрального собора как резиденции главы собора и членов его духовного синклита определил Замландский епископ Иоанн. Это была северо-восточная часть острова Фогтсвердер (впоследствии - Кнайпхоф), присоединенная к владениям епископа в 1322 г. Работы начались с постройки хоров собора в 1325 г. Стены хоров были необычайно толсты и крепки для духовного здания. А когда строительство хоров завершилось постройкой оборонительного хода, глава Ордена запретил епископу продолжать работы по строительству, чтобы не превращать собор в крепость.
Через некоторое время между магистром и Орденом с одной стороны, и епископом и капителью с другой, было заключено соглашение, по которому духовные лица обязывались строить собор без укреплений. И уже продольные стороны хоров были снабжены стенами и контрфорсами облегченной конструкции. Тем не менее, южная стена на высоту 2,75 м сложена особенно массивной кирпичной кладкой на фундаменте из полевого камня с оборонительным ходом и бойницами под самой крышей.
В оборонительный ход вела через алтарь лестница за могилой И.Канта в северо-восточном углу. По углам собора были запланированы башни, из них осталась только юго-восточная.
В 1333 г. с западной стороны собора появились башни (над оштукатуренной полосой), южная - с двенадцатиугольным верхом и простой фронтон северной. Массивная фасадная сторона собора с запада разделена множеством слепых окон, высота которых уменьшается к верху.
В узком среднем фронтоне две длинные, достигающие верха, лизены создают впечатление легкости фронтона. По обе стороны главного западного портала слепые окна.
Почти одновременно с башнями был построен неф. В 1344 г. он был накрыт, но полностью закончен только в 1351 г.
В первоначальном виде неф был с плоским потолком, что выглядело намного скромнее, чем сводчатый потолок хора.
При Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-1358 гг.) была начата внутренняя перестройка собора в 3-х нефное помещение с более высоким средним нефом. Перестройка была закончена не позднее 1382 г. Стены боковых нефов надстроены, окна удлинены, над рядом слепых окон северной стороны появился второй. Слепые окна южной стороны удлинены. В 1370-1400 гг. неф собора был расписан. 1380 г. является годом официального окончания постройки собора. Святыми патронами собора были Св.Мария и Св.Адальберт.
В 1440 г. деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные. Своды среднего нефа были сделаны по образцу сводов хора. В боковых нефах из треугольников. Восточные окна боковых нефов были пробиты в 16 веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 г.
От города Кнайпхоф собор был вначале отеделен стеной. Около собора были построены епископское подворье, с северной стороны - школа и госпиталь.
В преддверии церковной реформации 27 сентября 1523 г. в соборе была проведена первая евангелическая проповедь Иоханом Брисманном. 25 декабря 1523 г. была прочитана проповедь епископа Поленц на немецком языке. В 1528 г. собор стал приходской кирхой для жителей Кнайпхофа. В 1544 г. в башне собора произошел пожар. С 1560 г. собор использовался и как университетская кирха.
В 1640 г. были установлены башенные часы, а в 1695 г. - орган с 60-тью регистрами. Этот орган очень украсил собор. В 1718-1721 гг. установлен 2-ой орган с 56-тью регистрами работы мастера Иохана Иосипа Мозенгеля. В 1809 г. в соборе проведена реставрация. В 1832 г. к 500-летнему юбилею собора были открыты (закрашенные ранее) настенные фрески 14 века. Из них лучше всего сохранились на южной стене юго-восточного бокового нефа 3 рыцаря в полном облачении с закрытыми забралами. В 1844 г. Отто Николай дирижировал в соборе оркестром, исполняющим праздничную увертюру «Несокрушимая крепость».
В 1901-1907 гг. была проведена реставрация. Стены собора освободили от штукатурки и восстановили в первоначальном виде. Древний пол башни к тому времени был на 1,67 м ниже пола 20 века.
Алтарь начала 16 века. В 1591 г. боковые и верхнюю часть алтаря написал кёнигсбергский художник Антон Мёллер. Ограда алтаря тоже была выполнена в 1591 г.
