Аэродром Хайлигенбайль - Мамоново (Flugplatz Heiligenbeil)
Аэродром Хайлигенбайль - Мамоново (Flugplatz Heiligenbeil)
Хотел спросить, где именно в районе Хайлигенбаль был аэродром?
Читая про одного из героев, наткнулся на такую информацию
Жабинский Дмитрий Иванович
3. 2. 1920 - 15. 2. 1945
Герой Советского Союза
"Воевал в Восточной Пруссии, где входил в 75-й гвардейский штурмовой авиационный полк. 15 февраля 1945 года его самолёт был подбит под городом Хайлигенбайль (ныне Мамоново Калининградской области). Жабинский повторил подвиг Гастелло: направил свой подбитый самолёт на вражеские самолёты, находящиеся на аэродроме[1]:
« В время боев в Востояной Пруссии гвардии майор Жабинский был уже штурманом 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. 15 февраля 1945 года отважный лётчик направил свой горящий штурмовик на фашистские самолёты на аэродроме города Хайлигенбайль, ныне город Мамоново Калининградской области, и погиб."
Полазил по Гуглу, что т оне нашёл никаких очертаний бышего аэродрома в этом районе, может кто подскажет?
Заранее благодарен
Читая про одного из героев, наткнулся на такую информацию
Жабинский Дмитрий Иванович
3. 2. 1920 - 15. 2. 1945
Герой Советского Союза
"Воевал в Восточной Пруссии, где входил в 75-й гвардейский штурмовой авиационный полк. 15 февраля 1945 года его самолёт был подбит под городом Хайлигенбайль (ныне Мамоново Калининградской области). Жабинский повторил подвиг Гастелло: направил свой подбитый самолёт на вражеские самолёты, находящиеся на аэродроме[1]:
« В время боев в Востояной Пруссии гвардии майор Жабинский был уже штурманом 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. 15 февраля 1945 года отважный лётчик направил свой горящий штурмовик на фашистские самолёты на аэродроме города Хайлигенбайль, ныне город Мамоново Калининградской области, и погиб."
Полазил по Гуглу, что т оне нашёл никаких очертаний бышего аэродрома в этом районе, может кто подскажет?
Заранее благодарен
- uran238
- физик-ядерщик
- Сообщения: 7049
- Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 3368 раз
- Поблагодарили: 483 раза
Re: Heiligenbeil (Мамоново).
Если нмне не изменяет память. там находился завод по производству авиационных приборов.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
-
- Сообщения: 13
- Зарегистрирован: 24-07-2009 12:59:08
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново).
Аэродром находился по правую руку перед въездом в Мамоново. Сейчас это поле с разрушенными бетонными строениями вдалеке.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2675 раз
- Поблагодарили: 4429 раз
Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
На е-бае фотки вылезли с аэродромом Хайлигенбайля. Наиболее интересное
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
-
- Исследователь
- Сообщения: 633
- Зарегистрирован: 09-02-2010 11:31:17
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 350 раз
- Поблагодарили: 379 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново).
В воскресенье посетили Мамоново. Разговорились с одним человеком, он показал нам книгу. вот несколько фото из книги. "Страницы истории города Мамонова" автор Геннадий Лебединцев. (тираж 1000 экз.).
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5837
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1417 раз
- Поблагодарили: 1313 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Фото попалось любопытное - пилоты с аэродрома Heiligenbeil
Piloten mit Gewehr Heiligenbeil 1941/42 Ostpreussen
Piloten mit Gewehr Heiligenbeil 1941/42 Ostpreussen
-
- Исследователь
- Сообщения: 633
- Зарегистрирован: 09-02-2010 11:31:17
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 350 раз
- Поблагодарили: 379 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=29&t=1411logo писал(а):Фото попалось любопытное - пилоты с аэродрома Heiligenbeil
Piloten mit Gewehr Heiligenbeil 1941/42 Ostpreussen
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2675 раз
- Поблагодарили: 4429 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Пилоты сlogo писал(а):Piloten mit Gewehr Heiligenbeil 1941/42 Ostpreussen
Как "последняя надежда Рейха" тоже не подходят
Или охрану аэродрома в комбезы и шлемы пилотов нарядили, чтоб не холодно было
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5837
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1417 раз
- Поблагодарили: 1313 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Там серия фоток была, я так понял, что это унтер офицеры и рядовые одеты для несения караульной службы.
Экипаж Ю-52.
Про последние бои в Хайлигенбале в январе-марте автор работал в госпитале расположенном на авиазаводе и достаточно поробно описал местность.
http://www.konkurentov.net/nevidimyy_fl ... ye_budn15/
Экипаж Ю-52.
Про последние бои в Хайлигенбале в январе-марте автор работал в госпитале расположенном на авиазаводе и достаточно поробно описал местность.
http://www.konkurentov.net/nevidimyy_fl ... ye_budn15/
Re: Аэродромы и люфтваффе
https://forum-kenig.ru/download/file.php?id=6886&t=1
Это фото на 100% не из Хайлигенбайля!
Тут вот многое об этом аэродроме:
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=63.240
Я привожу и снимок от вас с целью, чтобы не повторять ошибку. Посмотрите, кому интересно. Там много сведений. И ещё будут.
Это фото на 100% не из Хайлигенбайля!
Тут вот многое об этом аэродроме:
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=63.240
Я привожу и снимок от вас с целью, чтобы не повторять ошибку. Посмотрите, кому интересно. Там много сведений. И ещё будут.
- Альберт
- Архивариус
- Сообщения: 1251
- Зарегистрирован: 17-03-2012 09:27:12
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 450 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Do 17Z из отряда 5./KG 3. Аэродром Хайлигенбайль, сентябрь 1939 года.
Из книги: Харук А. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217. М., 2012, с. 47.- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродромы и люфтваффе
Heiligenbeil - Мамоново.
1. Тоже Як Н.Неман в апреле 45-го
2. Dornier 17Z1 в сентябре 39-го
А эмблема у IIKG-3 была вот такая (видна на фото, Альберт выкладывал тут - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... =30#p60580) :
1. Тоже Як Н.Неман в апреле 45-го
2. Dornier 17Z1 в сентябре 39-го
А эмблема у IIKG-3 была вот такая (видна на фото, Альберт выкладывал тут - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... =30#p60580) :
- Вложения
-
- IIkg3-1.jpg (10.52 КБ) 79704 просмотра
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5837
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1417 раз
- Поблагодарили: 1313 раз
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Ну что, наверное, настало время рассказать про авиаремонтный завод...или, как он правильно назывался по-немецки, "Industriewerk Heiligenbeil G.m.b.H."
"Начало строительных работ относится к 1935-1936 годам. К 1 декабря 1937 года были возведены административное здание, цеха № 13 и 14, а также здание для охраны. Далее последовало расширение строительных работ. Строились цеха № 44,33,38, здание столовой, лагерное здание №15 и другие...
Строительством авиаремонтного завода руководило министерство авиационной промышленности. Работы производила фирма "Ф.Шихау" из Эльбинга (Эльблонга) (от себя: вот откуда так много в городе крышек люков этой фирмы - см. тут - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... 150#p56147). В Германии эта фирма была достаточно известна. Основана она была в 1837-1838 годах и объединяла ряд судостроительных и машиностроительных предприятий. В довоенные годы для Советского Союза эта фирма построила пять сухогрузных пароходов.
Первые специалисты прибыли из Эльбинга. С 1939 года подготовкой и обучением персонала завода стали заниматься в Хайлигенбайле. Для этого было создано профессионально-техническое училище. Теоретические занятия проводились в городской профессиональной школе, которая находилась на месте нынешнего производства по выпуску тротуарной плитки. Практические занятия велись в тесной пристройке к цеху №18. Занятия продолжались до десяти часов в день.
Завод не специализировался на выпуске новых самолётов - он занимался проведением текущего и капитального ремонта, а так же восстановлением повреждённых машин. Позже стали осуществлять ещё и монтаж оборудования на самолётах специальных типов. Первоначально работали с простыми учебными самолётами ФВ-44, Хе-72, КЛ-29 и 30, В-33 и 34, позже - с бомбардировщиками, истрибителями, транспортными и самолётами-разведчиками, такими как Ю-52, ФИ "Шторх", Ме-110 и 190, До-17 и 217, Хе-111, ФВ-190 и с другими.