Кафедра была сделана из известняка и установлена на третьей от алтаря колонне (отделяющей северный неф от среднего) в 1589 г. Вход на кафедру закрывала прекрасная кованая дверь, сделанная в 1590 г.
Великолепное оформление органа во всю ширину среднего нефа.
В 16 и 17 веках появилось много художественно оформленных эпитафий. У второй колонны (с северо-востока) среднего нефа - Бартелю Бюттнеру (1613 г.) и Анне Койтер (1643 г.). Эпитафии южной стороны, с востока на запад: семье Ропт (1597-1606 гг.) с гербом и семейным портретом (юго-восточная полуколонна); Морицу фон Торнов (1557 г.); Анне Камермайстер (1580 г.); Людвигу фон Пруспки (1685 г.); Лоренцу Вайденхаммеру (1557 г.); деревянные надгробные доски рыцарей Ордена: Филиппа фон Гревлинг (1520 г.), Зигмунда фон Цихау (1520 г.), Морица фон Кнёбель(1521 г.), которые в боях с Польшей были смертельно ранены - круглые, с вырезанными гербами и надписью по кругу, единственные сохранившиеся в соборе готические памятные доски. Стефана Вольфа (1554 г.), Эрнста фон Рехенберга (1554 г.), Вольрада фон Кленов (1607 г.), Иохима и Тобиаса Розенцвайг (1601 и 1602 гг.), Иоганна и Барбары фон Ло (1583 и 1584 гг.), Вильгельма и Катарины Плато (1587 и 1597 гг.), Ульриха Шёнберга (1649 г.), Иоганна Райнекциуса (1535 г.), М.Винтера (1595 г.). На западной стене среднего нефа: остаток эпитафии Ф. и А.Маонтфортов (1602 г.). Западная стена северного бокового нефа: Иоганну Хайденштайну (1600 г.). У северо-западной колонны среднего нефа: Гансу Георгу фон Дирна (1720 г.). северная стена бокового нефа: Анне Зоммерфельд (1720 г.), Матиаса и Элизабет Раймер (1594 и 1629 гг.). Большая фамильная эпитафия семьи Мараун-Раймер-Шеленберг, после 1543 г., реставрирована в 1695 г.; Михаэлю Скриниусу (1585 г.); Иоганну Райтеру (1718 г.), с кованой решеткой; Кристофу Хайльсбергу (1680 г.) и Катарине Монтфорт (1638 г.). Над сесерным порталом бокового нефа - бюст герцога Альбрехта в форме медальона, 1544 г. Далее эпитафии: Якобу Койтеру (1599 г.); Йог.Лозелиусу (1655 г.), простая доска с надписью; С.Грабе (1725 г.), Альбрехту и Кристофу Сабиниус, внукам Меланхтона (1551, 1553 гг.), Лукасу Кранаху (северо-восточная полуколонна); 13 портретов пасторов в человеческий рост (1633-1820 гг.), последующий - советника консистории Грэфа, работы Юлиуса Кнорре.
Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн 1596 г., железная кованая дверь капеллы 1596 г. В капелле большая крестильная купель, известняк, первая четверть 14 века. В крестильной капелле надгробные камни Георга фон Пудевельса (1604 г.) - рельефная фигура выше человеческого роста; генерала Иог.Арндта фон Гольдштайн (1653 г.) и сына Густава (1654 г.). Хор делился на две части, восточная часть - верхний хор, западная часть - нижний хор. Посредине высокого хора склеп для герцога Альбрехта, его первой супруги Доротеи Датской и её шестерых детей, построенный ещё при жизни герцога. На крышке лежащие фигуры герцога и супруги в человеческий рост, по сторонам - дети, работа немецкий мастеров 1540 г.