Рабочие завода жили в специально построенном посёлке в районе нынешних улиц Партизанской, Офицерской, Красноармейской. Представлял он собой район из 150 небольших домов с садовыми участками по 10-15 соток с хозяйственными постройками. На работу рабочие доставлялись автобусами. На окраине посёлка располагался спортивный планерный клуб."
Источник - "Самый западный город России" ,Г.Н.Лебединцев, 2012 г.
В советское время территорию завода занимала звероводческая фабрика, затем агрофирма "Мамоновская", а сейчас территория под охраной, но частично пустует, частично занята какой-то фирмой...
Т.к. объект был ,естественно, секретно-режимным, то старых фотографий немного (всего одна и то, только учебной мастерской...зато здания сохранились, удалось их "вычислить" и сделать сравнительное фото).
Про запрет фотосъёмки написано в короткой инструкции на обратной стороне пропуска (в своё время приобрёл здесь на форуме у Silence ).
Так же сохранились горшки Коха по периметру завода (посмотреть можно в соответствующей теме, ранее выкладывал)...
"Начало строительных работ относится к 1935-1936 годам. К 1 декабря 1937 года были возведены административное здание, цеха № 13 и 14, а также здание для охраны. Далее последовало расширение строительных работ. Строились цеха № 44,33,38, здание столовой, лагерное здание №15 и другие...
Строительством авиаремонтного завода руководило министерство авиационной промышленности. Работы производила фирма "Ф.Шихау" из Эльбинга (Эльблонга) (от себя: вот откуда так много в городе крышек люков этой фирмы - см. тут - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... 150#p56147). В Германии эта фирма была достаточно известна. Основана она была в 1837-1838 годах и объединяла ряд судостроительных и машиностроительных предприятий. В довоенные годы для Советского Союза эта фирма построила пять сухогрузных пароходов.
Первые специалисты прибыли из Эльбинга. С 1939 года подготовкой и обучением персонала завода стали заниматься в Хайлигенбайле. Для этого было создано профессионально-техническое училище. Теоретические занятия проводились в городской профессиональной школе, которая находилась на месте нынешнего производства по выпуску тротуарной плитки. Практические занятия велись в тесной пристройке к цеху №18. Занятия продолжались до десяти часов в день.
Завод не специализировался на выпуске новых самолётов - он занимался проведением текущего и капитального ремонта, а так же восстановлением повреждённых машин. Позже стали осуществлять ещё и монтаж оборудования на самолётах специальных типов. Первоначально работали с простыми учебными самолётами ФВ-44, Хе-72, КЛ-29 и 30, В-33 и 34, позже - с бомбардировщиками, истрибителями, транспортными и самолётами-разведчиками, такими как Ю-52, ФИ "Шторх", Ме-110 и 190, До-17 и 217, Хе-111, ФВ-190 и с другими.
Рабочие завода жили в специально построенном посёлке в районе нынешних улиц Партизанской, Офицерской, Красноармейской. Представлял он собой район из 150 небольших домов с садовыми участками по 10-15 соток с хозяйственными постройками. На работу рабочие доставлялись автобусами. На окраине посёлка располагался спортивный планерный клуб."
Источник - "Самый западный город России" ,Г.Н.Лебединцев, 2012 г.
В советское время территорию завода занимала звероводческая фабрика, затем агрофирма "Мамоновская", а сейчас территория под охраной, но частично пустует, частично занята какой-то фирмой...
Т.к. объект был ,естественно, секретно-режимным, то старых фотографий немного (всего одна и то, только учебной мастерской...зато здания сохранились, удалось их "вычислить" и сделать сравнительное фото).
Про запрет фотосъёмки написано в короткой инструкции на обратной стороне пропуска (в своё время приобрёл здесь на форуме у Silence ).
Так же сохранились горшки Коха по периметру завода (посмотреть можно в соответствующей теме, ранее выкладывал)...
- Вложения
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2675 раз
- Поблагодарили: 4429 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Англичанская аэрофотосъемка, которую мне любезно предоставили польские коллеги с
http://www.forum.eksploracja.pl/ помимо аэродрома, видна значительная часть города
http://www.forum.eksploracja.pl/ помимо аэродрома, видна значительная часть города
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Авиаремонтный завод (продолжение)...
"О начале Второй мировой войны жители города узнали ранним утром 1 сентября 1939 года, услышав гул множества бомбардировщиков До-17, взлетавших с аэродрома... Уже на слудующий день на авиаремонтный завод прибыл первый повреждённый самолёт...В феврале 1941 года было закончено строительство новых учебно-производственных мастерских на авиаремонтном заводе. Это было современно обустроенное сооружение с большим учебно-производственным залом, кузницей, сварочным и закалочным отделениями, инструментальной, с бытовками и душевыми, с бюро и клубным помещением. В боковом крыле здания располагалось несколько классных комнат для теоретических занятий. Число учащихся достигло двухсот человек. Учились не только юноши из Хайлигенбайля, но и из других городов, причём не только Восточной Пруссии, но и Германии...Директором учебного процесса был сначала Шрёдер, а впоследствии Покар.
Один раз в неделю после обеда проводились спортивные занятия на стадионе или в бассейне. В августе 1939 года для учащихся был организован велопробег в Танненберг...Почти все учениеки профтехучилища были увлечены планеризмом. Обучение проводилось в дни летнего отдыха в планерной школе Драхенберг (под нынешним Озёрском). Продолжалось обучение в планерном кружке по воскресеньям. На берегу залива у Розенберга проводились практические полёты на планере.
16 июня 1941 года органы государственной безопасности СССР информировали ЦК ВКП(б) об авиаремонтном заводе в Хайлигенбайле, со ссылкой на сведения, полученные от надёжного источника, работающего в штабе германской авиации. Завод характеризовался, как особо важное предприятие в подготовке вооружённого выступления против нашей страны...
На завод стало всё чаще и больше поступать повреждённых самолётов. Учащиеся старших курсов работали в цехах вместе с рабочими, численность которых достигла пяти тысяч человек. Самую трудную и грязную работу выполняли рабочие, вывезенные с оккупированных территорий Польши, Советского Союза и других стран. Продолжительность рабочего дня достигал двенадцати часов...
Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер...В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг...
В ночь на 24 марта разведывательными, а днём штурмовыми отрядами 331-я дивизия овладела авиаремонтным...заводом...Ворота авиационного завода были окутаны колючей проволокой и заминированы. Последние три дня на завод не пригоняли из лагеря военнопленных и рабочих. На нём хозяйничали лишь немецкие сапёры, выполняя приказ по уничтожению предприятий при приближении к ним фронта. Наши штурмовики превратили крыши цехов в жестяные лохмотья, под ними стояли на конвейере ещё не собранные, но уже подбитые "мессершмидты"...
В соотвествии с приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР №395 от 6 марта 1960 года и Калининградского управления сельского хозяйства №18 от 26 января 1961 года на базе Ладушкинской РТС был организован зверосовхоз "Мамоновский"...На развалинах авиаремонтного завода и на рядом расположенном пустыре начали создавать материальную базу для звероводства..."
Источник - "Самый западный город России", Г.Н. Лебединцев, 2012 г
Из фот вот такая ещё есть:
"О начале Второй мировой войны жители города узнали ранним утром 1 сентября 1939 года, услышав гул множества бомбардировщиков До-17, взлетавших с аэродрома... Уже на слудующий день на авиаремонтный завод прибыл первый повреждённый самолёт...В феврале 1941 года было закончено строительство новых учебно-производственных мастерских на авиаремонтном заводе. Это было современно обустроенное сооружение с большим учебно-производственным залом, кузницей, сварочным и закалочным отделениями, инструментальной, с бытовками и душевыми, с бюро и клубным помещением. В боковом крыле здания располагалось несколько классных комнат для теоретических занятий. Число учащихся достигло двухсот человек. Учились не только юноши из Хайлигенбайля, но и из других городов, причём не только Восточной Пруссии, но и Германии...Директором учебного процесса был сначала Шрёдер, а впоследствии Покар.