Восточная стена почти вся занята памятником герцогу Альбрехту (ум. 1568 г.) работы Корнелиуса Флори по образцу римских и венецианских надгробий времен Ренессанса, заказанный в Антверпене, закончен в 1527 г. Высота 11 м, ширина 12,25 м. На северной стене примыкает к нему громадный памятник Маркграфине Елизавете (1578 г.), известняк, работы Виллема ван дем Блоке, повторяются основные формы памятника герцогу; Ганса Нюмпеша (1557 г.) и Потенции Майенрайс (1570 г.) с распятием посредине и древнейшим видом Кенигсберга; герцогини Доротеи Датской (1547 г.), поставлен в 1549 г. из темного мрамора и белого алебастра работы Корнелиуса фон Борка (1575 г.); Иоханна фон Коспота (1665 г.) из черного и белого мрамора, сооружено в 1664 г. ещё при жизни Коспота Михаэлем Дёбелем и сыновьями (влияние итальянской школы, сравн.памятник Сфорна в римской Санта Мария дель Пополо (прекрасная кованая решетка) над ним: епископа Георга фон Поленпа (1550 г.). Далее Иохима Мерлина (1571 г., Иоханнеса фон Крейтпена (1575 г.), поставлена его внуком в 1697 г., Георга фон Пудевельса (1604 г.), Альберта фон Киттлипа (1604 г.), генерала А.фон Глодштайна (1633 г.), оберфельдмаршала К.фон Киттлица (1604 г.), Михаэля Гиза (1596 г.) из различного цвета мрамора в духе ренессанса с алебастровыми умершего и его жены Урзулу Хайденштайн. Южная сторона алтаря с запада на восток: Иоганн Эрнст фон Валленрродт (1697 г.), поставлено надгробие в 1698 г. великолепной архитектуры, из мрамора, над ним скромная эпитафия отца Мертена фон Валленрродт (1632 г.); Вильгельма Скжинетского (1563 г.); Ханса фон Киттлитца (1564 г.); Катарины фон Вернсдорф (1590 г.); Иоганна Бризмана (1549 г.); Готфрида Занда (1691 г.); Анны Сабинус (1647 г.), дочери Меланутка; обермаршала А.фон Брандта (1654 г.) - шлем , перчатки и маршальский жезл; ребенка Иог.фон Хейдек (1585 г.); Вольфа фон Вернсдорфа (1606 г.) и Эстер фон Поленц (1619 г.); герцогини Анны Марии Брауншвейгской, второй супруги герцога Альбрехта (1568 г.), по образцу памятника герцогини Доротеи Датской, работы того же Корнелиуса Флориса; князя Богуслава Радзивила (1669 г.) и его супруги Анны Марии (1667 г.) из черного и белого мрамора; надгробие в стене магистра Лютера Брауншвейгского (1335 г.); высоко над ней эпитафия Георгу фон Шлиффену (1569 г.); Каспару фон Ностипу (1588 г.) и Барбары фон Радтхайм (1577 г.).
Надгробные камни в высоком хоре: у южной стены известняковая плита с фигурами епископов Кубаля (1397 г.) и Генриха фон Зеефальд (1414 г.). Остальные надгробные камни сильно повреждены: епископа Иоханнеса (1344 г.), епископа Якоуса (1358 г.). В нижнем хоре: Мартина фон Валленродт (1632 г.) и его семьи; Лютера Брауншвейского. Другие достопримечательности: великолепный цинковый гроб умершего в 1640 г. в Кенигсберге курфюрста Георга Вильгельма, стол великолепной работы столяра Михаэля Хайнриха (1662 г.), портреты в человеческий рост шести магистров (1449-1510 гг.): Людвига фон Эрлихсхаузена, Хайнриха Ройс фон Клаузена, Хайнриха Рефле фон Рихтенберг, Мартина Тройхзеса фон Ветпхаузен, Ханса фон Тиффен, Фридриха, герцога саксонского. Изготовлены, возможно, по поручению герцога Альбрехта в середине 16 века, последний - из мастерской Кранаха.
Собор имел три великолепных исповедальни работы Исаака Риги 1700 г. Имелась каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн 1596 г. и железная кованая дверь капеллы 1596 г. В капелле большая крестильная купель из известняка, сделанная в первой четверти 14 века.