Один раз в неделю после обеда проводились спортивные занятия на стадионе или в бассейне. В августе 1939 года для учащихся был организован велопробег в Танненберг...Почти все учениеки профтехучилища были увлечены планеризмом. Обучение проводилось в дни летнего отдыха в планерной школе Драхенберг (под нынешним Озёрском). Продолжалось обучение в планерном кружке по воскресеньям. На берегу залива у Розенберга проводились практические полёты на планере.
16 июня 1941 года органы государственной безопасности СССР информировали ЦК ВКП(б) об авиаремонтном заводе в Хайлигенбайле, со ссылкой на сведения, полученные от надёжного источника, работающего в штабе германской авиации. Завод характеризовался, как особо важное предприятие в подготовке вооружённого выступления против нашей страны...
На завод стало всё чаще и больше поступать повреждённых самолётов. Учащиеся старших курсов работали в цехах вместе с рабочими, численность которых достигла пяти тысяч человек. Самую трудную и грязную работу выполняли рабочие, вывезенные с оккупированных территорий Польши, Советского Союза и других стран. Продолжительность рабочего дня достигал двенадцати часов...
Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер...В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг...
В ночь на 24 марта разведывательными, а днём штурмовыми отрядами 331-я дивизия овладела авиаремонтным...заводом...Ворота авиационного завода были окутаны колючей проволокой и заминированы. Последние три дня на завод не пригоняли из лагеря военнопленных и рабочих. На нём хозяйничали лишь немецкие сапёры, выполняя приказ по уничтожению предприятий при приближении к ним фронта. Наши штурмовики превратили крыши цехов в жестяные лохмотья, под ними стояли на конвейере ещё не собранные, но уже подбитые "мессершмидты"...
В соотвествии с приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР №395 от 6 марта 1960 года и Калининградского управления сельского хозяйства №18 от 26 января 1961 года на базе Ладушкинской РТС был организован зверосовхоз "Мамоновский"...На развалинах авиаремонтного завода и на рядом расположенном пустыре начали создавать материальную базу для звероводства..."
Источник - "Самый западный город России", Г.Н. Лебединцев, 2012 г
Из фот вот такая ещё есть:
-
- Сообщения: 33
- Зарегистрирован: 06-08-2011 00:06:04
- Благодарил (а): 24 раза
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Немецкий военный хирург Питер Бамм в мемуарах описывает о своем госпитале, располагавшемся на территории авиаремонтного завода:KKs писал(а):В здании администрации завода разместился полевой госпиталь.
«… Когда я узнал о том, что в Хейлигенбейле скопилось большое количество раненых и им не оказывают необходимую медицинскую помощь, я отправился туда. Мы нашли заброшенный авиационный завод и на его территории открыли наш госпиталь. Никто не задавал мне никаких вопросов.
Хотя авиационный завод больше не работал, на его территории находилось здание, построенное, судя по всему, совсем недавно и, как мы позднее выяснили, из огнеупорных материалов. Таким образом, несмотря на то что после начала боев здание сильно пострадало от нескольких прямых попаданий, мы, по крайней мере, могли не опасаться пожара.
В течение некоторого времени территория завода использовалась в качестве транзитного лагеря для русских военнопленных, они довели его до такого антисанитарного состояния, что никто не осмеливался заходить внутрь. В течение 2 дней мы очищали и отмывали ее и только после этого приступили к работе. Первым делом мы привели в порядок административное здание. В его подвалах были оборудованы бомбоубежища, которые произвели на нас сильное впечатление своей надежностью и безопасностью. Однако Хейлигенбейль находился в пределах досягаемости артиллерийских орудий русских, так что нам толком так и не пришлось воспользоваться этими помещениями.
…
За первый месяц пребывания в Хейлигенбейле мы приняли в нашем госпитале – подумать страшно – 13 тысяч больных и раненых. 13 тысяч! Это означает, что ежедневно нам приходилось принимать от 200 до 400 человек. А затем их еще приходилось эвакуировать. Я до сих пор не могу понять, как нам удалось со всем этим справиться.
… Раненые, прибывавшие в Хейлигенбейль, доставлялись туда из дивизионных полевых хирургических госпиталей. Затем один за другим полевые хирургические госпитали стали переводить в Хейлигенбейль, пока в конечном итоге на крошечном пятачке не скопилось до 20 медицинских рот. Госпитали были постоянно переполнены – до такой степени, что раненые солдаты были вынуждены сидеть просто на ступеньках. Обеспечивать их питанием стало исключительно сложно, но еще сложнее стало обеспечивать им должный уход. И эти проблемы с каждым днем только усугублялись; водители машин скорой помощи иногда часами были вынуждены ездить от одного госпиталя к другому, чтобы сдать раненых. Регау и я по собственному горькому опыту знали, что означает для полевых хирургических госпиталей столь длительное ожидание машин скорой помощи. Большинство из этих госпиталей работало в непосредственной близости от линии фронта и почти все время находилось под обстрелом. На территории авиационного завода располагалось большое число мастерских и различных подсобок, которые вполне можно было привести в порядок, но наш полевой госпиталь был слишком маленьким подразделением, в нем всего служило около 60 человек, и нам постоянно не хватало людей.
Эта зима была гораздо суровей, чем в предшествующие годы. Мастерские и подсобки были разграблены русскими военнопленными, которых охраняла только горстка солдат. Оконные и дверные рамы были выбиты и использованы в качестве топлива, и даже какой-то легкий металлический сплав, который в больших количествах лежал на территории завода, был сожжен замерзающими заключенными. За это их нельзя винить. Но когда для размещения раненых нам понадобились все здания, находившиеся на территории завода, я попросил, чтобы всех русских заключенных перевели в бараки, находившиеся напротив входа на завод. Естественно, что из этого ничего не получилось.
Один из русских докторов, работавший при этом лагере, был родом из Краснодара … Ему выделили палату с больными в нашем госпитале, и он получал столько еды и лекарств, сколько ему было нужно. Тех русских пленных, которые получили ранения во время авиационного налета, мы разместили по двум нашим госпиталям.
Но русский доктор ничем не мог нам помочь в плане того, чтобы вывести всех пленных за территорию завода; тогда я обратился к начальнику местного гарнизона, заслуженному ветерану Первой мировой войны. … Я получил в свое распоряжение две роты рабочего батальона, которым было приказано охранять территорию завода. Нам пришлось выделять по 20 пар солдат, чтобы сделать охрану достаточно эффективной. Мы отремонтировали очень удобные заводские кухню и столовую, заменили все разбитые окна, завезли несколько машин соломы и приобрели дюжину печек, чтобы обогревать подсобки.
…
Количество пациентов, лежавших в нашем госпитале, продолжало стремительно расти, несмотря на все наши усилия хоть как-то уменьшить их число; я помню, что в один прекрасный день мы насчитали их 1200 человек. Авиационные налеты случались все чаще и чаще, и нам надо было любой ценой сократить число пациентов.
…
Я распустил роту, которая охраняла территорию завода. Кухня и столовая были разрушены прямым попаданием бомбы во время авиационного налета, и все повара погибли под их развалинами.
Бригада хирургов, которая помогала нам, больше не могла продолжать свою работу, так как здание, в котором они проводили операции, находилось под постоянным обстрелом. Они покинули нас. Командир местного гарнизона, который оказал нам большую помощь, посетил госпиталь с прощальным визитом накануне эвакуации. Телефонная связь была прервана. Когда лед начал таять, мы остались без наших «пани». Капитан СС отправился в Пиллау. Латвийские медсестры решили пробираться в Данциг.
…
… мы отправились в бомбоубежище. В коридоре мы увидели десять французских военнопленных. У нас в госпитале уже работал один француз – ранее он был помощником садовника в Хейлигенбейле, а когда тот покинул город, пришел к нам. Теперь он привел к нам еще и своих товарищей – их охранники сбежали, но они не хотели оставаться без дела.