Снаружи собора, как на северной стороне, так и на южной тоже были эпитафии. На северо-восточном углу хора могила И.Канта, выполненная по проекту Фридриха Ларса, 1924 г.
Из алтарной утвари средневековые предметы не сохранились, наиболее старые - 17 век: серебряная чаша 1628 г.; серебряный кубок 1640 г.; 2 прекрасных напольных светильника работы 1640-63 гг.; серебряная купель 1694 г.; кружка для пожертвований 1694 г.
Валленродтская библиотека в западной части собора в верхних этажах в двух помещениях - в средней части здания и в южной башне. Начало ей положила частная библиотека канцлера Иоганном Эрнстом. С 1673 г. открыта для посещений. С 1721 г. собственность Валленродтов под защитой государства, а с 1909 г. присоединена к государственной и университетской библиотеке. Вход в библиотеку по специальной, построенной в 16 веке винтовой лестнице в северо-восточном углу центрального притвора, у основания - изящные колонны и арки.
Вначале для библиотеки использовали только помещение, расположенное над главным входом в собор, со сводами 14 века. В 1688-89 гг. присоединили расположенную рядом, но несколько выше комнату южной башни с крестовым сводом. В библиотеке находились ценные книги, особенно по теологии, рукописи, генеалогический материал.
В ночь с 27 на 28 августа 1944 г. при налете английской авиации собор был сильно поврежден и весь внутри выгорел. Своды частично обрушились. Были сожжены или разбиты многочисленные эпитафии, каменная кафедра. Уничтожен прекрасный высокий алтарь, прелестная крестильная капелла. В пламени погибли знамена, портреты великих магистров. Деревянные изображения великого магистра Лютера Брауншвейгского. Чудом сохранилось у восточного алтаря надгробие герцога Альбрехта работы Корнелиуса Флориса. Невредимыми остались прекрасный бюст герцогини Доротеи и настенное надгробие канцлера Иохана фон Коспота. Уцелело помещение библиотеки Валленродта со всеми фолиантами, глобусом, путевыми заметками канцлера, резными деревянными полками. И уже в апреле 1945 г. во время штурма Кёнигсберга советскими войсками многострадальный собор был дополнительно подвержен разрушению, но все-таки окончательно не был уничтожен. В неплохом состоянии сохранилась могила И.Канта.
В послевоенное время собор продолжал разрушаться и к 1964 г. его техническое состояние было чрезвычайно тяжёлым, местами аварийным. В 1970 г. официальными властями были вскрыты склепы собора в районе хора. В подвалах были вскрыты гробницы, а останки захороненных частично выброшены наружу. Чем закончились эти поиски, и что там было обнаружено, до сих пор нигде не обнародовано.
И, наконец, в 1982 г. был произведен ещё один «воздушный налет» на собор - так называемая «консервация». Наибольший удар пришёлся по алтарной части, практически полностью уничтожены остатки надгробия Альбрехта и сохранившихся эпитафий.
Затем, после 1985 г., начался новый этап в истории собора, который выразился во всеобщей любви к нему как властей, так и общественности. Создалось общество «Кафедральный собор», как грибы начали появляться всякие «Возрождения», «Фридландские ворота», «Пруссия» и т.д. Собравшись, они решили вычистить собор внутри. Больше недели продолжалась эта эпопея, и в результате вместе с мусором были вывезены остатки очень важных деталей архитектуры собора. От собора осталась изуродованная, «законсервирована» коробка здания.
Следующий этап наступил после создания так называемой «Государственной» фирмы «Кафедральный собор» приступившей к работам на соборе без членораздельной концепции, без проекта при полном отсутствии специалистов. Работы проводились при полном отсутствии качества. Были затрачены миллионы немецких марок и рублей, в конце концов, была возведена крыша. Все попытки выяснить у специалистов, какой вид работы (консервация, ремонт или реставрация) ведётся на соборе, ставит их в тупик. Специалист «Спецпроэкт реставрации из Москвы предположил, что это всё -таки консервация.
Источники:
http://www.ostpreussen.net
ГАКО