Я произнес короткую речь и сказал им, что они могут остаться вместе с нами, что к ним будут относиться как к немцам и их будут кормить точно так же, как и всех остальных, если они будут ухаживать за ранеными.
…»
Бамм П. Невидимый флаг. Фронтовые будни на Восточном фронте. 1941-1945. (Гл. 32-35)
http://militera.lib.ru/memo/german/bamm ... t.html#t32
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Оригинальные инструментальные жетоны завода.
Встретился вот такой значок - 25 лет...заводу
Фото с форума сайта reibert.info :
Встретился вот такой значок - 25 лет...заводу
Фото с форума сайта reibert.info :
- siberia
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 13-07-2013 05:40:09
- Откуда: Кемеровская--Челябинсуая обл.(Юрга-Южноуральск)
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Давно читал,что в Хайлигенбайле был военный аэродром с "незамерзающей" ВПП,которая обогревалась паром,циркулирующим по уложенным в ней трубам.Насколько это соответствует реальности,в курсе кто?
-
- Краевед
- Сообщения: 872
- Зарегистрирован: 19-12-2006 16:58:10
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 202 раза
- Поблагодарили: 106 раз
Re: Heiligenbeil (Мамоново)
Плац в учебном отряде в Пионерске тоже был незамерзающим.Отапливался небольшой котельной.Так что отапливаемая ВВП-вполне реально.siberia писал(а):Давно читал,что в Хайлигенбайле был военный аэродром с "незамерзающей" ВПП,которая обогревалась паром,циркулирующим по уложенным в ней трубам.Насколько это соответствует реальности,в курсе кто?
С уважением,Сергей.
- topor&payse
- Читатель
- Сообщения: 140
- Зарегистрирован: 28-03-2011 15:29:44
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 70 раз
Re: Brandenburg\Pokarmin (Ушаково Гурьевского района)
Доброго здоровья.
Предлагаю к обсуждению фотосессию, "202 фото Савина http://www.radioheads.net/post102221223/ :
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Предлагаю к обсуждению фотосессию, "202 фото Савина http://www.radioheads.net/post102221223/ :
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
" Ложь - это часть войны".
Милтон Бирден.
Милтон Бирден.
- topor&payse
- Читатель
- Сообщения: 140
- Зарегистрирован: 28-03-2011 15:29:44
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 70 раз
Re: Brandenburg\Pokarmin (Ушаково Гурьевского района)
(Продолжение).
Фото 6.
Информация на сайте http://waralbum.ru/.:
Подскажите пожалуйста, где базировалась 1-й эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) в июле-августе 1945 года.
С уважением.
Фото 6.
Информация на сайте http://waralbum.ru/.:
http://waralbum.ru/."Герой Советского Союза гвардии майор Николай Пинчук на уборке урожая зерна в родном колхозе, в отпуске после войны (июль—август 1945 года).
Николай Григорьевич Пинчук — командир 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт).
30 августа 1943 года вблизи города Ельни Николай Пинчук был ранен после тарана немецкого пикировщика Ju-87. Был отправлен в госпиталь на лечение, но по дороге в тыл сбежал в свой полк и через месяц был уже снова в боевом строю.
Звание Героя Советского Союза Николаю Пинчуку присвоено 19 апреля 1945 года за 226 боевых вылетов, 46 воздушных боев и 18 сбитых самолёта противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство.
Всего в годы войны Николай Пинчук совершил 307 боевых вылетов, участвовал в 68 воздушных боях, сбил 24 вражеских самолета — 22 лично (один тараном) и 2 в группе."
Подскажите пожалуйста, где базировалась 1-й эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) в июле-августе 1945 года.
С уважением.
" Ложь - это часть войны".
Милтон Бирден.
Милтон Бирден.
- topor&payse
- Читатель
- Сообщения: 140
- Зарегистрирован: 28-03-2011 15:29:44
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 70 раз
Re: Brandenburg\Pokarmin (Ушаково Гурьевского района)
Доброго здоровья.
С уважением. Виталий.
Недалеко от Брандебурга аэродром Хайлигенбайль (Мамоново), что и подтверждает сей документ. А вот фото ГСС Ивана Кузнецова в родном русском колхозе с детишками, разница видна, за 30 лет- две войны!topor&payse писал(а):Подскажите пожалуйста, где базировалась 1-й эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) в июле-августе 1945 года.
С уважением. Виталий.
" Ложь - это часть войны".
Милтон Бирден.
Милтон Бирден.
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Встретилось на просторах - http://kostrov-av.ru/fotografii.html
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2675 раз
- Поблагодарили: 4429 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
в этой теме точно не было, вроде с е-бая
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Остатки инфраструктуры аэродрома (на самом въезде на территорию) :
- Вложения
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
С №8 разобрались (благодаря авторитетам - спасибо Цветкову Валерию Аркадьевичу).KKs писал(а):Остатки инфраструктуры аэродрома...:
Опять невнимательность - на известном плане/схеме (как сказал Цветков Ю.А., составленным американцами) этот объект обозначен и имеет название: "compass swinging base", по-немецки, видимо, будет так - "flugzeug compass kompensierscheibe"...т.е. платформа для компенсации/уничтожения девиации магнитного компаса...
Судя по разным фотографиям из сети, конструкция/тип/вид могли быть различными, как и привод вращения - ручной и ,видимо, на эл. двигателе.
Вот картинки "нашей" платформы (в этом году без воды) и примеры из сети :
- Вложения
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2675 раз
- Поблагодарили: 4429 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
я сильно не гуглил про завод №296 НКАП, но может в Бердске до сих пор чего осталось
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Завод 296 / БРЗ (Бердский радио Завод) / Объединение "ВЕГА" - ничего там не осталось. Корпуса и те город потихоньку переваривает. Пал в перестройку.я сильно не гуглил про завод №296 НКАП, но может в Бердске до сих пор чего осталось
- dyosik23
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 27-07-2012 01:59:23
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 60 раз
- Поблагодарили: 16 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
в указанном месте есть труба ,являлась ли она опорой для установки пво , есть инфа ?
- dyosik23
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 27-07-2012 01:59:23
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 60 раз
- Поблагодарили: 16 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Цех авиазавода. Склейка кадров,правка в редакторе.Кадры из кинофильма "Штурм Кёнигсберга"
-
- Исследователь
- Сообщения: 697
- Зарегистрирован: 15-02-2009 01:37:24
- Благодарил (а): 71 раз
- Поблагодарили: 658 раз
- Контактная информация:
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Возможно некоторые фото будут повторами
Иногда, с первого взгляда, место кажется весьма унылым. До тех пор, пока чутка не копнуть вглубь
В начале прошлого лета мы проезжали мимо свежезаброшенной ВЧ. Сунулись через КПП, сделали пару фоток и свалили от какого то ЧОПа. Закинули объект на урбанчик. Но ангар покоя не давал. Немного погуглив, понял, что место с реально крутой историей и содержанием.
При немцах был авиаремонтный завод, позже военный аэродром. Поговаривают про подземелья и даже подтопленный авиазавод. Фонари заряженны, фотики готовы, едем. Под кадом обширная историческая справка, много дембельских фото разных годов ну и конечно же авторский материал.[cut]
1. Восточная Пруссия славилась своей авиаисторией. Из всего этого многообразия довоенных аэродромов до наших дней дошли 3 действующих и с десяток заброшенных, от остальных вообще ничего не осталось.
2. Начало строительных работ завода относится к 1935-1936 годам. К 1 декабря 1937 года были возведены административное здание, цеха, а также здание для охраны. Далее последовало расширение строительных работ. Строительством авиаремонтного завода руководило министерство авиационной промышленности. Работы производила фирма "Ф.Шихау" из Эльблонга
3. С 1939 года подготовкой и обучением персонала завода стали заниматься в Хайлигенбайле. Для этого было создано профессионально-техническое училище. Теоретические занятия проводились в городской профессиональной школе, которая находилась на месте нынешнего производства по выпуску тротуарной плитки. Практические занятия велись в тесной пристройке к цеху №18. Занятия продолжались до десяти часов в день. Завод не специализировался на выпуске новых самолётов - он занимался проведением текущего и капитального ремонта, а так же восстановлением повреждённых машин.
4. Позже стали осуществлять ещё и монтаж оборудования на самолётах специальных типов. Первоначально работали с простыми учебными самолётами ФВ-44, Хе-72, КЛ-29 и 30, В-33 и 34, позже - с бомбардировщиками, истребителями, транспортными и самолётами-разведчиками, такими как Ю-52, ФИ "Шторх", Ме-110 и 190, До-17 и 217, Хе-111, ФВ-190 и с другими. Рабочие завода жили в специально построенном посёлке в районе нынешних улиц Партизанской, Офицерской, Красноармейской. Представлял он собой район из 150 небольших домов с садовыми участками по 10-15 соток с хозяйственными постройками. На работу рабочие доставлялись автобусами. На окраине посёлка располагался спортивный планерный клуб.
на 1945 год аэродром был грунтовым, площадью 1000 х 1200 м.
5. О начале Второй мировой войны жители города узнали ранним утром 1 сентября 1939 года, услышав гул множества бомбардировщиков До-17, взлетавших с аэродрома... Уже на слудующий день на авиаремонтный завод прибыл первый повреждённый самолёт...В феврале 1941 года было закончено строительство новых учебно-производственных мастерских на авиаремонтном заводе. Это было современно обустроенное сооружение с большим учебно-производственным залом, кузницей, сварочным и закалочным отделениями, инструментальной, с бытовками и душевыми, с бюро и клубным помещением. В боковом крыле здания располагалось несколько классных комнат для теоретических занятий. Число учащихся достигло двухсот человек. Учились не только юноши из Хайлигенбайля, но и из других городов, причём не только Восточной Пруссии, но и Германии...Директором учебного процесса был сначала Шрёдер, а впоследствии Покар.
6. 16 июня 1941 года органы государственной безопасности СССР информировали ЦК ВКП(б) об авиаремонтном заводе в Хайлигенбайле, со ссылкой на сведения, полученные от надёжного источника, работающего в штабе германской авиации. Завод характеризовался, как особо важное предприятие в подготовке вооружённого выступления против нашей страны... На завод стало всё чаще и больше поступать повреждённых самолётов. Учащиеся старших курсов работали в цехах вместе с рабочими, численность которых достигла пяти тысяч человек. Самую трудную и грязную работу выполняли рабочие, вывезенные с оккупированных территорий Польши, Советского Союза и других стран. Продолжительность рабочего дня достигал двенадцати часов... Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер...В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг...
7. Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер...В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг... В ночь на 24 марта разведывательными, а днём штурмовыми отрядами 331-я дивизия овладела авиаремонтным...заводом...Ворота авиационного завода были окутаны колючей проволокой и заминированы. Последние три дня на завод не пригоняли из лагеря военнопленных и рабочих. На нём хозяйничали лишь немецкие сапёры, выполняя приказ по уничтожению предприятий при приближении к ним фронта. Наши штурмовики превратили крыши цехов в жестяные лохмотья, под ними стояли на конвейере ещё не собранные, но уже подбитые "мессершмидты".
8. Немецкий военный хирург Питер Бамм в мемуарах описывает о своем госпитале, располагавшемся на территории авиаремонтного завода: «… Когда я узнал о том, что в Хейлигенбейле скопилось большое количество раненых и им не оказывают необходимую медицинскую помощь, я отправился туда. Мы нашли заброшенный авиационный завод и на его территории открыли наш госпиталь. Никто не задавал мне никаких вопросов. Хотя авиационный завод больше не работал, на его территории находилось здание, построенное, судя по всему, совсем недавно и, как мы позднее выяснили, из огнеупорных материалов. Таким образом, несмотря на то что после начала боев здание сильно пострадало от нескольких прямых попаданий, мы, по крайней мере, могли не опасаться пожара. В течение некоторого времени территория завода использовалась в качестве транзитного лагеря для русских военнопленных, они довели его до такого антисанитарного состояния, что никто не осмеливался заходить внутрь. В течение 2 дней мы очищали и отмывали ее и только после этого приступили к работе. Первым делом мы привели в порядок административное здание. В его подвалах были оборудованы бомбоубежища, которые произвели на нас сильное впечатление своей надежностью и безопасностью. Однако Хейлигенбейль находился в пределах досягаемости артиллерийских орудий русских, так что нам толком так и не пришлось воспользоваться этими помещениями.
9. За первый месяц пребывания в Хейлигенбейле мы приняли в нашем госпитале – подумать страшно – 13 тысяч больных и раненых. 13 тысяч! Это означает, что ежедневно нам приходилось принимать от 200 до 400 человек. А затем их еще приходилось эвакуировать. Я до сих пор не могу понять, как нам удалось со всем этим справиться. … Раненые, прибывавшие в Хейлигенбейль, доставлялись туда из дивизионных полевых хирургических госпиталей. Затем один за другим полевые хирургические госпитали стали переводить в Хейлигенбейль, пока в конечном итоге на крошечном пятачке не скопилось до 20 медицинских рот. Госпитали были постоянно переполнены – до такой степени, что раненые солдаты были вынуждены сидеть просто на ступеньках. Обеспечивать их питанием стало исключительно сложно, но еще сложнее стало обеспечивать им должный уход. И эти проблемы с каждым днем только усугублялись; водители машин скорой помощи иногда часами были вынуждены ездить от одного госпиталя к другому, чтобы сдать раненых. Регау и я по собственному горькому опыту знали, что означает для полевых хирургических госпиталей столь длительное ожидание машин скорой помощи. Большинство из этих госпиталей работало в непосредственной близости от линии фронта и почти все время находилось под обстрелом. На территории авиационного завода располагалось большое число мастерских и различных подсобок, которые вполне можно было привести в порядок, но наш полевой госпиталь был слишком маленьким подразделением, в нем всего служило около 60 человек, и нам постоянно не хватало людей.
10. Эта зима была гораздо суровей, чем в предшествующие годы. Мастерские и подсобки были разграблены русскими военнопленными, которых охраняла только горстка солдат. Оконные и дверные рамы были выбиты и использованы в качестве топлива, и даже какой-то легкий металлический сплав, который в больших количествах лежал на территории завода, был сожжен замерзающими заключенными. За это их нельзя винить. Но когда для размещения раненых нам понадобились все здания, находившиеся на территории завода, я попросил, чтобы всех русских заключенных перевели в бараки, находившиеся напротив входа на завод. Естественно, что из этого ничего не получилось. Один из русских докторов, работавший при этом лагере, был родом из Краснодара … Ему выделили палату с больными в нашем госпитале, и он получал столько еды и лекарств, сколько ему было нужно. Тех русских пленных, которые получили ранения во время авиационного налета, мы разместили по двум нашим госпиталям. Но русский доктор ничем не мог нам помочь в плане того, чтобы вывести всех пленных за территорию завода; тогда я обратился к начальнику местного гарнизона, заслуженному ветерану Первой мировой войны. … Я получил в свое распоряжение две роты рабочего батальона, которым было приказано охранять территорию завода. Нам пришлось выделять по 20 пар солдат, чтобы сделать охрану достаточно эффективной. Мы отремонтировали очень удобные заводские кухню и столовую, заменили все разбитые окна, завезли несколько машин соломы и приобрели дюжину печек, чтобы обогревать подсобки.
11. Количество пациентов, лежавших в нашем госпитале, продолжало стремительно расти, несмотря на все наши усилия хоть как-то уменьшить их число; я помню, что в один прекрасный день мы насчитали их 1200 человек. Авиационные налеты случались все чаще и чаще, и нам надо было любой ценой сократить число пациентов. … Я распустил роту, которая охраняла территорию завода. Кухня и столовая были разрушены прямым попаданием бомбы во время авиационного налета, и все повара погибли под их развалинами. Бригада хирургов, которая помогала нам, больше не могла продолжать свою работу, так как здание, в котором они проводили операции, находилось под постоянным обстрелом. Они покинули нас. Командир местного гарнизона, который оказал нам большую помощь, посетил госпиталь с прощальным визитом накануне эвакуации. Телефонная связь была прервана. Когда лед начал таять, мы остались без наших «пани». Капитан СС отправился в Пиллау. Латвийские медсестры решили пробираться в Данциг. … … мы отправились в бомбоубежище. В коридоре мы увидели десять французских военнопленных. У нас в госпитале уже работал один француз – ранее он был помощником садовника в Хейлигенбейле, а когда тот покинул город, пришел к нам. Теперь он привел к нам еще и своих товарищей – их охранники сбежали, но они не хотели оставаться без дела. Я произнес короткую речь и сказал им, что они могут остаться вместе с нами, что к ним будут относиться как к немцам и их будут кормить точно так же, как и всех остальных, если они будут ухаживать за ранеными. …» Бамм П. Невидимый флаг. Фронтовые будни на Восточном фронте. 1941-1945. (Гл. 32-35)
12.
13.
14. В апреле 1945 года при взятии Хайлегенбайля инфраструктура аэродрома была сильно повреждена налётами 86 гвиап, в том числе и взлётное поле.
15. Важным стратегическим пунктом Хайлигенбайля был аэродром — "первоклассная авиационная база", по словам летчика "Нормандии—Неман" Франсуа де Жоффра. Потеря немцами последнего оборудованного аэродрома обеспечила советской авиации полное господство в воздухе. Здесь же, в Хайлигенбайле, французские летчики из "Нормандии" встретили День Победы
16. В советское время там располагались наши авиационные части, количеством до дивизии лётные и части технические и вспомогательные. Базировалась 1-й эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) в июле-августе 1945 года.
17. В начале 50-х на аэродроме базировались ИЛ-28. А потом МИГ-17 летали с железной ВВП. Она была одна. Так же была вертолетная площадка.
Так же были построены капониры, хотя истребители ими не пользовались.
В 50-х годах ВПП была покрыта железом, 1850 м длиной.
18. МИГ 17-е 4-го гвард.истр.авиац.полка КБФ. 1955 год
19. Теперь разберем территорию. Карты и часть инфы любезно стырена http://forum.evvaul.com/index.php?topic=63.210
20.
21.
22. Причина ухода авиаторов неизвестна. С 90-х годов XX века был расквартирован, 69-й отдельный гвардейский морской инженерный Могилёвский Краснознамённый, ордена Кутузова полк (в/ч 51061) , в состав которого входил 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон. Дембельские фото утащены отсюда https://vk.com/club27273028
23.
24.
25. В казармах располагались холостяцкая гостиница, где в основном жили лейтенанты, до капитанов. Остальные казармы занимали срочники. Все здания были немецкой покраски пятнами серо-зелёного цвета, как маскировочная сетка. Столовая одноэтажная, очень красивое здание внутри и с наружи. При входе на лево питался лётный состав, справа технический. Для служб и персонала под гарнизоном была сеть подземных помещений, сообщающихся ходами, который так же вели и за пределы, на АРЗ и в город, к разным объектам.
26. На территории имеется 7 казарм, столовая, спортгородок, большое количество складов и боксов. Имеется вертолётная площадка. Часть расформирована, ориентировочно, в середине 2014 года. При уходе военные забрали всё имущество, вплоть до последнего плаката.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33. САУшка
34.
35.
36. Банальный ПХД
37.
38. К слову, на объекте базировался 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон, и до сих пор многие интересные находки с белой чертой и маркировкой "У" напоминают о сапёрах
39.
40.
41.
42. МАЗ-537. К слову в нашем городе есть целое кладбище этих машин
43.
44. В 2014 году техника грузилась на эшелоны и уехала в неизвестном направлении
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51. А теперь наши дни. Февраль 2016
52.
53. Зашли в одну из казарм. Совершенно типовое строение немецких военных зодчих.
54. Кованная лестница.
55.
56. На чердаке спортзал и клуб
57. и состояние
58. Подвалы казармы
59. А это следы чорных копателей, корыте заодно с ЧОПом и гоняют неавторизированных пользователей
60. и одна из многих мин. Только белая полоска слегка намекает
61. А вот они подземные коммуникации. И ни в одном аналогичном объекте не видел подобного
62. Внутри. Высота 170, ширина примерна 150 см. Сбоку закладные для труб. Скорее всего технические помещения. К слову, такими тунелями опаясано вся часть. И есть легенда, что неподалёку есть подземный авиазавод, в nx/ на авторитентых форумах
[q]Как выяснилось в разговоре с Геннадием Васильевичем Бойченковым, эти башенки "сторожки" были устроены на входах в подземелья, имевшие сообщения между важными военными объектами. Говорят, во времена 50-х годов их было штук восемь в округе.[/q] http://forum.evvaul.com/index.php?topic=63.210
Про данные подземелья в ближайшее время подробнее расскажет Макс Кук, а мы вернемся наверх
63.
64.
65. Единственная оставшиеся кузовщина
66. В одном из ангаров до сих пор сохранилась родная надпись
67.
68. тссс
69. Ну и география части
70. Баня
71.
72.
73.
74. Выход из подземных коммуникаций в одной из казарм
75.
76. Караулка
77.
78.
79. И мы неспеша подходим к первому авиаангару
80.
81.
82.
83. Повсюду манящие входы в подземелья. Повторюсь, ни на каком более объекте подобного типа подземных уровней не встречал.
84.
85. И второй ангар. К слову аналогичные ангары стоят и в Нивенском на Балтийской косе и в Пионерском
86.
87. Довоенные двери, заставшие ожесточённые бои
88.
89.
90. Всё арийское, родное
91.
92. Посеченная осколками перилина
93.
94. По всей видимости, одна из частей, базировавшаяся здесь, ранее базировалась в восточной германии, оттуда и ящики
95.
96. а вот и ангары для техники, где ещё совсем недавно кипела жизнь
97.
98. Оголовок НУПа в качестве караулки
99.
100.
Иногда, с первого взгляда, место кажется весьма унылым. До тех пор, пока чутка не копнуть вглубь
В начале прошлого лета мы проезжали мимо свежезаброшенной ВЧ. Сунулись через КПП, сделали пару фоток и свалили от какого то ЧОПа. Закинули объект на урбанчик. Но ангар покоя не давал. Немного погуглив, понял, что место с реально крутой историей и содержанием.
При немцах был авиаремонтный завод, позже военный аэродром. Поговаривают про подземелья и даже подтопленный авиазавод. Фонари заряженны, фотики готовы, едем. Под кадом обширная историческая справка, много дембельских фото разных годов ну и конечно же авторский материал.[cut]
1. Восточная Пруссия славилась своей авиаисторией. Из всего этого многообразия довоенных аэродромов до наших дней дошли 3 действующих и с десяток заброшенных, от остальных вообще ничего не осталось.
2. Начало строительных работ завода относится к 1935-1936 годам. К 1 декабря 1937 года были возведены административное здание, цеха, а также здание для охраны. Далее последовало расширение строительных работ. Строительством авиаремонтного завода руководило министерство авиационной промышленности. Работы производила фирма "Ф.Шихау" из Эльблонга
3. С 1939 года подготовкой и обучением персонала завода стали заниматься в Хайлигенбайле. Для этого было создано профессионально-техническое училище. Теоретические занятия проводились в городской профессиональной школе, которая находилась на месте нынешнего производства по выпуску тротуарной плитки. Практические занятия велись в тесной пристройке к цеху №18. Занятия продолжались до десяти часов в день. Завод не специализировался на выпуске новых самолётов - он занимался проведением текущего и капитального ремонта, а так же восстановлением повреждённых машин.
4. Позже стали осуществлять ещё и монтаж оборудования на самолётах специальных типов. Первоначально работали с простыми учебными самолётами ФВ-44, Хе-72, КЛ-29 и 30, В-33 и 34, позже - с бомбардировщиками, истребителями, транспортными и самолётами-разведчиками, такими как Ю-52, ФИ "Шторх", Ме-110 и 190, До-17 и 217, Хе-111, ФВ-190 и с другими. Рабочие завода жили в специально построенном посёлке в районе нынешних улиц Партизанской, Офицерской, Красноармейской. Представлял он собой район из 150 небольших домов с садовыми участками по 10-15 соток с хозяйственными постройками. На работу рабочие доставлялись автобусами. На окраине посёлка располагался спортивный планерный клуб.
на 1945 год аэродром был грунтовым, площадью 1000 х 1200 м.
5. О начале Второй мировой войны жители города узнали ранним утром 1 сентября 1939 года, услышав гул множества бомбардировщиков До-17, взлетавших с аэродрома... Уже на слудующий день на авиаремонтный завод прибыл первый повреждённый самолёт...В феврале 1941 года было закончено строительство новых учебно-производственных мастерских на авиаремонтном заводе. Это было современно обустроенное сооружение с большим учебно-производственным залом, кузницей, сварочным и закалочным отделениями, инструментальной, с бытовками и душевыми, с бюро и клубным помещением. В боковом крыле здания располагалось несколько классных комнат для теоретических занятий. Число учащихся достигло двухсот человек. Учились не только юноши из Хайлигенбайля, но и из других городов, причём не только Восточной Пруссии, но и Германии...Директором учебного процесса был сначала Шрёдер, а впоследствии Покар.
6. 16 июня 1941 года органы государственной безопасности СССР информировали ЦК ВКП(б) об авиаремонтном заводе в Хайлигенбайле, со ссылкой на сведения, полученные от надёжного источника, работающего в штабе германской авиации. Завод характеризовался, как особо важное предприятие в подготовке вооружённого выступления против нашей страны... На завод стало всё чаще и больше поступать повреждённых самолётов. Учащиеся старших курсов работали в цехах вместе с рабочими, численность которых достигла пяти тысяч человек. Самую трудную и грязную работу выполняли рабочие, вывезенные с оккупированных территорий Польши, Советского Союза и других стран. Продолжительность рабочего дня достигал двенадцати часов... Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер...В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг...
7. Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер...В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг... В ночь на 24 марта разведывательными, а днём штурмовыми отрядами 331-я дивизия овладела авиаремонтным...заводом...Ворота авиационного завода были окутаны колючей проволокой и заминированы. Последние три дня на завод не пригоняли из лагеря военнопленных и рабочих. На нём хозяйничали лишь немецкие сапёры, выполняя приказ по уничтожению предприятий при приближении к ним фронта. Наши штурмовики превратили крыши цехов в жестяные лохмотья, под ними стояли на конвейере ещё не собранные, но уже подбитые "мессершмидты".
8. Немецкий военный хирург Питер Бамм в мемуарах описывает о своем госпитале, располагавшемся на территории авиаремонтного завода: «… Когда я узнал о том, что в Хейлигенбейле скопилось большое количество раненых и им не оказывают необходимую медицинскую помощь, я отправился туда. Мы нашли заброшенный авиационный завод и на его территории открыли наш госпиталь. Никто не задавал мне никаких вопросов. Хотя авиационный завод больше не работал, на его территории находилось здание, построенное, судя по всему, совсем недавно и, как мы позднее выяснили, из огнеупорных материалов. Таким образом, несмотря на то что после начала боев здание сильно пострадало от нескольких прямых попаданий, мы, по крайней мере, могли не опасаться пожара. В течение некоторого времени территория завода использовалась в качестве транзитного лагеря для русских военнопленных, они довели его до такого антисанитарного состояния, что никто не осмеливался заходить внутрь. В течение 2 дней мы очищали и отмывали ее и только после этого приступили к работе. Первым делом мы привели в порядок административное здание. В его подвалах были оборудованы бомбоубежища, которые произвели на нас сильное впечатление своей надежностью и безопасностью. Однако Хейлигенбейль находился в пределах досягаемости артиллерийских орудий русских, так что нам толком так и не пришлось воспользоваться этими помещениями.
9. За первый месяц пребывания в Хейлигенбейле мы приняли в нашем госпитале – подумать страшно – 13 тысяч больных и раненых. 13 тысяч! Это означает, что ежедневно нам приходилось принимать от 200 до 400 человек. А затем их еще приходилось эвакуировать. Я до сих пор не могу понять, как нам удалось со всем этим справиться. … Раненые, прибывавшие в Хейлигенбейль, доставлялись туда из дивизионных полевых хирургических госпиталей. Затем один за другим полевые хирургические госпитали стали переводить в Хейлигенбейль, пока в конечном итоге на крошечном пятачке не скопилось до 20 медицинских рот. Госпитали были постоянно переполнены – до такой степени, что раненые солдаты были вынуждены сидеть просто на ступеньках. Обеспечивать их питанием стало исключительно сложно, но еще сложнее стало обеспечивать им должный уход. И эти проблемы с каждым днем только усугублялись; водители машин скорой помощи иногда часами были вынуждены ездить от одного госпиталя к другому, чтобы сдать раненых. Регау и я по собственному горькому опыту знали, что означает для полевых хирургических госпиталей столь длительное ожидание машин скорой помощи. Большинство из этих госпиталей работало в непосредственной близости от линии фронта и почти все время находилось под обстрелом. На территории авиационного завода располагалось большое число мастерских и различных подсобок, которые вполне можно было привести в порядок, но наш полевой госпиталь был слишком маленьким подразделением, в нем всего служило около 60 человек, и нам постоянно не хватало людей.
10. Эта зима была гораздо суровей, чем в предшествующие годы. Мастерские и подсобки были разграблены русскими военнопленными, которых охраняла только горстка солдат. Оконные и дверные рамы были выбиты и использованы в качестве топлива, и даже какой-то легкий металлический сплав, который в больших количествах лежал на территории завода, был сожжен замерзающими заключенными. За это их нельзя винить. Но когда для размещения раненых нам понадобились все здания, находившиеся на территории завода, я попросил, чтобы всех русских заключенных перевели в бараки, находившиеся напротив входа на завод. Естественно, что из этого ничего не получилось. Один из русских докторов, работавший при этом лагере, был родом из Краснодара … Ему выделили палату с больными в нашем госпитале, и он получал столько еды и лекарств, сколько ему было нужно. Тех русских пленных, которые получили ранения во время авиационного налета, мы разместили по двум нашим госпиталям. Но русский доктор ничем не мог нам помочь в плане того, чтобы вывести всех пленных за территорию завода; тогда я обратился к начальнику местного гарнизона, заслуженному ветерану Первой мировой войны. … Я получил в свое распоряжение две роты рабочего батальона, которым было приказано охранять территорию завода. Нам пришлось выделять по 20 пар солдат, чтобы сделать охрану достаточно эффективной. Мы отремонтировали очень удобные заводские кухню и столовую, заменили все разбитые окна, завезли несколько машин соломы и приобрели дюжину печек, чтобы обогревать подсобки.
11. Количество пациентов, лежавших в нашем госпитале, продолжало стремительно расти, несмотря на все наши усилия хоть как-то уменьшить их число; я помню, что в один прекрасный день мы насчитали их 1200 человек. Авиационные налеты случались все чаще и чаще, и нам надо было любой ценой сократить число пациентов. … Я распустил роту, которая охраняла территорию завода. Кухня и столовая были разрушены прямым попаданием бомбы во время авиационного налета, и все повара погибли под их развалинами. Бригада хирургов, которая помогала нам, больше не могла продолжать свою работу, так как здание, в котором они проводили операции, находилось под постоянным обстрелом. Они покинули нас. Командир местного гарнизона, который оказал нам большую помощь, посетил госпиталь с прощальным визитом накануне эвакуации. Телефонная связь была прервана. Когда лед начал таять, мы остались без наших «пани». Капитан СС отправился в Пиллау. Латвийские медсестры решили пробираться в Данциг. … … мы отправились в бомбоубежище. В коридоре мы увидели десять французских военнопленных. У нас в госпитале уже работал один француз – ранее он был помощником садовника в Хейлигенбейле, а когда тот покинул город, пришел к нам. Теперь он привел к нам еще и своих товарищей – их охранники сбежали, но они не хотели оставаться без дела. Я произнес короткую речь и сказал им, что они могут остаться вместе с нами, что к ним будут относиться как к немцам и их будут кормить точно так же, как и всех остальных, если они будут ухаживать за ранеными. …» Бамм П. Невидимый флаг. Фронтовые будни на Восточном фронте. 1941-1945. (Гл. 32-35)
12.
13.
14. В апреле 1945 года при взятии Хайлегенбайля инфраструктура аэродрома была сильно повреждена налётами 86 гвиап, в том числе и взлётное поле.
15. Важным стратегическим пунктом Хайлигенбайля был аэродром — "первоклассная авиационная база", по словам летчика "Нормандии—Неман" Франсуа де Жоффра. Потеря немцами последнего оборудованного аэродрома обеспечила советской авиации полное господство в воздухе. Здесь же, в Хайлигенбайле, французские летчики из "Нормандии" встретили День Победы
16. В советское время там располагались наши авиационные части, количеством до дивизии лётные и части технические и вспомогательные. Базировалась 1-й эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) в июле-августе 1945 года.
17. В начале 50-х на аэродроме базировались ИЛ-28. А потом МИГ-17 летали с железной ВВП. Она была одна. Так же была вертолетная площадка.
Так же были построены капониры, хотя истребители ими не пользовались.
В 50-х годах ВПП была покрыта железом, 1850 м длиной.
18. МИГ 17-е 4-го гвард.истр.авиац.полка КБФ. 1955 год
19. Теперь разберем территорию. Карты и часть инфы любезно стырена http://forum.evvaul.com/index.php?topic=63.210
20.
21.
22. Причина ухода авиаторов неизвестна. С 90-х годов XX века был расквартирован, 69-й отдельный гвардейский морской инженерный Могилёвский Краснознамённый, ордена Кутузова полк (в/ч 51061) , в состав которого входил 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон. Дембельские фото утащены отсюда https://vk.com/club27273028
23.
24.
25. В казармах располагались холостяцкая гостиница, где в основном жили лейтенанты, до капитанов. Остальные казармы занимали срочники. Все здания были немецкой покраски пятнами серо-зелёного цвета, как маскировочная сетка. Столовая одноэтажная, очень красивое здание внутри и с наружи. При входе на лево питался лётный состав, справа технический. Для служб и персонала под гарнизоном была сеть подземных помещений, сообщающихся ходами, который так же вели и за пределы, на АРЗ и в город, к разным объектам.
26. На территории имеется 7 казарм, столовая, спортгородок, большое количество складов и боксов. Имеется вертолётная площадка. Часть расформирована, ориентировочно, в середине 2014 года. При уходе военные забрали всё имущество, вплоть до последнего плаката.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33. САУшка
34.
35.
36. Банальный ПХД
37.
38. К слову, на объекте базировался 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон, и до сих пор многие интересные находки с белой чертой и маркировкой "У" напоминают о сапёрах
39.
40.
41.
42. МАЗ-537. К слову в нашем городе есть целое кладбище этих машин
43.
44. В 2014 году техника грузилась на эшелоны и уехала в неизвестном направлении
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51. А теперь наши дни. Февраль 2016
52.
53. Зашли в одну из казарм. Совершенно типовое строение немецких военных зодчих.
54. Кованная лестница.
55.
56. На чердаке спортзал и клуб
57. и состояние
58. Подвалы казармы
59. А это следы чорных копателей, корыте заодно с ЧОПом и гоняют неавторизированных пользователей
60. и одна из многих мин. Только белая полоска слегка намекает
61. А вот они подземные коммуникации. И ни в одном аналогичном объекте не видел подобного
62. Внутри. Высота 170, ширина примерна 150 см. Сбоку закладные для труб. Скорее всего технические помещения. К слову, такими тунелями опаясано вся часть. И есть легенда, что неподалёку есть подземный авиазавод, в nx/ на авторитентых форумах
[q]Как выяснилось в разговоре с Геннадием Васильевичем Бойченковым, эти башенки "сторожки" были устроены на входах в подземелья, имевшие сообщения между важными военными объектами. Говорят, во времена 50-х годов их было штук восемь в округе.[/q] http://forum.evvaul.com/index.php?topic=63.210
Про данные подземелья в ближайшее время подробнее расскажет Макс Кук, а мы вернемся наверх
63.
64.
65. Единственная оставшиеся кузовщина
66. В одном из ангаров до сих пор сохранилась родная надпись
67.
68. тссс
69. Ну и география части
70. Баня
71.
72.
73.
74. Выход из подземных коммуникаций в одной из казарм
75.
76. Караулка
77.
78.
79. И мы неспеша подходим к первому авиаангару
80.
81.
82.
83. Повсюду манящие входы в подземелья. Повторюсь, ни на каком более объекте подобного типа подземных уровней не встречал.
84.
85. И второй ангар. К слову аналогичные ангары стоят и в Нивенском на Балтийской косе и в Пионерском
86.
87. Довоенные двери, заставшие ожесточённые бои
88.
89.
90. Всё арийское, родное
91.
92. Посеченная осколками перилина
93.
94. По всей видимости, одна из частей, базировавшаяся здесь, ранее базировалась в восточной германии, оттуда и ящики
95.
96. а вот и ангары для техники, где ещё совсем недавно кипела жизнь
97.
98. Оголовок НУПа в качестве караулки
99.
100.
- uran238
- физик-ядерщик
- Сообщения: 7049
- Зарегистрирован: 14-03-2005 10:52:54
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 3368 раз
- Поблагодарили: 483 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Это не САУ. Это УР-77 «Метеорит» (самоходная реактивная установка разминирования). Создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».ПАДОНАК писал(а):САУшка
Учитывая, что а объекте базировался 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон, то вполне логично.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Первая фотография - в самом Хайлигенбайле у водопада, что прямо на въезде в казармы Bat. MG-9logo писал(а):Foto Heiligenbeil Mamonowo Ostpreußen
Вторая - это вряд ли Хайлигенбайль , больше похоже на портовую территорию
- KKs
- Исследователь
- Сообщения: 740
- Зарегистрирован: 17-07-2011 21:15:28
- Откуда: Heiligenbeil, O.-Pr.
- Благодарил (а): 407 раз
- Поблагодарили: 642 раза
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Третья фотография - там же у водопада. Озеро (нынешнее) слева от фотографа за кадром, чуть правее за колонной, шагающей по Hindenburgstrasse, кладбище (нынешнее мемориальное), мост Ludendorff-Bruecke они уже прошли. На заднем плане (левее) жилые дома для ком.состава Bat.MG-9 (территория части).logo писал(а):Foto Heiligenbeil Ostpreußen Luftwaffe
- YOU
- Интересующийся
- Сообщения: 288
- Зарегистрирован: 22-02-2010 22:59:07
- Откуда: Neuschtrelitz-Königsberg / Pr
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 87 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
попадаются бирки с надписями на обратке
Незаконные раскопки на территории области это серьезная проблема, которую необходимо решить в ближайшее время, иначе многие культурные памятники будут безвозвратно утеряны и наш регион лишится значительной части своего археологического достояния.
- YOU
- Интересующийся
- Сообщения: 288
- Зарегистрирован: 22-02-2010 22:59:07
- Откуда: Neuschtrelitz-Königsberg / Pr
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 87 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
еще одна фото
Незаконные раскопки на территории области это серьезная проблема, которую необходимо решить в ближайшее время, иначе многие культурные памятники будут безвозвратно утеряны и наш регион лишится значительной части своего археологического достояния.
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5837
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1417 раз
- Поблагодарили: 1313 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Foto Flugzeug airplane KG 3 od. 153 Staffelzeichen Heiligenbeil Ostpreußen
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5837
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1417 раз
- Поблагодарили: 1313 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Foto Flugzeug airplane KG 3 od. 153 Staffelzeichen Heiligenbeil Ostpreußen
- logo
- Архивариус
- Сообщения: 5837
- Зарегистрирован: 07-09-2004 05:00:00
- Откуда: НН
- Благодарил (а): 1417 раз
- Поблагодарили: 1313 раз
Re: Аэродром Heiligenbeil (Мамоново)
Foto Flugzeug Flugplatz Geschwader 153 Heiligenbeil Mamonowo Ostpreußen